Интервью

ОЗ: Какое место во французской системе школьного образования занимают частные школы?Какие типы таких школ существуют?

Анн Коффинье: Во Франции 80 процентов детей учатся в общедоступных шко­лах, 20 процентов — в частных. Между тем примерно 65 процентов родителей хоте­ли бы, чтобы их дети учились в частных школах. Однако государство следит за тем, чтобы доля детей, обучающихся в них, не превышала 20 процентов. Эта установка — наследие давней «школьной войны», которая раздирала Францию в XIX и XX веках. Полностью свободные школы, то есть не получающие государственного финанси­рования, посещают 50 000 детей. Во французском праве такие школы называются ««неконтрактными». Пока они — лишь авангард школьной системы, но становятся все более востребованными. Только в прошлом 2011 году была открыта 31 новая школа этого типа — тем самым удовлетворяется спрос родителей, желающих дать своим детям как можно более качественное образование.

ОЗ: Чем занимается ваш фонд, и когда он начал свою деятельность?

А. К.: Фонд «В защиту школы» был основан в 2007 году; государство при­знало его общественную полезность в 2008-м. Цель фонда — модернизировать школьное образование во Франции, развивая новые, полностью свободные шко­лы и распространяя эффективные методы преподавания, позволяющие каждому ребенку получить качественное образование. Опираясь на собственную сеть экс­пертов — восемь юристов и 40 директоров учебных заведений, — фонд консуль­тирует по юридическим и практическим вопросам тех, кто создает новые школы. На сайте http://creer-son-ecole.com (буквально: «создать свою школу») мы разме­стили исчерпывающее общедоступное руководство для таких энтузиастов, а так­же разного рода практические советы и рекомендации. Наша цель — обеспечить высокий уровень преподавания в независимых школах, держать так называемую планку качества. В сентябре 2007 года фонд создал Свободный институт подготов­ки учителей — частное высшее учебное заведение, где без отрыва от основной де­ятельности будущие преподаватели свободных школ получают соответствующее образование, а уже работающие повышают квалификацию. В настоящее время в этом институте проходят обучение около ста студентов. В нем помимо прочего проводятся циклы специальных тематических дискуссий, доступных для любого желающего. Цикл, планируемый на этот год, посвящен вкладу наук, изучающих нервную систему, в развитие педагогических методов. Фонд в своей работе ис­ходит из принципа свободы и ответственности всех участников образовательно­го процесса, автономии школьных учреждений. Мы выпускаем ежеквартальный журнал «Хроника фонда» (в бумажной и электронной версиях), распространяем информацию о свободном школьном образовании в мире с помощью специаль­ного блога: www.liberte-scolaire.com.

ОЗ: Отличаются ли программы государственных и частных школ?

А. К.: Есть два типа частных школ. Те, что заключили контракт с государством и получают бюджетное финансирование, берут на себя обязательство согласовы­вать свои программы с программами министерства национального образования, и их свобода в вопросах найма преподавателей и педагогической практики огра­ничена. Независимые школы, о которых я упоминала выше, полностью свободны в выборе методов, учебных планов, найма учителей, стиля преподавания... Но за эту свободу приходится платить отсутствием бюджетного финансирования, и, ко­нечно, они должны отвечать за результаты своей работы: родители учеников таких школ чрезвычайно требовательны и, как только что-то перестает их удовлетво­рять, сразу же забирают детей. Кроме того, регулярные проверки проводит мини­стерство образования.

ОЗ: Кто преподает в свободных школах? Какие аттестаты получают выпуск­ники и куда они потом с ними идут?

А. К.: Независимые школы вправе сами определять форму выдаваемого ат­тестата. На практике они готовят, и весьма успешно, учащихся к поступлению в бакалавриат национального или, реже, международного уровня. Что касается преподавательского состава, то в начальной школе независимого типа часто ра­ботают учителя, которые пришли из государственных или другого типа частных школ, потому что захотели обрести большую свободу в сочетании с более четкой организацией и более высокими требованиями. Многие преподаватели средних независимых школ работают сразу в нескольких учебных заведениях. Преподава­ние ведут не только учителя, но и представители естественных наук или творче­ских профессий. Таким образом школьники получают счастливую возможность напрямую соприкоснуться с реальным миром, применить теоретические знания на практике.

ОЗ: В каком состоянии находится школьная реформа во Франции, как оценива­ются ее результаты?

А. К.: Сфера национального образования у нас реформируется практиче­ски непрерывно. Отсутствие стабильности отрицательно сказывается на каче­стве образования, способствует текучести преподавательских кадров. К тому же министерство образования крайне неохотно делится информацией, которая позволяет оценить результаты его деятельности. Независимые школы ведут по­стоянную борьбу за повышение качества образования. Наш фонд разработал для них специальную методику оценки качества, в основе которой лежит вопросник GABRIEL, опирающийся на стандарт ISO 9000. В настоящее время этот во­просник опробован в тридцати французских школах, а в следующем году будет предложен остальным.

ОЗ: Можно ли говорить об утрате французами вкуса к получению знаний, о сме­не ценностей?

А. К.: Школьная система в нашей стране переживает кризис. 40 процентов де­тей не справляются со школьной программой. И процент этот растет. Но данный кризис нельзя считать чисто образовательным, он связан с кризисом ценностей, поразившим все французское общество, да и многие другие страны Запада. Это духовный, нравственный кризис, внешнее выражение которого — утрата мотива­ции. Думаю, нам нужно помочь новым поколениям вновь обрести смысл суще­ствования, радость познания, открыть, что в мире есть тайна и красота, которые нуждаются в исследовании. Словом, вернуть им понимание того, что мы созданы для поиска истины.

ОЗ: В какой степени Европейский союз влияет на национальные системы обра­зования?

А. К.: Трудно дать точный ответ. ЕС стремится унифицировать образователь­ные системы, но это касается прежде всего высшего образования — я имею в виду Болонский процесс. На преподавание в начальной и средней школе сегодня более заметное влияние оказывает Организация экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) и применяемый ею тест PISA. Но хотя деятельность ОЭСР способ­ствует росту автономии учебных заведений, квалификации преподавателей, адек­ватной оценке знаний и качества обучения — все перечисленное в высшей степени позитивно, — культивируемый этой организацией чисто утилитаристский подход к образованию, которое, с ее точки зрения, должно лишь готовить эффективных участников экономической жизни, более чем спорен. Никому в ОЭСР и ЕС нет дела до того, что образование создает свободных людей, просвещенных и наде­ленных способностью к критическому суждению, что образование неотделимо от поисков смысла жизни — подобные идеи совершенно чужды этим организациям. По их мнению, человек изначально предназначен для того, чтобы посвятить себя материальному обогащению.

Беседовала Лада Муравьева