Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Научно обоснованный, объективный ответ на этот вопрос можно дать только исходя из характера военных угроз, вытекающих из них оборонных задач, перспектив развития способов ведения вооруженной борьбы, геополитического положения и экономических возможностей государства.
Военные угрозы, оборонные задачи и возможные условия
боевого применения Вооруженных сил
По вопросу об угрозах военной безопасности России существует самый большой разброс мнений: от полного отрицания их до объявления чуть ли не всех стран потенциальными противниками. В принципе, вопрос о наличии или отсутствии угроз для того или иного государства зависит прежде всего от того, как оно относится к своему суверенитету, какая политика им проводится. Если государство не отстаивает национальные интересы и легко идет на удовлетворение требований других стран, то угрожать ему никто не будет. Когда государство отстаивает свои интересы, они могут вступить в противоречие с интересами других стран, и тогда, если их не удастся разрешить, могут возникнуть угрозы.
Например, в «Cтратегии национальной безопасности» США со всей определенностью сказано: «Наша стратегия национальной безопасности формируется исходя из американских интересов и ценностей. США несут глобальную ответственность за защиту демократии в планетарном масштабе, имеют жизненно важные интересы во всех регионах мира». Принятая в 1999 году и уточненная в 2002 году новая стратегическая концепция НАТО ориентируется не на оборону, а на превентивные действия за пределами зоны ответственности НАТО.
Иногда говорят, что если не указаны конкретные вероятные противники, то нет и военной доктрины. Но при более глубоком анализе реальной ситуации опасно и бессмысленно заведомо объявлять противниками целые государства, в том числе и НАТО. Ведь наряду с существованием противоположных политических целей и противоречий между западными странами и РФ, объективно существуют и объединяющие их интересы: предотвращение ядерной войны, нераспространение ядерного оружия, борьба с международным терроризмом и экстремизмом, решение экологических и других проблем, которые объективно будут вынуждать к совместным действиям (как это было во Второй мировой войне, когда западные страны объединялись с СССР против фашистской Германии, хотя в 30-е годы имели совсем иные намерения). Кроме того, бескомпромиссная конфронтационная политика и военная доктрина при сложившемся экономическом положении и соотношении сил загонят Россию в еще более тупиковую позицию.
Вместо объявления противниками всех окружающих стран, надо выявлять и анализировать источники и конкретные проявления угроз и в соответствии с ними планировать и осуществлять меры по обеспечению военной безопасности страны.
После окончания «холодной войны», со снижением напряженности глобальной конфронтации между двумя сверхдержавами и военнополитическими блоками, наиболее острые противоречия переместились на региональный, межгосударственный уровень, поэтому в обозримой перспективе становится маловероятной не только мировая война, но и уменьшается опасность крупномасштабной агрессии против России с применением ядерного и обычного оружия. Однако увеличивается вероятность локальных войн, конфликтов и террористических акций.
Вместе с тем, обострение борьбы за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и усиливающаяся в связи с этим экономическая экспансия, территориальные претензии к нашей стране по всему периметру ее границ, стремление некоторых держав занять на международной арене доминирующее положение и проводить политику диктата и гегемонии, попытки ряда государств воспрепятствовать интеграционным процессам между Россией и другими странами СНГ, разрешать международные противоречия путем применения военной силы — все эти новые факторы угрожают безопасности России и могут перерасти в явные военные угрозы.
Первая группа угроз — это долгосрочная политика определенных международных сил и держав, направленная на лишение России независимости, вмешательство в ее внутренние дела, ущемление ее экономических и других национальных интересов. В соответствии с этим, первейшая оборонная задача состоит в противодействии политическим, экономическим, психологическим, информационным, террористическим и прочим акциям, направленным на подрыв национальной безопасности России, в максимальном использовании соответствующих невоенных средств для обеспечения оборонной безопасности.
Вторая группа угроз — это конечное предназначение ядерного оружия ряда стран против России, распространение ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Вытекающая отсюда оборонная задача — стратегическое ядерное сдерживание возможного ядерного нападения и агрессии против России.
Третья группа угроз — продолжающаяся в мире гонка по качественному совершенствованию вооружений, стремление ведущих держав сделать рывок к созданию качественно нового оружия последующих поколений и добиться доминирующего военно-технического превосходства. Наличие мощных вооруженных группировок, нарушающих баланс сил, и очагов конфликтов у границ РФ и ее союзников, приближение их к России, в частности, в процессе расширения НАТО, создание враждебных нам вооруженных формирований на территории Грузии и других стран, проникновение их в Чечню и иные районы, международный терроризм.
Из внутренних угроз наиболее опасными являются терроризм, сепаратистские и экстремистские националистические движения, направленные против единства и территориальной целостности России. Причем внутренние конфликты и терроризм подогреваются извне.