В 60-х годах прошлого столетия в связи с резким ростом потребительского рынка в Канаде произошла перегрузка существовавших систем управления отходами. Многие местные свалки представляли собой окутанные дымом участки, выбрасывающие в атмосферу ядовитые газы, а стоки из-под свалок загрязняли почвенный горизонт и воду — ситуация во многом сходная с тем, что сейчас наблюдается в России.

В России органы государственной власти и законодательство имеют строгую иерархию. Федеральный закон главенствует над областным, решение губернатора является обязательным для муниципальных властей и т. д. Такая система управления может работать лишь при неусыпном контроле органов, принимающих решения, за их исполнением, что требует больших средств и затрат. На практике же это часто приводит к тому, что реальное управление, повседневная практика осуществляются в обход или в нарушение закона. Причина этого в том, что решения, принимаемые на более высоком уровне власти, плохо учитывают интересы тех, кого эти решения затрагивают.

В Канаде сферы влияния различных органов власти разделены четче. И тем не менее, государственное управление страдало теми же недостатками (дублирование функций разных органов власти, распыление бюджета, конфликты интересов и т. п.). Силами самих органов власти уладить конфликты интересов с опорой на действующее законодательство практически невозможно. Поэтому в 70-е годы в канадском обществе возникла идея так называемых «Круглых столов». Независимые, негосударственные организации, получившие такое название, взяли на себя функцию посредников между различными органами государственной и муниципальной власти, а также между представителями промышленности и населения. Они не стали подменять собой органы, принимающие управленческие решения. Их усилия были направлены на то, чтобы различные группы заинтересованных лиц смогли услышать друг друга, понять взаимные интересы, а затем путем обсуждения найти компромиссы, устраивающие всех. Такая «фантастическая» идея потребовала выработки определенных инструментов и принципов переговоров, что и было сделано.

Естественно, охватить все сферы управления «Круглые столы» не могли. Их деятельность ограничивалась определенными провинциями и отраслями экономики — такими как лесная промышленность, металлургия, экология. В результате двадцатилетних усилий компромиссы были достигнуты, а институт «Круглых столов» занял прочное место в системе принятия решений в различных областях жизни Канады. Но самое главное: многие препятствия, казавшиеся непреодолимыми, были все же оставлены позади.

Отличие и преимущество подхода «Круглых столов» сравнительно с традиционной схемой «приказ-контроль» в том, что после того как решение принято, оно в большинстве случаев выполняется, так как устраивает все заинтересованные стороны.

Особенно эффективно подобный подход показал себя в сфере охраны окружающей среды. Именно через «Круглые столы» в Канаде была решена и проблема управления отходами.

Ниже мы рассмотрим опыт Канады на характерном примере двух провинций — Острова Принца Эдуарда и Онтарио.

Провинция Остров Принца Эдуарда

Остров Принца Эдуарда с населением 137 тыс. человек и площадью 5 656 кв. км (что составляет примерно 12% от территории Московской области) сегодня можно назвать одним из самых чистых мест в Канаде. И главная заслуга в этом принадлежит правительству провинции, которое сумело убедить все слои населения активно подключиться к программе сокращения количества отходов, введенной в действие в 1990 году. Для этого были проведены общественные обсуждения и консультации, которые помогли наладить сотрудничество между населением и местными властями. Кроме того, были сделаны инвестиции в разработку и внедрение новаторских решений по сокращению отходов.

Программа включает в себя три основных направления: сокращение отходов при выпуске продукции, повторное использование готовых изделий, использование «отработавших» изделий в качестве вторичного сырья. В ее основе лежит положение о том, что большая часть отходов представляет собой ресурс, пригодный для утилизации.

Как же конкретно воплощается в жизнь эта программа? Прежде всего, она никогда не была бы реализована без интенсивной информационной поддержки и просветительской работы, включающей целый спектр мероприятий. Специальные занятия, экскурсии, выставки, плакаты, образовательные компьютерные игры и видеопрезентации — все это постоянно используется как в школах, так и в работе с населением и общественными организациями. На предприятиях, в образовательных учреждениях, среди различных групп населения и отдельных граждан распространяются брошюры, информационные листовки, просветительские газетные публикации. Комиссия острова по управлению отходами помогает Департаменту образования в разработке новой школьной программы с 1-го по 12-й класс, с тем чтобы показать школьникам преимущества системы разделения мусора.

В просветительские мероприятия активно включилось и само правительство, решив на собственном примере продемонстрировать гражданам правильные методы обращения с отходами: всем сотрудникам раздали специальные «мини-корзины» и обязали сортировать отходы на три категории: подлежащие компостированию, предназначенные для дальнейшего рециклинга и прочие. Эффект оказался двояким: во-первых, увиденное произвело большое впечатление на посетителей, во-вторых, сами чиновники во многом пересмотрели свои повседневные привычки и поведение.

Для поощрения частных программ управления отходами, таких, например, как компостирование отходов в школах, были выделены инвестиции. Кроме того, был введен запрет на открытое сжигание мусора, определена плата за размещение отходов, изготовлены контейнеры для раздельного сбора мусора населением, а также разработана схема рекультивации свалок. Все это также привело к значительному сокращению количества отходов.

Массовое распространение по почтовым ящикам красочных листовок и материалов, объясняющих, как и какие виды отходов следует собирать для повторного использования, началось в 1992—1993 годах. Одновременно начала работать программа по раздельному сбору мусора силами населения: сначала — в 10—12 населенных пунктах, затем все шире, и сейчас она действует практически на всей территории острова. Правительство не осталось в стороне от этих мероприятий, напротив, оно решило подать пример правильного обращения с отходами: в главном комплексе административных зданий был установлен контроль за движением отходов, образующихся на рабочих местах, — служащие сортировали отходы, отделяя те, что идут на компостирование и рециркуляцию, от прочих.

Жители делят свои отходы на четыре части: пищевые отходы и мелкие бумажки идут в специальный зеленый контейнер для компостирования. Все, что можно повторно использовать (стеклянные и пластиковые бутылки, баночки, металлические банки, пластиковые пакеты), собирают в большие мешки, голубые и прозрачные, на которых указан адрес владельца. Отдельно, также в голубой мешок, складывают макулатуру, чтобы загрязняющие вещества, например осколки стекла, не попали в бумагу. То, что нельзя утилизировать, собирают в серые или черные контейнеры или мешки другого цвета.

Все это регулярно увозят (два раза в месяц забирают компост и отходы для захоронения и раз в месяц — «голубые мешки»). Причем расписание, о котором заблаговременно извещают жителей, выдерживается строго. Если в мешок попали не те отходы, которые предусмотрены правилами, хозяин мешка подвергается штрафу

С владельцев жилых домов каждый год взимается плата за услуги по удалению мусора в размере 109,96 доллара (без учета стоимости контейнеров). Из этой суммы оплачивается вывоз контейнеров и мешков с мусором, компостными материалами и отходами, подлежащими рециркуляции, весенняя и осенняя уборка улиц и услуги по уборке елок после Рождества. В целом плата, взимаемая с каждой семьи, определяется текущими затратами на управление отходами в провинции.

Специальные зеленые контейнеры для компостных материалов приобретаются владельцами домов отдельно за небольшую плату. Стоимость такого контейнера — чуть менее 90 канадских долларов — примерно равна суммарным затратам средней семьи на мешки для мусора в течение пяти лет, однако преимущество контейнера перед мешками состоит в том, что последние сами быстро превращаются в мусор, контейнеры же служат гораздо дольше.

Плата за сброс неутилизируемого мусора на свалке, засыпаемой грунтом, составляет в настоящее время 36 долларов за тонну и покрывается ежегодными сборами с населения. Предприниматели вносят за сброс мусора отдельную плату при въезде на свалку

Контейнеры для компоста имеют отверстия в стенках, так что их содержимое постоянно вентилируется. Благодаря поступающему воздуху органические отходы начинают разлагаться, вступая тем самым в первую фазу переработки. Кроме того, вентиляция ослабляет неприятный запах.

Содержимое контейнеров свозят на специальные площадки, где созданы условия для расщепления органических отходов природными микроорганизмами. Предварительно — чтобы обеспечить постоянный доступ кислорода к микроорганизмам — отходы измельчают и в течение 25—40 дней перемешивают на особых периодически поворачивающихся валках. Температура компоста на этом этапе переработки поддерживается выше 50°С в течение минимум 15 дней, чтобы обеспечить устранение патогенных микроорганизмов. После этого компост перевозят на другую площадку, где он вылеживается не менее трех месяцев. Затем компост просеивают, чтобы устранить кусочки пластмассы, и загружают на валки, где и оставляют для дозревания. Впрочем, на этой стадии компост уже готов и его можно продавать фермерам и огородникам. Характерно, что качество компоста контролируют по 40 показателям. И продукт получается великолепный, с высоким содержанием ценнейших органических веществ: он пригоден и для рассады, и для удобрения клумб или грядок.

Рис.

«Голубые мешки» поступают на сортировочную площадку, а затем — на вторичную переработку. Остальной мусор увозят на современные прекрасно оборудованные полигоны, снабженные системой постоянного контроля их состояния.

Население принимает участие также и в сборе отработанного машинного масла, использованных бытовых приборов (холодильников, стиральных машин и др.), свинцовых аккумуляторов, металлолома, использованных шин, старых автомобилей, бутылок, предназначенных для повторного использования, старой краски, контейнеров для пестицидов. Для подобных разновидностей отходов существует сеть приемных пунктов, а также частные компании, которые выезжают прямо на дом.

Для бутылок, свинцовых аккумуляторов, шин введена система депозита, т. е. предоплаты, или залоговой стоимости. (В Советском Союзе эта система работала применительно к молочным бутылкам и майонезным баночкам.) В цену каждой бутылки с напитками включается надбавка за тару — 10 центов (бутылка кока-колы стоит 85 центов). При покупке свинцового аккумулятора (65 долларов) берется депозит 5 долларов, средняя цена шины для легкового автомобиля, 65 долларов, включает 2—3 доллара налога для ее переработки.

Результаты не заставили себя ждать. Продавцы моторного масла и специальные пункты приняли в 1996 году для регенерации 492 444 литров отработанного масла. Начиная с 1992 года из потока отходов каждый год выводится 10 000 старых шин. Их используют при строительстве дорог, для изготовления технических изделий, а также в качестве топлива.

Ежегодно на острове продается около 20 000 свинцовых аккумуляторов, содержащих кислоту и ядовитый свинец. Если выбрасывать их на свалки, экологическая катастрофа станет неминуемой. Сегодня практически все использованные аккумуляторы сдают в переработку: кислоту нейтрализуют, полностью утилизируют свинец и пластмассовую оболочку. Более 10 000 старых автомобилей каждый год перерабатывают в различные изделия из металлов, более 1 000 тонн «белых товаров» (холодильников, стиральных машин) прессуют и отправляют на переплавку.

В ходе мероприятий по переработке краски в октябре 1996 года на острове было собрано 11 000 банок старой краски. Содержимое банок делили на три потока: светлая краска, темная и краска, не подлежащая переработке. Из этого вторичного сырья было получено 5 705 литров краски «Новый старт» 15 различных оттенков. А стеклотара на острове сегодня на 80% изготавливается из стеклобоя.

Самый большой объем отходов, поступающих на свалку, приходится на долю пластмасс. Большая часть этих полимеров разлагается очень медленно, в течение сотен лет. Однако в соответствии с программой следующие виды пластмасс подлежат переработке:

  • • ПЭТФ (полиэтилентерефталат) — прозрачный пластик, из которого изготавливают бутылки для напитков;
  • • ПЭВП (полиэтилен высокой плотности), из которого делают молочные бутылки, коробки для моющих средств и отбеливателя;
  • • ПВХ (поливинилхлорид), из него делают бутылки для растительного масла;
  • • ПЭНП (полиэтилен низкой плотности) — для пластиковых пакетов, упаковки для хлеба и пищевых продуктов;
  • • ПП (полипропилен), который идет на некоторые банки для йогурта и маргарина, бутылки для шампуня.

Изделия из пластмасс сортируют, очищают, измельчают, плавят, пропускают через фильтр (для очистки и стерилизации), формуют в шарики и используют в производстве новых изделий.

Металлы и покрытые оловом банки от мясных, рыбных и овощных консервов перерабатывают и добавляют в сталь, а извлекаемое из них олово применяют для покрытия различных поверхностей, например корпусов автомобилей.

Программа контроля над отходами оказалась весьма действенной: к 2000 году 65% отходов на острове подвергалось вторичному использованию и, значит, не попадало на свалки. Таким образом, островные власти оставили далеко позади намеченный рубеж — перерабатывать 50% отходов. Популярность программы за эти годы возросла. Поначалу участники неохотно расставались со своими привычками и отказывались сортировать мусор дома, но уже спустя два года они признали преимущества и простоту новой системы. Помимо прочего выяснилось, что повседневная работа по уборке и сортировке бытовых отходов оказывает на домашнее хозяйство благотворное влияние: приучает к экономии и разумному потреблению. В настоящее время в провинции взята на вооружение широко известная в мире концепция «zero waste», означающая минимизацию и постепенное сведение нерециклированных отходов к полному нулю.

Жители острова Принца Эдуарда в большинстве своем осознали за эти годы, что земля, на которой они живут, находится у каждого поколения лишь во временном пользовании. Уменьшая количество отходов, они передают своим потомкам чистый остров и высокую экологическую культуру. Со временем изменится состав ТБО, технология их переработки, но средства, затраченные на обучение людей грамотному обращению с отходами, будут работать еще многие и многие десятилетия.

Провинция Онтарио

В провинции Онтарио привлекает четкая система законодательства, предъявляющая муниципалитетам жесткие требования по части управления отходами. Так, постановление «Утилизация и компостирование бытовых отходов» предписывает муниципальным округам с населением свыше 5 000 человек в обязательном порядке утилизировать материалы пяти видов: газетную бумагу, алюминиевую тару, стальную тару, стеклянную тару, а также тару для продуктов питания и напитков, изготовленную из полиэтилентерефталата. Еще два вида отходов сами муниципалитеты выбирают из следующего перечня: тонкий картон, коробочный картон, высококачественная бумага, пластиковая пленка, алюминиевая фольга, полистирол, журналы, полиэтилен низкого давления, телефонные справочники, текстильные изделия, верхняя одежда из полимерных волокон и картонные стаканчики и тарелки.

По закону, каждый муниципальный округ с населением свыше 5 000 человек разрабатывает программу компостирования отходов в частных домах. Эта программа должна включать в себя ряд обязательных моментов:

  • • бункера для компостирования предоставляются за плату, равную или меньшую их себестоимости;
  • • муниципалитет должен провести обучение населения правильным методам компостирования отходов. В рамках данной программы были финансированы две трети затрат на покупку и установку в домах более миллиона специальных устройств для домашнего компостирования отходов;
  • • округа с населением от 5 до 50 тыс. человек обязаны направлять на утилизацию, не захоранивая их, отходы в виде листьев и прочие садово-огородные отходы в тех случаях, если осуществляется разделение этих отходов в местах их образования;
  • • если население округа насчитывает свыше 50 тыс. человек, разделение подобных отходов производится в обязательном порядке, после чего эти отходы направляются на утилизацию. Такие отходы подвергаются компостированию или внесению в землю с целью повышения ее плодородности;
  • • программы должны включать в себя рекламно-пропагандистскую деятельность среди населения, направленную на поощрение его участия в этой программе, и обязывают муниципалитеты обеспечить удобный для жителей сбор отходов с обочин и организовать одно или несколько надлежащим образом расположенных хранилищ, куда будут свозиться отходы из сельской местности и мелких городов.

В провинции согласно строгим критериям определен круг достаточно крупных организаций и объектов (школ, торговых комплексов, отелей, строительных площадок, офисов, ресторанов, фирм-производителей, многоквартирных домов и т. д.), которые обязаны производить разделение заданных отходов в месте их образования с целью их дальнейшей утилизации.

Для каждого сектора задается свой список отходов, в который входят алюминий, бетон, кирпич, сухая штукатурка, высококачественная бумага, стекло, газетная бумага, картон, сталь, дерево и некоторые виды пластмасс. В многоквартирных домах должны собираться все материалы, указанные в программе утилизации отходов местного муниципалитета.

Специальное постановление посвящено упаковке. Оно обязывает крупные фирмы-производители, компании, занимающиеся упаковкой товаров, и фирмы-импортеры упакованных продуктов питания, напитков, бумаги и химической продукции проводить аудит упаковочных материалов и реализовывать рабочий план сокращения количества применяемых упаковочных материалов.

Большую роль в управлении отходами провинции Онтарио играет добровольное объединение промышленных компаний, целью которого является поддержка и совершенствование утилизации отходов в муниципальном масштабе. Эта корпорация обязывает производителей и потребителей нести ответственность за жизненный цикл товаров и оказывает услуги, сотрудничая с местными муниципальными правительствами. Считается, что наибольшая эффективность при одинаковых затратах может быть достигнута в том случае, если существует единый центр сбора и переработки отходов, образующихся после использования этих товаров.

Система утилизации отходов возникла и стала развиваться с 1986 года. Промышленные предприятия приняли участие в ее реализации с самого начала. За первые семь лет было выделено 30 млн долларов, которые были использованы на развитие инфраструктуры и приобретение оборудования — на оплату одной трети общих расходов на грузовики, прессы для уплотнения отходов, погрузчики. В результате сегодня капитальные и эксплуатационные затраты уже не финансируются: муниципалитетам оказывается лишь техническое и маркетинговое содействие.

Как же сделать так, чтобы переработка отходов стала конкурентоспособной по стоимости и даже более предпочтительной по сравнению с захоронением мусора? Ниже приводится простая модель затрат в расчете на одну тонну отходов в провинции Онтарио.

Затраты на одну тонну твердых отходов, отправляемых на захоронение (в канадских долларах)

Сбор и перевозка

Полигон для захоронения

Общая стоимость

50

+ 50

= 100

Затраты на одну тонну отходов, идущих на переработку (в канадских долларах)

Сбор

Переработка

Доход от продажи материалов

Чистая стоимость

105

+50

-70

=85

Из таблиц видно, что сбор отходов, предназначаемых для переработки, как правило, стоит дороже, чем сбор «простых» отходов, поскольку плотность перерабатываемых отходов ниже и к тому же их еще необходимо сортировать. Но главное преимущество утилизации отходов — это прибыль, получаемая от продажи вторичных материалов: в среднем за каждую тонну вторичных материалов в провинции Онтарио выручают более 70 долларов.

Добровольное объединение промышленных компаний провинции (корпорации, поддерживающие утилизацию) отслеживает стоимость собираемого вторсырья и ежемесячно поставляет эти данные муниципалитетам. Они также издают распоряжения о том, что при производстве упаковки их товаров должен использоваться определенный процент вторичных материалов.

* * *

Одна из наиболее эффективных долгосрочных стратегий заключается в том, чтобы ввести курс обучения утилизации отходов в общеобразовательную школьную программу. Это, безусловно, требует больших затрат времени, но в будущем все затраты с лихвой окупятся. Хотя результат и не будет мгновенным, он будет стабильно положителен, так как обучаемые этому предмету дети смогут влиять на поведение своих родителей.

Раз в году в провинции проходит «Неделя сокращения отходов». В течение этой недели организуется множество различных мероприятий, включая соревнование между большими городами в том, какой из муниципалитетов в течение данного года направляет больше отходов на переработку (в расчете на душу населения). Жители могут звонить по местному телефону, по которому предоставляется информация, касающаяся отходов и их переработки, и даются подобные ответы на все вопросы. Наиболее характерные вопросы касаются того, какие предметы могут направляться на переработку.

Во многих административных территориях жителям выдаются специальные календари, которыми можно пользоваться в течение всего года. Такой календарь определяет график сбора отходов и дает информацию о программе действий в области утилизации отходов.

Время от времени, если позволяет бюджет, для налаживания и поддержания связей с общественностью используется и реклама. Как показывает опыт, наиболее действенны рекламные объявления на радио и плакаты на общественном транспорте. Но в конечном итоге наибольший эффект достигается беседами с общественностью, побуждающими людей наблюдать за тем, как поступают с отходами их соседи. Это в значительной мере побуждает проявлять ответственное отношение к отходам своего домовладения.

Рассказывает Джерри Ратбон, вице-президент корпорации по поддержке канадских предприятий, занимающихся переработкой вторсырья: «Первый экспериментальный проект для многоквартирных домов мы реализовали около десяти лет назад, теперь же это стало привычной повседневной обязанностью жителей провинции Онтарио. Контейнеры на колесиках, предназначенные для сбора отходов в таких домах, устанавливают в удобных местах на улице: при входе в дом, на парковках. В один контейнер собирают все виды тары вместе (стекло, пластик, алюминий, сталь). В другой — бумагу. Пищевые отходы выносят в пакетах на улицу в определенные дни недели. Такая система позволяет собирать в среднем 65 кг отходов для рециклизации с каждой квартиры в год (имеется в виду среднестатистическая квартира, в которой проживает 1,8 человека). Контейнеры поднимают и выгружают в грузовик, причем этот грузовик продольно разделен на секции для разных видов отходов».

В трех высотных жилых домах в Торонто реализован другой необычный проект. В этих домах мусоропроводы усовершенствованы таким образом, чтобы жильцы могли сбрасывать в него разные фракции отходов. Для этого достаточно нажать одну из трех кнопок на пульте мусоропровода на своем этаже, чтобы выбрать один из вариантов: утилизацию бумаги, утилизацию тары или просто сброс отходов: клапан, находящийся на нижнем конце мусоропровода, переместится в соответствующее положение, и мусор попадет в нужный контейнер. А световой сигнал, загорающийся на каждом этаже, покажет, с каким отходным материалом производится работа в данный момент времени. Клапан срабатывает почти мгновенно, за одну секунду, позволяя жильцу быстро выгрузить отходы. Такая система сбора отходов гораздо более удобна для жильцов и дает хорошие результаты: в этих домах удается утилизировать 130 кг отходов на человека в год — в два раза больше, чем в обычных многоквартирных домах.

Бегло рассмотрев практику обращения с отходами в двух провинциях Канады, мы убеждаемся, что их опыт отчасти пересекается, отчасти складывается по-разному. В целом, однако, можно заключить, что обе эти провинции, как и страна в целом, сумели обуздать «мусорного монстра» и уверенно движутся к поставленной цели — полному избавлению от отходов («zero waste»).