Нет ничего плохого в том, чтобы организо-
вать свои дела так, чтобы платить как мож-
но меньше налогов. Все так делают, и богатые
и бедные, и они правы. Никто не обязан пла-
тить больше, чем того требует закон; нало-
ги — это принудительная дань, а не доброволь-
ный вклад!

Судья США Хэнд

Офшор (от английского offshore — «вне берега», «вне границ») — это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие нерезидентам.

Термин «офшор» впервые появился водной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. ХХ века. Речь шла о финансовой организации, переместившей свою деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, происхождение термина «офшор» не юридическое, а экономико-географическое.

Офшорная зона — понятие, не имеющее единственного аналога в английском языке. Этим емким понятием на русский переводится множество терминов: офшорный центр, налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай и т.д., которые все вместе объединены в понятие «офшорная юрисдикция». Это юрисдикция, в которой законодательно определены статус офшорных фирм и соответствующие законодательные нормы.

Офшорные зоны являются разновидностью Свободных Экономических Зон (СЭЗ), которых по разным оценкам насчитывается в мире от нескольких сотен до двух тысяч. Согласно Киотской конвенции 1973 г. СЭЗ — часть территории страны, на которой действует принцип «таможенной экстерриториальности», т. е. товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории.

Офшорная компания — это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний — нерезиденты этих стран. Это требование стран, где разрешена регистрация таких компаний. Как правило, в этих странах очень низкое или вообще никакого налогообложения офшорных компаний (лишь только фиксированный ежегодный сбор).

Офшорные компании используются как для нелегального, так и для легального ведения бизнеса. Нелегальный бизнес использует офшоры для отмывания денег, для сокрытия доходов, полученных от криминальных видов бизнеса. Легальный бизнес иногда также использует офшоры для незаконных операций по сокрытию доходов и уклонения от налогов. Однако чаще — для построения легальных налоговых схем. Они позволяют существенно и, что самое главное, на законной основе, снизить налоговые платежи.

Организационно-правовая форма офшорных компаний

Офшорные компании могут быть организованы практически в любой  организационно-правовой форме: общее (полное) партнерство (товарищество), ограниченное (коммандитное) партнерство (товарищество), акционерное общество закрытого/открытого типа (частная/публичная компания/корпорация). Форма «международная предпринимательская компания/корпорация» или «компания с ограниченной ответственностью» применяется чаще всего лишь в офшорном бизнесе. Почти не используется возможность создания «индивидуальных предприятий».

Среди партнерств чаще всего используются ограниченные, так, например, крупные швейцарские банки были организованы в виде коммандитных товариществ.

Среди компаний последнее время популярностью пользуется компания с ограниченной ответственностью, вернее ее гибридная с партнерством форма— LLC (Limited Liability Company). Она взяла от партнерства принцип налогообложения (облагаются доходы учредителей) и принцип ограниченной имущественной ответственности акционеров.

Практически только в офшорных зонах получила развитие форма международной предпринимательской компании— IBC (International Business Company). Она характеризуется ограниченной ответственностью учредителей и возможностью выпуска акций (именных и на предъявителя), вместо налогов с нее взимается ежегодная пошлина. Перемещение компании между офшорными юрисдикциями происходит путем изменения юридического адреса, а ведение бизнеса в стране регистрации невозможно.

В настоящее время большинство офшорных территорий следует английской законодательной системе. Согласно ей предусматривается возможность двух вариантов установления нерезидентности:

— компания зарегистрирована в офшорной зоне, не будучи резидентной. Это означает, что компанией владеют и управляют нерезиденты страны регистрации и что компания не ведет деятельности и не извлекает дохода на территории страны регистрации; при этом компания не платит ни подоходного, ни иных корпоративных налогов. Такие компании называют нерезидентными; компания имеет зарегистрированный офис в офшорной зоне и управляется местными директорами, но принадлежит нерезидентам страны регистрации. В ряде стран такие компании могут получить статус «освобожденных от налогов резидентных компаний» при условии уплаты соответствующих ежегодных пошлин.

История развития офшорных зон

Движущая сила развития офшоров — противоречия между государством и гражданами. Государство стремится к полному контролю над экономической ситуацией, а граждане не желают быть подконтрольными и пытаются минимизировать налоговое бремя, ложащееся на них.

Росту популярности офшорных зон способствует институт «Соглашений об избежании двойного налогообложения», который позволяет гражданам стран, подписавших такие двусторонние договоры, платить налоги лишь в той стране, в которой образуются доходы.

Так, привлекательность в качестве офшорных зон маленьких островных территорий, бывших колониальных владений Великобритании, объясняется тем, что на них распространяются Соглашения, заключенные когда-то их метрополией. СССР заключила свои Соглашения с популярными теперь в нашей стране офшорными юрисдикциями еще в 80-хгг.: с Кипром — в 1982 г., со Швейцарией — в 1986 г.

Существует две модели Соглашений об избежании двойного налогообложения: модель ОЭСР и модель ООН. В первой модели заложен принцип резидентности и предусматриваются низкие ставки на репатриацию прибыли, доход облагается налогом по месту резидентности. Альтернативная модель ООН использует принцип территориальности: доходы облагаются в той стране, где извлекаются, а ставки на репатриацию прибыли высоки. Именно использование страной первой модели при заключении Соглашений вдальнейшем позволяет ее гражданам использовать офшоры.

Развитие офшорных зон как частей территорий с особым способом хозяйствования, благоприятных в налоговом отношении, всегда сопутствовало развитию торговли и предпринимательства. Финикийские и греческие купцы пытались избежать импортно-экспортных сборов, которые взимали Афины. Столица Первого Афинского морского союза — остров Делос — был центром свободной торговли. Соседние с материком острова представляли собой убежища для безналоговой торговли

Английские купцы в XV в. предпочитали продавать свою шерсть во Фландрии — процветающем международном коммерческом центре, а не на родине с ее высокими уже тогда пошлинами и налогами. В качестве прототипов офшорных зон выступали также города Ливорно и Триест (XVII в.), а также город Шибеник.

Развитие офшорного бизнеса было также связано с бурным ростом мореплавания. Британские моряки для прорыва морских блокад, эмбарго и запретов поднимали на своих кораблях флаги других стран, чтобы благополучно войти в запретные порты назначения.

Затем выгоды смены флага были оценены во времена «сухого закона» в США и многочисленных ограничений в европейском мореплавании между двумя мировыми войнами. В 1925 г. Панама первой среди многочисленных стран «удобного флага» ввела льготный режим приписки судов и налогообложения фрахтовых операций в открытом море. Ее примеру в 1948 г. последовала Либерия, а позднее и многие другие страны.

Швейцария представляет собой первую современную модель юрисдикции финансовой секретности, созданную в качестве убежища для иностранного капитала и являющуюся центром обмена денег. В XVIII в. Городской Совет Женевы принял закон, который требовал от банкиров вести учет счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учет кому бы то ни было без четко выраженного согласия Городского Совета.

США имеют историю уклонения от уплаты налогов еще с XVIII в. Для уклонения от импортного налога, налагаемого Англией, американские колонисты перемещали и направляли свою торговлю через Латинскую Америку. В XVIII в. появились зоны свободной торговли вГибралтаре и Бангкоке.

В Европе первым историческим прецедентом офшорной зоны был город Кампионе, спонтанно ставший таковым после отказа Швейцарии и Италии от налоговой юрисдикции над этим населенным пунктом. Город и сейчас представляет собой итальянский анклав на территории Швейцарии. Его иногда называют даже итальянским Монако.

В 30-е гг. XX в. возникли офшорные юрисдикции на территории Люксембурга и Нидерландских Антильских островов.

Свою роль в развитии офшорных зон сыграла необходимость «отмывания» денег, «запачканных» во время Второй мировой войны. Многие большие корпорации, занимавшиеся во время войны махинациями в области финансирования разведывательных, карательных и прочих операций, были вынуждены скрывать свои доходы. Те капиталы, которые так или иначе выступали на стороне Гитлера, также не исчезли, а, наоборот, приумножались и были вынуждены легализовываться.

После окончания войны многие правительства стали пересматривать свое налоговое законодательство в сторону увеличения налогового бремени. Естественно, что многие промышленные гиганты не были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли.

В 60-х гг. XX в. к ним прибавились английские налогоплательщики, которые стремились минимизировать свои налоговые платежи, доходившие до 80-90% от доходов. Так получили толчок в развитии множество бывших английских колоний или до сих пор зависимых территорий. Путем негласных договоренностей, законодательство этих стран было приведено к максимальной либеризации налогового бремени и валютного контроля. В эти страны были инвестированы немалые капиталы, например в средства телекоммуникаций и т. п.

Рост Транснациональных корпораций (ТНК) и развитие международных рынков ссудных и производительных капиталов, а также научно-технический прогресс сыграли в развитии офшорного бизнеса решающую роль. В свое время британский Foreign Office даже специально рекомендовал островам Тюркс и Кайкос превратиться в налоговый рай, чтобы привлечь иностранный капитал и обеспечить себе быстрый экономический рост.

Даже развитие холодной войны сыграло на руку этому бизнесу. Для создания военных баз требовались как раз территории Карибского и Тихоокеанского бассейнов. Так была автоматически решена задача охраны офшорных зон, в которых со временем скапливалось огромное количество коммерчески значимой информации.

Бум в создании офшорных центров начался в 70-х гг. XX в. А уже к середине прошлого десятилетия во всём мире существовало около 65 офшорных центров. В Южной Америке было зарегистрировано 19 центров, в Европе — 17, в Азии—12, в Океании — 7, в Северной Америке— 5, в Африке — 4, в Австралии—1 центр. Около 70% всех офшорных центров создано в развивающихся странах и территориях, остальные — в промышленно развитых государствах.

Масштабы офшорного бизнеса

Масштабы офшорного бизнеса в 80–90-е гг. росли стремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х гг. до половины всего объема мировых валютных операций проходило через офшорные центры. В Панаме в начале 90-х гг. было зарегистрировано около 120 тыс. таких компаний, на острове Мэн — 40 тыс., в Гибралтаре — 25 тыс., в Ирландии — 22тыс., на Багамах — 21тыс., на островах Гернси и Джерси — по 20 тыс., на Каймановых островах —18 тыс., на Кипре — 13 тыс.

По данным МВФ совокупные зарубежные банковские депозиты всего лишь семи офшорных центров (Багамские острова, Гонконг, Бахрейн, Панама, Сингапур, Каймановы острова, Нидерландские Антильские острова) составили в 1975 г. 21,7% депозитов всех развитых стран мира, в 1980 г. — 27,6%, в 1985 г. — 28,1%, в 1990 г. — 27,1%, в 1995г. — 28,3%.

Практически все крупные американские и европейские банки имеют дочерние офшорные структуры для клиентов, ведущих межнациональные операции. Американские, английские и канадские банки открывают офшорные филиалы также для того, чтобы вести иностранную трастовую деятельность. Швейцарские — для выплаты процентов, свободных от налогов по вкладам иностранных клиентов и участия в межнациональных соглашениях без уплаты швейцарских налогов. Даже Ватикан проводит офшорные операции через собственный коммерческий банк Instituto per le Opere di Religione.

Однако 26 июня 2000 г. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в рамках борьбы «с вредными налоговыми методами»  выпустила знаменитый черный список «налоговых убежищ», в который вошли 35 офшорных территорий. Борьба с офшорными зонами приобрела показательный характер и большой размах.

Некоторые из офшорных юрисдикций входят не только в список ОЭСР, но и в составленный Рабочей группой по финансовым операциям Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (FATF — Financial Action Task Force on Money Laundering[1]) список стран, не желающих сотрудничать с международным сообществом в борьбе с отмыванием денег. Комиссия существует при ОЭСР. Вводимые ею санкции затрудняют обычно взаимоотношения со странами членами ОЭСР (такое уже произошло с Науру). Однако из-за различных целей, которые пытаются достичь данные организации, «черные списки» их не совпадают.

Монако, Маршалловы острова и Науру фигурируют в обоих списках. Лихтенштейн, отказывающийся сотрудничать с ОЭСР, не желая смягчать свои законы о банковской тайне, пошел навстречу FATF, которая и исключила его из своего списка в 2001 г. Также из списка FATF были исключены Панама, Багамские острова, Каймановы острова и Лихтенштейн. Всего в список входят 19 стран, в частности: острова Кука, Доминика, Венгрия, Маршалловы острова, Ниуэ, Науру, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины[2]. Возможно, что Венгрия, Сент-Китс и Невис покинут список в июне 2002 г.

Каждая страна, подвергающаяся сильному давлению со стороны международных организаций, а также по собственному желанию, составляет свои «черные списки», в которых фигурируют те или иные известные убежища. Налоговые органы стран пристально рассматривают сделки своих компаний с фирмами и банками, расположенными в странах, перечисленных в списках.

В «черный список» Банка России входят 48 стран, включая основные офшорные зоны и Латвию, попавшую в список из-за особенностей раскрытия банковской тайны. Данный список был сформирован для предотвращения утечки капиталов из России.

В противовес ОЭСР для объединения усилий малых развивающихся экономик (SDE) в защите их интересов, в основном от различных программ ОЭСР, в марте 2001 г. была создана другая международная, хотя и гораздо менее влиятельная организация — Международная организация по налогам и инвестициям (ITIO). В ее состав вошли 13 офшорных зон, включая Багамы, Малайзию, Британские Виргинские острова. Она фактически обвиняет ОЭСР в дискриминационной политике по отношению к малым странам (SDE), а в последнее время в том, что под прикрытием борьбы с терроризмом ОЭСР хочет оказать на SDE серьезное давление, добиваясь своих целей.

Своих сторонников налоговые убежища находят также в лице влиятельных экономистов-борцов за конкуренцию:200 экономистов, включая нобелевских лауреатов Мильтона Фридмана и Джеймса Бьюкенена, обратились к Президенту США с требованием о недопустимости подрывных действий, направленных против налоговой конкуренции.

За прошедшие почти два года с момента опубликования «черного списка» ОЭСР его уже покинули 26 стран. Вычеркнутые компании пообещали принять необходимые меры по устранению «вредных налоговых методов» к концу 2005 г. А присутствующим в последнем списке ОЭСР 2002 г. юрисдикциям (Монако, Андорра, Лихтенштейн, Либерия, Маршалловы острова, Науру и Вануату) организация грозит санкциями, если до следующего года они не сделают свою налоговую систему более прозрачной.

Большинство стран обещают сделать свои системы более прозрачными в отдаленном будущем (в среднем к 2005 г.), но некоторые уже окончательно распростились со статусом офшорной юрисдикции— список убежищ окончательно покинула Ирландия. Она отменила статус компаний-нерезидентов. На Нормандских островах и острове Мэн, в числе прочего, ужесточен контроль номинальных директоров и введено лицензирование компаний, предоставляющих трастовые, секретарские и регистрационные услуги.

Виды офшоров

В настоящее время существует два направления офшорного бизнеса: в целях оптимизации деятельности юридических лиц и в личных целях (физического лица или группы лиц) — позволяет решить проблемы финансового характера физического лица или группы лиц.

Физические лица открывают офшорные компании, если ожидают в скором времени поступления больших денег, которые не хотели бы облагать налогом (поступления от патентов, дарения, наследования и т.д.), или если хотят свободно приобрести недвижимость за рубежом, в т. ч. в долевую собственность.

Смысл открытия офшорной компании состоит в появлении нового, внешне самостоятельного и независимого субъекта финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), но с тем же центром управления, что и у основного бизнеса. С помощью этой новой единицы возникают внутрифирменные, регулируемые цены. Офшорная компания становится центром прибыли.

Офшоры выступают довольно эффективным инструментом стабилизации платежей, регулирования цен экспортно-импортных контрактов, самофинансирования, кэптивного (внутрифирменного) страхования, продажи авторских прав, оплаты валютных контрактов, передачи оборудования в лизинг, найма персонала, поставок давальческого сырья, трастовых операций с недвижимостью, покупки недвижимости за рубежом, ведения инвестиционной и спекулятивной деятельности на мировых финансовых рынках, да и просто банковским сейфом. В связи с развитием всемирной сети Интернет практикуется офшорное программирование, открытие на территории офшорных зон специфических бизнес-единиц, например виртуальных казино.

Компании создаются в виде торговых и посреднических фирм, в виде финансовых центров и банков, управляющих холдингами структур, инвестиционных центров, внутрифирменных страховых компаний, трастовых компаний, компаний для владения недвижимостью, в т.ч. на долевых началах. Некоторые компании могут и совмещать виды деятельности, если это экономически обосновано.

Кэптивное страхование (captive insurance) позволяет аккумулировать на счетах дочерней офшорной страховой компании регулярные страховые взносы (контроль над страховыми резервами), которые номинально завышают себестоимость и снижают налогооблагаемую прибыль материнской компании, а затем реинвестируются в нее.

Инвестиционные офшорные компании позволяют перемещать капиталы из одной страны в другую наиболее подходящими маршрутами. Этим занимаются «трубопроводные» компании (conduit company).

В целях защиты капитала используются трастовые компании. Учредитель траста передает принадлежащее ему имущество для управления доверительному собственнику в интересах выгодоприобретателя. Срок траста может быть неограниченным, либо заранее оговоренным. Выгодоприобретателей может быть несколько, в т. ч. и сам учредитель. Гарантии состоят в том, что на имущество под трастом не может быть наложен иск со стороны кредиторов (как учредителя, так и попечителя). Ни имущество траста, ни доходы с него не облагаются налогами. Действие траста и после смерти учредителя позволяет избежать обложения собственности налогом на наследство. А также предотвратить раздел имущества или принудительное наследование.

Так как трастовые договора обычно изучаются налоговыми органами в целях обложения доходов выгодоприобретателя (даже если они ему не выплачивались), то используется дискреционный или переводной траст. В этом случае попечителю дается право распределять доход в пропорциях по своему усмотрению. В данном случае налоговые органы не в состоянии определить размер дохода выгодоприобретателя. Там, где траст не признается, также возможно использование этой схемы: имущество сначала передается в офшорную юрисдикцию (признающую траст), а затем акции этой компании уже передаются в траст.

К числу самых известных офшорных зон относятся: Гибралтар, Кипр, Багамские острова (являются лидерами по числу зарегистрированных компаний), Лихтенштейн (30% бюджетных поступлений приходятся на поступления от офшорных компаний), Панама, американский штат Делавэр.

Виды офшорных зон

Офшорные юрисдикции можно подразделить на три вида: стопроцентные офшорные зоны, страны со льготным налогообложением и административно-территориальные образования.

Стопроцентные офшорные зоны чаще всего известны как «налоговые гавани» или «налоговые убежища» (tax haven). Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские, Британские Виргинские, Каймановы, Багамские острова, острова Джерси и Гернси, Либерия, Панама и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование — это внести ежегодный фиксированный сбор в казну.

Ко второму виду относятся страны со льготным режимом налогообложения отдельных видов деятельности. Кроме офшорных компаний тут существуют и обычные, ведущие деятельность на территории регистрации. Для того чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно следует ежегодно проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль осуществляется более жесткий, чем в случае с налоговыми гаванями, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Примером таких зон являются Кипр, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Лихтенштейн и др. Кипр иногда выделяют отдельно в качестве нетрадиционной офшорной юрисдикции.

Третий вид — это административно-территориальные образования, в которых действует офшорный режим. Характерно для стран с федеральным устройством (США, Великобритания, Канада, РФ и др.). В этой связи стоит упомянуть внутренние офшорные зоны США — штаты Делавэр, Невада и Вайоминг; Швейцарии— кантоны Нематель, Фрибург и Цуг; Канады — провинция Нью-Брансвик; Великобритании — острова Мэн, Гернси и Джерси; португальский остров Мадейра; малайзийский Лабуан, а также российские — Калмыкия, города Углич, Смоленск. Правильнее было бы назвать их квазиофшорными, потому что федеральными (конфедеральными) налогами нерезидентные компании в таких зонах все же облагаются. Гонконг и Кампионе являют собой пример офшорных зон на территории унитарных государств.

Вид офшорной деятельности определяет организационно-правовую форму офшорной структуры, а она, в свою очередь, определяет офшорные юрисдикции, в которых их следует создавать.

В число офшорных финансовых центров входят: Каймановы острова (принадлежат к пятерке финансовых центров мира) и другие острова Карибского бассейна, Панама, Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Гонконг, Сингапур, Швейцария. Причем основной мировой тенденцией современности является снижение доли банковских учреждений и быстрый рост создания кредитно-финансовых учреждений. Это связано с быстрым сроком регистрации, возможностью выбора престижных юрисдикций, а также в несколько раз меньшими по сравнению с лицензированным банком их стоимостью и величина ежегодных расходов по поддержанию структур. Для банковского обслуживания физических лиц используются австрийские компании, а услуги по налоговому планированию для них предоставляют компании в Монако, называемом иногда «убежищем для богатых».

В число страховых (кэптивных) центров входят: Бермудские острова — самая крупная мировая страховая офшорная юрисдикция, остров Гернси — крупнейшая в Европе страховая офшорная юрисдикция, острова Карибского бассейна, Люксембург, Кипр, Гибралтар.

В число холдинговых юрисдикций входят: Люксембург (не менее 15 тыс. холдингов), Гибралтар, Кипр, Швейцария, Нидерланды, Антильские о-ва, Маврикий, Мадейра, Лихтенштейн, Вануату.

В число судовладельческих юрисдикций входят: Панама, Либерия, Нидерланды (третье место в ЕС по тоннажу торгового флота), Люксембург (не имеет выхода к морю), Вануату и др.

В число юрисдикций, выгодных для образования торгово-закупочных и торгово-посреднических компаний, входят: Сейшельские острова, Лихтенштейн, Вануату, острова Карибского бассейна, Гибралтар, Гонконг.

В число юрисдикций, благоприятных для осуществления инвестиционной деятельности, входят: Швейцария, Лихтенштейн, Сейшельские острова, Вануату, острова Карибского бассейна, Гибралтар, Гонконг, остров Гернси, Люксембург, Нидерландские Антильские острова, Кипр.

Для владения недвижимостью офшорные компании создаются на территории Гибралтара, острова Джерси, острова Гернси, на Виргинских островах.

Офшоры в России

В России офшоры также используют для импорта основных средств. Для того чтобы при импорте избежать налогообложения НДС и обложения таможенными сборами, применяют схемы, в которых участвуют офшорные компании.

Еще одной особенностью использования офшоров в России является открытие счетов в Латвии, а в последнее время и в Литве (латвийские банки открывают там свои филиалы). Редкий европейский банк откроет счета офшорной фирме, а эти банки предлагают большой выбор конвертации, в т.ч. и мягких валют.

В России массовое развитие бизнеса с использованием зарубежных офшорных компаний началось в 1991 г. и было связано с отменой монополии государства на ведение внешнеэкономической деятельности.

Федеральное устройство России позволило спустя некоторое время организовать на территории страны СЭЗ. Еще в 1993 г. была создана СЭЗ «Ингушетия», которая была ликвидирована в 1997 г. Затем созданы и другие СЭЗ: в Калмыкии, в городе Углич, на Алтае (закрылась в январе 2002 г.) и т.д., а также всевозможные Закрытые Административно-Территориальные Образования (ЗАТО). Причем, если в Агинском округе и Калмыкии налоговые льготы получают лишь те компании, которые не ведут свою хозяйственную деятельность на территории СЭЗ, то в остальных льготы предусмотрены и для предприятий, действующих внутри самих СЭЗ.

Перспективы развития офшоров

И все же простейшие схемы с использованием офшорной зоны и счета в прибалтийском банке уходят в прошлое. Эти схемы стали известны широкому кругу, а потому перестали быть столь эффективными как раньше. К тому же авторитет компаний, регистрируемых в перечисленных юрисдикциях, стремительно падает в глазах мирового сообщества. Теперь принято прикрывать свою офшорную деятельность деятельностью оншорной.

Оншорная компания — компания, зарегистрированная в зоне с безупречной репутацией. Все трансакции в офшорные юрисдикции идут только через такую компанию. В респектабельной стране оншор оказывает материнской компании услуги за очень скромные комиссионные, с которых и выплачивает все необходимые налоги. Основная прибыль по-прежнему аккумулируется в офшорной юрисдикции.

Для проведения крупных операций зачастую используются компании с одинаковыми названиями. Счета таких компаний открываются в различных отделениях одного банка, либо в разных банках.

Уже многие российские компании используют близкую нам Эстонию в качестве оншорной зоны. Ее налоговая система способствует этому. Реинвестированная прибыль согласно эстонскому законодательству не подлежит налогообложению. То и дело в отчетности «всплывают» различные страны, внезапно «проявляющие интерес к инвестициям в российский бизнес», такие, как Бельгия, Австрия и т. д.

Вводимые в России и других странах ограничения вряд ли смогут искоренить офшорный бизнес и уничтожить офшор как схему налогового планирования. Будут появляться новые офшорные зоны и новые схемы работы. Однако ужесточение ограничений к регистраторам офшорных фирм потребует более высокой квалификации специалистов, приведет к возрастанию риска и в конечном итоге вызовет возрастание цен на подобного рода услуги.

ВЗИМАТЬ ЛИ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С БЕДНЫХ
КОММЕНТАРИИ

Вопрос: «Одни считают, что подоходный налог должен взиматься со всех работающих граждан. Другие полагают, что некоторые группы работающих граждан должны быть освобождены от уплаты подоходного налога. С какой точкой зрения — первой или второй — Вы согласны?»

  Россияне в целом Вопрос: «Скажите, пожалуйста, сумма, которую Вы платите в виде налога, для Вас приемлема или слишком высока?»
приемлема слишком высока затр. ответить
С первой 37 50 32 30
Со второй 52 46 60 50
Затрудняюсь ответить 11 4 8 21

Естественно, особенно благожелательный отклик эта точка зрения встретила среди тех, кто считает нынешний уровень налогообложения слишком высоким для себя. Респондентам, поддержавшим ее, было предложено ответить на вопрос о том, какие именно группы, по их мнению, подлежат освобождению от уплаты подоходного налога.

Часть респондентов (30%) сочла, что критерием, на основании которого следовало бы решать этот вопрос, должен быть уровень доходов граждан — с бедных, низкооплачиваемых налог брать не следует:

• «которые очень мало зарабатывают»;

• «малоимущие, у кого доход уходит только на питание»;

• «с бедных не брать»;

• «если получают копейки».

Стоит отметить, что некоторые респонденты поделились своими соображениями насчет того, какие именно доходы, по их мнению, не должны подлежать обложению. Цифры назывались самые различные — от600–800 до 15 000 рублей. Но чаще всего предлагалось освободить от уплаты налога граждан, получающих менее 3000 рублей.

Несколько чаще предлагался иной критерий: 37% опрошенных заявили, что от уплаты подоходного налога следует освободить те или иные социальные группы, испытывающие наибольшие материальные трудности — инвалидов, многодетных, бюджетников и т. д.:

• «инвалидов второй и третьей группы»;

• «бюджетников: медиков, учителей низкооплачиваемых»;

• «одиноких матерей, многодетные семьи»;

• «подрабатывающих пенсионеров».

Причем изредка звучали предложения об освобождении от уплаты подоходного налога весьма обширных социальных слоев: рабочего класса, крестьянства и даже мелких предпринимателей (по 1% ответов) — последнее, безусловно, связано с тем, что некоторые респонденты путают подоходный налог с налогами, которыми облагается предпринимательская деятельность.

Если среди рядовых граждан ощутимо преобладают сторонники мнения о целесообразности освобождения части россиян от уплаты подоходного налога, то среди опрошенных представителей региональных элит небольшой перевес имеют приверженцы противоположной точки зрения.

Проинтервьюированные эксперты, высказывающиеся за избавление части граждан от подоходного налога, обосновывая свою позицию, говорят, естественно, о необходимости поддержать социально незащищенные слои населения.

«Эксперт: Сегодня движение любого цивилизованного общества предусматривает строительство определенных социальных программ. Инструментарий здесь должен быть…

Интервьюер: Какие категории граждан следует освободить от уплаты налогов? Почему именно эти категории граждан?

Эксперт: Например, граждане — инвалиды первой, второй и третьей групп. Это люди, которые в два раза больше, чем платят в год налогов, тратят на лекарства. Если государство хочет в этом разобраться, пусть освободит их от налогов, но одновременно снимет льготы по лекарствам» (Белгород).

«Интервьюер: Как Вы думаете, нужно или нет освобождать какие-либо категории граждан от уплаты налогов? Почему?

Эксперт: Я думаю, что да. Я думаю, что такое есть — наверное, это матери-одиночки, наверное, люди по старости, у которых нет детей, которые могли бы их кормить, инвалиды… Ну, может быть, не совершенно освобождать, а делать щадящую ставку. А некоторых людей, наверное, нужно освобождать совсем. Я даже думаю, что это не размер дохода. Вот мать-одиночка (отец — есть, нет — исчез куда-то): одна такая мать побирается, другая на трех работах работает. У них доходы разные. Думаю, что нужно освобождать и ту, и другую категорию. Просто по положению, по социальному статусу. А иначе не уследишь за этим» (Кемерово).

• «Можно инвалидов, убогих — почему бы и нет? Потому что они наименее социально защищены и самостоятельно не способны решать свои проблемы и отвечать за свою судьбу» (Вологда).

Некоторые в принципе высказываются за освобождение наименее социально защищенных от налогов, но при этом выражают сомнения по поводу того, что подобная мера на практике окажется действительно адресной:

• «Я думаю, что надо выстроить такую систему, чтобы люди получали достойно. Тогда уж обойтись без льгот. А пока в государстве все не так, то, наверное, можно — может быть, у инвалидов должны быть такие льготы. Это как раз та категория, с которой надо все налоги снять. Тут опять получается «но»: государство дает льготы инвалидам — к ним сразу же присасываются те же бизнесмены, вовсе не инвалиды, которые пытаются за счет инвалидов выкрасть у государства побольше. У нас все так перевернуто с ног на голову, что все тяжело делать, даже льготы давать тяжело» (Казань).

Сторонники той точки зрения, что платить налоги должны все, убеждены, что такая практика необходима для формирования этоса гражданской ответственности. Причем данные опрошенные, как правило, отнюдь не настаивают на том, чтобы неимущие были в этом отношении поставлены на одну доску с относительно состоятельными гражданами: одни высказываются за сокращение налогов для наименее обеспеченных, другие — за различные компенсации, третьи (вопреки заявленной принципиальной позиции) допускают некоторые исключения.

• «Я думаю, что это [освобождение от налогов] не нужно, это развращает. Не должно быть ничего бесплатного и прочего. Но они должны быть — по мере. Пусть я уплачу налог — рубль, но я буду знать, что плачу. Освобождение от налогов развращает, унижает. Ведь, наверное, многие осознают, что налоги — это учителя, врачи и прочие. Я считаю, что освобождать не надо никого. Если только инвалидов…» (Волгоград).

«Эксперт: Я считаю, что все налоги, которые сегодня платим, вот эти13%, они все должны быть одинаковые… Если, например, у нас получается, что эти олигархи платят очень много денег в доходную часть бюджета, тогда, конечно, самых бедных людей можно освободить. Но если баланса нет, то нужно сохранить до тех пор, пока не насыщается весь этот бюджет в соответствии с потребностями общества.

Интервьюер: Какие категории граждан следует освободить от уплаты налогов? Почему именно эти категории граждан?

Эксперт: Совсем никого нельзя освобождать, мы говорим об уменьшении части налога. Потому что налоговая дисциплина должна касаться гражданина. Должно быть так, чтобы это был как общественный инстинкт: живешь — плати налог» (Вологда).

• «Вот, Вы знаете, нам от коммунистов давно досталась вот эта вещь — так называемые льготники и т. д. Но вот мое сейчас понимание — что, наверное, все граждане должны равны быть и от налогов освобождать никого не надо» (Пенза).

«Эксперт: Я думаю, от уплаты всех налогов не должен быть освобожден никто. Дело в том, что принцип равенства перед государством должен существовать в любом цивилизованном обществе. Это благотворно влияет на менталитет жителей этого государства. Как только появится какая-то категория, которая будет освобождена от налогообложения, возникнут еще десятки категорий граждан, которые на тех же самых основаниях и с той же самой долей достойности могут претендовать на освобождение от налогов. Освобождены от налогов частично, а может быть, и полностью, могут быть только отрасли. Это как метод экономического регулирования. Но граждане должны быть равнозначны перед обществом и государством.

Интервьюер: Есть ли такая категория граждан, которым бы можно было снизить налоги?

Эксперт: Я полагаю, что таких категорий граждан все-таки быть не должно. Должна существовать система встречной финансовой подпитки. Не снижение налогов для отдельных категорий граждан, к которым можно отнести пенсионеров, военнослужащих, должно просто компенсироваться увеличением денежных выплат» (Ставрополь).

Некоторые из экспертов достаточно определенно высказывались за отказ от действующего в России с недавнего времени принципа пропорционального обложения — в пользу принципа прогрессивно-пропорционального, предполагающего дифференциацию процентной ставки в зависимости от уровня доходов граждан.

© Фонд «Общественное мнение», 2002 г.