Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
В постановлении Госкомстата РФ
от 25 мая 1993 года «Основные методологические положения по классификации
статистических данных о составе рабочей
силы, экономической активности и статусу
в занятости» дано описание обеих категорий экономически активного населения —
занятых и безработных. К последним относятся лица трудоспособного возраста
(16 лет и старше), которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного
занятия), занимались поиском работы (обращались в государственную или коммерческую службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные
связи, публиковали объявления в печати
и т. д.) или предпринимали усилия для организации собственного дела и были готовы приступить к работе немедленно. Отмеченные критерии в целом соответствуют
аналогичным, принятым Международной
организацией труда (МОТ). Кроме того,
согласно методологии МОТ, к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они
занимаются поиском работы и готовы
к ней приступить.
Существует и понятие регистрируемой безработицы. Оно распространяется
на не имеющих работы и заработка трудоспособных граждан, проживающих на
территории РФ, зарегистрированных
в центре государственной службы занятости по месту жительства в целях поиска
подходящей работы, ищущих работу
и готовых к ней приступить. Претендовать на получение пособия по безработице могут только зарегистрированные безработные.
По мнению отдельных специалистов,
«в России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем
в международных документах»[1], поскольку базируется на пяти критериях, в отличие от трех критериев, зафиксированных
в Конвенции МОТ № 168 «О содействии
занятости и защите безработицы», принятой в 1988 году. В конвенции вводится
понятие «полной безработицы», которое
подразумевает «потерю заработков по
причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу».
Правоприменительная практика
многих зарубежных стран может отличаться от рекомендаций МОТ. Так,
в США для получения статуса безработного необходимо предпринять не
менее одной попытки поиска работы
в течение месяца, в Японии — одну попытку в течение последней недели.
В ФРГ этот статус получают потерявшие работу лица, проработавшие до
этого не менее 150 дней.
По законодательству РФ не могут
быть признаны безработными граждане
в связи с возрастными ограничениями
(малолетние, до 16 лет, и престарелые, получающие пенсию по возрасту за выслугу лет); отказавшиеся в течение 10 дней с момента обращения
в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера; дважды отказавшиеся от
получения профессиональной подготовки
или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней с момента регистрации в органы службы занятости для поиска подходящей работы; впервые
ищущие работу и не имеющие профессии
(специальности).
Согласно официальным данным Министерства труда и социального развития
РФ, численность незанятого населения
и соотношение оставшихся без работы
граждан с признанными официально
безработными следующие (см. табл. 1).
Таблица 1
Годы |
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан,
зарегистрированных в органах гос. службы занятости |
Из них признано безработными
|
Из числа безработных назначено пособие
|
||
всего (тысяч человек) | тысяч человек | в процентах | тысяч человек | в процентах | |
1991 |
468,5 2 549,0 2 750,8 2 202,5 2 147,6 1 442,7 1 196,5 |
61,9 |
13,2 |
11,9 2 025,8 2 264,7 1 771,1 1 756,4 1 090,2 908,7 |
19,2 87,1 90,4 88,6 91,1 86,3 87,6 |
Относительно низкие показатели
регистрируемой в России безработицы
и ее уровень, определяемый как отношение численности безработных к численности экономически активного населения (3,5 процента), не должны вводить
в заблуждение и успокаивать. Показатели реальной безработицы, рассчитанные Госкомстатом, дают следующую
картину (см. табл. 2).
Таблица 2
Годы |
Численность экономически активного населения
|
Занятые в экономике
|
Безработные
|
Уровень экономически активного населения
|
Уровень безработицы
|
(тысяч человек)
|
(тысяч человек)
|
(тысяч человек)
|
(в процентах)
|
(в процентах)
|
|
1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 |
74945,6
70860,8 69660,3 68079,4 67339,2 71797,5 71770,0 |
71068,4
64149,0 62928,0 60021,3 58437,2 62474,9 64255,0 |
3877,1
6711,9 6732,4 8058,1 8902,1 9322,6 7515,0 |
70,3
64,8 63,7 62,3 61,1 65,1 65,1 |
5,2
9,5 9,7 11,8 13,2 13,0 10,5 |
Источники полученных исходных
данных и методика их обработки Госкомстатом не раскрываются. Обращает на
себя внимание несовпадение итоговых
показателей о численности безработных
в публикуемых на других страницах указанного сборника таблицах с приведенными выше. Так, например, в таблицах о
распределении безработных по способам
поиска работы, по наличию опыта работы и причинам незанятости (с. 194 и 196)
численность безработных за 2000 год
составляет 6 999,0 тысяч человек,
за 1999 год — 9 094,0 тысячи человек.
Впрочем, опубликованные независимыми исследователями данные, основанные на самостоятельных расчетах,
близки к официальным (см. табл. 3).
Таблица 2
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
|
Безработные (миллионов человек) |
3,6
|
4,2
|
5,5
|
6,4
|
7,3
|
8,1
|
8,9
|
9,0
|
7,2
|
Их доля в экономически активном населении |
4,7
|
5,5
|
7,4
|
8,8
|
10,0
|
11,3
|
12,4
|
12,5
|
10,0
|
Простое сопоставление величин безработицы зарегистрированной и реальной, вычисленной статистическими методами, показывает многократный
численный перевес последней. Проведенное ВЦИОМ обследование показало
нежелание действительно безработных
вставать на учет в бюро по трудоустройству, оценивших деятельность службы
занятости как крайне неэффективную.
Из зарегистрировавшихся в ней более 20 процентов безработных считали
маловероятным или вообще невероятным найти с ее помощью работу, отмечая, в частности, что почти все предлагаемые вакансии ограничивались рамками
госсектора, тогда как более половины
привлекательных вакантных мест находилось на частных фирмах. Вместе с тем
не менее 20–30 процентов всех зарегистрированных в действительности оказались охваченными так называемой
вторичной занятостью (что не стало препятствием для получения пособия),
еще 5–8 процентов среди них работали
практически полный рабочий день[2].
Для получения относительно достоверных показателей реальной безработицы используются материалы обследований и опросов населения, в основу
которых положено несколько критериев.
Каждый из них имеет собственные временные рамки. Критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе,
критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие
опросу, а критерий готовности приступить к работе — на две недели после опроса. Занятия и виды деятельности безработных определяются по последнему
месту работы[3].
Дополнение и коррекция данных
оперативной регистрационной статистики материалами специально организованных выборочных наблюдений широко
практикуется во всем мире. Обычно принято либо опрашивать отдельные группы
населения, либо проводить обследования
домохозяйств. В США ежемесячные опросы широких слоев населения служат
основой официальной статистики.
Однако даже безупречно организованные статистические обследования зачастую неспособны воссоздать полную
картину реальной безработицы. Российская официальная статистика не ведет
учет распределения работников по режимам занятости. Она не располагает сведениями о численности добровольно занятых на рабочих местах с сокращенным
рабочим временем (так называемая добровольная частичная занятость), работающих на таких местах вынужденно и постоянно, имеющих временную нерегулярную
занятость, временно работающих неполное рабочее время или находящихся в отпусках по инициативе администраций.
Между тем численность работников таких
категорий достигает пяти с половиной —
шести миллионов человек[4].
Различают несколько типов безработицы: фрикционную (текущую), сезонную, конъюнктурную и структурную.
Фрикционная характеризуется наличием
достаточно большого количества вакантных мест на рынке труда, короткой
продолжительностью и низкой долей безработных, которые представлены в основ
ном не имеющими опыта работы молодыми людьми, женщинами после «семейной
фазы», переселенцами и лицами, меняющими места работы. Сезонная безработица обусловлена периодическими колебаниями спроса на рабочую силу в отраслях,
находящихся в зависимости от сезонного
фактора. Конъюнктурная безработица
в наибольшей степени свойственна отраслям, подверженным подъемам и спадам,
которые вызываются конъюнктурными
колебаниями; затрагивает в первую очередь рабочих низкой квалификации, работников старших возрастных групп,
а также молодых, менее всего защищенных от возможного увольнения. Структурная безработица отличается продолжительностью и высоким удельным
весом безработных при том, что рынок труда может испытывать острую потребность в работниках определенных
профессий; существует в периоды резких
экономических спадов, депрессий и стагнаций; порождается несоответствием существующих структур (производства, оплаты труда и т. д.) новым требованиям
рынка; для нее характерна высокая региональная безработица.
В общемировой практике предельно
«допустимым» считается показатель безработицы, составляющий 10 процентов
экономически активного населения
страны, и рассматривается при этом как
индикатор «чрезвычайной ситуации» даже для высокоразвитых экономически
государств. В США уровень безработицы
в 1992 году составил 7,5 процента, в середине 1998 года — около 4 процентов (пик
пришелся на начало 1980-х годов, вызвав
серьезные опасения администрации)[5].
В России в 1999 году открытая безработица составила, по официальным данным, 12,5 процента, в 2000 году—10 процентов. По прогнозу Федеральной
государственной службы занятости населения (ФГСЗН), рост безработицы
в 2002 году вследствие реформы естественных монополий и силовых структур
России мог составить 1,8 процента,
а в 2004 году — 2 процента[6].
Необходимо, однако, иметь в виду
и огромные масштабы скрытой безработицы, не поддающейся точному анализу и учету. Вследствие финансовой подпитки нерентабельных предприятий,
работающих в режиме сокращенного
производства, у них наблюдается так называемая частичная занятость. В учетные документы органов статистики частичные занятые не вносятся отдельной
строкой, а фигурируют наравне с занятыми полный рабочий день. По подсчетам специалистов, число скрытых безработных (к ним относятся работники,
вынужденно занятые неполное рабочее
время и находящиеся в отпусках по инициативе администрации) достигает восьми миллионов человек. По одним оценкам, частичная занятость и скрытая
безработица охватывает 18–20 миллионов человек[7], по другим — общая численность безработных, включая ее латентные формы, достигает 15 миллионов
человек[8].
[2] Вереникин А. О. Занятость и государство в переходной экономике. М., 1998. С. 93.
[3] Бычкова С. Г. Статистика населения и трудовых ресурсов. М., 2001. С. 42.
[4] Прокопов Ф. Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М., 1999. С. 39.
[5] Кузьмин С. А. Занятость: стратегия России. М., 2001. С. 62.
[6] Лопуха А. Д., Зельцер И. М. Указ. соч. С. 114.
[7] Кузнецов В. И. Указ. соч. С. 46.
[8] Лопуха А. Д., Зельцер И. М. Указ. соч. С. 128.