Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
В последние годы международный терроризм стал одной из главных тем, обсуждающихся мировым сообществом. Не секрет, что непосредственные исполнители
террористических актов вербуются, как правило, из рядов радикальных мусульманских сект, центры которых находятся в странах Средней Азии и Ближнего Востока. В связи с этим часто вспоминают, что терроризм, как последовательная тактика убийств в политических целях, впервые в истории появился именно
в мусульманском мире в XI веке, а первыми террористами были представители радикального направления в шиитском исламе — восточные исмаилиты, или низариты. Исполнители террористических акций по преданию употребляли наркотики
(гашиш), за что и получили прозвище «хашишийун». В искаженной форме «ассасин» это слово попало в европейские языки со значением «убийца».
Между средневековыми ассасинами и современными террористами находят
много сходства. Ассасины так же, как и современные террористы, были фанатично преданы своему эмиссару и верили в вознаграждение свыше за совершение
теракта. Известны легенды, рассказывающие о том, что глава тайного, запрятанного глубоко в лесах ордена, именуемый «горным старцем» специально одурманивал молодых адептов с тем, чтобы те под воздействием наркотиков осуществляли покушения на его врагов. Им якобы были созданы «райские сады»,
в которых опьяненные ассасины перед отправлением на задание проводили время с наложницами, убежденные, что находятся в истинном раю и смогут туда
вернуться лишь после выполнения воли своего предводителя.
Согласно иному толкованию, слово «ассасин» происходит от арабского корня
«асас», который означает «основа». В таком случае слово «ассасины» следует понимать как «фундаменталисты». Считается, что предводитель ассасинов был обладателем эзотерического знания, недоступного никому, кроме него и его ближайшего
окружения. Вплоть до сегодняшнего дня проводятся параллели между тайной сектой ассасинов и орденом тамплиеров, который, согласно расхожему мнению, был
прародителем масонов. Ассасины же в таком случае становятся предшественниками современных террористов и их предводителей, которые и являются теми самыми тайными силами, угрожающими Западу. Таким образом, как в первом, так
и во втором случае, этимологический анализ слова «ассасин» подталкивает
к устрашающим выводам и, по видимости, подтверждает самые страшные опасения относительно возможных последствий усиления влияния исмаилитов в мире.
Сегодня исмаилиты являются одним из влиятельных направлений в исламе
и имеют свои представительства во многих странах мира, включая ведущие державы Европы и Америки. Лидером исмаилитов — имамом — является ныне миллиардер Ага-хан IV. Основанная им организация имеет развитую сеть в странах
Европы, Америки, Ближнего Востока, Центральной Азии, Восточной Африки,
где проживают приверженцы исмаилизма, насчитывающие на сегодняшний день
около 20 миллионов человек. С недавних пор ее влияние стало распространяться
в среднеазиатских странах СНГ и главным образом в Таджикистане.
Встает вопрос о том, как должна относиться Россия к деятельности организации Ага-хана на территории стран СНГ , в частности в Таджикистане и Киргизии.
Для принятия взвешенного решения необходимо иметь ясное представление о
том, чем на самом деле является организация Ага-хана, и несет ли ее деятельность угрозу для интересов России в данном регионе, и если да, то какую именно, а если нет, то почему.
* * *
Исмаилизм — течение в шиитском исламе. На сегодняшний день шииты представляют около 10 процентов мусульман во всем мире. Они, в отличие от суннитов, не
признают линию халифов, берущую начало от Абу Бакра. Истинным преемником
Пророка они считают его зятя Али. Их лидером стал имам, потомок Али и дочери
Пророка Фатимы, а программой — свержение суннитов и возвращение к истинному исламу через установление власти имама и единой линии ее преемственности.
В VIII веке образовалось несколько шиитских сект, но основной раскол в шиизме произошел в 765 году после смерти шестого имама Джафара ас-Садика. Его
старший сын Исмаил не унаследовал имамат, предположительно потому, что
придерживался радикальных взглядов. Седьмым имамом стал младший сын
ас Садика Муса аль-Казим. В дальнейшем имамат переходил к его потомкам
вплоть до двенадцатого имама, который исчез в 873 году. Исчезнувший имам получил имя Махди, и его возвращения ожидают верующие шииты. Его последователи именуются имамитами, или двунадесятниками. Имамизм является умеренным, близким к суннизму, направлением в шиизме и имеет статус
государственной религии в современном Иране.
Последователи Исмаила были вынуждены долгое время скрываться. Они разработали религиозную доктрину, сочетающую уважение к Корану, с одной стороны, и пропаганду борьбы с существующей властью — с другой. В учении исмаилитов присутствовал и элемент мистицизма: имам считался обладателем тайного
знания, недоступного общей массе верующих. Впервые исмаилиты заявили о себе в начале X века в Северной Африке. Они называли себя фатимидами в честь
дочери Пророка. Переместившись в Египет, фатимиды основали Каир, ставший
столицей их империи. В результате очередного раскола среди исмаиилитов, произошедшего в 1094 году после смерти халифа ал-Мустансира, обособились сторонники Низара, его старшего сына, подобно Исмаилу не унаследовавшего имамат. Создателем террористической идеологии ассасинов стал основатель
собственного государства низаритов Хасан ибн Саббах, проповедник фатимидского исмаилизма, поддержавший Низара.
Хасан ибн Саббах обосновался в замке Аламут (в горах Эльбурс на севере
Ирана), который стал главным опорным пунктом исмаилитов. Сюда же был тайно перевезен внук Низара, позже унаследовавший имамат. Руководя из Аламута
и практически никогда не выходя из своего дома, Хасан создал организацию, террористическая деятельность которой на протяжении двух веков не давала покоя
суннитским халифам и их визирям, сельджукским султанам и их приближенным,
а также фатимидам, многим другим шиитским сектам, а впоследствии и христианам. За время правления Хасана ибн Саббаха было совершено около пятидесяти заказных убийств, ни одно из которых, однако, не было направлено против
христиан или иудеев. Его последователи продолжили тактику террора, который
так же, как и при Хасане, был средством борьбы с враждебными исламскими лидерами. Христиане становились жертвами исмаилитского террора только в тех случаях, когда они принимали участие в противостоянии между исмаилитами
и их противниками-мусульманами. Более того, большинство столкновений
исмаилитов и христиан произошло не в Персии, центре исмаилитов, а в Сирии,
где действовали исмаилитские миссионеры и куда в XI веке пришли сельджуки,
а в XII — крестоносцы. История сирийских исмаилитов практически исчерпывается историей заказных убийств. Именно сирийские исмаилиты получили имя
ассасинов, и благодаря им оно стало синонимом слова «убийца». Но при внимательном рассмотрении устрашающее сходство между ассасинами и современными террористами оказывается иллюзорным. Террористические акты, прославившие ассасинов, наносились ими главным образом по противникам внутри
исламского мира. Крестоносцы не были главным объектом террора исмаилитов.
Убийства, практикуемые ассасинами, были всегда направлены не против простых и мирных людей, а против монархов, визирей, лидеров враждебных исмаилитам государств и сект.
Само слово «ассасин» появилось в XIII веке и применялось лишь к исмаилитам Сирии, но не Персии, причем с XIV века оно вообще перестало напрямую
ассоциироваться с исмаилитами. Истинная этимология этого слова до конца не
известна, так же как не доказано и употребление ассасинами гашиша перед
исполнением террористических актов. Достоверно известно только, что именем
«ашишин» именовался слуга старейшины исмаилитов в Сирии. Истории о «райских садах», созданных «горным старцем», по мнению большинства историков,
являются более поздними легендами, сложившимися под впечатлением обширной террористической деятельности сирийских исмаилитов, тогда как основными центрами исмаилизма всегда были Египет и Персия.
В 1258 году замки исмаиилитов в Персии, включая Аламут, были разгромлены
монголами под предводительством Хулагу-хана, а сами они в значительной части
мигрировали в Индию. Имам Рукн ад-дин был убит, однако его сын выжил и продолжил род имамов. В 1817 году имам исмаилитов в знак признания получил от
персидского шаха титул Ага-хана, что означает «верховный повелитель». Однако
вскоре его отношения с местными властями испортились, и Ага-хан I в 1841 году
был вынужден переехать в Афганистан. В Афганистане Ага-хан I сблизился с англичанами и, переехав в 1842 году в Индию и обосновавшись в Бомбее, защищал
британские интересы в регионе. В 1866 году в Британском высшем суде в Бомбее
состоялось двадцатипятидневное слушание по делу о легитимности статуса Ага-хана, как главного имама исмаилитов-низаритов, в котором была документально доказана историческая преемственность Ага-хана I в линии имамов, восходящей к
правителям Аламута, а следовательно, фатимидскому халифату и самому Пророку
Мухаммаду. Таким образом, статус Ага-хана как легитимного лидера исмаилитов
был подтвержден официально. Ага-хан II, являвшийся имамом с 1881 по 1884 годы, также поддерживал хорошие отношения с англичанами, которые остались таковыми и по сей день. Он впервые за долгое время попытался восстановить связи
с исмаилитскими общинами в верхнем течении Аму-Дарьи (Окса), Бирме и Восточной Африке. Он также способствовал тому, чтобы его сын и наследник Мухаммад Шах Ага-хан III получил лучшее западное воспитание и образование. Он стал
личным другом короля Эдуарда VII, который и был назначен британским представителем в Индии. Благодаря дружбе с англичанами Ага-хан III сблизился со многими королевскими домами Европы. Тогда же были построены резиденции Ага-хана III в Швейцарии и на французской Ривьере. В 1937 году он был избран
президентом Лиги Наций на одну сессию.
Ага-хан III положил начало благотворительной деятельности исмаилитов. Он
был основателем движения по улучшению благосостояния низаритов, проживающих в бедных и слаборазвитых странах, посредством экономического развития
регионов, населенными единоверцами, и распространению в них образования.
Он также способствовал проведению сельскохозяйственной реформы в Сирии.
Он стал одним из тех мусульманских лидеров, которые смогли объективно оценить достижения западной цивилизации и начали работу по распространению
западных стандартов на территории слаборазвитых азиатских стран, населенных
их единоверцами, с целью борьбы с нищетой, неграмотностью и религиозной нетерпимостью. Ага-хан III умер в 1957 году, и имамат перешел к его внуку Кариму
аль-Хусейни Ага-хану IV, который продолжил и развил все его начинания.
* * *
Принц Карим аль-Хусейни Ага-хан IV родился в 1936 году в Женеве. С 1957 года
он является сорок девятым имамом низаритов. Ага-хан IV обучался в Гарвардском университете, где специализировался по изучению ислама. Карим аль-Хусейни официально вступил в должность Ага-хана в возрасте двадцати лет и, прервав свое обучение, совершил ряд поездок по местам, населенным своими
единоверцами. После этого он возобновил учебу и в 1958 году окончил Гарвардский университет с отличием. По окончании университета он учредил в Гарварде
стипендию для африканских студентов и еще ряд стипендий для неимущих студентов-исмаилитов, позволяющих им обучаться в западных учебных заведениях, открыл целую сеть здравоохранительных центров, больниц и начальных школ,
доступных для посещения людей независимо от расовых и религиозных различий. В 1977 году в Лондоне Ага-ханом был основан Институт изучения исмаилитов. Ага-хан IV был удостоен ряда правительственных наград от двенадцати стран
Европы и Азии, стал почетным доктором в университетах Пакистана, Канады,
Великобритании и США.
В 1967 году Ага-ханом был организован благотворительный фонд, являющийся частной благотворительной неконфессиональной международной организацией. Штаб-квартира фонда расположена в Женеве, а представляющие
его филиалы основаны в более чем тридцати странах мира. В 2002 году бюджет
фонда составил 115 миллионов долларов, которые были направлены на поддержание уже начатых им программ и организацию 110 новых проектов в 16 странах мира. Фонд Ага-хана занимается поддержанием исмаилитских общин,
а также оказанием помощи странам, в которых они проживают, и стремится
улучшить благосостояние местного населения (причем не только исмаилитов),
создавая в данных странах условия для их более скорого экономического развития. В настоящее время фонд продуктивно работает в Бангладеш, Канаде,
Индии, Кении, Мозамбике, Пакистане, Португалии, Швейцарии, Таджикистане, Танзании, Уганде, Великобритании и Соединенных Штатах. Также был дан
старт ряду программ в Афганистане, Киргизии и Сирии. Деятельность фонда
сводится к учреждению негосударственных институтов и организации программ, специально ориентированных на решение непосредственных экономических, культурных и социальных проблем отдельно взятой территории. Фонд
Ага-хана способствует подготовке специалистов разного профиля среди местного населения. Его работа направлена на создание в этих странах условий для
их последующего самостоятельного развития. Фонд, в сотрудничестве с местными правительствами, стремится достигать этих целей через децентрализацию управления и финансового распределения в местных социальных, экономических и культурных секторах. Идея, лежащая в основе такой политики,
состоит в том, что страна может полноценно и независимо развиваться, только когда местные общины масштабно участвуют в управлении территориями, на которых они проживают. Согласно убеждению Ага-хана, только таким способом может быть достигнуто правильное, рациональное использование экономических ресурсов области. Стабильный и независимый экономический
и культурный рост может существовать только в тех областях, где разработка
и выбор методов развития осуществляется по преимуществу местными общинами, работающими в своих интересах и во благо собственного региона.
Именно поэтому все организуемые фондом программы и институты являются
платными: начиная с чисто символической оплаты, община, развиваясь, постепенно увеличивает свою долю во вложениях, поддерживающих работу конкретных институтов и программ, и со временем полностью берет на себя управление ими. Таким образом, благотворительный фонд Ага-хана, помогая
развивать местное управление и внедряя новые методы и технологии в слаборазвитые регионы, способствует их экономическому, социальному и культурному развитию, чем помогает сократить разрыв между ними и высокоразвитыми европейскими странами. Иными словами, фонд не решает проблемы
отсталых стран вместо них самих, а дает им возможность начать работу по развитию собственной экономики и, как следствие, науки и культуры.
В основании всех проводимым фондом программ лежит сформулированный Ага-ханом принцип стремления к плюрализму. Идея плюрализма понимается ее автором как наличие в государстве взаимопонимания, терпимости, открытости к другим культурам, типам социального устройства, ценностям и
убеждениям. По мнению Ага-хана, плюрализм является одним из важнейших
факторов, необходимых для полноценной трансформации отсталых регионов
Азии и Африки в гражданские общества. Именно плюрализм в таком широком
понимании должен, согласно политике фонда, стать частью институционального устройства каждого государства, стремящегося к демократическому развитию, именно такой вид плюрализма фонд пытается установить в странах, где
существуют его программы. Сам Ага-хан IV в одной из недавних речей говорил
о своем глубоком убеждении в том, что в современном мире плюралистический подход в развитии обществ на локальном, национальном и межнациональном уровне является не только залогом их прогресса, но и условием выживания. Именно в содействии построению обществ с децентрализованной
структурой Ага-хан IV видит исключительную значимость негосудраственных
организаций и в первую очередь своего фонда. По его мнению, такое содействие должно заключаться во вложении денег в проекты с медленной окупаемостью, но большой социальной значимостью. Примером такого рода вложений
служит недавно построенный на средства фонда мост, соединивший таджикскую и афганскую части Бадахшана, строительство которого имеет культурную
и социальную значимость, но не является самым выгодным с экономической
точки зрения вложением средств.
На сегодняшний день вся благотворительная деятельность Ага-хана сосредоточена в Организации Ага-хана по развитию. Фонд Ага-хана является в ней
одной из главных составляющих. Организация Ага-хана зарегистрирована как
группа частных светских организаций. Деятельность Организации по развитию
осуществляется в трех сферах: экономической, социальной и культурной —
и распространяется преимущественно на страны Азии и Африки. В сфере экономики действует основанный в 1984 году Фонд Ага-хана по экономическому развитию. Под эгидой фонда функционируют пять служб: служба развития туризма,
служба промышленного развития, финансовая служба, служба средств информации и авиационная служба. Социальное направление деятельности Организации по развитию представляют Фонд Ага-хана, служба образования, служба здравоохранения, служба планирования и строительства, а также Университет Ага-хана
в Пакистане и Университет Центральной Азии в Таджикистане. Деятельность
в культурной сфере осуществляется Трастом Ага-хана по культуре, в который
входят программа по поддержке городов, представляющих историческую
ценность, программа по образованию и культуре, а также премия Ага-хана по
архитектуре.
* * *
Организация Ага-хана по развитию работает в Средней Азии уже более 15 лет.
Первая благотворительная программа фонда была проведена еще в эпоху СССР.
В 1986 году им была осуществлена программа по восстановлению памятников,
имеющих историческую ценность в Самарканде (Узбекистан). С 1992 года основное внимание фонда переместилось на Таджикистан. Сначала деятельность
фонда ограничивалась поставками гуманитарной помощи в Горно-Бадахшанскую автономную область, самую восточную часть Таджикистана, насчитывающую около 250 тысяч жителей, большинство которых исповедует исмаилизм.
Несколько позже здесь была начата программа социально-экономического
развития.
В настоящее время из всех стран СНГ деятельность фонда наиболее широко
представлена в Таджикистане, хотя его представительства открыты также в Киргизии, Казахстане, Узбекистане и России. На начальных этапах сотрудничества,
деятельность фонда ограничивалась поставками гуманитарной помощи в Горно-Бадахшанскую автономную область Республики Таджикистан (ГБАО РТ). Позднее на территории Таджикистана (ГБАО и еще пяти областей) были организованы более масштабные и долгосрочные программы. Только в 1997 году фондом
Ага-хана было выделено 27,7 миллионов долларов на развитие экономики и социального сектора в Горном Бадахшане.
Финансовая помощь фонда экономике ГБАО в частности и Республики
Таджикистана в целом увеличивалась по мере его укрепления на территории
страны параллельно с координацией действий фонда и правительства Таджикистана. Первые два визита Ага-хана IV в Таджикистан в 1995 и 1998 годы
продемонстрировали изменение в отношениях между Организацией Ага-хана
и правительством Таджикистана. Первый визит имел скорее не официальный,
а культурный статус: Ага-хан встретился с единоверцами, провел всеобщую
молитву (дидар) и в своей речи призвал к мирному урегулированию военного
конфликта и началу мирного строительства гражданского общества по западному образцу. Однако второй приезд Ага-хана в ГБАО уже сопровождался
прибытием туда и президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, а также вице-президента Всемирного банка Йоханса Линна. Тогда была одобрена трехлетняя программа кредитования экономики Таджикистана на общую сумму
около 165 миллионов долларов.
Организованные фондом Ага-хана в ГБАО проекты главным образом нацелены на создание в этой местности потенциала для ее перехода к рыночной
экономике. Большое внимание уделяется введению новых методов экономического развития, в частности развития сельского хозяйства, в соответствии с
географическими особенностями региона. Принимая участие в реформе сельскохозяйственного сектора Таджикистана, фонд выступает в качестве негосударственной и некоммерческой организации. Его программы развития сельского хозяйства на отдаленных и труднодоступных территориях призваны
снизить уровень бедности в этих районах. Под развитием сельского хозяйства
понимается более рациональное управление земельными ресурсами, повышение урожайности, обучение квалифицированных кадров. Фондом также была
подготовлена и начата программа развития горных районов ГБАО и Каратегинской долины.
Согласно отчету за 2002 год, опубликованному в августе 2003 года, программа
по развитию горных обществ дала существенные результаты: была решена проблема с нехваткой продуктов в горных районах страны, управление ресурсами этих
территорий стало более рациональным, что поспособствовало увеличению прибыли местных общин. Также заметный прогресс был достигнут в программе кредитования населения: на сегодняшний день в горных районах Таджикистана более 19 тысяч фермеров получили денежные кредиты. Сравнительный успех
программы кредитования открыл перспективу создания в ближайшем будущем
в Таджикистане первого Микрофинансового банка. Тем не менее следует отметить, что в 2002 году в ГБАО фондом также было поставлено 4 000 тонн продовольствия в качестве гуманитарной помощи, поскольку сельскохозяйственный
сектор здесь пока еще не является самодостаточным, несмотря на более ранние
прогнозы о том, что к 2000 году ГБАО станет регионом, независимым от внешних
поставок продовольствия.
Вклад Организации по развитию в социальный сектор Таджикистана заключается главным образом в развитии сферы образования и здравоохранения. Службой образования Ага-хана в Таджикистане и Киргизии была организована программа по обучению местного населения английскому языку и экономике, а также по подготовке учителей, прошедших курс обучения
у специальных инструкторов, аттестованных в Великобритании. В Хороге,
столице Горно-Бадахшанской автономной области, был основан университет,
а также частная школа имени Ага-хана. В Киргизии была также открыта частная школа в городе Ош. В Таджикистане усилия фонда Ага-хана были направлены на подготовку квалифицированных кадров, способных модернизировать
социальную и экономическую структуру области. Местная реформа образования позволила децентрализовать управление и финансирование образовательных учреждений, что, согласно отчету фонда, способствовало более основательному участию местных обществ в жизни этих институтов и улучшило
процесс обучения. В Хороге при посредстве правительств Таджикистана,
Казахстана и Киргизии в конце 2000 года был создан Университет Центральной Азии. Его целью является развитие образования и исследования горных
регионов и обществ.
За 2002 год служба образования устранила нехватку учебников почти в половине школ ГБАО. Была заявлена программа по постоянному улучшению школьного
образования, заключающаяся в перманентном обмене опытом между частным
и государственным образовательными секторами. В 141 центре на территории республики были проведены программы по обучению специалистов для работы в социальном секторе, включая программы по администированию и менеджменту.
Были также организованы курсы по повышению квалификации в учебных заведениях Москвы и Канады.
В области здравоохранения фондом было проведено исследование в регионе на предмет соответствия стандартам продуктов, употребляемых населением
в пищу. По результатам исследования фондом были предоставлены необходимые питательные микроэлементы для добавления в пищу, что в 2002 году позволило несколько сократить процент заболеваний, связанных с нехваткой микроэлементов. В шести организованных центрах организовано обучение
докторов и младшего медицинского персонала. В рамках программы по защите материнства и детства была проведена работа по повышению качества медицинских услуг, предоставляемых беременным женщинам и детям до пяти лет, в
ГБАО также были созданы лаборатории, оснащенные современным оборудованием для проведения анализов по обнаружению венерических заболеваний
и СПИДа.
В области культуры главным событием стало начало работ по строительству
в центре Душанбе Культурного центра исмаилитов. В соответствии с проектом он
будет располагаться в центральной части столицы Таджикистана и займет площадь, равную 25 000 кв. м. По размерам центр в Душанбе будет сравним с аналогичными культурными центрами, уже построенными организацией Ага-хана
в Лондоне, Ванкувере и Лиссабоне. Согласно заявлению Ага-хана IV, новый
центр будет призван изучать и развивать множественность традиций и форм самовыражения, которыми всегда была богата Центральная Азия.
Помимо Таджикистана Организация Ага-хана по развитию с недавнего времени сотрудничает и с правительствами Киргизии и Казахстана. Но на сегодняшний день ее деятельность в этих странах не является столь широкой, как
в Таджикистане. В Киргизию, например, фондом Ага-хана высылается гуманитарная помощь. Также в киргизском городе Оше, как уже упоминалось, была
открыта школа имени Ага-хана. Казахстан, наряду с Киргизией, Таджикистаном
и имаматом Ага-хана, принял участие в подписании договора по созданию Университета Центральной Азии в столице ГБАО РТ городе Хороге.
* * *
Так что все домыслы о современной террористической угрозе для Запада со стороны исмаилитов не имеют под собой почвы. Деятельность организации Агахана ориентирована как раз на привнесение западных стандартов в слаборазвитые регионы, населенные его единоверцами, с целью повышения
благосостояния населения, борьбы с неграмотностью и религиозной нетерпимостью. Последствиями этой деятельности на территории Таджикистана и других среднеазиатских стран СНГ могут оказаться разве что повышение уровня
образованности населения и создание в этих государствах рыночной экономики, что в перспективе сделает их более открытыми для сотрудничества со странами, экономика которых устроена по западному образцу, и менее зависимыми
от отношений с Россией.