В конце ХIХ — начале ХХ века (вплоть до революции) елочных игрушек, изготовленных фабричным образом, было мало — завозились они в основном из Германии. Производство елочных игрушек в России было очень незначительным — в Петербурге и в Клину. Наиболее популярными в то время были игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические изображения, наклеивающиеся на фольгу, бумагу, проволоку, вату. Эта технология начала развиваться в Германии с середины XIX века. Игрушки из картона, плоские и объемные, также появились на рубеже веков и тоже имеют немецкое происхождение — их называют «дрезденские».
Очень красивые украшения получались из двух склеенных между собой кусочков картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушка, таким образом, получалась двусторонней. Она, как правило, покрывалась серебряной или цветной фольгой, ее светящаяся поверхность отражала волшебный свет елочных свечей. Изготавливались и объемные игрушки из картона с глубоким тиснением. Они использовались как коробочки для подарков. Обязательно рождественское деревце украшали разнообразные восковые ангелочки, домашние пряники, подсвечники, шишки, изделия из папье-маше.
После революции прекратился завоз игрушек из Германии, да и Елка оказалась под запретом. Высочайшее распоряжение по возврату новогодних традиций привело к расцвету производства елочных украшений в Советском Союзе в период с середины 30-х до середины 60-х годов. Игрушки делали из ваты, из папье-маше, картона (по старой «дрезденской технологии»), из проволоки, жести, дерева, фарфора, стекла.
Ватные игрушки изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. Существовали специальные каркасы для человечков и животных. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жесткость. Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, шили из ткани, использовались и хромолитографические изображения. Эти игрушки — фрукты и овощи, сказочные персонажи и зверушки — помещались обычно на нижних ветвях елки — дети могли их трогать и даже играть с ними.
Стеклянные игрушки были внове для всех. Стеклодувы выдували шары через стеклянную трубочку, докрасна раскаленную на газовой горелке. Когда шар достигал искомого размера, один конец запаивали, шар охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, делали роспись и приделывали «шапочку» с петелькой. Также изготавливали Красных шапочек, звездочетов, зайчиков, лисичек, горнистов, стратостаты, ракеты. Делали также украшения из стекляруса, соединенного медной или стальной проволокой. Так монтировали игрушки геометрической формы — абстрактные конструкции.
В конце 30-х и в 40-е годы на заводе «Москабель» из отходов производства крутили проволочные цветочки, звездочки, корзиночки, домики. В период войны в условиях тотального дефицита штамповали, а затем раскрашивали жестяные фигурки животных. Это наиболее ценимый коллекционерами тип игрушки — ценны они своей редкостью.
Прижились, хотя и не сразу, электрические гирлянды, производство которых также началось в сороковые годы. До этого принято было зажигать на елках свечи.
С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек-«малюток». Этими миниатюрными игрушечками можно и сейчас украсить игрушечную елочку, создав себе уют на журнальном или рабочем столе. В наборе игрушки из стекла, пластмассы, бумаги, их сюжеты соответствовали «настоящим» украшениям — это и огурцы с лимонами, и снеговики с мишками, и даже стеклярусные бусы подходили по размеру елочке-малютке.
Со второй половины 60-х годов производство елочных игрушек стало на поток. Мы продолжаем покупать яркие игрушки, с ними к нам в дом приходит предощущение праздника. В канун Нового года мы достаем хранящиеся на антресолях и в кладовках коробки с украшениями. Среди них те, что мы купили в прошлом году, лет пять-десять назад, обязательно попадаются игрушки, которые мы помним со своего раннего детства, а также игрушки, которые радовали наших пап и мам, о чем те непременно сообщают нам и нашим детям. Елка наряжена, сочетание игрушек на ней неповторимо, неповторимы и чувства, которые дарит нам волшебство новогодней елки.
Справка подготовлена с использованием материалов каталога выставки
«Русская елочная игрушка из коллекции Ким Балашак»,
прошедшей в декабре 2002 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства