Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Италія старается соединиться въ одно цѣлое: она требуетъ Рима, Венеціи; желаетъ вступить въ свои естественныя границы; она ничего такъ не желаетъ, какъ соединенія всѣхъ частей своихъ въ одно крѣпкое государственное тѣло. Движеніе, совершающееся въ Австріи, идетъ къ другимъ цѣлямъ: тамъ части одного тѣла стремятся врознь, желаютъ высвободиться изъ-подъ вліянія вѣнскаго правительства и организоваться каждая въ самостоятельное тѣло.
Если разсматривать эти явленія съ точки зрѣнія государственной, то противоположность ихъ прежде всего поражаетъ вниманіе. Въ Италіи изъ нѣсколькихъ государствъ составляется одно; въ Австріи одно государство какъ-будто готово распасться на нѣсколько частей. Въ Италіи совершается процесъ государственнаго соединенія, въ Австріи — разъединенія. Въ одномъ мѣстѣ народы стремятся къ политическому единству и желаютъ купить его всѣми возможными жертвами; въ другомъ мѣстѣ народы не жалѣютъ никакихъ жертвъ, чтобъ избавиться отъ своего государственнаго единства и замѣнить его Федеративными Формами. Такъ одновременно въ двухъ сосѣднихъ странахъ совершаются два съ вида противоположные процеса: одна изъ нихъ созидаетъ у себя тотъ самый порядокъ, отъ котораго другая, во что бы ни стало, желаетъ избавиться.
Стремленіе къ плотному единству въ одномъ мѣстѣ и стремленіе къ разрушенію этого единства, къ замѣнѣ его Федеративною связью, въ другомъ — два факта, одновременно-идущіе рядомъ, параллельно другъ другу; но они противоположны только по тому отношенію, въ которое становятся къ прежнему государственному быту Италіи и Австрійской Имперіи, но не въ самомъ своемъ принципѣ. Парму, Модену, Тоскану, Неаполь уже снесло однимъ изъ этихъ движеній и на мѣстѣ ихъ явилось болѣе могущественное цѣлое. Австрія борется изъ всѣхъ силъ, чтобъ на ея мѣстѣ не явилось, вмѣсто одного большаго, нѣсколько малыхъ политическихъ тѣлъ. Но если обратить вниманіе на ту силу, которая вызвала оба явленія, то откроется, что въ нихъ не такъ много разнороднаго, какъ кажется съ перваго взгляда; окажется прежде всего, что сила, которая произвела ихъ, въсущности одна и та же, что вслѣдствіе этого и самыя явленія имѣютъ въ себѣ весьма много однороднаго. Эта сила — народность. Исторія и политика очень-долго не хотѣли ее признать; теперь, она заявляетъ о своемъ существованіи. Италія соединяется въ одно цѣлое во имя своей народности, сознавая себя какъ одно естественное цѣлое, какъ одинъ народъ. Итальянцы, въ силу этого даннаго, постарались создать для себя и такую государственную Форму, которая служила бы внѣшнимъ выраженіемъ ихъ народнаго единства. Вотъ отчего во всѣ времена тѣ люди, въ которыхъ итальянская народность восходила на степень полнаго сознанія, носили въ своей душѣ идеалъ единаго итальянскаго государства. Этому идеалу только въ наше время было суждено перейти въ дѣйствительность, потому-что только теперь сознаніе народности глубоко проникло въ массы. Въ Австріи выступила къ жизни та же самая сила — сознающая себя народность. Непризнаніе народности выражалось въ Италіи тѣмъ, что она была раздроблена на совершенно-произвольныя части; въ Австрии, напротивъ, безчисленныя и разнохарактерныя народности, по стеченію различныхъ обстоятельствъ соединены въ одно политическое цѣлое, причемъ одна народность, далеко немногочисленнѣйшая и несильнѣйшая, выступила какъ господствующая, съ притязаніями подавлять и ассимилировать другія. Такой порядокъ дѣлъ могъ продолжаться только до-тѣхъ-поръ, пока чувство народности оставалось на степени простаго, естественная даннаго, не взывало къ своимъ правамъ. Было въ Австріи время, когда мадьяры пренебрегали своимъ языкомъ, когда образованный чехъ совѣстился сознаться, что онъ родомъ чехъ. Но теперь другое время: мадьяры, чехи, кроаты, сербы, румуны, руссины сознаютъ себя какъ отдѣльные народы и дорожатъ всѣмъ тѣмъ, въ чемъ выражается ихъ народность. Встали теперь новыя силы, и стоятъ передъ австрійскимъ государствомъ: различные народы требуютъ себѣ самоуправленія, желаютъ, чтобъ каждый изъ нихъ былъ поставленъ въ такія условія, которыя бы не только не задерживали естественнаго и правильнаго теченія жизни, но, напротивъ, содѣйствовали ему.
«Отечественныя записки», 1861, № 5 май, с. 1—3