По сказаниям церковных историков, в эти дни безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее, и такая костюмировка (народный маскарад) служил на Масленице поводом к самому веселому разгулу, неистовству и разврату, в котором, к стыду того времени, принимали участие женщины. Таково начало карнавала, существующего и поныне ото дня трех королей до Пепельной среды. Древние языческие обряды сатурналий облекались в новые формы; из Италии они перешли в другие страны христианские, где были образцами для подражания и где смешивались с ними отечественные обычаи.
В церковных книгах Масленица называется сырною неделею, подобно всей предшествующей седмице, на которой в среду и пяток едят сыр и яйца, в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ереси.
В России Масленица начинается после вселенской субботы, в которую бывает память усопших родственников, между тем как в сырную неделю церковь наша воспоминает изгнание Адама из рая, приготовляя Христиан к Великому посту. Тогда народ предается масленичным удовольствиям, катаньям с гор на санях, попойкам и пиршествам, а встарь предавались даже кулачным потехам.
Во всю Масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу.
От этого-то происходят поговорки: «не житье, а масленица», или душа моя масленица, перепелиные косточки, бумажное житье, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная краса, русская коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, киночка, ясочка, ты же моя перепелочка.
Иностранный писатель, как очевидец этого праздника за 200 лет назад, так изображает наше русское празднование Масленицы.
«Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство (вероятно, кулачные бои), так, что ужасно слышать о том всякому Христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное вмасле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во все время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у Русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх (описание Масленицы принадлежало к 1698 году) давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне Итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Инокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней».
Таким образом изобразил иностранный писатель наш народный праздник с одной только стороны, не упомянув о любимых русских забавах: о катанье с гор на салазках, лубках, санях и на бересте, на лыжах и проч.
(Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Москва, 1880. Издание книгопродавца М. Березина)