Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Вооруженные силы Великобритании комплектуются на контрактной основе, имеют трехвидовую структуру и включают Сухопутные войска (СВ) — 109 тысяч человек, Военно-морские силы (ВМС; включают части морской пехоты) — 44,5 тысячи человек, Военно-воздушные силы (ВВС; 52,5 тысячи человек). Расходы на оборону[1] в 2002 году составили 31,8 миллиардадолларов США (2,3 процента ВВП).
В настоящее время непосредственную вооруженную угрозу национальной безопасности Великобритании представляет только сепаратизм в Северной Ирландии.
Национальная политика в военной области, деятельность министерства обороны, финансирование, строительство и функционирование вооруженных сил основываются на представляемом раз в десять лет министром обороны Обзоре стратегии национальной обороны [Strategic Defence Review]. Действующий документ был обнародован бывшим главой оборонного ведомства Великобритании Джеймсом Робертсоном в 1998 году. В Обзоре определяются структура и численный состав, основные задачи вооруженных сил, перспективные показатели расходов на оборону.
К задачам вооруженных сил относятся: обеспечение высокой степени эффективности военных мер по предотвращению конфликтов, урегулированию кризисов и при проведении боевых операций. При этом должен поддерживаться достаточный уровень боевой готовности, четко соответствующий задачам вооруженных сил; их демонстрируемый обычный и ядерный потенциал должен служить эффективным сдерживающим средством в отношении потенциальных агрессоров как в мирное, так и в военное время (Jane’s World Armies). Вооруженные силы также должны быть готовы предпринять относящиеся к их компетенции действия для выполнения следующих задач:
по обеспечению безопасности в мирное время: предоставлять необходимые силы и средства для защиты страны и поддержания безопасности в мирное время, в случае необходимости оказывать помощь в эвакуации британских граждан из-за рубежа, быть в состоянии предоставить помощь гражданским властям и объединениям на территории Великобритании;
по обеспечению безопасности иностранных территорий: предоставлять необходимые силы и средства для противодействия любым вызовам внешней безопасности иностранных территорий (включая иностранные владения и территории со статусом суверенных баз) или оказывать содействие гражданским властям в парировании любых вызовов внутренней безопасности;
по обеспечению дипломатических мер в оборонной области: предоставлять силы и средства для участия в широком спектре проводимых министерством обороны мероприятий по прекращению враждебности между странами и поддержанию доверия между ними, оказанию помощи в установлении демократического контроля над вооруженными силами;
по поддержанию британских интересов в широком смысле: предоставлять необходимые силы и средства для обеспечения деятельности, способствующей укреплению британских интересов, влияния и присутствия за рубежом;
по поддержанию мира и проведению гуманитарных операций: участвовать в операциях, отличных от ведения войны, направленных на поддержание британских интересов, международного порядка и принципов гуманности (последнее — наиболее вероятно — под эгидой ООН);
в случае регионального конфликта за пределами зоны НАТО: выделять силы и средства для участия в региональном конфликте, угрожающем европейской безопасности, британским интересам в любом другом месте или международной безопасности в целом. Такие операции обычно предполагается проводить под эгидой ООН или ОБСЕ;
в случае регионального конфликта в зоне НАТО: предоставлять силы и средства для разрешения регионального кризиса в соответствии со Статьей5Вашингтонского договора;
в случае стратегического нападения на союз НАТО: после получения предупреждения, в пределах оценочного времени до начала конфликта, а также с учетом времени, требуемого на переход в соответсвующее состояние боевой готовности, предоставить силы и средства для отражения такого нападения.
Великобританию, наряду с США, можно без сомнения отнести к стержневым государствам НАТО, которые не только создают ее совокупный военный потенциал, но и оказывают решающее политическое и интеллектуальное влияние на стратегию и проведение военных операций Альянса.
Вооруженные силы Франции комплектуются по смешанному принципу (по призыву и по контракту) и включают СВ —175 тысяч человек (из них 68 тысяч призывников и 32 тысячи гражданских служащих), ВМС — 62 тысячи человек (из них служащих по призыву — 7 тысяч), ВВС — 75 тысяч человек (по призыву — 10 тысяч), силы жандармерии — 90 тысяч человек (из них 13 тысяч по призыву, 1,5 тысячи — гражданских служащих). Расходы на оборону в 2000 году составили 46,5 миллиарда долларов США (3,6 процента ВВП). В 2002 году отношение военного бюджета к ВВП составило 2,57 процента.
С конца 1997 года французское правительство проводит политику постепенного перехода на комплектование вооруженных сил исключительно на профессиональной основе.
Динамику участия французских вооруженных сил в иностранных конфликтах отражают следующие цифры:1970–1980 годы — около 10 раз, 1980-е годы — около 20 раз, за последние 10 лет — 35 раз. Франция признает, что в перспективе необходимость участия в вооруженных конфликтах за пределами своей территории будет возрастать, для чего ей требуется иметь в постоянной готовности контингент войск численностью до 60 тысяч человек.
Франция традиционно проводит активную политику, направленную на демонстрацию максимальной автономности в рамках членства в НАТО, а также на усиление своего влияния в вопросах безопасности в Европе. Отсюда — ее заметная роль в формировании и спонсировании военных инициатив Евросоюза, в частности создании военных структур Западно-Европейского Союза (ЗЕС), а в последние годы — в претворении в жизнь политики европейской самостоятельности в вопросах обороны и безопасности (European Security and Defence Identity — ESDI) в рамках Европейской политики в области обороны и безопасности (European Security and Defence Policy — ESDP).
В реальности же Франция поддерживала политически и прямым участием все силовые действия НАТО последнего десятилетия XX века.
Вооруженные силы Германии (бундесвер) комплектуются в основном по призыву и включают: СВ — 230 тысяч человек (110 тысяч — по призыву и 80 тысяч человек ежегодно проходят подготовку в качестве резервистов), ВМС — 27 тысяч человек (5 тысяч — по призыву), ВВС — 76 тысяч человек (22 тысячи — по призыву). Расходы на оборону в 2002 году составили 38,8 миллиарда долларов США (1,38 процента ВВП).
Основной задачей вооруженных сил остается защита территории, воздушного пространства и прибрежных вод Федеративной Республики Германии. Национальная политика в области обороны предполагает, что в полной мере достижение этой цели обеспечивается за счет создания мобилизационных ресурсов и взаимодействия с союзными государствами.
Концепция построения бундесвера определяет комплекс мер по поддержанию в стране (1) оборонной инфраструктуры и всех необходимых элементов военной организации, (2) контингента сил постоянной готовности, атакже (3) системы мобилизационного развертывания полномасштабных сил обороны.
В ФРГ на политическом и общественном уровне продолжается дискуссия о принципах строительства и применения вооруженных сил. В1990-хгодах определилась тенденция к разрешению международных кризисов путем коалиционного военного вмешательства. В этом же русле находится и принятие в 1999 году на юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне новой стратегической концепции организации. Это потребовало пересмотра Германией прежней практики, когда участие немецких военнослужащих в военных операциях за пределами страны не предусматривалось. В настоящее время одним из приоритетов бундесвера является формирование сил постоянной готовности, которые могут быть выделены для участия в коалиционных операциях под эгидой ООН, НАТО или какой-либо европейской оборонной инициативы.
По-прежнему остается в силе и традиционное германо-французское соперничество за влияние в Европе, хотя именно этот фактор является одним из побудительных мотивов к участию Германии, наряду с Францией и другими европейскими странами, в инициативах по созданию отдельных от командных структур НАТО совместных вооруженных подразделений (например, т.н. Еврокорпуса).
Особо следует отметить последовательную позицию Германии в приверженности принципам НАТО. Правительство ФРГ с начала 1990-х годов является одним из наиболее активных сторонников дальнейшего расширения Альянса на восток, постоянно подчеркивает, что рассматривает американское военное присутствие на своей территории как фактор, не только способствующий упрочению безопасности на континенте, но и обеспечивающий гармоничное трансатлантическое экономическое и политическое взаимодействие.
Вооруженные силы комплектуются по призыву, их основные компоненты: Сухопутные войска — 520 тысяч человек (по призыву — 460 тысяч), ВМС — 50 тысяч человек (по призыву — 35 тысяч), ВВС — 62 тысячи человек (по призыву — 30 тысяч). Также к вооруженным силам относятся силы береговой охраны и жандармерия. Расходы на оборону в 2002 году— 8,1 миллиарда долларов (4,5 процента ВВП). Сухопутные войска Турции являются вторыми после США по численности в НАТО.
После окончания «холодной войны» Турция, с одной стороны, перестала быть одним из форпостов глобального противостояния между НАТО и советским блоком. Однако взамен она получила множество очагов напряженности и «горячих» конфликтов в непосредственной близости от своих границ.
Не потеряла актуальности и курдская проблема, проявляющаяся в вооруженном сепаратизме в самой стране и нестабильности на границах с районами проживания курдов в Иране и Ираке. Эти страны также вынуждены противодействовать попыткам обособления т.н. Курдистана, что ведет к взаимным упрекам в нарушении суверенных границ как группами курдов, так и преследующими их правительственными вооруженными формированиями или авиацией.
В ряду вызовов и угроз внешней безопасности Турция видит нерешенные проблемы на Балканах и возможность обострения обстановки в Закавказье. Последнее не только угрожает конкретным экономическим интересам страны в связи с широким международным проектом транспортировки каспийской нефти именно через этот регион, но и может привести к прямому обострению ситуации в приграничных районах.
Отдельными пунктами стоят хронические, оставшиеся со времен Первой мировой войны натянутые отношения с Грецией, в которой жива память о турецкой оккупации, усугубляемая спорами о линии границы в Эгейском море, о разделе морского дна и добыче полезных ископаемых, а также территориальный спор на Кипре. Обусловленная логикой времен «холодной войны» принадлежность обоих государств к НАТО сейчас представляет двусмысленную ситуацию, когда Альянс вынужден прилагать значительные усилия по предотвращению военного столкновения между двумя своими членами.
Еще в начале 1990-х годов в Турции были сделаны заявления о планируемом (в течение примерно десяти лет) переходе на полностью профессиональное комплектование ВС. В 1992–1995 годах срок службы по призыву даже был сокращен с 18 до 15 месяцев. Однако в дальнейшем из-за усиления нестабильности на сопредельных территориях и активизации курдских экстремистов была восстановлена прежняя продолжительность службы. Переход на комплектование по контракту приостановлен, чему в немалой степени способствовали прекращение в начале 1990-хгодов американской военной помощи в виде кредитов на закупку вооружения и изменение условий общего кредитования экономики, а также финансовый кризис 1999 года.
Силы обороны Израиля комплектуются на основе всеобщей воинской обязанности. Традиционно сухопутный, военно-морской и военно-воздушный компоненты сил обороны Израиля не принято именовать видами вооруженных сил, их численность составляет136,8 и 32 тысячи человек соответственно. Кроме того, система сил обороны включает отдельные молодежные, женские и пограничные вооруженные формирования. Военный бюджет — 8,87 миллиарда долларов (8процентов ВВП). Израиль является крупнейшим получателем американской финансовой помощи (до трех миллиардов долларов ежегодно) и единственным, кому разрешено тратить значительные суммы из этих средств на закупки вооружения и военной техники не в США, а у отечественной промышленности.
Приоритетными направлениями обеспечения безопасности Израиля принято считать развитие стратегического партнерства с США и Турцией, сохранение мирных договоров с Египтом и Иорданией и сдерживание враждебности со стороны таких стран, как Сирия и Иран, а также развитие сил противоракетной обороны, урегулирование палестинской проблемы, а в перспективе, возможно, заключение договора с Сирией[2].
Израиль возлагает на свои силы обороны практически только одну задачу — обеспечение существования самого государства и безопасности своих граждан в условиях, когда все окружающие страны не только больше территориально и по численности населения, но также имеют исторические этнические и культурные предпосылки к созданию враждебных Израилю объединений.
В израильском подходе к обеспечению национальной безопасности можно выделить представление о том, что страна не может допустить даже минимального военного поражения (отсутствует стратегическая глубина территории), поэтому важнейшее значение придается недопущению развязывания масштабных военных действий, в чем решающую сдерживающую роль играет поддержание качественного превосходства национальных сил обороны над любым потенциальным агрессором или коалицией агрессоров. Если сдерживание по какой-либо причине даст сбой, то у Израиля не останется другого выхода, кроме как с существенным перевесом одержать победу в начале операции и немедленно перенести боевые действия на территорию противника[3].
Наличие у Израиля ядерного оружия— общепризнанный факт. Условия его применения, безусловно, относятся к доктрине национальной безопасности страны, но все экспертные оценки по этому вопросу носят спекулятивный характер. С уверенностью можно утверждать только то, что для Израиля это не оружие в общепринятом значении этого слова, а важнейший инструмент стратегического сдерживания и влияния в регионе.
Нынешняя военная организация Ирана создавалась после свержения шаха и прихода к власти исламских клерикалов в1979 году. В этой связи, наряду с обычными видами вооруженных сил — СВ (оценочно — более 300 тысяч человек), ВМС (15 тысяч человек) и ВВС (данные отсутствуют) — в стране был создан сравнимый по численности Корпус стражей исламской революции (КСИР, до 350 тысяч человек), являвшийся силовой организацией правящей тогда Исламской революционной партии (ИРП, распущена в 1987 году) и призванный на этапе консолидации религиозного режима противостоять возможным попыткам реставрации, в том числе и со стороны традиционной армии. Военный бюджет Ирана оценивается в 9,7 миллиарда долларов (3,7 процента ВВП).
Стратегические устремления Ирана традиционно направлены на доминирование в зоне Персидского залива. После распада Советского Союза Тегеран стал активно использовать в своих интересах создавшуюся нестабильность в регионе Каспийского моря и определенный силовой вакуум. Иран почувствовал себя равноправным — а в отношении ряда соседних государств и превосходящим — игроком на поле, обеспечивающем доступ к месторождениям нефти, газа, рыбным и прочим ресурсам.
При этом следует отметить, что объективное влияние Ирана в соседних регионах объясняется скорее его выгодным географическим положением, историей и значительными собственными ресурсами, чем фактором военной мощи. Сточки зрения Тегерана, военная опасность для страны может исходить от соседних Ирака, Турции, Пакистана и Афганистана, а также от действий курдских племен на северо-западе страны. Серьезную обеспокоенность Ирана вызывает военное присутствие США в регионе. При этом можно с уверенностью утверждать, что официальная риторика относительно лидерства в исламском мире в основном преследует цель повышения политического веса руководства и в большей степени ориентирована на внутреннее потребление. Эти заявления не подкреплены обладанием средствами проекции силы. Даже спекулируя на тему приобретения Ираном ядерного оружия, следует предположить, что это является для него статусной целью, особенно учитывая близость «ядерных» Пакистана и Индии, а также неясное будущее Ирака.
Вооруженные силы Пакистана комплектуются по призыву и включают: СВ — 520 тысяч человек, ВМС — 22 тысячи человек, ВВС — 45 тысяч человек, части национальной гвардии и различные территориальные вооруженные формирования. Военный бюджет — около 2,5 миллиарда долларов (4,6 процента ВВП).
С момента получения независимости в 1948 году Пакистан три раза воевал с Индией и продолжает оставаться награни очередного масштабного конфликта. Несмотря на то что утверждения об оказании поддержки сепаратистам в индийском штате Джамму и Кашмир категорически отрицаются Пакистаном, притязания Исламабада на полный контроль над историческим Кашмиром общеизвестны (Пакистан с 1948 года оккупирует его треть, называя эту территорию Азад Кашмир — «Свободный Кашмир»). Территориальные споры с Индией не ограничиваются Кашмиром и включают определение границы на шельфе; в эту категорию попадает и диспут об урегулировании водопользования на реке Инд.
Особую остроту проблема индо-пакистанских отношений приобрела после того, как Исламабад 28 мая 1998 года объявил об успешном испытании пяти ядерных зарядов (через 17 дней после Индии) и наличии у него средств доставки (баллистические ракеты с дальностью пуска до 2 000 километров).
Кроме основного (стратегического) для ВС Пакистана индийского направления перед национальной военной организацией стоит практически невыполнимая задача контроля границы с Афганистаном в зоне свободных пуштунских племен, сдерживание проникновения на остальную территорию страны афганских беженцев и членов вооруженных афганских формирований из северо-западной пограничной провинции Пакистана, обеспечение контроля границы с Ираном.
Кроме того, армия в Пакистане традиционно имеет решающее влияние на расклад политических сил в стране и считает себя выразителем национальных интересов.
Вооруженные силы Индии имеют сложную структуру, включающую, кроме СВ(980 тысяч человек и 300 тысяч резерва), ВМС (55 тысяч человек) и ВВС (110тысяч человек), также и стратегическое ядерное командование, береговую охрану, различные территориальные силы безопасности и полувоенные формирования. Военный бюджет — 12 миллиардов долларов (2,5 процента ВВП).
Перед вооруженными силами стоит широкий спектр задач: от поддержания внутренней стабильности и противодействия сепаратизму, как в штатах Джамму и Кашмир, Пенджаб и Ассам, до поддержания стратегического баланса с Китаем и Пакистаном. Обе эти страны воспринимаются Дели как источники угроз. Проблемы индо-пакистанских отношений, безусловно, оцениваются как наиболее острые. При этом опасность ситуации, как и в случае Пакистана, обостряется наличием у Индии ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки.
Китай — безусловный мировой лидер по размерам вооруженных сил. Национально-освободительная армия Китая (НОАК), включающая СВ, ВМС, ВВС и2-й артиллерийский корпус (стратегические ракетные силы), насчитывает более трех миллионов человек. Официальные военные расходы — около 20 миллиардов долларов в год (однако предполагается, что реальная цифра — 45–65 миллиардов), что составляет 1,6 (3,5–5 соответственно) процента ВВП.
Современная военная доктрина Китая предусматривает — в отличие от установок времен Мао — упреждающие мобильные военные действия за пределами своей территории. ВМС активно осваивают принципы проведения операций на океанских просторах.
Очевидным является и то, что после успешной операции «Буря в пустыне» в 1991 году Китай определил для себя в качестве приоритета оснащение вооруженных сил современными высокотехнологичными средствами ведения войны.
Ядерный потенциал Китая рассматривается как эффективное средство сдерживания в отношении, в первую очередь, США (особенно, учитывая открытую, в том числе и демонстрацией силы, американскую поддержку независимости Тайваня).
С начала 1990-х годов понятие «китайской угрозы» выросло из рамок принятого в Восточной Азии журналистского штампа до понятия, признаваемого в исследовательских кругах. Однако специалисты по-прежнему расходятся во мнениях относительно перспектив активного реформирования и модернизации китайских вооруженных сил. Пекин продолжает демонстрировать, что его военно-стратегическим приоритетом является защита территории и государственного суверенитета. Пристальное внимание Пекина к развитию обстановки на Корейском полуострове, к ситуации вокруг Тайваня и прочим проблемным аспектам в Азиатско-Тихоокеанском регионе объясняется прежде всего необходимостью обеспечения собственной безопасности и утверждения себя в качестве безусловного регионального лидера (или даже региональной сверхдержавы). Китай до сих пор не проявлял притязаний на доминирование на морском направлении, так же как не отмечается и его стремления к серьезному наращиванию средств проекции силы.
Справка подготовлена
Валерием Волковым
[1] Данные о военном бюджете приводятся по справочнику The World Factbook в долларах США.
[2] Стюарт Коэн [Stuart Cohen], “Israel’s Three Strategic Challenges” [http://www.meforum.org/article/445].
[3] Описание стратегической доктрины Израиля [http://www.globalsecurity.org/wmd/world/israel/doctrine.htm].