Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
При определении размеров затрат на национальную оборону конкретной страны обычно принято соотносить этот показатель с объемом ее валового внутреннего продукта (ВВП), чтобы можно было увидеть долю военных расходов и сравнить полученные цифры с аналогичными результатами других стран. Представим данные за 1999 год о военных расходах и размерах Вооруженных сил России и ведущих мировых держав, обладающих самым крупным военным потенциалом (из последних опубликованных сведений).
Таблица 1
Страны |
Военные расходы (в миллиардах долларов) |
Объем ВВП (в миллиардах долларов) |
Доля военных расходов от ВВП (в процентах) |
Численность вооруженных сил действующая армия |
Численность вооруженных сил резерв |
Россия | 4,4* | 170** | 2,6 | 1 004 100 | 20 000 000*** |
США | 292,1 | 9 200 | 3,1 | 1 365 000 | 1 211 500 |
Великобритания | 35,9 | 1400 | 2,5 | 212 450 | 302 850 |
Германия | 25,4 | 1900 | 1,3 | 321 000 | 364 300 |
Япония | 43,2 | 4300 | 1,0 | 236 700 | 49 200 |
Франция | 29,5 | 1400 | 2,1 | 294 430 | 419 000 |
* По данным Международного института стратегических исследований в Лондоне (IISS), этот показатель был равен примерно 5 миллиардам долларов.
**По данным того же источника (IISS), в прямом рублевом исчислении ВВП России составлял 454 миллиарда долларов после дефолта 1998 года (накануне дефолта 2 696 миллиардов рублей). Однако долларовый эквивалент ВВП России, согласно расчетам экспертов IISS, произведенным на основе паритета средней покупательной способности, составил 1 100 миллиардов. Аналогичные расчеты МВФ, опубликованные в октябре 1999 года, определили ВВП РФ на 1998 год в размере 945 миллиардов долларов.
*** Из них 2 400 000 демобилизованы за последние 5 лет. Источники: The Military Balance 2000–2001 / The International Institute for Strategic Studies. London, 2001; Независимое военное обозрение. 2001. №12. C. 33.
Приведенные данные показывают, что по расходам на оборону относительно ВВП Россия уступает только США. Однако абсолютные цифры военных бюджетов двух стран несопоставимы вследствие многократного ослабления российского экономического потенциала начиная с 1992 года. Данные об этом приведены в таблице 2.
Сокращение национального дохода России за 1991–1996 годы составило 46 процентов (за годы Великой Отечественной войны — 34 процента) и непосредственным образом повлияло на многократный секвестр военного бюджета страны. Обычной практикой в эти годы стало выделение на нужды обороны не более половины минимально необходимого, по мнению военных, объема средств. Так, в 1995 году запросы Министерства обороны РФ составили 125,1 триллиона рублей, а законом о бюджете ему было выделено 58 триллионов рублей, т. е. 46 процентов от действительных потребностей, при этом фактически ассигновано только 52,3 триллиона рублей, или42 процента от запрошенной суммы. Проблемы с текущим финансированием усугублялись и накоплением долга Министерства обороны РФ перед поставщиками военной продукции, материальных средств и услуг. В 1995 году он составил 7,8 триллиона рублей. Задолженность по невыплаченному денежному довольствию, заработной плате и пенсиям достигла 1,9 триллиона рублей. Проблема задолженности продолжает сохранять свою актуальность и в настоящее время. Не хватает денежной наличности даже для того, чтобы расплатиться с военнослужащими в Чечне. Выплата «боевых» там задерживается на несколько месяцев, а штатное денежное довольствие солдаты и офицеры, по укоренившейся практике, получают на месяц позже. Как следствие, только 20 процентов солдат-контрактников выдерживают срок службы до года.
Таблица 2
Сравнительные военные расходы СССР/России и США
Год | Военные расходы ( в миллиардах долларов) |
ВВП (в миллиардах долларов) |
Доля военных расходов от ВВП (в процентах) |
|||
СССР | США | СССР | США | СССР | США | |
1985 | 277 | 258 | 2 118 | 4 054 | 13,1 | 6,4 |
1986 | 237 | 280 | 2 250 | 4 278 | 12,7 | 6,5 |
1987 | 303 | 288 | 2 348 | 4 544 | 12,9 | 6,3 |
1988 | 319 | 293 | 2 507 | 4 908 | 12,7 | 6,0 |
1989 | 303 | 304 | 2 648 | 5 267 | 11,5 | 5,8 |
1990 | 292 | 306 | 2 660 | 5 563 | 10,9 | 5,5 |
1991 | 260 | 280 | 2 531 | 5 741 | 10,3 | 4,9 |
Россия | США | Россия | США | Россия | США | |
1992 | 142 | 305 | 852 | 6 026 | 16,7 | 5,0 |
1993 | 113 | 297 | 777 | 6 348 | 14,5 | 4,7 |
1994 | 70 | 290 | 656 | 6 738 | 10,7 | 4,3 |
1995 | 40 | 275 | 626 | 6 920 | 6,4 | 4,0 |
Источник: Армия России: состояние и перспективы / Под ред. Р. Г. Яновского, Ю. И. Дерюгина.
М., 1999. С. 99.
Показателем острого дефицита финансовых средств и материальных ресурсов у российской армии является резкое падение уровня военного производства приблизительно до 8 процентов сравнительно с соответствующим показателем 1990 года, а загрузка производственных мощностей не превышает 15 процентов. Проанализировав многочисленные показатели, характеризующие состояние финансирования российской армии по 1997 год включительно, гражданские ученые-эксперты, сотрудники Института социально-политических исследований РАН, стараясь быть сдержанными в оценках, тем не менее пришли к неутешительному выводу: «Иллюзий по поводу той ситуации, которая сейчас сложилась в оборонно-промышленном комплексе, нет. Это абсолютно реальный системный кризис ОПК России»[1].
О динамике оборонного бюджета России почти за полное истекшее десятилетие можно судить по данным таблицы 3.
Таблица 3
Год | Оборонный бюджет (в миллионах деноминированных рублей) |
Доля оборонного бюджета в федеральном бюджете (в процентах) |
Оборонные расходы (в миллионах деноминированных рублей) | Доля оборонных расходов в федеральных расходах (в процентах) | Доля оборонных расходов от ВВП (в процентах) |
1992 | 384 | 16,0 | 855 | 16,4 | 4,7 |
1993 | 3116 | 16,6 | 7 210 | 20,7 | 4,4 |
1993 (пересмотрен) |
8 327 | нет данных | 7 210 | 20,7 | 4,4 |
1994 | 40 626 | 20,9 | 28 028 | 16,4 | 4,6 |
1995 (пересмотрен) |
59 379 | 21,3 | 47 800 | 12,2 | 3,1 |
1996 | 80 185 | 18,4 | 63 900 | 14,2 | 3,0 |
1997 | 104 300 | 19,7 | 79 700 | 16,2 | 3,1 |
1998 | 81 765 | 16,4 | 56 700 | 12,7 | 2,1 |
1999 | 93 702 | 16,3 | 116 000 | 17,2 | 2,6 |
1999 (пересмотрен) |
109 000 | 19,0 | 116 000 | 17,2 | 2,6 |
2000 | 143 000 | нет данных | нет данных | нет данных | 2,6 |
Источник: Независимое военное обозрение. 2001. №12.
Чтобы предотвратить последствия хронического недофинансирования армии, первый президент страны пытался законодательно зафиксировать минимальный ежегодный размер финансовых вливаний на ее нужды. Он должен был составить не менее 3,5 процентов от ВВП. Однако даже в относительно благополучном 2001 году он не превысил 2,77 процента. По прогнозам на нынешний, 2002 год, доля военных расходов составит не более 2,5 процента. Правда, в абсолютных цифрах ожидается некоторый рост с 214 миллиардов рублей в 2001 году до 282,4 миллиарда рублей в2002 году.