В течение десятилетия социальная роль Интернета[1] в Китае вызывала все более пристальное внимание со стороны научных и общественных организаций. В потоке мировых новостей то тут, то там появлялись сообщения о тех или иных событиях в Китае, связанных с Интернетом. Академические исследования на эту тему растут в объеме и по глубине освоения материала. Вполне понятно, что интерес в основном сосредотачивается на политических аспектах Интернета — способен ли он принести в страну общественно-политические изменения, а если способен, то в какой степени. Общество интересуется теми изощренными методами, к которым прибегают власти для сдерживания возможных влияний со стороны Интернета. В настоящей работе мы, напротив, ограничиваемся почти исключительно вопросами доступа к Интернету на индивидуальном уровне, оставляя в стороне вопрос, как сам Интернет воздействует На гражданское общество[2]. В Китае Интернет начал развиваться в начале 90-х, когда различные гражданские сообщества переживали эпоху возрождения. С тех пор возникло много новых общественных объединений. Имеют ли они доступ к Интернету? Как они пользуются этой возможностью? С каким успехом?

В постоянно множащейся литературе по общественным дисциплинам часто утверждается, что эти вопросы давно ждут ответа. Некоторые исследователи утверждают, что внедрение новых технологий в сфере обмена информацией (ICT) позволит общественным организациям реструктурировать информационные потоки и схемы отношений[3]. Другие доказывают, что в тех обществах, которые пребывают в процессе изменений, использование новых информационных технологий ведет к обновлению организационной структуры[4]. Третьи анализируют пути, по которым организации гражданского общества используют Интернет для решения социальных проблем[5]. Все сходятся в одном — Интернет имеет большое значение для гражданского общества. Технический прогресс открывает новые возможности для организационного развития и административной перестройки.

Особенно важен этот вывод для тех, кто изучает современное китайское общество. С начала 90-х годов увидело свет множество исследований по китайским общественным организациям[6]. Наработан немалый объем знаний о том, как Интернет влияет на китайскую жизнь в социальном, культурном и политическом планах[7]. Если предположить, что социальные перемены обусловлены как Интернетом, так и деятельностью гражданских организаций, то их взаимодействие между собой должно привлекать особое внимание. Как ни странно, исследователи до сих пор не обращали внимания на это взаимодействие. Мы даже не знали, есть ли доступ к Интернету у китайских общественных организаций, не говоря уж о том, как они пользуются Интернетом и насколько результативно.

Настоящая статья представляет собой попытку заполнить этот пробел. Здесь предлагается первый систематический эмпирический анализ возможностей доступа к Интернету и использования этого средства по 129 общественным организациям в китайских городах. В результате мы пришли к четырем выводам. Во- первых, китайские общественные организации обрели по крайней мере минимальный уровень доступа к Интернету. Во-вторых, Интернет показал себя как эффективное средство в пропаганде, распространении информации, а также в сетевом взаимодействии с зарубежными организациями и коллегами внутри страны. В-третьих, организации, имеющие целью социальный прогресс, молодые политические организации и организации, базирующиеся в Пекине, демонстрируют более активное использование Интернета, чем коммерческие ассоциации, более старые организации и те, что базируются за пределами столицы. И, наконец, те организации, которые имеют доступ к Интернету на самом примитивном уровне, зачастую проявляют большую активность взаимодействия с Интернетом, чем организации, хорошо обеспеченные интернет-связью. На основании этих наблюдений мы делаем вывод, что Интернет особенно привлекателен для относительно новых организаций, нацеленных на социальный прогресс. Кроме того, мы утверждаем, что в Китае уже образовалась некая «сеть» из общественных организаций. В заключительном разделе мы обсудим значение этой «сети» в деле организационных преобразований и политических перемен в Китае.

Данные и методология

Социологическое обследование велось с октября 2003 года по январь 2004-го[8]. За это время мы исследовали репрезентативную выборку из 550 общественных организаций, расположенных в разных городах. Акцент на городских организациях вполне естествен — поскольку в сельской местности пользования Интернетом практически не отмечено. Нашей целью являлась оценка уровня доступа к Интернету среди низовых общественных организаций в городском социуме. Доступ к Интернету оценивался опосредованно — по индексу информатизации, которым пользуется Международный союз телекоммуникаций (ITU) для оценки развития телекоммуникационных технологий на национальном уровне[9]. Благодаря структуре этого индекса удается отделить развитие информационных технологий (IT) от проводных и сотовых телефонных сетей — общенациональный уровень развития IT оценивается по количеству персональных компьютеров, компьютерных хостов[10] и интернет-пользователей. Сопоставляя этот индекс с уровнем организации, мы для оценки доступа к Интернету использовали четыре индикатора — количество компьютеров, количество компьютерных хостов, соотношение числа компьютеров к численности персонала и соотношение числа хостов к численности персонала[11].

Выборка для обследования была скомпонована по четырем источникам[12]. Это каталог «250 китайских неправительственных организаций — становление гражданского общества», изданный редакцией издания «Сводка китайского развития»[13], и каталог «500 неправительственных организаций», изданный Центром исследования неправительственных организаций при университете Синьхуа[14]. В этих источниках представлены самые поздние списки организаций Китая. Эти каталоги нельзя считать ни представительными, ни исчерпывающими, хотя из всей имеющейся информации они наиболее удобны для составления выборки, по которой можно исследовать низовые общественные организации современного Китая. Поскольку оба каталога изданы совсем недавно, в них, как можно надеяться, представлена еще не устаревшая контактная информация. В оба каталога включены некоторые неправительственные организации, учрежденные, тем не менее, самим правительством, так называемые GONGO (government-organized NGOs) — например, Федерация китайских женщин. Такие организации исключались из выборки для обследования, поскольку они больше похожи не на общественные организации, а на государственные учреждения. Третьим источником для составления выборки послужил каталог организаций, составленный Пекинской федеративной ассоциацией промышленности и торговли. И, наконец, подбирая организации, действующие в провинции Сычуань, я полагался на информацию от двух местных источников в городе Ченду. В конце концов была составлена выборка из 141 организации в Пекине, 28 в Сычуани и 381 организации в других провинциях — итого получилось 550 организаций. Обследованием были охвачены все провинции КНР, автономные районы и города прямого управления («жикся ши»).

В Пекине и Сычуани по выбранным организациям были разосланы специально подготовленные интервьюеры. В их задачи входило анкетирование офис- менеджеров во всех организациях. Из 141 выбранной для обследования организации в 40 персонал отказался отвечать на вопросы, 27 организаций обнаружить не удалось. Таким образом, в столице была получена адекватная информация по 74 организациям. Из 28 организаций в Сычуани в пяти отказались сотрудничать, а девять не удалось обнаружить, так что обследование было проведено в 14 местах. По остальной 381 отобранной организации 6 октября 2003 года были разосланы стандартизированные опросные листы. К концу января 2004 года по почте было получено 50 ответов, содержащих пригодные для обработки материалы. Таким образом, общее количество адекватных ответов составило 25% от начальной выборки, т. е. реальная выборка представляла собой 138 общественных организаций Китая. Никаких ответов не было получено от запрошенных организаций из Хейлункьяна (Харбина), Внутренней Монголии, Шандуня, Янсу, Хуна- ня, Янцзы, Хайнаня, Кинхая и Тибета. Таким образом, организации из этих регионов оказались не представлены в нашем исследовании. После предварительной статобработки было выявлено девять статистически предельных (нехарактерных) случаев, которые мы выбросили из окончательной статистики[15]. Таким образом, окончательные результаты были получены на материале 129 обследованных организаций.

Характеристики общественных организаций Китая

Китайские общественные организации представляют собой пеструю мозаику из формальных и неформальных групп, действующих в разных сферах общественной жизни. Мы поделили выборку на пять общих категорий — коммерческие ассоциации (объединения предпринимателей), группы охраны окружающей среды, женские объединения, социальные общественные службы, группы развития здравоохранения и коммунальных услуг и прочие (к примеру, религиозные или культурные организации). Общая тенденция в развитии общественных организаций выразилась в том, что большинство составляют коммерческие организации — т. е. 56 из 129. Это в основном профессиональные союзы и торговые палаты. Еще одна тенденция, зародившаяся в 90-е годы, — это относительно высокая доля организаций, посвященных охране окружающей среды (их 16).

Включенные в выборку организации оказались в основном молодыми — большая часть из них была учреждена в 90-е годы. На момент обследования, т. е. на 2003 год, их средний возраст составил девять с половиной лет; 82 организации (67%) из 122 (по которым имеется информация об их возрасте) были основаны в 1991 году или позже. Только семь организаций были учреждены в 1984 году или раньше. Большая часть организаций характеризуется умеренным масштабом — среднее количество персонала, занятого на постоянной основе, составляет девять человек. Из 112 организаций, по которым имеется информация о регистрации, 100 организаций официально зарегистрированы — это составляет 89% от выборки; 12 (т. е. 11%) не зарегистрированы. На табл. I представлены средний возраст организаций и численность персонала по разным типам организаций.

В нашем исследовании выявлены три узловых момента в развитии общественных организаций со времени основания КНР — это 1988 год, 1993 год и 2000—2003 годы. Десять из 122 организаций были основаны в 1988 году, 11 — в 1993-м году и 27 — между 2000 и 2002 годами. Это соответствует 39% от всей Выборга!. Первый этап роста совпадает с наблюдениями из работы Минсин Пея. Во временном отрезке между 1979 и 1992 годами Пей обнаружил, что годы 1981-й, 1988-й и 1989-й были годами наиболее интенсивного роста в численности вновь учрежденных организаций, в то время как в годы 1983-й и 1990-й новые организации практически не появлялись[16]. Организации, возникшие в первую волну (1981 год), в нашем исследовании представлены недостаточно, однако вторая фаза, обнаруженная Пеем (годы 1988—1989), у нас представлена хорошо. Более того, наша выборка демонстрирует и новые тенденции, которые проявились после 1992 года — даты, на которой обрываются данные Пея. Как мы видим на рис. I, с 1993 года вновь начался рост в темпах учреждения новых организаций. Интенсивный рост продолжается в течение всех 90-х годов и достигает максимума в 2002 году. Эта динамика соответствует выводам, сделанным в исследовании Шаогуань Ваня и Янъю Xe[17]. Разница лишь в том, что спад в числе вновь открытых организаций, имевший место между серединой 90-х годов и началом 2000-х, в работе Ваня и Xe пришелся на несколько более поздний момент, чем это обнаружено в нашем исследовании. Причина, возможно, кроется в том, что в нашей выборке присутствует 12 (11%) незарегистрированных организаций, в то время как исследование Ваня и Xe учитывало только зарегистрированные организации. Как отмечали Вань и Xe, в 1998 году китайское правительство повысило планку требований при регистрации новых организаций и перерегистрации старых. Это могло привести к падению численности вновь зарегистрированных организаций, но никак не коснулось тех организаций, которые обходятся без регистрации.

Минсин Пей связывает интенсивный рост численности общественных организаций, который имел место в 1988—1989 годах, с общим смягчением политической обстановки, характерным для 1988 года[18]. Кроме того, Пей отметил, что из всех видов общественных организаций быстрее всего множатся коммерческие и торговые, что отражает углубление рыночных реформ. В нашей выборке первая волна в росте числа общественных организаций связана с теми же структурными процессами, которые были выявлены в работе Пея. Организации из нашей выборки, основанные в 1988 году, существовали в том же политическом климате, что и организации из выборки Пея. Еще одна параллель состоит в том, что количество коммерческих ассоциаций, основанных в 1988 году, оказывается достаточно большим — шесть из десяти.

В среднем некоммерческие организации из нашей выборки оказываются моложе, чем коммерческие. Среди них большая часть основана в 90-е годы и позже. Из работы Пея следует, что, хотя в 80-е годы уже наблюдался расцвет коммерческих и торговых объединений, в те же времена отмечался дефицит тех организаций, которые посвящали себя общественному бытию[19]. В работе Джуд Хоуэлл отмечено, что с начала и до середины 90-х самым заметным явлением в китайском гражданском обществе был рост объединений, связанных с предоставлением помощи маргинализированным меньшинствам[20]. В нашем исследовании подтверждаются и наблюдения Пея, и выводы Хоуэлл.

Резкий скачок численности новых общественных организаций в 1993 году и стабильный рост в дальнейшем можно объяснить несколькими факторами из внутренней и международной политики. Что касается международного плана, то в 1995 году в Пекине состоялась Международная женская конференция под эгидой ООН. Она оказала существенное влияние на развитие общественных организаций в Китае — особенно это коснулось, естественно, женских организаций[21]. Еще один источник влияния — это растущее присутствие в Китае международных общественных организаций. Так, к примеру, Джуд Хоуэлл утверждает, что «внешние силы сыграли в развитии китайского гражданского общества и общественной сферы значительно большую роль, чем это принято было осознавать в Китае»[22]. Аналогичным образом Кейт, Лин и Хуань указывают на важную роль, которую играют международные связи в развитии китайских неправительственных общественных организаций[23].

Что касается внутренних механизмов, Хоуэлл указывает на углубление рыночной реформы, которое последовало в 1992 году за поездкой Дэн Сяопина по южным провинциям. В результате была развалена социалистическая система социального обеспечения и возник большой слой маргинализированного населения, крайне нуждающегося в социальной поддержке[24]. Эти структурные изменения вызвали необходимость в зарождении новых общественных организаций, нацеленных на социальную помощь. К этому можно добавить, что, как в случае с природоохранными группировками, которые составляют 12% нашей выборки, ускорение рыночных реформ в 90-е годы сопровождалось нанесением серьезного ущерба окружающей среде. Стихийное образование природоохранных групп было — по крайней мере частично — ответом на общекитайский экологический кризис. Кроме того, развитие Интернета, которое шло параллельно возрождению общественных организаций, можно рассматривать как еще один благоприятный фактор. Как покажет далее наш анализ, Интернет представляет собой нечто большее, чем просто техническое средство, — это стратегический ресурс и реальная возможность выживания для небольших и небогатых организаций в жестком китайском политическом контексте.

Доступ к Интернету для китайских общественных организаций

Для того чтобы пользоваться Интернетом, необходимы такие элементарные средства, как, скажем, компьютер. В экономически развитых странах, как считают специалисты, доступ к Интернету уже не составляет проблемы для общественных организаций[25], однако в развивающихся странах общественные организации могут сталкиваться с большими сложностями в доступе к Интернету. «Цифровое неравенство» по сей день остается серьезным барьером. Отряд «обитателей Интернета» в Китае велик по численности, но мал в процентном отношении. В сеть выходят меньше 10% населения этой страны[26]. Таким образом, для того чтобы понять взаимоотношения общественных организаций с Интернетом, нужно начать с вопроса о его доступности. Имеются ли компьютеры в средней общественной организации? Подключены ли они к Интернету? Сколько сотрудников приходится на каждый компьютер?

Из наших наблюдений следует, что доступ китайских общественных организаций к Интернету на каком-то минимальном уровне обеспечен. В среднем каждая организация располагает где-то шестью компьютерами, причем пять из них подключены к Интернету. Что касается способов подключения, то в 43 организациях из 119 (это составляет 36%) для этого набирается телефонный номер (связь идет через модем), в 52 (43,7%) используется широкополосная связь, а 20 организаций (17%) применяют оба метода. Только в двух из 129 организаций вообще не оказалось компьютеров. Примерно половина организаций (60) располагают тремя или меньшим количеством компьютеров, а в 22 (17%) имеется только по одному компьютеру. В табл. 2 приведены сведения по компьютерам и компьютерным хостам в китайских общественных организациях.

Отношение числа компьютеров к численности персонала пока еще низкое. В среднем один компьютер или компьютерный хост приходится на двух штатных сотрудников. Если учитывать персонал, привлеченный на основе частичной занятости, это соотношение будет еще ниже. Средняя численность штатного персонала составляет около девяти человек. Если к ним прибавить тех, кто работает неполный день, получится 19. Это значит, что в среднем на каждый компьютер приходится по три сотрудника (штатных и приходящих). Что касается компьютерных хостов, то здесь отношение — один к четырем сотрудникам. Этот показатель оказывается ниже, чем отношение хостов к числу пользователей на общенациональном уровне. В общенациональной статистике для тех, кто пользуется Интернетом хотя бы час в неделю, на каждый компьютерный хост приходится по два с половиной человека[27].

Возможности доступа к Интернету для китайских общественных организаций можно сравнить с ситуацией в других развивающихся странах, однако они существенно ограничены в сравнении с такими возможностями в промышленно развитых странах. По данным, которые в 2001 году собрал Марк Сурман, видно, что в 2000 году в Британии доступ к Интернету имели 97% добровольческих организаций и малых предприятий. В США 87% общественных организаций имеют собственные интернет-сайты[28]. Сурман не предоставляет статистики по реальному количеству компьютеров и хостов, но из его материалов следует, что речь идет о современных компьютерах и высокоскоростном доступе к Интернету. Наблюдая, насколько доступен Интернет для обследованных добровольческих организаций, он приходит к выводу, что «для большинства общественных организаций выход в Интернет не представляет проблемы»[29].

Исследования добровольческих организаций в Латинской Америке, Африке и Юго-Восточной Европе показывают, что в этих регионах доступ к Интернету более затруднен, чем в Америке и Британии. К примеру, в Аргентине, Бразилии и Мексике обследование сотни организаций, выступающих за равноправие полов, показало, что в одной трети этих организаций не имеется ни одного компьютера, имеется по одному компьютеру или же для работы используется чей-то домашний компьютер. В 42% организаций компьютеры вообще не были подключены к Интернету[30]. Проведенное в Буэнос-Айресе (Аргентина) обследование, имевшее целью выяснить, как пользуются общественные организации информационными технологиями, показало на выборке из 78 организаций, что только треть из этих организаций имеет подключение к Интернету — и это при том, что среднее количество компьютеров на организацию составило пять штук. В той же работе приведено обследование 60 общественных организаций в Монтевидео (Уругвай), где 87% организаций располагают по крайней мере одним компьютером, а выход в Интернет имеют 60%[31]. И, наконец, проведенное в 2001 году обследование шести областей Юго-Восточной Европы показало, что, хотя цифровые технологии в этом регионе развиты весьма неравномерно, почти все попавшие в поле зрения исследователей общественные организации имели хотя бы один компьютер (правда, собственные интернет-сайты имели только 9% организаций)[32]. На таком фоне китайские общественные организации выглядят не слишком передовыми, но и не сильно отстающими. Они, как правило, располагают минимальными возможностями выхода в Интернет, которые сравнимы с такими возможностями для общественных организаций в других развивающихся странах.

Доступ к Интернету и наиболее часто используемые сетевые услуги

Как используют возможности Интернета общественные организации? Поддерживают ли они постоянную связь? Имеют ли свои интернет-сайты? Когда они наладили постоянную онлайновую работу и когда обзавелись своими сайтами? Какими сетевыми услугами пользуются регулярно?

Из нашего исследования видно, что при своих очень скромных возможностях китайские организации пользуются ими весьма широко. Из 129 обследованных организаций 106 (82%) поддерживали постоянный выход в Интернет и 69 (65%) по показателям на декабрь 2003 года имели собственные сайты. Как можно видеть на рис. 2, большая часть организаций наладила постоянное подключение к Сети между 1998-м и 2004 годом, причем резкий скачок имел место в 1998 году, а потом наблюдался стабильный рост. Из 106 постоянно подключенных к Сети организаций только восемь вышли в Сеть между 1995-м и 1997 годом. Аналогичные схемы действуют и применительно к сайтам. Только две организации имели свои сайты до 1997 года. Скачок произошел в 2000 году, и между 2000-м и 2003 годом 86% (59) организаций обзавелись своими сайтами (см. рис. 3). Совершенно естественно, что строительство сайтов отстает на год или на два от выхода организации в Сеть в постоянном режиме — иначе говоря, организации не обзаводились сайтами прямо сразу после того, как выходили в Сеть.

График выхода в Интернет и создания интернет-сайтов для общественных организаций развертывается во времени параллельно общенациональному распространению Интернета. Хотя вообще Китай подключился к общей системе Интернета в 1994 году, для граждан он практически не был доступен примерно до 1998-го. В 1994 году было примерно 10 ООО интернет-пользователей, но уже в декабре 1998-го их число перевалило за два миллиона, а количество компьютерных хостов достигло примерно 700 ООО. Далее развитие Интернета только ускорялось. В течение восьмилетнего периода с 1997-го по 2004 год наиболее интенсивный рост числа хостов и пользователей приходится на 1999 и 2000 годы[33].

Интернет подразумевает пользование широким диапазоном различных сетевых приложений. Из всего этого разнообразия китайские общественные организации наиболее часто используют электронную почту. Далее следуют различные поисковые машины и интернет-сайты. Как следует из табл. 3, весьма часто используются BBS (электронные доски объявлений) и информационные бюллетени. Электронную рассылку чаще получают 25% из обследованных организаций, в то время как 14,3% указывают, что чаще обращаются к доскам объявлений. Этот факт особенно интересен в свете ранее упомянутой статьи Сурмана, в которой отмечено, что мало какие некоммерческие организации в США и Британии используют подобные форумы для дискуссий[34]. Элинор Берт, автор нескольких исследований по использованию Интернета британскими добровольческими организациями, выразила удивление по поводу «относительно активного обращения к онлайновым дискуссиям», которое отмечено в моем исследовании. По ее словам, «в британском секторе добровольческих организаций такая форма общения приживается довольно медленно»[35].

Предпочтения в сетевых услугах, используемых общественными организациями, аналогичны общенациональным предпочтениям в статистике индивидуальных сетевых пользователей. Как следует из табл. 4, на общенациональном уровне индивидуальные пользователи также предпочитают электронную почту и поисковые машины. Точно так же популярны и такие интерактивные функции, как доски объявлений и чаты. Совершенно ясно, что пользование Интернетом со стороны некоммерческих и добровольческих организаций повторяет общее развитие Интернета в национальном масштабе. Общее развитие Интернета в стране является важным предварительным условием. Более того, поведение в Интернете общественных организаций отражает, судя по всему, национальную культуру пользования Интернетом. Так, если форумы при BBS более популярны среди китайских общественных организаций, чем среди их коллег в развитых странах, это может объясняться тем, что в Китае успели сложиться более живые традиции пользования этим ресурсом[36]. Так, мои собственные наблюдения показывают, что между форумами BBS, организованными при участии общественных организаций, и общенациональными форумами существует некоторое перекрестное оплодотворение. Обычным явлением можно считать перекрестный обмен сообщениями (кросс-постинг) между двумя этими типами форумов[37].

Роль Интернета в деятельности организаций

Итак, китайские общественные организации весьма активно пользуются Интернетом и широко представлены в Сети. Пользуются ли они этим средством для достижения своих организационных целей?

Для ответа на эти вопросы мы собирали как количественные, так и качественные данные. Один из вопросов анкеты звучал так: «Считает ли респондент, что Интернет имеет особую важность для работы организации, и в чем эта важность состоит?» В сорока организациях на этот вопрос мы получили письменные ответы. В краткой форме было единогласно заявлено, что Интернет играет важную роль. Ниже мы приводим некоторые образцы ответов.

«Да, это полезное средство для налаживания сотрудничества и организации рабочей сети».

«Удобно, дешево, обеспечивает широкий доступ».

«Для развития нашей организации Интернет играет важнейшую роль. Через него мы получаем возможность понимать окружающий мир и реагировать на него. Интернет расширяет наши горизонты и сокращает расстояния».

«Для инвалидов сеть представляет собой очень важный канал для общения и участия в общественной жизни».

«Да, Интернет усилил наше общественное влияние».

«Да, Интернет ускорил обмен информацией и облегчил взаимодействие с зарубежными организациями. С его помощью мы экономим и время, и деньги».

«Да, Интернет сократил расстояния между организациями, облегчил взаимодействие и усилил информационные потоки».

Эти заявления подтверждаются и количественными данными, причем мы получаем более дифференцированную картину, в которой видна роль Интернета при решении различных социальных и организационных задач. Из табл. 5 видно, что Интернет оказывается наиболее важен в «организационной деятельности» и при «развитии организации». Он также важен при налаживании деловых контактов, хотя здесь можно отметить интересные нюансы. Интернет оказывается более полезен при взаимодействии с коллегами или с зарубежными организациями, но не с правительственными службами. Отсюда следует, что Интернетом предпочитают пользоваться при горизонтальном взаимодействии. Иначе говоря, в среде китайских общественных организаций Интернет нельзя рассматривать как эффективное средство связи с государственными чиновниками и канал лоббирования своих интересов в правительстве. С другой стороны, Интернет оказался полезен при мобилизации смежных общественных групп и международных организаций.

Te же соображения остаются справедливы в разговоре об использовании «домашних страничек». При вопросе, для чего используются домашние страницы, в 90% организаций ответили, что они нужны для «организационной публичности». В 70% случаев был выбран ответ «публикация законов, постановлений и другой информации», а также «связь с другими организациями внутри страны». За этим пунктом следует «связь с международными организациями» и «связь с правительственными службами» (табл. 6). Здесь следует отметить, что домашние страницы в общественных организациях чаще используются для онлайновых дискуссий, чем для привлечения добровольцев и сбора средств, т. е. последние две задачи решаются без активного использования Интернета.

Совершенно ясно, что в одних отношениях Интернет оказывается более полезен, а в других — менее. Его следует понимать как дополнение к традиционным средствам общения, но не как их замену. Эта истина вырисовывается весьма рельефно, когда задают вопрос о том, как организация распространяет информацию о своей деятельности и привлекает новых членов. Из табл. 7 следует, что излюбленные каналы для рекрутирования новых членов — это личные знакомства, телефон, печатные издания, интернет-сайты и электронная почта, причем важность каналов соответствует порядку перечисления. Предпочтительные каналы распространения информации — телефон, электронная почта, публикации, публичные презентации и интернет-сайты.

Из табл. 7 следует, что традиционные средства массовой информации (газеты, телевидение и радио) в деле вербовки новых членов и распространения информации играют самую малую роль. Далее, табл. 7 показывает, что публикация вербовочных сообщений, личное общение и разговоры по телефону безусловно предпочтительны в сравнении со связями через Интернет, хотя при этом само по себе использование электронной почты становится все более важным при распространении информации. Отсюда можно сделать вывод, что Интернет может быть особенно полезен, когда требуется публичность работы и широкое распространение информации. С другой стороны, традиционные формы общения выглядят более подходящими в решении задач, связанных с межличностными отношениями — например, при вербовке новых членов. Разумеется, мы не беремся утверждать, что Интернет совсем не используется в межличностных отношениях. Популярность форумов BBS показывает, как много личного общения ведется в онлайновом режиме, однако онлайновые знакомства обычно остаются анонимны и хотя бы этим отличаются от общения по телефону или просто лицом к лицу.

В целом наше исследование показывает, что Интернет играет важную роль при взаимодействии с международными организациями. Этот вывод заслуживает особого внимания из-за значительной роли, которую играют международные организации в зарождении новых форм общественной жизни в современном Китае. Зная тот весомый вклад, который вносят международные организации в развитие китайских общественных организаций, можно было бы ожидать и весьма оживленного общения между внутренними и международными структурами.

Техническая специфика интернет-службы существенно облегчает связь на больших расстояниях. Так вот, используют ли китайские общественные объединения средства Интернета для связи по Сети с международными организациями? И каков характер этой связи?

Согласно нашему исследованию, 90 (или 71%) из 126 обследованных организаций сообщили, что поддерживают связи с международными организациями. В 51 организации нам сказали, что контактируют менее чем с пятью международными организациями, 28 сообщили о контактах с шестью-десятью международными организациями, а в семи эти контакты охватывают 11—30 организаций. Цели таких контактов разнообразны — это обмен информацией, выполнение совместных проектов, взаимные визиты и консультации. При опросе 71 организация из 90 (т. е. 79%) сообщила, что контакты с международными организациями сводятся в основном к обмену информацией, 68% выбрали ответ «сотрудничество в выполнении определенных проектов», 48% назвали «обмен визитами», а 26% — консультации. Далее по мере снижения важности основными средствами связи с международными организациями были названы электронная почта, факс, телефон и обычная почта[38]. Здесь складывается интересное отличие от характера связи с подобными же организациями на родине, где на первое место как канал связи выходит телефон, за ним следует электронная почта, далее идет факс и последнее место занимает традиционная почтовая служба[39]. Преимущества электронной почты в международных отношениях определяются скоростью, удобством и низкими расценками. Наша работа подтверждает аналогичные наблюдения, сделанные относительно электронной почты в других национальных контекстах[40].

Степень доступности Интернета и активность его использования

Выше мы обрисовали общие аспекты вопросов доступа к Интернету и его использования в китайских общественных организациях. Теперь, если разбить всю выборку по типам организаций, их местонахождению и возрасту, мы сможем наблюдать определенную вариативность этих характеристик. Коммерческие объединения составляют 43% (59 из 129). Среди других типов мы выделили природоохранные, женские организации, группы здравоохранения, организации содействия социальным службам и местным органам, а также организации поддержки культуры и образования. По каждому из перечисленных типов в отдельности набираются весьма небольшие выборки. Поэтому мы предпочли деление на две большие группы — просто коммерческие и некоммерческие. Аналогичным образом весь объем данных мы поделили на пекинские организации (всего 71) и прочие (всего 58), поскольку среди «прочих» на каждый отдельно взятый регион приходились считаные единицы. Точно так же было проведено и деление по возрасту — на организации, учрежденные в 1991 году и позже, и организации, основанные в 1990 году и раньше. Все эти результаты сведены в табл. 8.

Здесь выявляются три интересные закономерности.

Во-первых, коммерческие организации располагают лучшими возможностями доступа к Интернету, однако хуже их используют. В среднем у них больше компьютеров и хостов, чем у некоммерческих организаций, однако только 58% коммерческих ассоциаций имеют свои интернет-сайты — сравните с 66% в некоммерческих организациях. По всем критериям кроме одного в жизни коммерческих организаций Интернет играет меньшую роль, чем в жизни некоммерческих организаций. Этот один критерий — взаимодействие с государственными службами. Здесь коммерческие организации проявляют чуть большую активность, чем некоммерческие. Это, впрочем, может быть отражением другого явления — коммерческие организации вообще имеют более активные контакты любого рода с правительственными службами. Это подтверждается и другим наблюдением — в 75% коммерческих организаций указывают, что они весьма часто вступают в контакт с государственными службами — сравните с показателем в 62% для некоммерческих организаций.

Во-вторых, более старые организации (основанные в 1990 году или ранее) имеют более развитый доступ к Интернету, чем молодые организации, однако меньше пользуются этим средством. Так же, как и в коммерческих организациях, старые организации меньше пользуются Интернетом, если не считать одного пункта — Интернет интенсивнее используется для контактов с государственными службами. В этом отражается тот простой факт, что более старые организации вообще чаще взаимодействуют с государством — 91% организаций, основанных в 1990 году или раньше, сообщают, что они часто контактируют с государственными службами. Для организаций, основанных в 1991 году или позже, этот показатель составляет всего 59%[41].

В-третьих, пекинские организации лучше обеспечены доступом к Интернету. Среднее количество компьютеров здесь семь штук, т. е. по крайней мере на два больше, чем в организациях, базирующихся за пределами Пекина. В целом для пекинских организаций Интернет играет несколько большую роль, чем для всех прочих, однако здесь различия не столь заметны.

Можно навскидку назвать несколько объяснений этим различиям. Во-первых, организационная миссия может повлиять на поведение той или иной организации в Интернете. Некоммерческие организации (такие как организации женщин или природоохранные) по большей части нацелены на социальные перемены, в то время как коммерческие организации в основном представляют интересы их членов. Организации, заинтересованные в социальном прогрессе, стремятся к широкой общественной поддержке. Им необходимо мобилизовать гражданскую массу. Более того, многое из их деятельности (например, природоохранное образование) связано с распространением информации среди населения — и вот здесь Интернет предстает как легко доступное и недорогое средство. Видимо, это и есть причина того, что некоммерческие организации более широко пользуются услугами Интернета, хотя коммерческие организации имеют к нему более широкий доступ.

Этот вывод подтверждается и наблюдением, что более старые организации имеют больше средств для доступа в Интернет, хотя пользуются им меньше, чем более молодые организации. Итак, можно считать, что материальные ресурсы не являются решающим фактором в доступе к Интернету и в интенсивности его использования. Зачастую организации с богатыми интернет-ресурсами не используют их на полную мощность, в то время как организации, стесненные в средствах, стремятся выжать из них все возможности. Хотя этот вывод не слишком очевиден, но его легко понять. Te плохо обеспеченные низовые организации, которые нацелены на социальный прогресс, имея минимальный доступ к Интернету, вынуждены извлекать из него всю возможную пользу. Для них Интернет, в отличие от устоявшихся и богатых организаций, может стать центральным ресурсом. На самом деле Интернет уже нельзя считать просто ресурсом для определенной деятельности. В отличие от таких обычных ресурсов, как, к примеру, офисные площади, Интернет можно считать «ресурсообразующим ресурсом». Пользование Интернетом для связи с международными организациями, для распространения информации или для организации разного рода деятельности выступает как важный путь к публичности в работе организации, к влиятельности и общественному капиталу, что в свою очередь способно породить другие типы ресурсов — например, приток активистов или гранты на те или иные проекты.

На отношения организаций с Интернетом влияет также общая организационная культура и культура работы в Интернете. В общем плане уровень пользования Интернетом в общественных организациях должен отражать более широкую интернет-культуру. Так, общественные организации в городах с развитой интернет- культурой должны демонстрировать большую склонность к пользованию Интернетом. К примеру, если в пекинских общественных организациях отмечается несколько большая роль Интернета, это может частично объясняться столичной атмосферой — более широкой интернет-образованностью и большей численностью интернет-пользователей. В декабре 2003 года, во время нашего обследования, Пекин держал первенство среди всех китайских городов по проценту населения, подключенного к Интернету (28%). Более того, четверть всех китайских доменных имен была зарегистрирована в Пекине — там же была сконцентрирована одна пятая из всех 595 500 китайских сайтов[42]. Эти факторы должны были оказывать благоприятное влияние на взаимодействие общественных организаций с Интернетом.

Если теперь посмотреть на ситуацию под углом организационной культуры, то, исходя из теории организаций, можно было бы ожидать, что вероятность перемен убывает с возрастом организации[43]. Так, устоявшиеся организации могут с трудом воспринимать новые приемы и методы, поскольку новые подходы требуют новых организационных возможностей[44]. Уже отмечалось, что «организации склонны принимать на вооружение те приемы, которые были передовыми и популярными в момент их образования»[45]. Эти теоретические положения могут частично объяснить, почему более старые организации в нашей выборке меньше пользуются Интернетом, хотя располагают для этого приличными ресурсами. Получается, что у них достаточно ресурсов для построения инфраструктуры, но уже нет инновационных импульсов, необходимых для внедрения новой технологии. Еще одна возможная причина состоит в том, что такие организации уже твердо стоят на ногах и меньше нуждаются в новых подходах, чем их младшие собратья.

Что мешает эффективному использованию Интернета

В пользовании Интернетом китайские общественные организации сталкиваются с множеством проблем. Некоторые из них равно обременительны для всех китайских пользователей Интернета — как частных лиц, так и организаций. Другие специфичны именно для организаций общественности. Одно из препятствий — политический контроль. Всем давно известно, что в Китае за последнее десятилетие был выработан строгий режим, регламентирующий пользование Интернетом. Эта служба располагает обширными властными полномочиями и техническими ресурсами[46]. Если все сайты — и коммерческие, и общественные, — равно как и форумы BBS, подвергаются регулярному мониторингу, естественно полагать, что этого не избежали и сайты общественных организаций. Поскольку такой вопрос чреват серьезными политическими проблемами, в наших опросах мы избегали конкретных упоминаний этой темы, не задавали вопросов, в какой форме китайские общественные организации испытывают на себе эту слежку и давление. Тем не менее, в ходе собственно интервью не раз всплывали моменты, указывающие на такой контроль, хотя в целом, судя по всему, этот политический надзор не представлялся для интервьюируемых главной проблемой. В беседе с офис-менеджером из одной общественной организации упоминалось, что служба государственной безопасности взяла под контроль эту организацию из-за появившихся на одном из форумов сообщений касательно «фалун гонг» (стремительно набирающая влияние религиозная секта оппозиционной направленности. — Примеч. пер.). Расследование выразилось в парочке «дружественных визитов» в эту организацию со стороны госбезопасности. После того как сотрудников безопасности убедили в том, что данная организация не имеет никакого отношения к криминальным сообщениям, агенты безопасности оставили контору в покое, однако посоветовали в будущем тщательнее следить за сообщениями на форумах.

Помимо политического давления, имеются и другие препятствия, мешающие эффективно пользоваться Интернетом. Из наших результатов вытекает, что степень удовлетворенности различными аспектами функционирования Интернета остается относительно низкой. На табл. 9 показано, что среди всех прочих параметров опрашиваемые удостоили «высшего уровня удовлетворительности» такое качество, как «удобство пользования», однако и здесь по пятибалльной шкале в среднем получилась весьма скромная оценка 3,59. Далее, табл. 9 показывает, что пользователи выражают озабоченность работой интер- нет-провайдеров (ISP), высокими расценками, недостаточной защитой конфиденциальности и даже недостоверностью вывешенных в Интернете материалов и открытостью публикуемой информации. Общий уровень удовлетворенности работой Интернета составляет 3,32 балла. Можно не удивляться такой низкой оценке, если иметь в виду, что 43 (36%) из 119 обследованных организаций до сих пор по старинке выходят в Интернет через примитивные телефонные модемы, так что никак не могут быть удовлетворены скоростью прокачки информации.

Заключение

Настоящая статья является первой работой, где представлен анализ уровня доступности Интернета и эффективности его использования для общественных организаций Китая на эмпирическом материале. Наше исследование привело к четырем результатам.

Во-первых, мы показали, что китайские общественные организации располагают доступом к Интернету, пусть хоть и на минимальном уровне. Более 80% организаций подключены к Интернету и более половины имеют собственные интернет-сайты. Только две из 129 обследованных организаций на момент обследования не имели собственных компьютеров — во всех остальных их было как минимум по одному. Мелкие и небогатые организации, как правило, стремятся более эффективно использовать все возможности Интернета, так что принципиальный барьер проходит между ситуацией, когда компьютер отсутствует вообще, и ситуацией, когда имеется хотя бы один компьютер. Приобретя всего один компьютер, организация приобретает возможность связи с окружающим миром.

Во-вторых, наше исследование показывает, что организации, нацеленные на социальный прогресс, более молодые организации и организации, размещенные в Пекине, активнее пользуются Интернетом, чем коммерческие организации, более старые организации и те, что базируются в провинции. Это наблюдение остается верным даже при учете более скромных возможностей, которыми располагают некоторые из организаций. Это наводит на мысль, что цели организации, ее административная культура и навыки пользования Интернетом вместе оказывают влияние на то, как в той или иной организации принято взаимодействовать с Интернетом. Организации, нацеленные на преобразование общества, стремятся завоевать внимание широкой публики. Организации, учрежденные в 1991 году или позже, развивались параллельно с развитием Интернета, а потому, как правило, естественно проникались интернет-культурой. Пекинские организации изначально погружены в среду, которая активно пользуется Интернетом. Таким образом, распространение Интернета в среде общественных организаций напрямую зависит от создания общенациональной интернет-культуры и от развития такого организационного уклада, который базируется на горизонтальных взаимосвязях и открытом обмене информацией. В самом широком смысле можно было бы сказать, что использование Интернета в общегражданских целях зависит от степени демократизма в социально-политической атмосфере. С другой стороны, распространение Интернета само по себе способствует становлению такой демократической атмосферы.

В-третьих, мы наблюдали, как в нищих организациях, едва обеспеченных необходимыми средствами, все они эффективно идут в дело, в то время как богатые, хорошо оборудованные организации зачастую не пользуются отпущенным шансом. Особую ценность Интернет представляет именно для малобюджетных организаций[47]. В истории распространения Интернета по всему миру уже отмечалось, что общественные организации быстро погружались в эту стихию, опережая государственные и коммерческие учреждения[48]. Дело было не в том, что общественные организации располагали более мощными ресурсами, а в том, что они больше нуждались в новых средствах, а потому стремились использовать отведенные им возможности на полную мощность[49]. Судя по всему, именно такая ситуация складывается и в Китае. Из нашего анализа следует, что, во-первых, гражданским организациям важно получить хотя бы самый минимальный доступ к Интернету и, во-вторых, количественные возможности доступа не предопределяют интенсивность пользования Интернетом. Если какая-либо организация, представляющая гражданское общество, стремится к стратегическому успеху и пытается наиболее эффективно использовать для этого новые технические возможности, то при этом необходимо понимать, каким нуждам выгоднее всего подчинить эти новые технические средства.

В свете этого вопроса главный вывод нашего исследования можно было бы сформулировать так — использование Интернета наиболее продуктивно в плане пропаганды, в распространении информации и в сетевом взаимодействии с коллегами как в стране, так и за рубежом. При взаимодействии с правительственными службами, при сборе средств и вербовке активистов китайские общественные организации больше полагаются на телефонные переговоры и личное общение. Мы видим, что параллельно установившейся в обществе иерархии властей существует и аналогичная иерархия каналов связи и взаимодействия. В этой иерархической структуре разные организационные задачи решаются привлечением разных каналов взаимодействия. Таким образом, в ситуации строгих политических ограничений стремящаяся к развитию общественная организация, если она не имеет привилегированного доступа к средствам массовой информации, получает в лице Интернета мощное альтернативное средство. В этом смысле для китайских общественных организаций Интернет является не просто техническим средством. Он способен предоставить стратегические возможности для организационного роста.

Итак, все перечисленные наблюдения сводятся к тезису, что в современном Китае уже сложилась некая «сеть» общественных организаций. В китайском политическом контексте эта сеть обретает особое значение. Гражданские сообщества в Китае вынуждены взаимодействовать с государством, которое стремится сохранить свою власть над ними. Возможно, именно из-за необходимости выживать в этой гнетущей обстановке общественные организации построили хотя бы в минимальной конфигурации свою интернет-среду. Для выживания общественной организации выход в Интернет становится насущно необходим. И здесь мы подходим к важному выводу касательно взаимосвязи между техническим прогрессом и институциональными преобразованиями. Когда сливаются воедино новые технические возможности (к примеру, Интернет) и развитие новых институциональных форм (таких как китайские общественные организации), их взаимодействие перерастает рамки каких-то второстепенных процессов. Новые технологии выступают в роли стратегических возможностей и ресурсов, открывающих дорогу к социальным и организационным переменам — даже в атмосфере сильного политического сопротивления. He всегда эти новые стратегические возможности лежат на поверхности. И даже когда они видны, не всякий способен взять их на вооружение. Наше исследование показывает, как общественные организации, объединяющие городское население Китая, воспользовались новыми возможностями, почему они это сделали и к чему это привело. Здесь необходима дальнейшая работа — более подробный ответ на вопрос, как Интернет воздействует на развитие гражданских объединений в Китае и как, в свою очередь, эти объединения способствуют расширению социальных перемен.

--------------

* Guobin Yang. How Do Chinese Civic Associations Respond to the Internet? Findings from a Survey. In: The China Quarterly, 189, March 2007, pp. 122-43.
@ The China Quarterly, 2007 doi: 10. 101 7 / 503057 4100600083X.
Перевод с английского Андрея Ракина.

[1]   Автор выражает благодарность за грант, предоставленный фондом МакАртуров (№ 02-76177-000-GSS). Исследование провели Джианджон Дай и его научная группа. Существенную помощь оказали Сюй Йи и Юнхуй Ли, а также Дэвид Блайт и Джинжао Ли. Джинюнг Чой провел статистическую обработку. Предварительные результаты исследования были представлены на ежегодной конференции Ассоциации азиатских исследований в Чикаго в апреле 2005 года и на встрече в колледже Бард в ноябре 2005 года. Благодарю участников обоих семинаров за конструктивные отзывы. Особая благодарность за очень полезные замечания - Элеанор Барт, Суни-Ки Чай, Роберту Калпу, Элизабет Фридман, Элен Джадд, Хаген Ку, Грегори Мойнахан, Дороти Солинджер и Патриции Стейнхофф.

[2]   В тексте я использую термин "общественные организации", имея в виду добровольческие и некоммерческие организации. В литературе на эту тему для обозначения примерно того же явления используются термины "организация гражданского общества".

[3]  Eleanor Burt and John Taylor, "Information  and communication technologies: reshaping voluntary organizations?" Nonprofit Management  and Leadership, Vol. 11, No. 2 (2000), pp. 131-43;  Eleanor Burt and John Taylor, "When 'virtual' meets values: insights from the voluntary sector," Information, Communication & Society, Vol. 4, No.1 (2001), pp. 54-73.
   
[4]  Jonathan Bach and David Stark, “Innovative ambiguities: NGOs’ use of interactive technology in Eastern Europe,” Studies in Comparative International Development, Vol. 37, No. 2 (2002), pp. 3—23; Laszlo Bruszt, Balazs Vedres and David Stark, “Shaping the web of civic participation: civil society websites in Eastern Europe,” Journal of Public Policy, Vol. 25, No. I (2005), pp. 149—63.

[5]  Cм.: J. G. McNutt and К. M. Boland, “Electronic advocacy by non-profit organizations in social welfare policy,” Non-profit and Voluntary Sector Quarterly, Vol. 28, No. 4 (1999), pp. 432—51; Christopher Mele, “Cyberspace and disadvantaged communities: the internet as a tool for collective action,” in Marc A. Smith and Peter Kollock (eds.), Communities in Cyberspace (New York: Routledge, 1999), pp. 290—310; and Elisabeth Jay Friedman, “The reality of virtual reality: the internet’s impact within gender equality advocacy communities in Latin America,” Latin American Politics and Society, Vol. 47, No. 3 (2005), pp. 1—34.

[6]  Литература эта очень обширна. В качестве образцов следует указать: Anita Chan, “Revolution or corporatism? Workers and trade unions in post-Mao China,” The Australian Journal of Chinese Affairs, No. 29 (1993), pp. 31—61; Gordon White, Jude Howell and Xiaoyuan Shang, In Search of Civil Society (Oxford: Clarendon Press, 1996); Christopher Earle Nevitt, “Private business associations in China: evidence of civil society or local state power?” The China Journal, No. 36 (1996), pp. 25—43; Timothy Brook and B. Michael Frolic (eds.), Civil Society in China (Armonk, NY: М. E. Sharpe, 1997); Margaret Pearson, China’s New Business Elite: The Political Consequences of Economic Reform (Berkeley: University of California Press, 1997); Anthony Saich, “Negotiating the state: the development of social organizations in China,” The China Quarterly, No. 161 (2000), pp. 124—141; Kenneth W. Foster, “Embedded within state agencies: business associations in Yantai,” The China Journal, No. 47 (2002), pp. 41-65; and Bruce J. Dickson, Red Capitalists in China: The Party, Private Entrepreneurs, and Prospects for Political Change (New York: Cambridge University Press, 2003).

[7]    Guobin Yang, “The internet and civil society in China: a preliminary assessment,” Journal of Contemporary China, Vol. 12, Issue 36 (2003), pp. 453—75; Chin-fu Hung, “Public discourse and ‘virtual’ political participation in the PRC: the impact of the internet,” Issues and Studies, Vol. 39, No. 4 (2003), pp. 1—38; Kathleen Hartford, “Dear mayor: online communications with local governments in Hangzhou and Nanjing,” China Information, Vol. 19, No. 2 (2005), pp. 217-60; Randy Kluver, “The architecture of control: a Chinese strategy for e-governance,” The Journal of Public Policy, Vol. 25, No. I (2005), pp. 75—97; and Yongming Zhou, “Living on the cyber border,” Current Anthropology, Vol. 46 (2005), pp. 779—803.

[8]     Большая часть опросных листов была возвращена в декабре 2003 года или раньше — лишь несколько штук мы получили уже в январе 2004-го. В настоящей работе я считаю датой окончания эксперимента декабрь 2003 года.

[9]      International Telecommunication Union, Yearbook of Statistics: Telecommunication Services Chronological Time Series 1989—1998 (Geneva, Switzerland: Place des Nations, CH-1211, 2000).

[10]     В соответствии с определением, которым пользуются в Международном союзе телекоммуникаций, компьютерным хостом я называю компьютер, подключенный непосредственно к сети Интернет. Cm.: International Telecommunication Union, Yearbook of Statistics: Telecommunication Services Chronological Time Series 1989—1998.

[11]     Используя термин «доступность Интернета», я имею в виду понятие из лексикона ITU, где подразумевается доступность или ширина канала для информационных технологий. Я пользуюсь этим понятием исключительно в применении к Интернету.

[12]      Формирование выборки для исследования оказалось самой серьезной проблемой. Для того чтобы сделать случайную выборку по всем правилам, необходимы современные каталоги широкого охвата, а такой документации по китайским общественным организациям в Китае просто нет. Исследование Минсин Пея основывается на «Справочнике по китайским общественным организациям» под редакцией Фан Боюн, но в этом каталоге учтены только организации, зарегистрированные до 1992 года. Cm.: Minxin Pei, “Chinese civic associations: an empirical analysis,” Modem China, Vol. 24, No. 3 (1998), pp. 285—318. Другой подобный справочник ограничивается по большей части организациями, возникшими до 1990 года. Cм.: Chen Dongdong (ed.), Zhongguo shehui tuanti daquan (A Compendium of Social Organizations in China), 3 vols. (Beijing: Zhuanli wenxian chubanshe, 1998). Относительно трудностей при проведении исследований в Китае см.: Melanie Manion, “Survey research in the study of contemporary China: learning from local samples,” The China Quarterly, No. 139 (1994), pp. 741—65.

[13] China Development Brief (ed.), 250 Chinese NGOs: Civil Society in the Making (Beijing, 2001).

[14]    Tsinghua University NGO Research Center (ed.), 500 NGOs in China (Beijing: United Nations Center for Regional Development and Tsinghua University, 2002).

[15] В трех случаях возраст организации оказался более 92 лет, хотя средний возраст составляет около 10 лет. Еще в трех организациях численность персонала составила 150, 180 и 219 человек, хотя среднее число постоянных сотрудников — семь. Еще три предельных показателя — это число компьютеров. В трех организациях оно составило 180, 150 и 200, в то время как средний показатель — четыре.

[16]  Minxin Pei, “Chinese civic associations: an empirical analysis”.

[17   Shaoguang Wang and Jianyu He, “Associational revolution in China: mapping the landscapes,” Korea Observer: A Quarterly Journal, Vol. 35, No. 3 (2004), pp. 485—533.

[18]    Впрочем, как отмечает Пей, рост числа общественных организаций в 1989 году в его выборке не может не удивлять, особенно если учитывать наступление реакции после разгрома студенческого движения. В нашей выборке эта флуктуация незаметна и число вновь открытых организаций в 1989 году немного уступает числу за 1988 год.

[19]      Minxin Pei, “Chinese civic associations: an empirical analysis,” p. 294.

[20]      Jude Howell, “New directions in civil society: organizing around marginalized interests,” in Jude Howell (ed.), Governance in China (Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 2004), p. 145. Bo многих других исследованиях также обращается внимание на рост низовых организаций нового типа после 1990-х годов. Cm.: Xiaoyuan Shang, “Looking for a better way to care for children: cooperation between state and civil society in China,” Social Science Review, Vol. 76, No. 2 (2002), pp. 203—28; Ronald C. Keith, Zhiqiu Lin and Huang Lie, “The making of a Chinese NGO: the research and intervention project on domestic violence,” Problems of Post-Communism (November/December 2003), pp. 38—50; а также Zhang Xin and Richard Baum, “Civil society and the anatomy of a rural NGO,” The China Journal, No. 52 (2004), pp. 97-112.

[21]      Jude Howell, “Post-Beijing reflections: creating ripples, but not waves in China,” Women’s Studies International Forum, Vol. 20, No. 2 (1997), pp. 235—52. Ping-chun Hsiung and Yuk-Lin Renita Wong, “Jie Gui — connecting the tracks: Chinese women’s activism surrounding the 1995 World Conference on Women in Beijing,” Gender & History, Vol. 10, No. 3 (1998), pp. 470—97.

[22]          Howell, “New directions in civil society,” p. 165.

[23]      Keith et al, “The making of a Chinese NGO,” p. 39. Относительно роли международных неправительственных организаций в росте китайских экологических союзов см.: Guobin Yang, “Environmental NGOs and institutional dynamics in China,” The Cliina Quarterly, No. 181 (2005), pp. 46-66.

[24]         Howell, “New directions in civil society,” p. 147.

 [25]        Mark Surman, “From access to applications: how the voluntary sector is using the internet,” prepared for the Government of Ontario, Ministry of Citizenship, November 2001.

[26]         Eric Harwit, “Spreading telecommunications to developing areas in China: telephones, the internet and the digital divide,” The China Quarterly, No. 180 (2004), pp. 1010—30.

[27]    В декабре 2003 года в Китае насчитывалось 30,89 млн компьютерных хостов и 79,50 млн интернет-пользователей. Отношение первого ко второму составило 0,39. Cm. доклад CNNIC (Китайский информационный центр по сети Интернет).

[28]    Surman, “From access to applications.”

[29]     Ibid., p. 10.

[30]    Friedman, “The reality of virtual reality.”

[31]     Susana Finquelievich, “Electronic democracy: Buenos Aires and Montevideo,” Cooperation South Journal No. I (2001), pp. 61—81.

[32]      One World International and the Open Society Institute, “The use of information and communication technologies by non-governmental organizations in Southeast Europe,” 2001 [http://www.south- easteurope. org/documents/NGODoc.pdf], accessed June 2003.

[23]       CNNIC, “15th statistical report of the development of Chinese internet,” 2005 [http://www.cnnic.net.en/].

[34]      Surman, “From access to applications,” p. 15.

[35]      Eleanor Burt, email to author on 7 March 2005.

[36]     Мы не знаем систематических исследований вопроса, почему в Китае так популярна культура BBS. В большинстве работ отмечается, что BBS предоставляет альтернативную площадку для выражения общественного мнения. Cm.: Guobin Yang, “The internet and civil society in China”; Chin-fu Hung, “Public discourse and ‘virtual’ political participation”; Michel Hockx, “Links with the past: mainland China’s online literary communities and their antecedents,” Journal of Contemporary China, Vol. 13, No. 38 (2004), pp. 105-127; Geremie R. Barme and Gloria Davies, “Have we been noticed yet? Intellectual contestation and the Chinese web,” in Edward Gu and Merle Goldman (eds.), Chinese Intellectuals Between State and Market (London: Routledge Curzon, 2004), pp. 75-108; and Yongming Zhou, “Living on the cyber border.”

[37]      Примером может послужить дискуссия между Фан Жузи и китайскими природо- защитниками по вопросу охраны окружающей среды в Китае, которая имела место в первой половине 2005 года. Подробности дискуссии можно найти на сайте Фан Жузи New Threads [www.xys.org] и на форуме Друзей природы [www.fon.org.cn].

[38]      По пятибалльной шкале, где высшая оценка 5, электронная почта оценивается как 4,63, телефон — 3,87, а обычная почта — как 2,76.

[39]     Телефон — 4,44, электронная почта — 4,06, факс — 3,80 и обычная почта — 3,03.

[40]     Cм., например: S. O’Lear, “Networks of engagement: electronic communication and grassroots environmental activism in Kaliningrad,” Geografiska Annaler: Series B, Human Geography, Vol. 81, No. 3 (1999), pp. 165-78.

[41]      Сходство между более старыми организациями и коммерческими организациями может объясняться еще одним фактором — в среднем коммерческие организации оказываются старше, чем организации других типов. Их средний возраст 11,3 года (выборка — 53) по данным 2003 года, в то время как средний возраст по всем организациям — 9,5 года.

[42]      CNNIC, “Statistical report on the development of the internet in China,” January 2004 [http: //www.cnnic.net.cn].

[43]      Michael T. Hannan and John Freeman, “Structural inertia and organizational change,” American Sociological Review, No. 49 (1984), pp. 149—64.

[44]      Rebecca M. Henderson and Kim B. Clark, “Architectural innovations: the reconfiguration of existing product technologies and the failure of established firms,” Administrative Science Quarterly, No. 35 (1990), pp. 9-30.

[45]      Doug Guthrie, “A sociological perspective on the use of technology: the adoption of internet technology in US organizations,” Sociological Perspectives, Vol. 42, No. 4 (1999), p. 586.

[46]     Open Net Initiative, “Internet filtering in China in 2004-2005: a country study,” 14 April 2005.

[47]      Это же подтверждается и в исследовании Элизабет Джей Фридман по общественным организациям в Латинской Америке. Cм. Friedman, op. cit.

[48]      Roberto Bissio, “The network society, 1990—2000: electronic conferences, global summits, getting together for good purposes,” in The Association for Progressive Communications, APC Annual Report, pp. 22—26; Patti Whaley, “Human rights NGOs: our love-hate relationship with the internet,” in Steven Hick, Edward E Halpin, and Eric Hoskins (eds.), Human Rights and the Internet (New York: St Martin’s Press, 2000), pp. 30—40.

[49]       Craig Warkentin, Reshaping World Politics: NGOs, the Internet, and Global Civil Society (Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2001), p. 144.