1.

Указ Президента Российской Федерации № 824 от 23 июля 2003 года «О мерах
по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» определил следующие приоритетные направления этой реформы:

— ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность
субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

— исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов
исполнительной власти;

— развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

— организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам
и юридическим лицам;

— завершение процесса разграничения полномочий между федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти.

Образованная Постановлением Правительства Российской Федерации № 451 от 31 июля 2003 года Комиссия по проведению административной
реформы во главе с заместителем председателя правительства Б. С. Алешиным, решая эти задачи, анализировала вплоть до отставки правительства, последовавшей 24 февраля 2004 года, функции государственного аппарата. В этих
целях при Комиссии были созданы семь рабочих групп по сферам государственного регулирования, а при этих группах — многочисленные экспертные
группы, непосредственно рассматривавшие функции и готовившие материалы
для рабочих групп. Списки функций представлялись в экспертные группы федеральными министерствами и ведомствами.

Основные принципы, которыми руководствовались при анализе функций
экспертные и рабочие группы (а затем — использовавшая их данные Комиссия):
разграничение хозяйственных, контрольно-надзорных, правоприменительных
и правоустанавливающих функций, функций управления собственностью. Рассматривая функции, Комиссия исходила из следующих принципов: решение, касающееся какой-либо функции одного из министерств или ведомств, распространяется на аналогичные функции других министерств и ведомств; в случае
разногласий предпочтение отдается более либеральному подходу. При подготовке ведомственных нормативных правовых актов рекомендовалось исходить из нецелесообразности расширения функций и полномочий. Рабочие группы
при анализе функций исходили из презумпции ненужности государственного регулирования: ведомства должны были доказывать необходимость сохранения
у них тех или иных регулятивных функций.

К 1 апреля 2004 года Комиссия планировала полностью завершить первый
этап административной реформы, выявив все избыточные функции, полномочия
и виды деятельности. Комиссия также должна была указать, куда в дальнейшем
следует передать функции, признанные избыточными для федеральных ведомств,
но в то же время не подлежавшие ликвидации.

Направляя работу Комиссии, Б. С. Алешин стремился к сокращению административной нагрузки на бизнес, снятию избыточных административных ограничений на предпринимательскую деятельность, оптимизации структуры государственного управления и функций министерств и ведомств. В качестве
основного принципа деятельности государства предусматривалось «невмешательство в дела бизнеса».

Б. С. Алешин считал, что контрольные функции должны быть переданы бизнесу; надзорные же функции, отделенные от контрольных, в ряде случаев надо
передать регионам, оставив за центром только право разбора апелляций.

Предполагалось оставить каждому министерству 10–15 процентов прежнего
объема функций — в частности, бюджетные функции, управление имуществом,
тарифное и нетарифное регулирование, надзорные функции (которые будут финансироваться из госбюджета). При этом, отмечал Б. С. Алешин, половина оставшихся у государства функций претерпит изменения, и они будут выполняться
«на качественно новом уровне».

Отдельного упоминания заслуживает еще одна точка зрения. Ее сторонники
считают, что для развития некоторых сегментов рынка необходимо лишить ведомства ряда функций (таких, например, как проведение маркетинговых исследований), сейчас выполняемых ими по более низким расценкам, чем предлагают
бизнес-структуры. Как они поясняют, государственный демпинг нарушает нормальные условия конкуренции. В дальнейшем, после ликвидации этих функций,
они предлагают заказывать такие работы определенным на основе конкурсной
процедуры специализированным консалтинговым и маркетинговым фирмам,
оплачивая их труд из бюджета.

Состоялось пять заседаний Комиссии: 23 сентября, 25 октября и 26 ноября 2003 года, 16 января и 27 февраля 2004 года. Планировалось как минимум еще
одно заседание, после чего Комиссия должна была к 1 апреля 2004 года представить доклад об итогах своей деятельности.

2.

По мнению Председателя Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкова, первый, «инвентаризационный» этап реформы к настоящему времени
закончен. Так, к 13 января 2004 года Комиссия из 5 300 (по другим подсчетам,
из 7 500) функций федеральных органов власти проанализировала свыше 4 000 (при этом более 800 были признаны избыточными, для 350 требовалось сократить «масштаб исполнения»). Оставалось проанализировать еще
примерно 1 000 функций; кроме того, рабочим группам было дополнительно
поручено рассмотреть возможность оптимизации функций, признанных необходимыми, а для единообразия подхода — начать контрольный перекрестный
просмотр изученных функций.

В ходе работы выявилось также большое количество министерств и ведомств,
имеющих в подчинении слишком много непрофильных учреждений, а также
около 10 000 учреждений, которые полностью финансируются внебюджетными
структурами, но числятся бюджетными.

Приведенная ниже таблица составлена на основе материалов, подготовленных рабочими группами. В ней приводятся предварительные результаты анализа
функций и рекомендации по их передаче участникам рынка.

Следует отметить, что приведенные в разных источниках данные о количестве
функций являются примерными и не совпадают. Объясняется это тем, что единый
подход к учету функций не практиковался. Например, одну из функций, вынесенных на рассмотрение, рекомендовалось частично упразднить, частично — переформулировать и сохранить, частично — объединить с другой и т. п. Таким образом, она могла учитываться по результатам рассмотрения как несколько функций.

Ниже перечислены основные избыточные функции (в основном согласно
протоколам заседания Комиссии).

Федеральные органы исполнительной власти в целом:

  • стандартизация, сертификация, унификация;
  • аккредитация;
  • метрология (проверка и калибровка);
  • лицензирование;
  • проведение экспертизы;
  • проведение выставок и ярмарок;
  • проведение маркетинговых и иных исследований;
  • ведение реестров, кадастров, регистров, перечней;
  • приостановление или прекращение предпринимательской деятельности;
  • взимание штрафов за административные правонарушения с юридических лиц;
  • подготовка и переподготовка работников;
  • организация документальных проверок (ревизий, инвентаризаций) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и организаций[1];
  • контроль за обеспечением пожарной безопасности на подведомственных предприятиях[2];
  • тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности;
  • организация и проведение конкурсов и торгов государственных ресурсов и имущества[3];
  • мониторинг в профильной сфере экономики.

Министерство внутренних дел:

  • внепроцессуальные действия, в том числе профилактического характера, приводящие к вмешательству в предпринимательскую деятельность, ограничивающие права и свободы граждан (запрос документов, изъятие образцов и документации, осмотр помещений, снятие продукции с реализации и т. п.)[4];
  • организация деятельности подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с преступлениями экономической направленности, предварительное следствие по которым необязательно, а также с административными правонарушениями на потребительском рынке товаров и услуг;
  • оказание содействия предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов;
  • обеспечение исполнения уголовных наказаний;
  • подготовка кадров для частных детективных и охранных служб, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • обеспечение охраны коммерческих организаций постами вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
  • организация ветеринарного обеспечения.

Министерство по чрезвычайным ситуациям:

  • разработка и утверждение обязательных для исполнения нормативных документов по пожарной безопасности, охрана от пожаров населенных пунктов и предприятий на договорной основе, экспертиза деклараций безопасности объектов и лицензирование эксплуатации пожароопасных объектов;
  • внесудебная приостановка работы предприятий, производственных участков, эксплуатации зданий и сооружений при выявлении нарушения требований пожарной безопасности.

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства:

  • контроль за экономической концентрацией на товарных рынках[5];
  • предварительное одобрение сделок, связанных с увеличением или уменьшением уставного капитала акционерных обществ без изменения долей акционеров;
  • разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
  • согласование решения федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  • выдача заключения при государственной регистрации финансово-промышленных групп;
  • рассмотрение в пределах своей компетенции и урегулирование разногласий между субъектами естественных монополий в области связи, а также между субъектами естественных монополий в области связи и потребителями их услуг;
  • функции Комиссии по товарным биржам при Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) России[6];
  • лицензирование биржевых брокеров;
  • внесудебное пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Министерство по налогам и сборам:

  • контроль за соответствием валютных операций законодательству Российской Федерации о валютном контроле при проведении налоговых проверок.

Министерство по налогам и сборам и Центральный банк:

  • регистрация кредитных организаций[7].

Министерство здравоохранения:

  • разработка порядка протоколов ведения больных, сертификация лекарственных средств, предоставление платных услуг гражданам в связи с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
  • проведение экспертизы экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств, а также выдача санитарноэпидемиологических заключений по проектам нормативной и технологической документации на готовую продукцию, в том числе на товары народного потребления и пищевые продукты.

Министерство имущественных отношений:

  • разработка и представление в Правительство Российской Федерации предложений по определению арендной платы за пользование федеральным имуществом и порядка ее внесения.

Министерство культуры:

  • взимание сборов за право вывоза (в том числе временного) культурных ценностей.

Министерство обороны:

  • реализация через государственных посредников по экспорту (импорту) высвобождаемого вооружения и военной техники, запасных частей и комплектующих изделий к ним, а также боеприпасов;
  • оказание услуг по хранению и перевалке нефтепродуктов через базы и склады, находящиеся в ведении министерства;
  • оказание маркетинговых услуг, реализация оптом, в розницу и по подписке всех видов печатной и сувенирной продукции, тиражирование и реализация аудио-, видео- и фотопродукции, размещение наружной рекламы, подготовка и проведение выставок-продаж, оказание услуг, связанных с осуществлением связей с общественностью.

Министерство образования:

  • формирование рынка научной и научно-технической продукции и образовательных услуг.

Министерство промышленности, науки и технологий:

  • государственная аккредитация и ведение реестра аккредитованных научных организаций; контроль за соблюдением прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности, имеющие приоритетное народно-хозяйственное значение и созданные на средства федерального бюджета.

Министерство путей сообщения:

  • лицензирование технического обслуживания и ремонта подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Министерство связи:

  • определение порядка распределения и использования ресурсов нумерации сетей электросвязи;
  • организация проведения торгов (аукционов) для получения лицензий;
  • разработка перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, и подготовка предложений о его изменении, а также обеспечение работ для
  • обязательного подтверждения соответствия средств связи;
  • выдача разрешений на размещение рекламы на почтовых отправлениях;
  • выдача органами государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации разрешений на эксплуатацию объектов связи, а также аннулирование или приостановление действия выданных разрешений.

Министерство сельского хозяйства:

  • финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • проведение государственных испытаний новых технологий и образцов технических средств производства;
  • контроль за производством продовольственного сырья и продуктов животного происхождения (в пределах своей компетенции);
  • лицензирование элитного семеноводства и племенного животноводства.

Министерство транспорта:

  • лицензирование технического обслуживания и ремонта воздушных судов, а также применение авиации в различных отраслях экономики;
  • лицензирование погрузочно-разгрузочных работ в морских портах и на внутреннем водном транспорте;
  • лицензирование агентской деятельности по продаже воздушных перевозок;
  • государственный надзор за соблюдением международных правил, стандартов и норм (включая меморандумы о взаимопонимании при контроле порта со стороны государства) в портах внутреннего водного транспорта, в том числе устьевых и открытых для захода иностранных судов;
  • организация регулирования движения судов по внутренним водным путям;
  • конкурсное распределение между российскими перевозчиками разрешений на международные перевозки автомобильным транспортом;
  • выдача российским перевозчикам разрешений на нерегулярные международные пассажирские перевозки;
  • организация контроля за целевым использованием неналоговых сборов и платежей за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования (в том числе компенсации ущерба от перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов);
  • проверка выполнения законодательства Российской Федерации, стандартов и иных нормативных актов организациями дорожного хозяйства;
  • контроль за соблюдением правил охраны федеральных автомобильных дорог общего пользования;
  • контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм;
  • утверждение номенклатуры видов продукции, работ (услуг), подлежащих обязательной сертификации;
  • проведение экспертизы проектно-сметной документации;
  • утверждение технических условий, которым должна удовлетворять поставляемая серийная техника.

Министерство труда и социального развития:

  • проведение государственной экспертизы условий труда;
  • функции Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и Министерстве финансов России по регулированию, надзору и контролю деятельности управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования.

Министерство финансов:

  • выдача лицензий и разрешений на осуществление валютных операций;
  • контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли:

  • вынесение решений по делам об административных правонарушениях в области экспортного контроля;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам размещения российского капитала за рубежом;
  • лицензирование деятельности в области туризма.

Министерство энергетики:

  • решение вопросов о размещении и строительстве крупных объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а также государственный контроль и надзор за рациональным использованием нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки, электрической и тепловой энергии;
  • лицензирование эксплуатации электрических и тепловых сетей;
  • осуществление совместно с федеральным органом исполнительной власти по финансовому оздоровлению и банкротству мер по предупреждению банкротства субъектов естественных монополий ТЭК;
  • аттестация арбитражных управляющих, назначаемых при проведении процедуры банкротства в отношении субъектов естественных монополий ТЭК;
  • согласование проектной технической и технологической документации на разработку месторождений углеводородного сырья в Российской Федерации;
  • определение вариантов разработки месторождений указанных полезных ископаемых;
  • установление порядка реализации проектов разработки этих месторождений, обязательного для организаций, разрабатывающих месторождения углеводородного сырья в соответствии с лицензиями (независимо от формы собственности);
  • контроль за соблюдением правил и норм энергосбережения (при централизации в Министерстве энергетики финансирования всех видов работ в этой области);
  • согласование предложений по изменению цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий;
  • координация и регламентация доступа к инфраструктуре отраслей ТЭК, в том числе при экспорте за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Государственный комитет по рыболовству:

  • лицензирование промышленного рыболовства и рыбоводства, а также приемки и транспортировки улова рыб, других водных животных и растений.

Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу:

  • организация и осуществление государственного архитектурно-строительного надзора, а также контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг и продукции предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и деталей[8];
  • контроль за сохранностью жилищного фонда и объектов коммунального назначения;
  • контроль за реализацией основ федеральной политики в области строительства, градостроительства, архитектуры, технического учета и инвентаризации, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей;
  • контроль в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве и архитектуре, жилищного законодательства, федеральных градостроительных нормативов и правил.

Государственный таможенный комитет:

  • установление таможенных тарифов;
  • подготовка предложений о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг:

  • установление нормативов, обязательных для эмитентов ценных бумаг;
  • лицензирование саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (выдача разрешений этим организациям) с заменой данных функций иными формами контроля за деятельностью таких организаций со стороны регулирующего органа;
  • регулирование деятельности оценщиков;
  • выдача генеральных лицензий на деятельность по лицензированию профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование таких лицензий;
  • аттестация руководителей и сотрудников организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • правоустанавливающие функции[9];
  • выдача разрешений на размещение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации и организация их обращения[10];
  • регулирование операций с валютными фондовыми ценностями.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Центральный банк:

  • регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг кредитных организаций[11].

Федеральная служба земельного кадастра:

  • проведение землеустроительной экспертизы инвестиционных программ и проектов, связанных с использованием и охраной земель.

Федеральная служба специального строительства:

  • разработка индивидуальных сметных нормативов и определение внутренних расчетных цен для взаиморасчетов между воинскими формированиями.

Российские агентства по оборонным отраслям промышленности:

  • контроль за расчетами между организациями-разработчиками и производителями продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества;
  • создание внебюджетных фондов, формируемых для реализации программ развития обычных вооружений, перспективных разработок, поддержки стратегических производств и выполнения других работ, отнесенных к компетенции названных агентств.

Российское агентство по системам управления:

  • координация деятельности Федерального фонда развития электронной техники.

Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности:

  • инспекция оборудования и систем в объеме спецприемки на заводах-изготовителях оборудования для объектов атомной энергии;
  • согласование порядка проведения производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности в организациях, использующих источники ионизирующего излучения.

Государственная техническая комиссия:

  • лицензирование деятельности по разработке, производству, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств, а также их сертификации.

Росгосхлебинспекция:

  • учет зерна и продуктов его переработки, контроль за правильностью расчетов за зерно, соблюдением требований по размещению, хранению, обработке, переработке зерна и продуктов его переработки, нормами выхода, по рассмотрению и утверждению убыли зерна и продуктов его переработки;
  • лицензирование хранения зерна.

Центральный банк:

  • установление ограничений (в том числе требований по обязательному резервированию денежных средств) в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами с внутренними и внешними ценными бумагами.

Исчерпывающий перечень функций, передаваемых участникам рынка, не
был составлен. Сведения, приведенные в таблице, основаны на предложениях
экспертных и рабочих групп.

Все 188 функций органов исполнительной власти, которые предлагалось передать участникам рынка (в том числе саморегулируемым организациям — 50, через аутсорсинг — 28; остальные 110 — без указания), согласно одной из имеющихся классификаций можно разделить на три группы:

1) 37 функций ориентирования (рынок — 16, СРО — 14, аутсорсинг — 7):
прогнозирование — 4 (рынок — 1, аутсорсинг — 3), планирование — 1 (аутсорсинг), нормативное регулирование — 24 (рынок — 12, СРО — 11, аутсорсинг — 1),
методическое руководство — 8 (рынок — 3, СРО — 3, аутсорсинг — 2);

2) 45 функций обеспечения (рынок — 22, СРО — 6, аутсорсинг — 17):
кадровая — 7 (рынок — 5, СРО — 2), финансирование — 1 (СРО), организационно-структурное обеспечение — 1 (рынок), информационное обеспечение — 36 (рынок — 16, СРО — 3, аутсорсинг — 17);

3) 106 функций оперативного управления (из них рынок — 72, СРО — 30,
аутсорсинг — 4):

регулирование — 73 (рынок — 51, СРО — 18, аутсорсинг — 4), учет — 7 (рынок — 5, СРО — 2), контроль — 26 (рынок — 16, СРО — 10).

3.

Указом Президента № 264 от 24 февраля 2004 года правительство было отправлено
в отставку, а указом № 314 от 9 марта 2004 года — создана новая система федеральных органов исполнительной власти, состоящая из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Постановлением правительства № 215 от 16 апреля 2004 года руководитель
аппарата правительства Д. Н. Козак назначен председателем правительственной
Комиссии по проведению административной реформы, а Б. С. Алешин освобожден от этих обязанностей. «Все материалы по административной реформе
я подготовил, а используются они или нет, от меня уже не зависит», — пояснил
Б. С. Алешин в интервью газете «Коммерсантъ».

После появления в апреле 2004 года постановлений правительства, определяющих новые основные функции министерств, служб и агентств, стало возможным сравнить то, что сделано к настоящему времени, с программой первого этапа административной реформы.

В целом объявленное ранее намерение разделить правоустанавливающие
и контрольные функции реализовано не было: службы, осуществляющие контроль и надзор, находятся в подчинении министерств, контролируются и координируются ими (при этом передача даже части контрольных функций бизнесу не
предусматривается). Так, Министерство экономического развития и торговли
(главный центр прогнозов) контролирует статистическую службу, которая следит
за тем, насколько эти прогнозы сбываются. Министерство финансов, заинтересованное в наполнении бюджета, руководит налоговой службой, которая отвечает за правильность уплаты налогов.

Чтобы поправить положение, предлагается переподчинить контрольно-надзорные службы председателю правительства. Однако Д. Н. Козак считает, что
этого делать не стоит: по его мнению, в отдельных случаях ситуацию можно улучшить, поручив законодательное регулирование отрасли одному министерству,
а контроль и надзор — другому.

Наряду с сокращением количества министерств (до 14) отмечается несоразмерный гигантизм и монополизм некоторых из них. Тем самым выросла вероятность
ошибочных действий, так как многие правительственные комиссии, состоявшие из
представителей различных ведомств и органов, которые могли бы своевременно отреагировать на неправильное узковедомственное решение, тоже упразднены. Например, Минэкономразвития отвечает за «государственное регулирование в экономике», «государственное регулирование цен (тарифов)» и при этом не должно
согласовывать свои действия с другими ведомствами. Вероятность ошибок очевидна, так как решение указанных проблем под силу только правительству в целом.

Разделения функций контроля и надзора не произошло. Ранее контроль
предполагалось передать аккредитованным субъектам предпринимательской деятельности, а надзор оставить за государственными органами. Теперь согласно
Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями
по контролю и надзору понимаются:

— действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами,
юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил
поведения;

— выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) юридическим лицам
и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий;

— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Нет четкого разделения функций между службами и агентствами.

Например, и службы, и агентства наделены правоприменительными функциями — правом издания индивидуальных правовых актов (под правоприменительными функциями согласно Указу понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров), причем не указано
различие между службами и агентствами в отношении таких актов.

В конце апреля 2004 года депутаты Государственной думы приняли в первом
чтении проекты законов, изменяющих закон о правительстве и другие законы
в целях административной реформы. В этих проектах не закрепляется разделение функций чиновников разных уровней, а также независимость контрольных
органов от правоустанавливающих; правительство сохраняет возможность распределять полномочия между федеральными органами исполнительной власти
(в том числе прежде изменений в законодательстве), а министры — возможность
координировать и контролировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в их подчинении.

После вступления в должность Президента Российской Федерации ожидается издание нового указа о структуре органов федеральной исполнительной
власти. Д. Н. Козак не предвидит радикальных изменений этой структуры, но допускает, что она будет уточнена.


[1] Предполагается исключить дублирование функций налоговых органов, органов по
управлению государственным имуществом и Счетной палаты РФ.

[2] Предполагается исключить дублирование функций противопожарной службы МЧС России
и в дальнейшем передать эту функцию на муниципальный уровень (с учетом требований
законодательства о техническом регулировании).

[3] Предполагается заменить их аукционами, проводимыми уполномоченными участниками
рынка.

[4] Предполагается внести изменения в законодательство для введения процессуальных
ограничений и определения порядка их применения.

[5] Предполагается заменить разрешительный принцип на уведомительный.

[6] Предполагается передать их уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

[7] Имеется в виду необходимость унификации процедуры регистрации юридических лиц.

[8] Предполагается передать их органам местного самоуправления с возложением
на федеральный орган в области строительства и жилищно-коммунального комплекса
функций контроля за деятельностью органов местного самоуправления в этой области.

[9] Предполагается включить наиболее устоявшиеся требования к участникам рынка ценных
бумаг, предусмотренные нормативными актами этой Комиссии, в нормы законодательства
и установить их закрытые перечни.

[10] Предполагается заменить разрешительный порядок на уведомительный.

[11] Имеется в виду необходимость унификации этой процедуры в отношении эмитентов ценных бумаг.