Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
В 2000 году исполнилось десять лет коммерческому телевидению в России, если
вести отсчет от 27 сентября 1990 года, когда Председатель Гостелерадио СССР
М. Ф. Ненашев издал приказ о создании на базе незаполненного эфирного
времени III программы ЦТ самостоятельного хозрасчетного вещательного
предприятия. Так появилось первое в нашей стране коммерческое телевидение —
«Телеканал 2х2», который не финансировался из госбюджета и существовал только за счет рекламы. И по программному наполнению это было первое у нас
свободное от политики и идеологии чисто развлекательное телевидение. С тех
пор телевизионный ландшафт России и облик отечественного телевидения
преобразились неузнаваемо.
В 2000 году в ходе социологического опроса «Телевидение глазами телезрителей»1 городских жителей России спрашивали, в чем они видят улучшение телевидения по сравнению с телевидением советских времен. Максимальное число зрительских голосов (52 процента) было подано за «расширение жанрового
разнообразия и увеличение возможностей выбора телепередач».
Действительно, за десятилетие выросло число доступных населению телеканалов: сегодня средняя городская семья в России имеет возможность принимать
восемь телеканалов. На отечественном телеэкране появились новые жанры телепередач и типы телевизионных зрелищ — зарубежные фильмы в большом количестве, «мыльные оперы», ток-шоу, телеигры, музыкальные клипы, всевозможные интервью в прямом эфире с интерактивной связью и проч.
Что, собственно, предлагает современное отечественное телевидение своим
зрителям? Проанализируем телевизионное меню с точки зрения представленности в нем передач различных типов и жанров (см. диаграмму 1).
Телеменю
Самая большая доля эфира отдана кинопоказу[2] (45 процентов времени вещания),
причем несколько бoльшая часть приходится на кинофильмы. Телевидение как
«кинобудка» — отличительная особенность именно нашего телевидения. Такого
объема кино на общедоступных телеканалах нет в западных странах. К примеру,
во Франции доля кинопоказа на бесплатных эфирных каналах составляет всего 26 процентов от общего времени вещания, а собственно кинофильмов — пять
процентов. Кинофильмы показывают платные киноканалы. У нас же кинофильмы в большом количестве, напичканные рекламой, доступны зрителям на бесплатных каналах. Можно сказать, что телеменю современного российского телезрителя почти наполовину состоит из кинопродукции (кинофильмов
и телесериалов). А если добавить еще анимацию и документальные фильмы
(т. е. еще девять процентов эфира, которые в данном случае попали в категорию
«Прочее»), то и более чем наполовину. Дополнением к этому основному блюду
служат развлекательные программы, включающие игры, ток-шоу, юмористические, музыкальные и некоторые другие виды программ (суммарно они занимают
в эфире 17 процентов). Примерно поровну представлены новости и традиционная тележурналистика (общественно-политической или гуманитарной направленности) — 9–11 процентов.
Диаграмма 1
В целом соотношение «легких» развлекательных жанров (кинофильмы
и телесериалы, развлекательные передачи, спорт) и «серьезных» (информационных, публицистических, просветительских) — примерно 75:25, что неудивительно, поскольку практически все наше телевидение, даже государственный канал «Россия», функционирует как коммерческое, существуя за счет
рекламы («Культура» — единственное исключение, но один канал с аудиторией в полтора процента населения не может изменить общую ситуацию). Это
значит, что все каналы ориентируются на массовую аудиторию и формируют
свой эфир, опираясь на рейтинговые показатели, дающие ориентиры о степени востребованности у зрителей программ определенных жанров. А наиболее
востребованными у зрителей, как известно, являются развлекательные программы.
В большинстве европейских стран, которые раньше нас прошли этап коммерциализации ТВ, сложились смешанные модели телевещания. Разрешив развиваться коммерческому телевидению, эти страны сохраняют и общественное
телевидение, которое выступает в качестве «противовеса» коммерческому и поддерживает сбалансированность телевизионного предложения. К примеру, во
Франции наряду с коммерческим (телеканалы TF1, M6) и платным ТВ (Canal+
и др.) существует мощное общественное телевидение (France 2, France 3, TV5)
и культурно-просветительский канал ARTE. Эта смешанная модель создает иное
телевизионное предложение.
Диаграмма 2
Жанровое наполнение эфира общедоступных бесплатных каналов во Франции очень отличается от телеменю наших телеканалов (см. диаграмму 2). Здесь
мало кинофильмов, меньше развлекательных программ, но больше, например,
объем детского вещания. А самую большую долю телеэфира (33 процента) занимает группа жанров, которую французы называют «Magazines Doc». Это разнообразные телевизионные журналы и передачи социальной и гуманитарной направленности, традиционная тележурналистика, которые у нас набирают
в совокупности не более 10 процентов. Обращает на себя внимание также высокий интерес французов к новостным программам, которые на основных каналах
выходят всего два раза в день (в 13.00 и 20.00), а в потреблении занимают значительную долю, так как их регулярно смотрит большинство французов. Надо сказать, что эти программы отличаются от наших выпусков новостей, прежде всего,
меньшей политизированностью, «катастрофичностью» и тревожностью, более
человечной интонацией и позитивным настроем.
Отношение зрителей к телеменю
Как оценивают это меню телезрители? По данным социологических исследований, преобладающая часть россиян телевидением в целом удовлетворена: две
трети (67 процентов) городского населения предлагаемый современным телевидением набор передач вполне устраивает и они так или иначе находят на экране
то, что им нужно.
Удовлетворенность выбором и содержанием телепередач у городского населения России в возрасте от 15 лет и старше в целом находится на уровне чуть выше
среднего: оценка телевизионного репертуара по 10-балльной шкале (от 1 — «полностью не устраивает» до 10 — «полностью устраивает») составляет 6 баллов (причем
по сравнению с 2000 годом оценка практически не изменилась).
Распределение по степени удовлетворенности носит «колоколообразный» характер, несколько смещенный в сторону позитивных оценок (см. диаграмму 3).
Понятно, что единодушное приятие телевидения в целом и неудовлетворенность содержанием и выбором телепередач может быть. Само телевидение диверсифицируется по каналам, неоднородна и аудитория. Причем аудитория дифференцирована не только по социально-демографическим параметрам. Сегодня
особую остроту приобрели ценностные различия, противостояние групп с разными информационными и культурными запросами, предпочтениями, ориентациями. То, что нравится одним группам зрителей, не нравится другим, и наоборот.
Этот конфликт интересов лежит и в основе удовлетворенности содержанием
и выбором телепередач.
Высокий уровень удовлетворенности характерен для двух групп. Это, во-первых, молодые люди (учащиеся и студенты), что неудивительно, так как сегодняшнее телевидение в наибольшей степени отвечает именно их ожиданиям
и интересам. Их привлекает жанровое разнообразие, возможности выбора, откровенность обсуждения проблем, обилие развлекательных и игровых передач,
показ современных западных фильмов. Именно этого ждут и это получают от телевидения молодые зрители. Во-вторых, телевидение в целом устраивает «нетребовательных» зрителей, отличающихся наименьшими культурными запросами
и финансовыми, социальными и прочими ресурсами для их удовлетворения, —
это пожилые люди (прежде всего большинство пенсионеров), безработные,
домохозяйки, люди с невысоким уровнем образования.
Не удовлетворены телевидением наиболее образованные и компетентные категории (специалисты с высшим образованием, служащие, «силовики»), правда, чуть
сдвинутые в сторону более старших возрастов (40–54), а также обладающие высокими
доходами и возможностями обеспечить себе полноту информационного и культурного разнообразия. Но наряду с этим среди неудовлетворенных телеменю есть также зрители с низкими доходами, лишенные каких-либо ресурсов (небольшая часть пенсионеров). Их неприятие телевидения имеет, скорее всего, идеологические корни. Им
ближе образ советского телевидения, и современное ТВ с его откровенно молодежной
ориентацией они активно не приемлют: слишком много молодежной музыки, вытеснившей старые привычные передачи, исчезли знакомые лица дикторов, а характерные
для молодежи нормы вкуса и поведения, ретранслируемые телевидением, воспринимаются как «разнузданность», пренебрежение представлениями о приличиях.
Однако в целом уровень зрительской неудовлетворенности телерепертуаром
не так уж высок: только 18 процентов опрошенных недовольны составом, содержанием и разнообразием передач. Тех, кого телеменю вполне или полностью
устраивает, значительно больше.
Наше население привязано к телесмотрению как информационному источнику, как занятию в свободное время, разновидности общесемейного досуга —
оно к нему привыкло, оно его ценит и зависимо от него.
Диаграмма 3
В количественном отношении телевидение охватывает большинство населения страны в целом и любой из основных социально-демографических групп
россиян. 92 процента горожан России смотрят телевизор каждый день, причем
групповые различия в данном случае несущественны. Следует также учесть значительную продолжительность регулярных контактов с ТВ: в среднем россияне
проводят у телеэкрана от трех с половиной часов в будни до четырех с половиной
часов в воскресные дни. Свыше половины опрошенных (51 процент) планируют
свое время и дела так, чтобы обеспечить себе возможность смотреть привычные
передачи, намеченные фильмы и проч. А у 34 процентов опрошенных телевизор
вообще не выключается, пока они находятся дома.
Телепотребление и телепредпочтения
В повседневной жизни россияне потребляют из телепродукции то, что им дают,
и привыкли к этому.
По самооценке зрителей, 40 процентов от всего индивидуального времени телесмотрения уходит у них на просмотр кинофильмов и телесериалов (которые,
как было отмечено, и в телеменю занимают основное место), почти 30 процентов — на просмотр всевозможных развлекательных передач (юмор, ток-шоу, игры, музыка), 14 процентов — на новости и 15 процентов — на все прочие жанры
(см. диаграмму 4).
Диаграмма 4
Если говорить о ежедневном телерационе российских горожан, то его составляют новости и кино. Их смотрят регулярно свыше 80 процентов зрителей, как
свидетельствуют данные социологического опроса (см. табл. 1). И хотя жанровые
пристрастия мужчин и женщин, молодых и пожилых телезрителей различаются, кинофильмы и новости в любой группе занимают первые позиции. Единственное исключение — группа молодых зрителей (до 25 лет), которые проявляют
меньший интерес к новостям, предпочитая кино и юмористические программы.
Передачи каких типов Вы смотрите чаще всего?
|
||
Жанры |
Процент от общего числа зрителей
|
|
I | Новости Кинофильмы |
83–81
|
II | Отечественные сериалы Юмористические |
68–66
|
III | «Жизненные» ток-шоу Концерты с участием популярных исполнителей Зарубежные сериалы Передачи о природе и животных |
55–51
|
IV | Телеигры «Скандальные» шоу Документально-криминальные передачи |
49–42
|
V | Информационно-аналитические Страноведческие «Реальные» шоу Спортивные Экстремальные игры/шоу Социально-политические ток-шоу Передачи о здоровье |
36–31
|
VI | Передачи об истории Передачи по женским /мужским интересам |
24–21
|
VII | Передачи об искусстве Передачи о научных и технических открытиях Детские Обучающие/образовательные Беседы в вечернем эфире с интересными людьми Эротика |
18–12
|
В среднем каждый телезритель просматривает по телевизору пять кинофильмов в неделю. Предпочитают смотреть старые советские и современные российские фильмы (69 процентов и 66 процентов соответственно), причем интерес
к современным отечественным кинофильмам существенно вырос по сравнению
с 2000 годом — на 10 процентов (см. табл. 2).
Фильмы каких стран Вы предпочитаете смотреть по ТВ?
|
||
Кинофильмы: |
2000
|
2002
|
старые советские новые российские американские западноевропейские арабские и индийские восточноевропейские других стран |
70
56 34 21 12 2 3 |
69 |
На втором месте после новостей и кинофильмов в иерархии зрительских предпочтений стоят отечественные сериалы и юмористические программы, которые
регулярно «потребляют» 65–70 процентов городских жителей России (см. табл. 1).
При этом кинофильмы, юмористические программы и концерты популярных
исполнителей не надоедают зрителям и остаются скорее дефицитными жанрами (15–20 процентов зрителей хотели бы, чтобы их показывали еще больше),
в отличие от новостей. Что касается телесериалов, то здесь ситуация несколько
иная. Зарубежные сериалы воспринимаются сегодня скорее как избыточно представленный на телеэкране жанр (30 процентов респондентов хотели бы, чтобы их
показывали меньше), а вот по поводу отечественных мнения аудитории расходятся: 12 процентов хотели бы, чтобы их было больше, и 10 процентов — наоборот.
Ощущение избыточности присутствует также в отношении ток-шоу и телеигр —
примерно каждый пятый опрошенный (20 процентов) считает, что их излишне
много на телеэкране.
Действительно, за последние два-три года появилось большое количество новых телеигр и ток-шоу.
Приз зрительских симпатий в 2002 году завоевала телеигра «Кто хочет стать
миллионером». Эта передача, по данным опроса, нравится почти каждому второму (47 процентов) телезрителю, преимущественно женщинам, а также жителям
средних и малых городов. Второе и третье место занимают «сторожилы» эфира —
«Поле чудес» (41 процент) и интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (39 процентов). Популярная телеигра «Поле чудес» выиграла также и своеобразный «антиприз»: 12 процентов опрошенных указали ее среди тех телеигр, которые вызывают у них отрицательные эмоции. Опережает «Поле чудес» в «черном списке»
лишь игра «Слабое звено» (21 процент). Вместе с тем именно эти игры в 2002 году собирали наибольшую аудиторию (см. табл. 3).
Телеигры в оценках и предпочтениях зрителей
|
|||
Кинофильмы: |
Смотрели за последние две недели
|
Нравится, вызывает интерес
|
Не нравится, вызывает раздражение
|
«Кто хочет стать миллионером?» (ОРТ) «Поле чудес» (ОРТ) «Что? Где? Когда?» (ОРТ) «Слабое звено» (ОРТ) «Форт Баярд» (РТР) «Фактор страха» (НТВ) «Русская рулетка» (ОРТ) «Сто к одному» (РТР) «Умницы и умники» (ОРТ) «Своя игра» (НТВ) «Народ против» (ОРТ) «Кресло» (СТС) «Ставка» (РТР) Ни одна из них / затрудняюсь ответить |
68
65 50 44 28 27 26 24 22 19 15 15 8 7 |
47 |
5
12 4 21 4 5 10 6 5 3 7 5 4 52 |
Наиболее популярными ток-шоу на отечественном экране являются передачи «Большая стирка» (ОРТ), «Жди меня» (ОРТ) и «Моя семья» (РТР). Хотя бы
одну из них за последние две недели видел каждый второй респондент. Иными
словами, фаворитами массовой аудитории являются так называемые «жизненные» ток-шоу. Так определили этот тип передач респонденты фокус-групп,
т. е. сами зрители (в эту же группу они отнесли «Принцип домино» и «Женский
взгляд», хотя последняя и не является ток-шоу). Подобные программы в целом
более популярны среди женщин, чем среди мужчин, поэтому чаще их называют «женскими» ток-шоу. А вот социально-публицистические («Независимое расследование», «Времена», «Культурная революция) и «скандальные» ток-шоу («Большой куш», «Окна») почти в равной степени смотрят как мужчины, так и женщины. То же самое можно сказать об относительно новых для нашего телеэкрана
реалити-шоу («Последний герой», «Гарем», «Третий лишний»): интерес к ним
мужчин и женщин почти одинаков. Исключение составляют музыкальные проекты «Фабрика звезд» и «Стань звездой», которые женщинам нравятся заметно
больше, чем мужчинам (см. табл. 4).
Какие телевизионные шоу Вы смотрели за последние
две недели? (ноябрь — декабрь 2002 года) |
|||
Ток-шоу |
Все
|
Мужчины
|
Женщины
|
«Большая стирка» с А. Малаховым (ОРТ) «Жди меня» (ОРТ) «Моя семья» с В. Комиссаровым (РТР) «Окна» (СТС/ТНТ) «Времена» с В. Познером (ОРТ) «Женский взгляд» О. Пушкиной (НТВ) «Принцип домино» (НТВ) «Независимое расследование» с Н. Николаевым (ОРТ) «Свобода слова» с С. Шустером (НТВ) «Большой куш» (СТС) «Культурная революция» с М. Швыдким («Культура») |
62
59 49 41 35 30 28 25 14 10 9 |
51 |
70
67 58 42 35 44 35 24 12 11 9 |
Реалити-шоу | |||
«Последний герой» (ОРТ) «Фабрика звезд» (ОРТ) «Стань звездой» (РТР) «Третий лишний» (НТВ) «Гарем» (СТС) «Русское чудо» (REN TV) |
48
37 25 14 10 5 |
46
31 21 13 10 6 |
51
42 29 14 11 4 |
Самым заметным cобытием последних лет стало появление и стремительное
«размножение» новых российских сериалов, которые являются сегодня одним
из самых популярных телезрелищ.
Сегодня городской житель России старше 15 лет смотрит в среднем 2,8 названий в неделю (в 2000 году — только 2,4). Хотя бы один сериал в неделю (сериал, а не серию!) смотрят 72 процента респондентов (в 2000 году — 61 процент). Этот интерес вырос за счет современных российских сериалов, которым
отдают предпочтение половина зрителей (49 процентов), в то время как число
приверженцев старых советских составляет 20 процентов, а латиноамериканских — лишь шесть процентов. Хотя бы один отечественный сериал в неделю
смотрят 66 процентов опрошенных. Причем если у трети респондентов интерес к отечественным сериалам носит пассивный характер («смотрю, потому
что смотрят другие члены семьи», «втянулся, сложилась привычка», «они идут
на всех каналах, больше нечего смотреть»), то 43 процента опрошенных осознанно их выбирают и с интересом смотрят — они им «просто нравятся». Кроме того, отечественные сериалы являются также хорошей заменой зарубежному кино, которое уже порядком надоело зрителям (30 процентов).
Большинство телезрителей (60 процентов) одобряют увеличение доли отечественных сериалов по сравнению с зарубежными (отрицательно к этому относятся всего пять процентов).
Больше всего в отечественных сериалах зрителей привлекает жизненность
и реалистичность («про нашу жизнь»). Поэтому и среди различных жанровотематических типов («формул») отечественного телесериала зрители предпочитают в первую очередь криминальные (обладающие психологической достоверностью и реалистичностью в современных российских условиях) и «жизненные».
Наиболее популярны различные комбинации «криминальной» и «жизненной»
составляющих: детективы с юмористической составляющей, которая и придает
сериалу бoльшую «жизненность» («Убойная сила», «Улицы разбитых фонарей»),
криминальные «жизненные» драмы («Бандитский Петербург», «Бригада»),
«жизненно»-приключенческие («Дальнобойщики», «Тайга»), «жизненные» мелодрамы с криминальной интригой («Нина», «NEXT») и проч. Именно такие сериалы способны привлечь внимание универсальной и потому наиболее массовой
аудитории.
Среди зарубежных сериалов сохраняется популярность латиноамериканских
мелодрам (30 процентов) и «брендовых», хорошо известных во всем мире и нашему зрителю детективов (30 процентов) — «Пуаро», «Коломбо», «Деррик».
Чуть меньше поклонников у костюмно-исторических лент (23 процента) и боевиков (19).
В целом можно сказать, что информационное вещание и кино по-прежнему остаются стержневыми жанрами телепотребления, что обеспечивается глубиной,
устойчивостью и привычностью зрительского интереса к этим жанрам. Вместе
с тем рейтинги показывают смещение зрительского внимания в сторону программ легких, развлекательных жанров.
К примеру, в истории Первого канала с 1999-го по 2002 год абсолютными лидерами по объему аудитории стали «Убойная сила» и «Последний герой» (эти две
программы вообще набрали самые высокие рейтинги за все время существования
электронных измерений общероссийской аудитории). На НТВ наибольшие
аудитории собирали и собирают не новости, не Киселев и не Парфенов, а «Менты», «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности», «Гражданин
начальник» и т. п. А в топ-листе государственного канала «Россия» за 2002 год
первую позицию занимает «Бригада». Пресловутое «За стеклом» стало абсолютным рейтинговым лидером канала ТВ-6 за все время его существования, а скандальные «Окна» на ТНТ собирают аудиторию практически в два раза бoльшую,
чем другие самые рейтинговые программы канала.
Особенности современного телесмотрения и телеаудитории
Общую тенденцию усиления развлекательной мотивации в обращении человека к культуре, информации, искусству отмечают сегодня многие эксперты,
социологи. Так, социологи НИИ искусствознания отмечают, что все больше
люди потребляют искусство исключительно ради развлечения. Все меньше
люди интересуются серьезными жанрами и видами искусства, все большей
популярностью пользуются легкие для восприятия формы искусства, не требующие интеллектуальных усилий и значительных затрат труда. Это отмечается в отношении чтения литературы, потребления музыки, театра, кино
и проч.
В досуговой деятельности преобладает общая установка на пассивные, «энергосберегающие» виды деятельности. Из 145 видов досуга, которые сегодня можно выбрать в Москве, самый распространенный — сидеть у телевизора. Легкость
и бесплатность доступа к телевизору, отсутствие необходимости предпринимать какие-то усилия и идти на дополнительные затраты (на покупку газет-журналов,
видеокассет, выбор книг и т. д.), а также доступность и понятность телевизионного языка повышают привлекательность телевизора.
Но и в отношении телевидения действует та же пассивная установка, тот же
«энергосберегающий», если не сказать «ленивый», подход, определяющий выбор
передач для просмотра. По результатам фокус-групп, желание «расслабиться,
переключить внимание», «отвлечься от проблем», «отдохнуть после работы»
является основной установкой современных зрителей при просмотре телевидения и выборе программ для просмотра.
Итак, к середине и особенно за вторую половину 1990-х годов обозначилась
смысловая, жанрово-тематическая структура телевизионного мира в России —
мира как телевизионного зрелища, которое во все большей мере и составляет повседневный образ мира массовых телезрителей-россиян (особенно — их количественного и социально-пассивного большинства, наиболее зависимого от телевизионных источников информации и развлечения). Телемир концентрируется
вокруг ожидания ежедневных новостей, отечественных сериалов, телеигр (особенно азартных и с крупными денежными призами), скандальных «реалистических» шоу, криминальных происшествий, образов идентичности (проблем, трудностей, относительных успехов) мужчин и женщин в их повседневной жизни
и бытовом самоопределении. Чем выше удельный вес подобного материала
на том или ином канале, на телеэкране в целом, тем в большей степени можно
ожидать позитивных оценок работы ТВ и отдельных его каналов со стороны
абсолютного большинства аудитории.
Важно, что это большинство составляют зрители, менее квалифицированные по навыкам и критериям оценок, обладающие незначительными собственными социальными и культурными ресурсами. Это большинство составляет значительная часть молодых зрителей (кроме наиболее образованной,
успешной, состоятельной и потому уже более требовательной молодежи)
и практически весь пожилой, социально пассивный и менее образованный
контингент россиян. Тех и других объединяет общая проблематика границ социальной нормы (стабильности, ее условий и пределов) в форме реального или
условного нарушения нормативного кодекса, практически не обсуждаемого,
но молчаливо (нередко — по традиции и привычке) подразумеваемого большинством общества — допустимость и цена нарушения, достижимость порядка и проч. Ни какими-либо влиятельными и самостоятельными группами,
ни институтами общества, структурами власти и иными носителями авторитета этот нормативный строй коллективной жизни сегодня не обоснован, не удостоверен и не обеспечен.
В подобных условиях едва ли не единственной «сценической площадкой»,
на которую хоть как-то выносится весь этот комплекс проблем и конфликтов, для
абсолютного большинства россиян выступает телеэкран (для несколько более
образованных зрителей среднего возраста, особенно женщин, телевизор дополняется и подкрепляется соответствующими жанрами массовой литературы — детективом, мелодрамой, мифологизированной и костюмированной отечественной
историей). Старшая по возрасту часть телеаудитории несколько чаще среднего
ориентируется в просмотре на отечественные криминальные сериалы и криминальную хронику (хотя подобные ориентиры объединяют сегодня всю российскую телеаудиторию). Более молодая часть (во многом, скорее, подростковая
по типу ориентаций и самоопределения) с несколько большей заинтересованностью ищет на экране игровые ситуации, особенно связанные с физическим риском либо интеллектуальным испытанием, сенсации и скандалы (ищет,
можно сказать, игры-достижения и игры-нарушения), а также передачи по «мужским» и по «женским» интересам, соответствующие образы половозрастной
идентичности.
Иными словами, сегодняшнее российское телевидение объединяет, во-первых, многочисленные и постоянные группы зрителей, зависимых от него
в информационном, ценностном, идеологическом плане (старшие, менее образованные и периферийные группы и слои) и сравнительно более молодые контингенты, периферийные по объему и характеру ресурсов, по типу ориентаций.
Их объединяет сравнительно низкий уровень образования, малый объем собственного символического капитала и потому зависимость от общего для всех, более доступного и более дешевого ТВ. При этом сегодняшняя ориентация на менее квалифицированную молодежь, у которой сравнительно легко сформировать
«телезависимость», будет способствовать одновременно консервации «подростковости» отечественного ТВ и «подростковости» аудитории (с точки зрения опыта и типа ценностных ориентаций, стремления к развлечениям и острым ощущениям), верной прежним образцам и лишь стареющей год от года.
[2] В данном случае под кинопоказом понимается часть телеэфира, которая включает в себя
игровые (художественные) кинофильмы, а также телевизионные фильмы и сериалы.