В мае 2003 года премьер-министр России Михаил Касьянов утвердил правительственную Концепцию действий на рынке труда на 2003–2005 годы. «Отечественные записки» публикуют ее разделы, посвященные характеристике текущего
состояния рынка труда и прогнозам по его развитию в ближайшие годы. Полностью документ размещен на сайте правительства Российской Федерации:
http://www.government.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=9813.

Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 годы (далее именуется —
Концепция) определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда,
развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы
и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.

I. Ситуация на рынке труда в Российской Федерации

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социальноэкономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей
и регистрируемой безработицы.

При сокращении внутреннего валового продукта в 1990–1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 миллиона человек,
или на 15,3 процента.

Наибольшее сокращение произошло в промышленности, где численность
работников сократилась на 8,6 миллиона человек, а доля работающих в общей
численности занятых в экономике снизилась с 30,3 до 22,2 процента. При этом
структурные процессы в промышленности в 90-е годы привели к значительному
снижению численности занятых в наиболее приоритетных наукоемких отраслях.
Предложение рабочей силы на рынке труда в 1990–2000 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами.

Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 83,7 миллиона человек), увеличилась к началу 2001 года до 87,3 миллиона человек. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения «детей войны»
и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста. Эта тенденция сохранится и в 2003–2005 годах, которые
станут последними годами увеличения численности населения трудоспособного
возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет
не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение — начало старения экономически активной части населения.

Определенное влияние на рынок труда в России оказывает миграция населения. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения России. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению
компенсирующей роли миграции (в 1998–2001 годах миграционный прирост составил около 0,1 процента).

Более существенно присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов (около полутора миллионов человек). Сфера приложения труда нелегальных мигрантов — в основном строительство, торговля и сельское хозяйство.

Составляющие значительный объем экономически активного населения нелегальные мигранты оказывают на рынок труда неоднозначное действие: с одной
стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе, с другой
стороны, уход в теневую сферу и криминализация деятельности. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов национального рынка труда.

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы.

В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении
его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992 по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента.

С 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией организаций
к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом
этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.

За 10 лет реформ большинство организаций практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые
остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.

Между тем российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу
развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.

Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран
в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения, — когда фактически безработные причисляются к экономически активному
населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности
труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в три раза
ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда,
низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов
малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около трех миллионов человек, сократившись
в 1998–2001 годах почти в четыре раза.

Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной
конкурентной среды.

Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места.

Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых рабочих
мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие
малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.

Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства,
стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так
и в смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной напряженности.

Растет сельская общая и регистрируемая безработица. В 2000–2002 годах
общая численность безработных возросла с 1,86 до 1,94 миллиона человек, или
на 4,3 процента, а численность безработных, зарегистрированных в органах
службы занятости, — с 325,3 до 455,9 тысячи человек, или на 40,1 процента.

Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени
вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов
на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности
сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет),
которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства.

Вместе с тем после периода резкого сокращения численности занятого сельского населения наметилась тенденция его роста. Так, если в 1992–1999 годах
численность занятых уменьшилась на 3,1 миллиона человек, то в 1999–2001 годах произошло увеличение на 1,5 миллиона человек.

В последние годы снижается интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из села снизился в 2001 году более чем в два раза
по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток молодежи в возрасте до 30 лет (более 46 процентов выбывшего сельского населения). Растет
заболеваемость и смертность сельского населения, что может вызвать серьезные
негативные демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых
ресурсов в агропромышленном комплексе.

Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный
сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан в России, для которых неформальная занятость являлась единственной, составляла 7 миллионов человек, а общие масштабы неформальной занятости оцениваются в размере 10–12 миллионов человек.

Наиболее важная социально-экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь дополнительный заработок, смягчая тем самым
социальное напряжение в обществе.

В то же время неформальный сектор экономики оказывает отрицательное
воздействие на собираемость налогов и другие экономические показатели.

Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В 2002 году
девять субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает
средний показатель по России в 1,5 — 3 раза.

Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 миллионов человек.

Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый
отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других
регионах.

Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 года
(после финансового кризиса 1998 года) — 10,4 миллиона человек, или 15 процентов экономически активного населения.

Максимальный показатель регистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 года — 2,8 миллиона человек, или 3,8 процента экономически активного
населения.

Экономический рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методике Международной организации труда,
с 7,5 миллиона человек в 2000 году до 5,7 миллиона человек в 2002 году, или
с 10,5 до 8,1 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в 2000–2001 годах — 1,1 миллиона
человек (без учета данных по Чеченской Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и незначительному росту в 2002 году — 1,3 миллиона человек (с учетом данных по Чеченской Республике),
или 1,8 процента).

II. Факторы, влияющие на развитие рынка труда
в Российской Федерации в 2003–2005 годах

На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003–2005 годах окажут воздействие следующие факторы:

1) увеличение в 2003–2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 миллиона человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением
в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы.
В 2003 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения
трудоспособного возраста — на 674 тысячи человек, после чего он будет постоянно
снижаться: в 2004 году составит 542 тысячи человек, в 2005 году — 258 тысяч человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения
трудоспособного возраста;

2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация
угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах
глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

3) профессиональный уровень значительной части работников российских
организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов
профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров
на производстве;

4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной
структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения; проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;

5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;

7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный
ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования
на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;

9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию
на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;

11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих
малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей.

III. Основные направления действий на рынке труда
в Российской Федерации

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2003–2005 годах
не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период
должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению
во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003–2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой
сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения…[1]


[1] Полный вариант см.: http://www.government.ru/data/news_text?html?he_id=1038news_id=9813