Римляне, будучи народом воинственным, храбрым, деятельным, соделались
наконец мудрыми законодателями, которым старались подражать не только
народы древние, но даже и новые государства Европейские. Где мы не видим
и теперь следов сего по мудрости высокого Права? Где, в каких землях
оно не употреблялось и какие кодексы законов могли составиться без источников
оного? Многие Цари-Законодатели, многие знаменитые правоведцы, издавая
законы, прибегали к Римскому праву. Право сие, по всей справедливости,
можно назвать самим разумом, на письмах изображенным, или, как говорят
политики: ratio scripta! Оно есть древнейшее из всех и притом превосходнейшее
как по слогу, так особенно по мудрым постановлениям, в оном находящимся,
и по справедливости. «Нет законов, — говорит Конциус, — столь справедливых
и столь сообразных с разумом, как те, которые находятся в кодексах Римского
права». Главное основание сих законов почерпнуто из лучших Греческих,
в то время существовавших, к чему были избраны мужи как умом, так и
дарованиями отличнейшие, которые, истощив для сего все свои труды, все
знания, начертали рукою мудрости благие постановления, составившие счастие
и благоденствие многих народов.
Всякий благовоспитанный молодой человек, который желает быть истинно
просвещенным, образованным, строгим блюстителем правосудия и верным
защитником человечества, — должен поставить себе за правило, или, лучше
сказать, за священную обязанность знать Римские законы: ибо они образуют
ум и сердце, освещают разум, сию драгоценнейшую способность в человеке,
сей дар самого Создателя, и направляют к истинной цели правоту душевную;
научают человека-гражданина исполнять священные его обязанности — повиноваться
законам, под щитом которых он живет и действует и при влиянии которых
он во всем покоряется верховной власти, дарующей гражданам высокие права,
выгоды, преимущества и охраняющей оные; верховной власти, которая наставляет
члена общества, как поступать ему с подобными себе. Без помощи Римского
права, говорить Куайций, никакое Государство не может быть хорошо устроено,
и без сих знаний самый благоразумный и опытнейший человек, со всеми
отличными дарованиями, не будет иметь совершенного понятия о справедливости
и истинном правосудии. — И вот каковы были законы Римлян, народа прежде
столь необразованного, грубого! Хотя законы сии были составлены для
одной Римской империи, но впоследствии могли служить руководством и
для прочих народов; что мы видим особенно во Франции, где Римское право
служило источником при составлении Французского Уложения. Поклонники
Магомета, которые по своему невежественному вероисступлению ненавидели
и гнушались всем, что только чинимо было Христианами, возымели к сим
законам наконец столь великое уважение, что даже перевели их на турецкий
язык и руководствовались ими при решении дел, на которые они не находили
постановлений в своем Алкоране.
И так не следует ли теперь Римские законы назвать отпечатком высокой
мудрости и честности, политики и благоразумия, справедливости и правосудия?
Наконец в XVIII столетии, в золотой век царствования Екатерины Мудрой,
и дражайшее отечество наше приняло в недра свои Римское право как образец
мудрости и справедливости, как драгоценное творение многих веков! Вероятно,
и Царь Алексей Михайлович, чувствуя недостатки в Российских законах
и составляя для Россиян Уложение, руководствовался Римскими законами.
Все сие не показывает ли нам, сколь сильно действовало Римское право
на законодательство России и других Европейских народов и какое оно
имело на оное влияние, а особливо тогда, как в XII веке, по открытии
Кодекса Юстинианова в Амальфи и по учреждении Болонской академии, развилось
изучение Римского правоведения в Европе. Державы образованные, познакомясь
с оным Правом, стали оное вводить в школы для наставления юношества.
Не доказывает ли сие, сколь великое заслужили Римские законы уважение
и внимание от всех народов, тем более что по разрушении сей могущественной
Империи руководствовались ими самые просвещенные государства; тем более
— говорю — что законы сии и ныне служат руководством для решения дел
в некоторых важнейших государствах Европы. Народы, Римлянами покоренные,
несмотря на жестокость своих победителей, уважали столь справедливые
и кроткие законы. И вот следы мудрых и прочных законов! Благословенна
страна, достигшая до той степени совершенства в законодательстве, как
славный Рим во времена Феодосиев, Юстинианов! Желательно, чтобы и в
нашем отечестве более было Гермогенианов и Трибонианов, Ульпианов и
Паникианов, — прославившихся бессмертными творениями о Праве римском.
Счастливо то государство, которое обогащено превосходными уставами и
учреждениями; блажен тот народ, который наслаждается законами, приносящими
честь, славу и бессмертие Царям-Законодателям, изливающим бесчисленные
на него блага.
(«Отечественные записки». 1825. ‹ 67. С. 255–262)