Идея сплочения мусульманского мира
путем создания международной организации зародилась после Первой мировой
войны среди палестинских религиозных
деятелей. Одним из первых высказал ее
муфтий Иерусалима шейх Мухаммад
Амин аль-Хусейни.

В 1926 году состоялась международная исламская конференция в Мекке.
На ней представители 15 мусульманских
стран объявили о создании Конгресса
исламского мира (КИМ). До очередной
сессии, состоявшейся в 1931 году в Иерусалиме, КИМ не был оформлен организационно. На иерусалимском форуме
был избран Исполнительный комитет —
постоянный орган КИМ.

После Второй мировой войны центр
исламского объединительного движения
не некоторое время переместился в новообразованное мусульманское государство — Пакистан. В 1951 году в г. Карачи
прошла очередная сессия КИМ. В ней
приняли участие представители 32 государств и мусульманских общин. На сессии
был утвержден Устав КИМ. Руководящим
органом Конгресса стал Высший совет, собирающийся на свои заседания ежегодно
и назначающий генерального секретаря.

Большое значение имела багдадская
сессия КИМ, состоявшаяся в 1962 году. В ней приняли участие делегаты
из 40 стран, в том числе из СССР. На сессии была выработана общая стратегия
борьбы за политическую и экономическую независимость мусульманских стран,
их совместные действия против Израиля.

Активизации деятельности КИМ способствовали издание собственного ежемесячного журнала «Мусульманский мир»
и организация трансляции ряда радиои телепрограмм на нескольких языках.

Активное противодействие КИМ
встретил со стороны неосалафитов,
представлявших одно из влиятельных
мусульманских религиозных течений.
Внутри него особенную активность проявляла ассоциация «Братья-мусульмане»,
для которой Конгресс исламского мира
представлялся организацией, выражавшей исключительные интересы националистических режимов в Пакистане,
Египте и Индонезии, «узурпировавших
идеалы исламской уммы»[1].

Ассоциация, пользовавшаяся поддержкой короля Иордании, привлекала
на свою сторону мусульманские общины 15 стран (в том числе Египта, Ирана,
Марокко, Алжира, Сирии, Ливана,
Саудовской Аравии, Иордании, Афганистана, Индонезии). В 1953 году они учредили новую международную организацию — Всеобщий исламский конгресс
для Иерусалима (ВИКИ). Ее деятельность с самого начала сосредоточилась
на решении палестинской проблемы.
Однако, несмотря на неоднократно
выдвигавшееся предложение о создании объединенного исламского фронта
против Израиля, оно так и не было реализовано.

По инициативе короля Саудовской
Аравии в 1962 году состоялась Всеобщая
исламская конференция в Мекке, на которой присутствовали представители 32 стран, в основном улемы разных
исламских течений и мазхабов (салафиты,
неосалафиты, неоваххабиты, маликиты,
ханбалиты, шафииты, ханифиты). Итогом
конференции стало создание Лиги исламского мира (ЛИМ) — международной неправительственной исламской организации. С момента организации ведущие позиции в Лиге заняла Саудовская Аравия,
являющаяся ее главным финансовым донором (бюджет ЛИМ составлял 1 миллион саудовских риалов в 1962 году, 46 миллионов—в 1975 году, а в настоящее время
приближается к 100 миллионам).

В учредительных документах ЛИМ
она характеризуется как сугубо суннитская международная организация религиозного и культурно-просветительского
направления, целью которой является
налаживание сотрудничества между исламскими государствами в политической, экономической и культурной областях, усиление влияния духовенства
в обществе, внедрение принципов ислама в конституции мусульманских государств. В своей деятельности ЛИМ нередко выходит за рамки богословских
и культурно-просветительских мероприятий, участвуя в политических акциях.
Так, в период первой войны в Чечне она
организовала антивоенную кампанию.
Генеральный секретариат ЛИМ поддержал обращение главы высшего комитета
улемов Саудовской Аравии шейха Абд
аль-Азиза ибн Абдаллах ибн База к мусульманам всего мира вносить пожертвования «для оказания помощи чеченскому
народу в сопротивлении агрессии».

ЛИМ стремится расширять свое
присутствие и влияние, создавая бюро
Лиги даже в тех странах, которые не
являются традиционно исламскими. Для
координации их деятельности были созданы исламские советы: европейский (1973, штаб-квартира в Лондоне),
африканский (1976, штаб-квартира в Дакаре), для Северной и Южной Америки
и Карибского бассейна (1970, штабквартира в Нью-Йорке), азиатский
(1978, штаб-квартира в Карачи).

ЛИМ предпринимает много усилий
для того, чтобы возглавить координацию
деятельности других международных исламских неправительственных организаций — КИМ, ВИКИ и созданного
в 1965 году Афро-Азиатского исламского
конгресса. С этой целью под эгидой
ЛИМ еще в 1964 году была достигнута
договоренность между КИМ и ВИКИ
о разделении сфер деятельности: к первой орагнизации переходили все вопросы духовного и культурно-просветительского характера, вторая должна была
сосредоточиться на решении палестинской проблемы. Однако эти усилия в целом не дали результата. Координация
деятельности по-прежнему остается слабой, а КИМ не отказался от своих претензий на ведущую роль среди исламских
неправительственных организаций.

Арабо-израильская война 1967 года
и поджог в августе 1969-го мечети АльАкса в Иерусалиме ускорили созыв
конференции мусульманских стран
на высшем уровне. Она состоялась
в сентябре 1969 года в столице Марокко
Рабате. Там и была создана первая
мусульманская межправительственная
организация под названием Организация Исламская Конференция (ОИК).

Основной целью, сформулированной в Уставе ОИК, провозглашается
укрепление солидарности между государствами-членами, развитие сотрудничества между ними в экономической, социальной, культурной, научной и других
жизненно важных сферах на основе приверженности Уставу ООН и принципу
соблюдения основных прав человека.

Страны-кандидаты на вступление
в ОИК должны отвечать одному из трех
критериев: 1) большинство населения
страны составляют мусульмане; 2) конституция квалифицирует государство как
исламское; 3) глава государства является
мусульманином. Эти критерии окончательно были выработаны в 1987 году.

С начала 1970-х годов число стран-членов ОИК возросло с 24 до 56 (на 2000 год).

В документах ОИК делается попытка
синтезировать общепринятые нормы международного права с мусульманскими
правовыми принципами. Разработанная
ОИК «Всеобщая исламская декларация
прав человека» провозглашает невмешательство во внутренние дела суверенных
государств, но вместе с тем говорит о необходимости защиты мусульманских
меньшинств в отдельных странах, например, в Индии, Болгарии, на Филиппинах, на том основании, что они являются
нераздельной частью всемирной мусульманской общности — уммы.

ОИК — субъект международного
права. В 1975 году она получила статус
наблюдателя ООН. В повестке заседаний
всех форумов ОИК центральное место
занимает проблема ближневосточного
урегулирования. На конференции министров иностранных дел стран-членов
ОИК, прошедшей в 1980 году, был создан
постоянно действующий комитет в составе 11 министров стран-участниц и Генерального секретаря ОИК для рассмотрения любой чрезвычайной ситуации
в мусульманском мире и разрешения
споров и конфликтов между странамичленами ОИК.

Все решения ОИК имеют рекомендательный характер. В отличие от ООН она
не располагает механизмом реализации
принимаемых решений. Поэтому ее деятельность постоянно подвергается резкой критике со стороны Ирака, Ливии,
Судана за неэффективность, особенно
в решении ближневосточной проблемы.
Неэффективность ОИК отчасти объсняется существенными противоречиями
в позициях государств-членов.

Помимо неправительственных и межправительственных исламских организаций существует большое число мусульманских благотворительных организаций
и фондов. Некоторые из них имеют свои
отделения и в России.

К 2000 году Министерством юстиции
РФ было зарегистрировало 6 исламских
международных организаций различного
направления:

— отделение Лиги исламского мира — региональное бюро Всемирной
ассамблеи исламской молодежи;

— российский фонд «Ибрагим бен
Абд аль-Азиз аль-Ибрагим» (Саудовская
Аравия);

— отделение благотворительной организации «Международный гуманитарный призыв» (Объединенные Арабские
Эмираты);

— отделение общественной организации — научного общества «Комиссия
по научным знакам в Коране и Сунне»;

— отделение Исламского агентства
помощи и спасения;

— отделение благотворительной организации «Исламик Релиф» («Исламская помощь»).

Цели деятельности этих организаций,
заявленные в их учредительных документах, довольно схожи и, как правило, не
выходят за рамки оказания материальной
помощи отдельным гражданам и общественным и религиозным объединениям,
а также содействия в организации религиозные просвещения[2].

В российской прессе и научной литературе звучало немало негативных оценок деятельности таких отделений
и фондов на территории РФ. В частности, отмечалось, что оказание ими гуманитарной помощи сопровождалось созданием разветвленной сети организаций,
финансируемых Саудовской Аравией,
особенно активно стремящейся содействовать увеличению роли ислама в общественной жизни на постсоветском пространстве и тем самым прямо или
косвенно закрепить свое присутствие
там. Однако несмотря на значительное
влияние Саудовской Аравии в таких
структурах, как Всемирная исламская
лига (ВИЛ), Всемирная ассамблея исламской молодежи, Международная
исламская организация спасения
(МИОС—«Аль-Игаса»), Всемирный высший совет по делам мечетей (ВВСДМ),
Международная ассоциация благотворительной помощи «Тайба», их представительства действовали на территории РФ
фактически бесконтрольно, оказывая
финансовую помощь исламским организациям Северного Кавказа, включая
Чечню. Тем самым они нарушали официально провозглашенный властями Саудовской Аравии принцип невмешательства во внутренние дела других
государств. Кроме того, все эти организации стремились действовать в обход официальных мусульманских структур России, независимо от того, шла ли речь
о распределении финансовой помощи,
бесплатном распространении Корана,
строительстве мечетей, организации паломничества в Мекку, обучении российских мусульман в религиозных учебных заведениях арабских стран или создании
учебных лагерей для детей на территории
Чечни, Кабардино-Балкарии, КарачаевоЧеркесии, Дагестана и Башкортостана[3].

Начиная со второй половины 90-х годов Саудовская Аравия стала пересматривать свое отношение к деятельности зарубежных отделений ряда международных
исламских организаций, в том числе
и в России. Это произошло во многом
под давлением Египта, Алжира, Туниса
и Индии, потребовавших от нее в 1994 году прекратить поддерживать негласные
контакты с отдельными радикальными
исламскими группировками и оказывать
им финансовую помощь. В России в ходе
проверки, осуществленной Министерством юстиции РФ в начале 1995 года, были
вскрыты многочисленные нарушения
действующего законодательства об общественных объединениях со стороны отделения МИОС, ассоциации «Тайба»,
Агенства гуманитарной помощи, межрегиональных обществ «Информация
и мир», Исламский конгресс, Мусульманский молодежный союз и др. Наконец, с 1998 года в российских СМИ стали
появляться публикации о деятельности
ваххабитов в России и СНГ, которые также получали средства от саудовских благотворительных фондов.

Протесты возымели действие: объемы
финансирования международных благотворительных фондов с конца 1998 года
были существенно сокращены. Руководящий состав российских отделений ВИЛ,
МИОС, Всемирной лиги исламской молодежи подвергся существенным кадровым изменениям, а основными партнерами в работе этих организаций стали
официальные мусульманские учреждения
России.

Справку подготовил Алексей Ковальчук.


[1] Поляков К. И. Арабский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма. М., 2001.
С. 156.

[2] Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. С. 47.

[3] Поляков К. И. Указ. соч. С. 72–73.