(«Отечественные Записки». 1848. № 1)

В России <..> происхождение и образование отдельных городских касс совершилось не так рано, как в других странах. Вней они ведут свое начало только с императрицы Екатерины II, которая в первый раз определила положительно и ясно, в своем Городовом Положении 1785 года, необходимость покрывать местные городские расходы местными же городскими сборами, при посредстве муниципального управления и под ближайшим надзором высшего правительства. Узаконения последующих государей <..> утвердили навсегда тот порядок финансового управления в городах, который существует у нас в настоящее время. На основании этих узаконений <..> каждому русскому городу предоставляется иметь свое отдельное хозяйство и заимствовать средства для удовлетворения своих местных нужд из особых, исключительно ему принадлежащих источников дохода. К этим источникам дохода причисляются нашим законодательством: 1) доходы с общественных имуществ города; 2) прямой налог на частную поземельную собственность и вообще оседлых жителей; 3) прямые налоги за право торга и промысла; 4)некоторые налоги косвенные; 5) доходы вспомогательные из посторонних источников, и наконец 6) разные доходы случайные. Что же касается до городских расходов, то они состоят: 1) в уплате долгов города; 2) в содержании городового управления; 3) в содержании городских зданий и заведений, предназначаемых как для помещения правительственных учреждений, так и для других надобностей; 4) в наружном благоустройстве города; 5) в пособиях учебным и благотворительным заведениям; 6) в помещении войск и в разных издержках по воинской части, и наконец 7) в пособиях разным посторонним ведомствам. Обязанность взимать городские доходы и употреблять их на расходы, законом определенные, возлагается в обыкновенном порядке на местные думы, которые составляются из выборных от городского населения людей и действуют под непосредственным наблюдением губернского начальства и под высшим надзором Министерства Внутренних Дел. Ежегодное определение как потребностей города, так и средств их удовлетворения делается посредством издания срочных росписей или смет (бюджетов), которые составляются в думах и утверждаются или губернским начальством, или Министерством Внутренних Дел, а в столицах самою законодательною властью.

Пользуясь вышедшими нынче в свете росписями Петербурга и Москвы на 1847 год, мы постараемся извлечь из этого богатого источника сведения, интересные для публики, и, сличив их с подобными же материалами, вышедшими в прежнее время, представить краткий очерк общественного хозяйства двух столиц. Предмет этот, при всей своей специальности, заслуживает тем более внимания, что они всегда были, так сказать, прототипом для русских городов, и, следовательно, исследуя их общественный быт, мы укажем на общие черты нашего городского устройства. Чтоб убедиться в значении столиц, достаточно вспомнить, что доходы их составляют в совокупности более 2/3 общего итога городских доходов Империи.

Итак, начнем с доходов. Сумма их по бюджету составляла в 1847 году:

В Петербурге 1 910 119 руб. 711/4 к. сер.
B Москве 1 127 940 руб. 91 к. сер.

Доходы эти предполагалось извлечь из следующих источников:

   В Петербурге В Москве
С общественных имуществ 130 171 р. 883/4 к. 51 909 р. 75 к.
Налога личного и с частной поземельной собственности 766 716 р. 433/4 к. 506 513 р. 67 к.
Налогов с промышленников 589 288 р. 481/2к. 436 889 р. 5 к.
Налогов косвенных 122 861 р. 193/4 к. 66 053 р. 54 к.
Пособий от казны 259 703 р. 93/4 к. 18 258 р. 71 к.
Доходов случайных 41 378 р. 603/4 к. 48 279 р. 19 к.

Оба бюджета доходов, как петербургский, так и московский, начинаются сборами с городских общественных имуществ. Существование этих сборов основывается на том, что городское общество, как лицо юридическое, признается способным иметь и приобретать права на имущества. Поэтому в нашем законодательстве постановлено, что все правильно принадлежащие городу, по всякому законному приобретению, земли, сады, поля, пастбища, луга, реки, рыбная ловля, леса, рощи, кустарники, пустые места, мельницы, бани, дома и всякие оброчные статьи присваиваются ему в нерушимую собственность с правом мирного и вечного пользования как ими, так и всеми возможными с них доходами.

В Москве <..> является не торговый характер портового города, а другой, более ей свойственный. Москва извлекает главный владельческий доход свой из простонародных бань, которых считается в ее владении до семи. Петербург предоставляет этот промысел частным лицам, и, несмотря на возникшее из того соперничество, несмотря на обилие воды и другие местные удобства, петербургские бани не отличаются ни изяществом, ни комфортом. Москва, не присваивая себя монополии в этом промысле, содействует крайней дешевизне бань для простого народа, и, несмотря на то, извлекает для себя от этой статьи более 16470 рублей дохода.

Переходим теперь ко второй категории доходов, к налогам на оседлых жителей и их собственность. Налоги эти взимаются: во-первых, с лиц, записывающихся в городскую обывательскую книгу, в количестве, определенном городским обществом, но не свыше 30 рублей серебром с семьи, и, во-вторых, с владельцев недвижимых имуществ, по оценке и в количестве, назначаемом для каждого города особым положением.

Третью категорию в бюджет городских доходов составляют прямые налоги, взимаемые с промышленников. По важности своей, они занимают второе место в бюджете как Петербурга, так и Москвы, составляя в первом городе 31, а во втором 38 процентов на всю сумму текущих доходов.

Доходы этой категории распределяются между тремя главными видами промышленников:

торговцами всякого рода,

содержателями трактирных заведений

и людьми, живущими по найму у других.

Известно, что, по нашим законам (Устав о Паспортах), люди, промышляющие в столицах исправлением частных должностей по найму, должны записываться в Адресной Экспедиции и получать оттуда билет на жительство. При получении такого билета вносится известная подать, которая и поступает в пользу города. В Петербурге и в Москве подать эта взимается неодинаково. В Петербурге все лица, подлежащие записке в Адресной Экспедиции, разделяются на пять разрядов, так, что в первом разряде платят в год мужчины по 7р. 15 к., женщины- по 4 р. 29 к.; во втором разряде мужчины платят по 4 р. 29 к., женщины - по 2 р. 15 к.; в третьем мужчины по 2 р. 86 к. с., женщины по 1р. 43 к. с.; вчетвертом мужчины по 1р. 43 к. с., женщины по 72 к. с. и наконец в пятом мужчины по86 к. с., женщины по 29 к. с. К первому разряду отнесены законом учители, гувернеры, стряпчие, письмоводители, прикащики, управители и проч.; ко второму - дядьки, дворецкие, казначеи, маркеры, экономки и проч.; к третьему - камердинеры, повара, садовники, сидельцы, мастеровые, няньки, швеи и проч.; к четвертому - кучера, лакеи, дворники, прачки, кухарки, кормилицы; к пятому- поваренки, форейторы, чернорабочие в домах, ученики, разнощики и проч.

В Московской Адресной Экспедиции записываются те же лица, как и в Петербургской, но с тем различием, что в Москве они разделяются на два отделения, и состоящие в первом платят по 3 руб. (мужчины) и по 1р. 50 к. (женщины); а состоящие во втором по 90 к. (мужчины) и по 30 к. (женщины). К первому отделению причисляются лица, отнесенные в Петербурге к первым трем разрядам; ко второму- лица, отнесенные к двум последним.

Другая статья (трактирные заведения) по своей доходности занимает, совершенно наоборот, первое место в московском бюджете и третье в петербургском. Впрочем, в том и другом статья эта особенно важна по верности дохода и удобству взимания. В Петербурге получается 105 441 р. 53к. с 46 трактиров, 50 гостиниц, 67 рестораций, 75 харчевень, 12 кофейных домов и 5 кафе-ресторанов, всего с 255 трактирных заведений.

В Москве городская казна получает с трактирных заведений 174 010 р. 73 к. с. Заведений этих было в 1843 г. 289, в1844г. 297, а в 1845 г. 306.

Вообще, сравнительно с Петербургом, Москва имеет большее число трактирных заведений и получает с них большее количество дохода. Если сравнить число этих заведений с количеством народонаселения, то окажется, что в Петербурге приходится по одному заведению на 1 735 человек; в Москве по одному на 615 жителей. Если же сравнивать это число с количеством самого дохода, то выйдет, что в Петербурге средним числом каждое заведение платит городу в год 413 р. 50 к., в Москве 568 р. 66 к. (не считая постоялых дворов; некоторые же из таких заведений платят ежегодно и в Москве и в Петербурге огромную сумму: 1200 р. с. Вообще, из выписанных нами цифр можно, кажется, вывести то заключение, что в Москве трактирная жизнь развита гораздо более, чем в Петербурге.

Остальные сборы с промышленности ничтожны: с пивоваров и извозчиков в обеих столицах и - с бань и рыбных садков, с судов и пароходов, с биржевых служителей и ремесленников - собственно в Петербурге. Замечательно, что в Москве установлен особый сбор с фабрикантов, по числу рабочих; налог этот, составляя по 30 к. с. с рабочего, приносит с небольшим 8 700 р. с. (следовательно, все число работников на московских фабриках составляет не более 30 000).

Налоги косвенные доставляют в Петербурге 122 861 р. 193/4 к.; в Москве 66053 р. 54 к. И в том, и в другом городе они составляют около 6 процентов на всю сумму текущих доходов.

Между налогами косвенными первое место, по важности, принадлежит налогу с договоров, векселей и заемных писем, свидетельствуемых в столицах нотариусами и маклерами, налогу, поступающему, на основании наших законов, в пользу городской казны. На 1847 год предполагалось получать с этой статьи дохода в Петербурге 96 453 р. 131/2 к., в Москве 58 266 р. 49 к. Другой косвенный налог, существующий во всех русских городах, взимается за клеймение весов и мер городскими думами и доставляет городу в Петербурге 1 488 р. 263/4 к., в Москве 3 996 р. 40 к. К той же категории принадлежит доход с аукционных продаж, с лотерей и существующие в одном Петербурге сборы с судов, проходящих под Невскими Мостами и по Обводному Каналу. Последние сборы доставляют городу довольно значительную сумму: 14 552 р. 83 к.

Что касается до вспомогательных доходов от казны, то в Петербурге считается их 259 703 р. 93/4 к., или почти 14 процентов, а в Москве только 18 258 р. 71 к., или 11/4 процента с общего итога текущих доходов. Это различие достаточно объясняется тем, что Петербург, как средоточие государственной деятельности, требует и большего пособия от казначейства.

Расходы разделяются в бюджете на текущие, единовременные и чрезвычайные. Последние не относятся на счет годовых доходов, и потому о них нужно говорить особо.

Общая сумма текущих расходов должна составить в 1847 году, по предположениям бюджетов:

В Петербурге 1 696 292 руб. 901/2 коп.
В Москве 1 071 712 руб. 15 коп.

Между различными статьями расхода суммы эти распределялись следующим образом:

  В Петербурге В Москве
На уплату долгов 74 069 р. 961/2 к. 70 705 р. 161/4 к.
На содержание городового Управления 681 257 р. 801/4 к. 341 796 р. 451/4 к.
На помещение городового управления и вообще на содержание городских зданий и заведений 103 911 р. 523/4к. 75 790 р. 87 к.
На наружное благоустройство города 285 693 р. 413/4к. 191 589 р. 301/4 к.
На помещение войск 209 871 р. 74 к. 184 908 р. 463/4 к.
Пособия учебным и благотворительным заведениям 203 507 р. 521/2 к. 119 463 р. 641/4 к.
Пособия разным посторонним ведомствам 122 980 р. 921/2 к. 75 458 р. 251/4 к.
На мелочные и непредвидимые издержки 15 000 р. 12 000 р.

Первое место в бюджете расходов занимает расход на уплату долгов. В Петербурге проценты и погашение капиталов составляют 41/4; в Москве 7 процентов на всю сумму текущих расходов.

В Петербурге считалось до 1847 года долгов на городе - 720 458 р. 63/4  к.; в этом году предполагалось внести в уплату этих долгов 59 171 р. 961/2 к. (в том числе на погашение капитала 18 323 р. 99 к. и собственно процентов40 847 р. 971/2 к.). Сверх того, в 1847 году предполагалось еще присоединить к этой сумме 14 898 р. на уплату капитала и процентов по двум вновь заключенным займам, из которых один состоялся в Государственном Заемном Банке для перестройки съезжих домов и бывшей тюрьмы в Демидовском Переулке, а другой в здешнем приказе общественного призрения для устройства набережной реки Фонтанки и берегов Обводного Канала.

Расход на содержание городового управления - самый значительный из всех текущих расходов. В отношении к общему их итогу он составляет в Петербурге 45 (почти половину), в Москве 30 процентов.

Цифры показывают, что всего дороже обходится городам управление полицейское. В Петербурге сумма, отпускаемая на содержание чинов этого управления, составляет 25 процентов на общий итог городских доходов, между тем как содержание управления общественного, собирающего ежегодно одних городских доходов более чем на 2 миллиона рублей серебром, стоит менее 5 процентов. Правда, поглощая в свою пользу более четверти городского дохода, полицейское управление, в замене того, обеспечивает городу безопасность лиц и имуществ, наблюдает за чистотою и порядком, прекращает пожары и другие враждебные действия природы, предупреждает и пресекает преступления. Итак, расход этот соответствует результатам. На всем земном шаре не найдется, конечно, ни одного уголка (за исключением разве мест необитаемых), в котором было бы столько тишины, сколько находим мы в Петербурге и в Москве - в этих огромных и многолюдных столицах: