Печатные СМИ

На конец 2001 года в Российской Федерации было зарегистрировано 33,5 тысячи
печатных СМИ. Из них на долю газет пришлось более 20 тысяч, журналов — около 11 тысяч. Ежегодно появлялось и продолжает появляться в среднем 350 новых
изданий. Поскольку читательскую аудиторию можно принять за величину постоянную, а разовые подписные тиражи
периодики в последние годы отличались стабильностью, находясь в пределах 30–33 миллионов экземпляров, то
пополнение рынка печатных СМИ неизбежно приводит к обострению борьбы за
читателя. При этом в динамике просматривается довольно устойчивая тенденция
к снижению средних разовых тиражей.
Весьма показательно и падение тиражей
по сравнению с «советским» 1990 годом,
особенно ощутимое для журналов. К тому же достоверность официальных данных о величине тиражей за время сложившихся рыночных отношений вызывает большие сомнения, поскольку хорошо известны факты искусственного их
завышения руководителями и владельцами отдельных изданий ради улучшения
рейтинга.

На протяжении последних 7–8 лет отмечено суммарное превышение подписных тиражей местных изданий над центральными. Доля последних составляет не
более 36 процентов. Причем на местах
удалось добиться популярности прежде
всего тем центральным газетам, которые
определенную часть материалов посвящают региональным проблемам, прилагая соответствующие вкладки («Аргументы и факты», «Комсомольская правда»,
«Московский комсомолец»).

Выпуск всей печатной продукции
страны обеспечивают более 6 тысяч полиграфических предприятий различных
форм собственности. В это число вошло около тысячи частных предприятий,
возникших в течение последних нескольких лет.

Таблица 1

Выпуск газет в Российской Федерации
Годы
Число изданий
Число номеров
Разовый тираж (тысяч экземпляров)
Годовой тираж (тысяч экземпляров)
Средний разовый тираж одной газеты (тысяч экземпляров)
1990
1998
1999
2000
2001
4 808
5 436
5 535
5 758
5 532
523 866
395 764
376 923
377 280
341 692
165 546,00
112 483,00
103 614,00
108 273,00
100 132,60
3 785 263
7 507 715
7 117 055
7 138 919
5 836 529,6
34,40
20,70
18,70
18,90
18,10
В том числе всероссийские
1990
1998
1999
2000
2001
43
245
286
333
238
5 383
12 507
13 398
14 556
10 402
10 810,00
32 914,00
36 429,00
39 199,00
23 039,80
27 040 247
2 260 732
2 187 388
2 034 399
1 297 723,7
2 577,00
139,30
127,40
117,70
96,80

Источник: Печать Российской Федерации в 2001 году: Статистический сборник. М., 2002. С. 134

Таблица 2

Выпуск периодических и продолжающихся изданий (без
газет)
в Российской Федерации
Всего
В том числе журналы
Годы
Число изданий
Число номеров
Разовый тираж (в тысячах экземпляров)
Число изданий
Число номеров
Разовый тираж (в тысячах экземпляров)
1990
1998
1999
2000
2001
3 681
3 420
3 358
3 570
4 139
31 502
25 284
25 196
27 179
28 250
5 010 224
659 356
601 089
606 556
599 232
1 140
2 409
2 546
2 781
3 316

11 335
17 065
18 305
21 368
22 916

2 687 102
477 827
446 687
496 593
405 499

Источник: Печать Российской Федерации в 2001 году: Статистический сборник. М., 2002. С. 121.

Телевидение и радиовещание

Имеющиеся статистические данные разрозненны и фрагментарны, к тому же
они не всегда совпадают в разных источниках. Согласно сведениям Министерства печати, телевидения и радиовещания
(Минпечати, МПТР) на апрель 2002 года
было выдано действующих лицензий[1]:

  • телевещание эфирное — 1 276
  • радиовещание эфирное — 1 002
  • телевещание кабельное — 258
  • телевещание спутниковое — 18
  • телевещание эфирно-кабельное — 20.

В 1999 году, по данным Национальной
ассоциации телевещателей, в России действовало 250 телекомпаний, из них 100 государственных. К настоящему времени
имеется 9 каналов, доступных более
чем 50 процентам населения страны,
и 3 общенациональных канала (ОРТ, РТР,
НТВ). Региональных каналов разных
форм собственности насчитывается, по
одним оценкам, не менее 700, по другим — около 1 000. Большинство из них
входит в крупные телевизионные сети, такие как REN-TV, СТС, ТВ-6, ТНТ.

В настоящее время сеть российского
эфирного телевизионного вещания
включает более 13 000 передатчиков различной мощности. Разработанные отечественной промышленностью и предъявленные на сертификацию в 2001 году,
передатчики для цифрового наземного
вещания уже сейчас могут поставляться
на внутренний рынок. Для полного перехода на цифровую систему передачи сигнала, согласно «Концепции развития
рынка телекоммуникационного оборудования», потребуется не менее 12–14 лет
и 2,1–2,4 миллиардов долларов США.
Кроме того, для переоснащения действующих производств под выпуск современного профессионального радиотелевизионного оборудования и бытовой техники,
создания до 70 000 современных рабочих
мест необходимы инвестиции в размере
до 1,4 миллиардов долларов.[2] Затраты федерального бюджета 2001 года на строительство и техническое перевооружение 26 объектов телерадиовещания
и полиграфии составили 1 937 миллионов рублей. Благодаря этим средствам совместно с ВГТРК было восстановлено
и введено в строй 23 ретранслятора в 15 чеченских населенных пунктах, что обеспечило вещание ОРТ, РТР, НТВ, ГТРК Чечни. Однако основная часть российских
телевизионных башен, мачт и ретрансляторов давно выработала свой ресурс.

Количество абонентов кабельных телевизионных сетей, по данным Госсвязьнадзора, составляет 12 миллионов домохозяйств. С ними не расходятся сведения
Ассоциации кабельного телевидения
России. Однако последние указывают
и на суммарную емкость сетей на конец 2001 года, равную 20 миллионами
абонентам.

Ситуация в сфере радиовещания также неоднозначна и находится под воздействием разных процессов. С одной стороны, наблюдается резкое сокращение
численности радиослушателей проводного радио. По оценкам Службы изучения
аудитории ВГТРК, с 1993 по 2001 год она
уменьшилась примерно вдвое, составляя
теперь менее половины населения страны. С другой стороны, явно обозначившаяся тенденция коммерциализации радио в итоге привела к значительному
возрастанию числа слушателей коммерческих информационно-развлекательных
радиостанций, работающих в FM-диапазоне. Общая аудитория таких станций
ныне достигла 45 процентов населения.
Многие из них быстрыми темпами развивают свою сеть по всей стране. Так,
«Европа Плюс» имеет 158 региональных
партнеров в 700 городах. О стремительном распространении коммерческого радиовещания свидетельствуют и такие
цифры: в 1997 году Федеральная служба
телевидения и радиовещания выдала более 500 лицензий на право радиовещания;
в начале 2002 года подобных лицензий
было выдано уже вдвое больше.
О доступе населения к основным
медиаресурсам свидетельствуют следующие сравнительные данные трех
стран — России, США и Норвегии
(Норвегия занимает лидирующие позиции в Европе и в мире по развитию сферы информационно-коммуникационных технологий):

Показатели
Россия
США
Норвегия
Совокупный
национальный доход
(на человека в год, в долларах США)
2 250
31 910
33 470
На 1 тысячу человек:
ежедневных газет
105*
215*
588,5*
радиоприемников
418
2 146
916
телевизоров
421
844
648
подписчиков кабельных сетей
23,1
246,3
184,3
персональных компьютеров
37,4
510,5
446,6
телефонов
210,0
664,0
709,0
мобильных телефонов
9,3
311,6
613,0
Доля населения,
имеющего доступ к Интернету (в процентах)
6,3**
59,75**
54,4**
* Данные за 1996 год.
** Данные за 2001 год, за исключением России (данные за август 2000 года).

[1] Индустрия российских СМИ: цифры, факты, проблемы // Журналист. 2002. №7. С. 11.

[2] Законодательство и практика массмедиа. 2002. №5. С. 18–19.