Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Состояние средней школы не слишком радует наших граждан. Только 10 % опрошенных считают качество школьного образования хорошим, тогда как 29 % — плохим; почти половина — 47 % определяют его как среднее. Еще сдержаннее они оценивают тенденции в сфере школьного образования.
Как видим, более трети респондентов (37 %) убеждены, что качество образования снижается, причем среди людей с высшим образованием, наиболее состоятельных (с доходом свыше 20 тыс. руб.) и москвичей таких, соответственно, 49, 53 и 56 %. Неудивительно, что большинство опрошенных (56 %) высказываются за реформирование школы, причем соотношение числа сторонников и противников реформ во всех социально-демографических группах примерно одинаково.
Но как реформировать школу?
Едва ли следует удивляться тому, что россияне почти единодушно отвергают любые новации, предполагающие экономию на среднем образовании или отступление от принципа его бесплатности. Но отметим, что в разряд неприемлемых мер попали ликвидация малокомплектных школ и увеличение срока обучения до 12 лет. Последнее особенно любопытно, поскольку идея об обязательном дошкольном образовании оказалась единственной, встретившей одобрение большинства респондентов. То есть средний россиянин на самом деле не против увеличения срока обучения, но он решительно не желает, чтобы дети покидали школьную скамью в более позднем возрасте.
Либеральное в принципе предложение разделить предметы на обязательные и необязательные, предоставить определенный выбор учащимся большинству не нравится. Причем любопытно, что москвичи отвергают его гораздо чаще, чем сельские жители: среди первых — 21 % одобряющих и 68 % не одобряющих новацию, среди вторых — 37 и 51 % соответственно. Впрочем, и противоположное по духу предложение — унифицировать образовательные стандарты и ликвидировать лицеи, гимназии, спецшколы отвергает половина опрошенных (поддерживает его лишь треть). Причем и эта идея особенно непопулярна в Москве: 61 % против унификации и только 20 % — за. Иными словами, признавая, что система образования нуждается в реформировании, большинство российских граждан не приветствует те инициативы, которые сейчас обсуждаются наиболее широко. Как же видятся им пути совершенствования средней школы?
Ниже представлены ответы на соответствующий открытый вопрос.
Видно, что большинству россиян по душе не столько институциональные трансформации, сколько вполне традиционные, консервативные меры. Чаще всего упор делается на вопросах финансирования (повысить зарплату педагогам; уровень жизни учителей поднять; увеличить финансирование образования). В пользу этого высказывается и подавляющее большинство учительского сообщества (что показали специальные исследования ФОМ пяти-шестилетней давности). Но почти так же часто опрошенные говорят о необходимости повысить квалификацию учителей, обновить учительские коллективы, обеспечить подготовку кадров и даже поменять менталитет преподавателей. Однако вопросом, как именно этого добиться и какими критериями руководствоваться, респонденты, как правило, не задаются; по сути они просто выражают неудовлетворенность нынешним учительским корпусом.
Предложения по улучшению образовательного процесса весьма разнородны и порой диаметрально противоположны (классы разделить по способностям и умственным возможностям; чтобы все учились по одной и той же программе), нередко — бессодержательны (надо совершенствовать школьные программы); сравнительно частый мотив — разгрузить школьников (сократить ряд ненужных предметов; поменьше нагрузки на детей).
Советская школа остается образцом для значительной части наших граждан, причем не только для представителей старшего поколения (чтобы вернули то образование, что было при социализме; учить так, как в советское время; вернуть классическое советское образование). Ностальгия по советской школе латентно присутствует и в высказываниях, прямого отношения к прошлому не имеющих, что хорошо демонстрирует приведенная гистограмма.
Данные опроса не дают, впрочем, оснований утверждать, что реформа школьного образования мыслится большинством российских граждан как реанимация советской школы. Но иной модели — и школы, и реформы — в массовом сознании сейчас нет. Есть неудовлетворенность нынешним положением дел и желание, говоря словами одного из респондентов, привести к здравому смыслу.