Со всѣми этими соображеніями относительно поощренія школъ граматности и ихъ возможнаго улучшенія нельзя не согласиться, и было бы желательно, чтобъ примѣру тверского земства въ этомъ случаѣ послѣдовали и всѣ другія земства. Мы не понимаемъ только одного: почему составитель доклада рекомендуетъ въ учителя школъ граматности приготовлять мальчиковъ, а не дѣвочекъ? — Самъ же онъ, указывая на примѣръ шведскихъ приготовительныхъ школъ, соотвѣтствующихъ нашимъ школамъ граматности, говоритъ, что въ шведскихъ школахъ мѣста учителей занимаютъ на половину женщины. Если въ Швеціи приготовительныя школы ведутся на половину женщинами и ведутся съ успѣхомъ, то почему бы и у насъ учителя для школъ граматности на половину не могли бы быть приготовляемы изъ женщинъ. Вполнѣ логично будетъ заключеніе даже и болѣе широкое. Въ самомъ дѣлѣ, если половина шведскихъ приготовительныхъ школъ хорошо ведется, то непонятно, почему женщинамъ не могла бы быть предоставлена и другая половина. Конечно, человѣкъ, ничего неслыхавшій ни о нашихъ школахъ, ни о женскомъ преподаваніи въ нихъ, имѣлъ бы полное основаніе воздержаться отъ такого рѣшительнаго вывода, потому что дѣло идетъ о шведкахъ... шведки, можетъ быть, и способны, но способны ли будутъ русскія — это былъ бы для него еще вопросъ... Но у составителя доклада такихъ сомнѣній быть не могло. Онъ, напротивъ — самый рьяный поклонникъ женскаго преподаванія, отдаетъ ему явное предпочтеніе передъ мужскимъ, и готовъ бы былъ немедленно весь учительскій персоналъ въ земскихъ школахъ замѣнить женщинами. Говоря о женскомъ преподаваніи въ земскихъ школахъ и о томъ, что число учительницъ постоянно въ нихъ увеличивается, составитель доклада пишетъ: «нельзя не порадоваться этому обстоятельству, такъ какъ, вообще говоря, учительницы оказыва-ются гораздо подготовленнѣе къ дѣлу начальнаго обученія, чѣмъ тотъ контингентъ лиць, изъ которыхъ земству приходится брать учителей для своихъ школъ. Кромѣ того, учительницы гораздо болѣе постоянны, чѣмъ большинство учителей». Объяснивъ далѣе, отчего учителя скоро мѣняются, составитель «Доклада» продолжаетъ: «понятно поэтому стремленіе земства воспользоваться трудомъ учительницъ, довольствующихся болѣе скромнымъ вознагражденіемъ и не имѣющихъ возможности заработывать себѣ хлѣбъ на другихъ поприщахъ». Это стремленіе земства находитъ себѣ оправданіе и въ томъ обстоятельствѣ, что женскій учительскій трудъ въ губерніи, насколько можно судить по отзывамъ, встрѣчающимся въ протоколахъ земскихъ собраній, нисколько не хуже, а даже заслуживаетъ предпочтеніе предъ мужскимъ трудомъ. Наконецъ, весьма компетентными лицами признано, что, вообще говоря, женщина способнѣе къ начальнымъ занятіямъ, чѣмъ мужчина.

«Отечественныя записки», 1877, № 4, апрель, Отд. II, с. 228—229