Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Ситуация на рынке труда страны в последнее время остается спокойной. Общая
численность безработных в 2001–2002 годах уменьшилась в России на один миллион человек. В то же время численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения и рассчитывающих таким
образом на содействие государства в трудоустройстве, возросла приблизительно
на 250 тысяч человек. Уровень безработицы экономически активного населения
страны к началу марта 2003 года составил 8,5 процента, в том числе регистрируемой безработицы — два процента.
При относительной стабильности социально-экономических показателей трудно ждать от органов исполнительной власти каких-либо принципиально новых шагов и свежих решений. Лейтмотивом принимаемых в таких условиях документов является Гиппократов принцип «Не навреди». Не стала исключением и одобренная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 568-р
Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 годы. Ее рекомендации как раз
и исходят из того, что в период, на который она рассчитана, «не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда
и в сфере занятости населения». При этом, однако, именно в этот период «должны
будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования
в экономике», связанные с реформированием структуры промышленности, реструктуризацией и модернизацией отраслей экономики, подготовкой к вступлению во
Всемирную торговую организацию, модернизацией системы среднего и высшего образования.
Концепция действий на рынке труда — хорошо структурированный документ. Что не удивительно — сотрудники Федеральной службы занятости населения России, созданной еще в 1991 году (это была одна из первых государственных структур управления рыночной экономикой, она и ныне функционирует
в составе Министерства труда и социального развития), неоднократно участвовали в разработке различных правительственных социально-экономических программ и законов, касающихся регулирования рынка труда, так что опыт у них
большой. Трудно спорить с авторами Концепции, справедливо отмечающими,
что действия на рынке труда должны складываться из таких направлений, как:
1) совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения; 2) повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на
рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации; 3) содействие занятости, стимулирование
создания и сохранения рабочих мест, совершенствование форм социального
партнерства на отраслевых рынках труда; 4) развитие региональных рынков труда; 5) регулирование трудовой миграции; 6) содействие занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите; 7) финансирование мероприятий по содействию занятости населения; 8) повышение эффективности деятельности органов
службы занятости.
Каждое из перечисленных направлений, в свою очередь, включает действия,
претендующие на некоторую конкретность. Но, к сожалению, именно эта часть
концепции страдает самой слабой проработанностью.
Чего ждут органы государственной власти, экспертное сообщество от документов, претендующих на концептуальность? В первую очередь, четкого ранжирования приоритетов и их обоснования с точки зрения возможных последствий.
Ни того, ни другого в предложенной Концепции действий на рынке труда мы не
видим. Наоборот, складывается такое впечатление, что разработчики Концепции
стремились включить в нее все, что они знают о рынке труда и его проблемах, отводя тем самым от себя возможную критику, что они о чем-то забыли. В результате получился не концептуальный документ, а скорее учебник для студентов.
Во-первых, обратим внимание на сроки реализации концепции. До завершения ее действия осталось каких-нибудь два с половиной года. А теперь посчитаем, сколько конкретных действий должно быть предпринято на рынке труда
в рамках перечисленных выше восьми направлений. Итак, по третьему — 10, по
четвертому — 8, по первому, второму и шестому — по 7, по седьмому — 6, по пятому и восьмому — 4. Итого — 53. Многовато на относительно непродолжительный временной период.
Можно оспорить этот тезис, сказав, что многие действия уже осуществляется.
Действительно, безработные имеют право на социальные гарантии, развивается
профессиональная подготовка граждан, предприняты меры по регулированию
трудовой миграции. Но тогда, во-вторых, зачем же включать в общих формулировках и так уже реализуемые мероприятия на рынке труда в Концепцию? Документ будет значим и актуален только в том случае, если формулировки в нем будут носить не общий, а конкретный характер. Важны не просто констатация
факта, что будет осуществляться социальная защита безработных, а оценка ее
конкретного уровня, не просто утверждение, что государство будет бесплатно осуществлять профессиональную подготовку безработных, а конкретные программы, на бесплатное участие в которых может рассчитывать безработный.
И, в-третьих, как мы уже говорили, необходима оценка последствий действий, которые будут осуществляться на рынке труда. Только при этом условии
Концепция перестанет быть аморфной. Только тогда можно будет понять, что необходимо сделать в первую очередь для минимизации негативных последствий
глобализации и интеграции России в мировую экономику для российского рынка труда, а что можно отложить на потом. Пока же выражение «приоритетные направления действий на рынке труда» остается вещью в себе, создавая почву для
вопросов о степени объективности отбора этих направлений.
Но не будем пессимистами, несмотря на то что кладбище социально-экономических программ и концепций в стране постоянно расширяется. Действия на рынке
труда страны и в прошлом, и сейчас осуществляются достаточно адекватно возникающим проблемам: например, в 2002 году была принята новая редакция закона «О занятости населения в Российской Федерации», уточнена нормативная база финансирования так называемых активных программ содействия занятости населения.
Так что Концепция действий на рынке труда, наверное, действительно не навредит. Но и не поможет. И тут уместно задаться вопросом: а зачем вообще нужны подобные документы?
Конечно, мы не говорим о посланиях Президента Федеральному собранию,
положения которых определяют краткосрочную социально-экономическую
стратегию страны. Речь идет о так называемых «отраслевых» концепциях. Проблемы государственного регулирования рынка труда и занятости населения успешно решаются в рамках тех норм, которые уже созданы законом «О занятости». Текущую диагностику ситуации и разработку предложений по корректировке государственной политики на рынке труда достаточно успешно осуществляют Министерство труда и социального развития совместно с Департаментом
социального развития аппарата Правительства РФ. Похоже, что концепциям,
подобным Концепции действий на рынке труда, вообще нет места в системе государственного управления экономикой и социальной сферой.