Интерес к бизнес-ассоциациям в последнее время растет. Это объясняется, прежде всего, тем, что в них принято усматривать ростки гражданского общества, которые со временем разовьются, и тогда конструктивный диалог между бизнесом и государством станет реальностью. В принципе, организации предпринимателей должны выступать в роли посредников, призванных вести диалог о проблемах бизнеса с разработчиками экономической политики государства, цивилизованно лоббировать и отстаивать интересы бизнес-сообщества. Попробуем разобраться, так ли обстоят дела в современной России.

Наш интерес к бизнес-ассоциациям связан с проводившимся в Санкт-Петербурге исследованием «антикоррупционного поля»: организаций гражданского общества, вовлеченных в антикоррупционную деятельность[1]. В нашей гипотетической схеме бизнес-ассоциации выступали как «рациональные агенты», экономически заинтересованные в борьбе с коррупцией. Результаты, полученные в ходе небольшого и сосредоточенного на проблеме борьбы с коррупцией исследования, не позволяют представить исчерпывающее описание всего спектра некоммерческих организаций предпринимателей в Санкт-Петербурге. Тем не менее, интервью с представителями бизнес-ассоциаций позволили сформировать определенное представление об этом институте[2].

Еще одно важное замечание касается особенностей объекта нашего исследования, сфокусированного на малом и среднем бизнесе (МСБ). МСБ очевидно специфичен в том, что связано с участием его представителей в бизнес-ассоциациях и с взаимодействием его с властью. Малый бизнес во всех странах менее организован в сравнении с крупным и сильно атомизирован. В России к тому же значительная его часть находится в теневой сфере, что явно не способствует рос ту числа предпринимателей, участвующих в деятельности бизнес-ассоциаций[3]. Именно поэтому объединения мелких предпринимателей представляли для нас особый интерес.

Бизнес-ассоциации Петербурга

Прежде всего следует отметить, что сколько-нибудь достоверной и доступной статистики, касающейся гражданского сектора в бизнес-сфере, нет. Единственный источник информации здесь — справочник «Желтые страницы», где представлено около сотни петербургских организаций, именующих себя бизнес-ассоциациями и предлагающих в основном консалтинговые услуги. Поиск в Интернете также дал огромное число разнообразных бизнес-организаций, рекламирующих различные платные услуги для предпринимателей. Однако и там и там информации было явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, можно ли отнести эти организации к элементам гражданского общества. Поэтому при выборе объектов исследования мы воспользовались экспертными оценками.

Бизнес-ассоциации делятся на отраслевые и межотраслевые. Первые — допускают в свои ряды только представителей какой-то одной отрасли. Типичные примеры: Лига обувщиков, Ассоциация таможенных брокеров, Ассоциация строительных компаний и т. п. Среди отраслевых объединений особую группу составляют те, без членства в которых нельзя развивать данный вид бизнеса. Таким ассоциациям государство передает некоторые свои полномочия — например, они могут участвовать в разработке отраслевых стандартов. В отдельных отраслях членство в ассоциации является законодательно закрепленным условием получения лицензии на профессиональную деятельность. Такого рода ассоциация обычно отличается закрытостью, высокими членскими взносами, жесткими правилами приема.

Передача полномочий государства ассоциации может носить и «косвенный» характер, но от этого ее влияние не становится меньшим:

«Что греха таить, да, если [бизнесмен] хочет получить лицензию, то он должен пройти курсы, специальные наши курсы. Я должен сказать, что не только наша Ассоциация имеет такие курсы, но мы здесь имеем авторитет, наши курсы гарантируют получение лицензии»[4].

Обладание властными полномочиями рассматривается руководителями профессиональных ассоциаций как основное условие эффективности последних: «…До тех пор пока ассоциациям не передадут полномочий государства, толку и эффекта от них не будет». Основные задачи профессиональных (отраслевых) бизнес-ассоциаций — развитие своего сегмента рынка, выработка профессиональных стандартов и норм, защита отечественного производителя от экспансии иностранных конкурентов, помощь при выходе на международный рынок, лоббирование интересов членов ассоциаций во властных структурах разного уровня. Характерно, что лоббирование осуществляется главным образом с использованием социальных сетей, так же решаются и проблемы. Это косвенно указывает на отсутствие других более формализованных механизмов: «[Работаем] используя социальные сети и получая достаточно быстрый результат». Часто бизнесмены с удовлетворением отмечают: «[Власть] на предложения и инициативу реагирует адекватно», «понимают и идут навстречу». Впрочем, «взаимопонимание» удается найти далеко не всегда. К примеру, серьезная проблема для отраслевых объединений предпринимателей — распределение госзаказа:

«Никто же вообще не знает этого хитрейшего механизма, и каким образом он вообще распределяется. Вот, например, мы являемся практически крупнейшими производителями, [но] нам вообще ничего не дают! Ну, может быть, мизер. Федеральные объекты мы делаем… А в городе мы не делаем практически ничего! Это секрет, вообще, распределения этих городских заказов. Не знаем ничего!»

Среди межотраслевых ассоциаций общегородского уровня в первую очередь называют Союз промышленников и работодателей Санкт-Петербурга, Торговопромышленную палату, Союз предпринимателей. Кроме того, имеются центры поддержки малого предпринимательства при районных администрациях, образованные в 1995 году в рамках городской программы поддержки МСБ. В ряде случаев эти так называемые «Центры делового развития» создавались на основе уже действовавших организаций предпринимателей малого и среднего бизнеса и потому представляли для нас особый интерес. Среди них мы надеялись найти примеры самоорганизации, в том числе и для противодействия вымогательству чиновников.

Ассоциации и «поддерживающие структуры»

Важно различать организации, созданные самими бизнесменами (их, прежде всего, мы имеем в виду, говоря о бизнес-ассоциациях), и так называемые «поддерживающие структуры», инициированные «сверху». Последние также часто относят к бизнес-ассоциациям, поскольку и в них предполагается членство предпринимателей. Различить эти два типа объединений, ориентируясь лишь по на званию («некоммерческие партнерства», «центры делового развития», «ассоциации предприятий малого бизнеса» и т. п.), весьма трудно. Между тем перед ними стоят разные задачи, условия их существования и процветания зависят от разных факторов, предприниматели к ним относятся тоже по-разному.

Одна из задач собственно бизнес-ассоциаций — привлечь как можно больше членов. Это объяснимо с финансовой точки зрения, поскольку членские взносы составляют важный (а часто и основной) источник существования таких организаций. Погоня за новыми членами порой приобретает такие масштабы, что возникает подозрение: не является ли сбор взносов основной задачей организации[5]. Но взносы — не единственный мотив наращивания членства. Существуют государственные и муниципальные программы развития предпринимательства, через которые можно получать довольно существенную финансовую подпитку. Однако для этого организация должна быть достаточно крупной. Когда членов много, можно с полным правом заявлять о себе как о полноправном представителе «класса мелких предпринимателей».

Организации, которые могут быть отнесены к категории поддерживающих структур, также часто содержат в названии слово «ассоциация», однако от бизнес-ассоциаций отличаются существенно. Функционируют они при районных администрациях, причем их лидеры порой занимают в администрации тот или иной пост. Со статусом этих организаций часто возникает путаница (в разных ситуациях их называют то ассоциациями/объединениями предпринимателей, то поддерживающими организациями). Причины ее кроются, на наш взгляд, в истории таких структур. Изначально в программе поддержки МСБ предусматривалось создание своего рода посреднических, консультативных центров, которые, с одной стороны, информировали бы бизнесменов о выгодах, которые дает сотрудничество с администрацией, а с другой, подсказывали последней, как ей развивать и использовать малый бизнес в своем районе. Для этого предполагалось отобрать такие организации малого бизнеса, «которые созданы не при помощи органов власти», «самостоятельные абсолютно организации от предпринимателей. Их-то и надо было поддерживать и развивать, а не создавать на пустом месте». Однако после конкурса, проведенного, по выражению одного из наших информантов, «методом тыка», оказалось, что большинство организаций, возникших при районных администрациях, никакой истории не имеют, а созданы, что называется, «с нуля». И сама процедура конкурса, и его результаты вызывают, мягко выражаясь, недоумение у наших информантов.

«У них цель одна, малый бизнес им до лампочки, и социалка, и город, и Россия. До лампочки. Им нужно было израсходовать деньги. Представляете, миллион долларов лежит, как его можно израсходовать? Так, чтобы оно к рукам прилипло».

Организациям «поддерживающего типа» нет необходимости доказывать, что они полноправные представители «класса» малых предпринимателей — на эту роль их назначили сверху. Численность рассматривается как важный показатель эффективности таких организаций. Однако, ввиду отсутствия членских взносов, критерием членства часто выступает участие бизнесменов в организуемых ассоциацией мероприятиях. Погоня за членскими взносами подвергается здесь критике:

«…Но вот, на минутку, я не верю ассоциациям, которые берут членские взносы. Да, там есть, может быть, сорок членов, которые проплачивают, но наша ассоциация, у нас, как бы, Вы понимаете, у нас есть хорошие отношения с хорошими организациями, и, в принципе, мы не взваливаем на себя работу, которую... Ну, если нужно составить бизнес-план, значит, у нас есть люди, которые этим занимаются, мы им звоним, даем координаты, и, пожалуйста, заказывайте, оплачивайте. Понимаете, у нас такая помощь».

Иными словами, организации «поддерживающего типа» видят одну из своих основных задач в осуществлении посреднических функций между бизнесменами и специализированными консалтинговыми фирмами.

Главное условие успешности ассоциаций такого типа — тесная связь с властью:

«Я, как член Общественного совета при губернаторе, сижу на совещании и слышу, как Валентина Ивановна говорит: “Срочно инициировать создание малых предприятий в сфере ЖКХ!” Я себе мотаю на ус: да, это надо делать. Методично мы начинаем что-то делать, начинаем какие-то разработки. Что дальше? Мы приходим к чиновнику, который сидел на этом совещании, и я говорю: “Вы знаете, мы вот уже делаем. Давайте объединим усилия в исследованиях по этому рынку”. — “Да-а, — кричит чиновник, — супер, ура! А мы, — говорит, — целый день сидим, думаем, не знаем, какие исследования нам на этом рынке провести”».

Защита прав предпринимателей, которая неизменно фигурирует в верхних строчках списка задач любой организации «поддерживающего типа», также не мыслится иначе, как с использованием властных структур: «Мы же ставим первую задачу — защита интересов. Если ты не имеешь вход к власти, то как же ты можешь защищать интересы?»

Ассоциация как индивидуальный проект

Особый случай — это ассоциации, которые создаются, пользуясь выражением информантов, «под конкретного человека» (иногда конкретный человек создает организацию «под себя»). К данному типу можно отнести организации, которые первоначально возникли как центры поддержки предпринимателей, но впоследствии, лишившись по тем или иным причинам бюджетного финансирования, не умерли, а превратились в то, что можно назвать индивидуальным проектом руководителя ассоциации.

«Так как я не особо стеснен в финансах, все свои заработанные деньги я кидаю на Центр и на фонд… Я три года финансирую этот центр. Мои партнеры финансируют. …Опять же другие центры, которые существуют, они выживают просто, потому что они были созданы для другого. …На мое счастье я имею такую возможность позволить себе не выживать, а просто финансировать такой центр».

Следует отметить, что к такого рода индивидуальным проектам относятся большинство успешных и известных в городе ассоциаций мелких предпринимателей. Информанты оценивают их эффективность в плане помощи малому бизнесу весьма высоко, гораздо выше, чем многих финансируемых государством центров поддержки МСБ. Отношение к лидерам подобных структур в бизнес-кругах весьма положительное и даже уважительное, никто не видит плохого в том, что «…когда человек наладил свой бизнес, есть тяга к общественной работе, то он такую ассоциацию организует под себя, чтобы ему было интересно и приятно».

Бизнес-ассоциации: альтруизм или коммерческий проект

Единственный вопрос, на который руководители ассоциаций отвечали охотно как в очных, так и в телефонных интервью, — это вопрос о целях. Вероятно, потому, что всякая более конкретная информация об ассоциации обычно бывает доступна только узкому кругу посвященных. На попытку затронуть тему источников финансирования информанты реагировали болезненно: «Об этом я никогда и никому не расскажу». Определенно ассоциации не столь альтруистичны, как можно заключить из прокламируемых ими целей. По сути они представляют собой разного рода бизнес-проекты: «…Для всех это бизнес, это способ зарабатывания денег».

Ассоциации, основанные на членстве, декларируют, что взносы — основной, если не единственный, источник их доходов. Нам известны следующие типы взносов: вступительный, членский, целевой[6]. Важное направление деятельности ассоциаций — консультационные услуги, оказываемые специалистами. В последние годы возникло множество коммерческих структур, которые оказывают юридические, бухгалтерские и прочие консультационные услуги на платной основе. Бизнес-ассоциации составляют конкуренцию таким организациям, предоставляя те же услуги своим членам за меньшую цену. Впрочем, по отзывам предпринимателей, это направление деятельности бизнес-ассоциаций можно сравнить с государственным медицинским страхованием — ты можешь получить какой-то минимальный объем помощи бесплатно, однако когда возникает серьезная проблема, все равно приходится платить. Собственно, консалтинг — это первое, с чем ассоциируется у наших информантов-бизнесменов понятие «бизнес-ассоциация», тогда как «защита интересов предпринимателей» воспринимается скорее как лозунг.

В какой степени можно называть бизнес-ассоциации ячейками гражданского общества, если предприниматели рассматривают их как вид бизнеса и способ зарабатывать деньги? Сочетается ли такое зарабатывание с цивилизованным лоббированием интересов бизнеса? Тут, как многие отмечали в интервью, все зависит от личности руководителя. Индивидуальные бизнеспроекты иной раз дают бoльшую общественную отдачу, в большей степени способствуют развитию бизнес-сферы, чем структуры, созданные государством[7]:

«— Он [директор организации] помогает МСБ, но исходя из своих интересов, которые он сам устанавливает.
— Каких? И финансирует он тоже сам?
— Насколько я знаю, да. Он интересы свои связал с интересами предпринимателей. Он либо открывает свои предприятия, либо помогает за что-то. Но так и должно быть, когда интересы все сходятся. Любой центр успешен на основе личности».

Защита интересов

Все без исключения бизнес-ассоциации провозглашают защиту интересов предпринимателей главной своей задачей, однако представления о том, чтo собственно нужно защищать, у них разные. У отраслевых ассоциаций это, прежде всего, защита своего сегмента рынка; торгово-промышленная палата и объединения крупного бизнеса, в значительной степени, понимают под защитой продвижение бизнеса на международные рынки. Что касается объединений мелких предпринимателей и поддерживающих МСБ структур, то, судя по той доли, которую занимают в их деятельности консалтинговые услуги, под защитой здесь понимается повышение информированности предпринимателей и их компетентности в вопросах ведения бизнеса.

На прямой вопрос, занимается ли организация защитой предпринимателей от вымогательств чиновников, в подавляющем большинстве случаев был получен отрицательный ответ (лишь представители Союза предпринимателей отвечали утвердительно). Объясняется это, видимо, тем, что коррупция рассматривается предпринимателями как нечто, изначально присущее российской бизнес-среде, и всякая борьба здесь бесполезна. Это некие правила игры, которые задаются самим государством. Приведем высказывание на сей счет руководителя одного из успешных центров поддержки предпринимательства. Его точку зрения можно отнести к разряду радикальных, тем не менее, она в определенной степени отражает позицию многих предпринимателей, с которыми нам довелось общаться:

«Мы, предприниматели, работали и работаем в этой стране, в которой государство создало свои правила игры, поэтому можно сказать, что коррупции у нас нет. Перестаньте говорить на эту тему! Нет у нас коррупции. Мы патриоты, мы работаем в этой стране, и все знают, чтобы у тебя что-то получилось, надо дать взятку. И даем, и ничего страшного. Такие правила… Никак ассоциации и объединения не влияют на коррупцию. Это не их задача. Пусть об этом думает государство».

Отношения с властью

Складывается впечатление, что практически все бизнес-ассоциации, независимо от того, к какому из перечисленных типов они относятся, всецело зависят от благосклонности власти. Исключение составляют только единичные индивидуальные бизнес-проекты, которые могут обходиться и без государственной поддержки:

«Мне противно так делать, я не буду… Сидеть там, просить. Если позовут — да. Я самодостаточный человек, чтобы делать здесь все это».

В большинстве же случаев о равноправных, партнерских отношениях предпринимателей и бизнес-ассоциаций с государством говорить не приходится. Даже организации, объединяющие крупный бизнес, мечтают о том, чтобы их «слушали, чтобы мы действительно могли развиваться, а не стоять у двери с протянутой рукой, ждать, пока нам кинут подачку». Но если взаимодействие организаций крупного бизнеса с государством еще как-то можно назвать диалогом, то ассоциации мелкого бизнеса об этом и не помышляют. Их помыслы дальше «спонсорской поддержки», исходящей от власти, не идут.

В целом, хотя в последнее время и возникло множество бизнес-объединений, они едва ли могут рассматриваться как равноправные участники диалога бизнеса и власти — за отсутствием самого диалога. Пока что бизнес-организации служат скорее для формализации и институционализации «горизонтальных» связей между предпринимателями. Они выступают как институты доверия, консалтинговые структуры, сетевые или индивидуальные проекты. Сама по себе «горизонтальная направленность» таких ассоциаций чрезвычайно важна для российской бизнес-среды, поскольку способствует установлению порядка и стабильности в деловых отношениях.

Что же касается «вертикальных» связей, то здесь бизнес-ассоциации по сути воспроизводят иерархическую модель отношений между государством и гражданами. Деятельность таких организаций, выступающих в роли посредников между российским бизнесом и властью, направлена не на изменение делового климата через диалог, а, скорее, на оказание помощи бизнесменам, которые вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям и правилам, диктуемым государством. Все вышесказанное заставляет сделать вывод, что говорить о российских бизнес-ассоциациях как об «институтах гражданского общества», по меньшей мере, преждевременно.


[1] Исследование «Mobilizing Social Support to Fight Corruption», на материалах которого основывается данная статья, проводилось сотрудниками Центра независимых социологических исследований (СПб.) при поддержке TraCCC, Американский университет, в мае-сентябре 2004 года в Санкт-Петербурге.

[2] В интервью с первыми лицами различных ассоциаций и поддерживающих малый и средний бизнес структур (8 интервью) информанты, как правило, рассказывали не только о своей, но и о других организациях. Дополнить полученную от них информацию помог телефонный опрос около 20 руководителей различных бизнес-ассоциаций, а также членов Союза предпринимателей Санкт-Петербурга (15 человек).

[3] По данным опроса, проведенного нами в рамках исследования коррупции в сфере малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге (2003–2004), доля мелких и средних предпринимателей, являющихся членами каких-либо бизнес-ассоциаций, составила 14,5%.

[4] Здесь и далее курсивом набраны выдержки из интервью с руководителями различных бизнес- ассоциаций.

[5] Так, заместитель председателя одной из городских бизнес-ассоциаций долго не соглашалась давать интервью, выдвигая в качестве условия вступление нашего исследовательского центра в ряды членов ассоциации.

[6] По величине взносы сильно разнятся. Самые большие характерны для относительно «закрытых» ассоциаций — Ассоциации совместных предприятий и Ассоциации таможенных брокеров — членский годовой взнос у них равен $2 000 (вступительный в НАТБ — $5 000). Из крупных объединений самый демократичный взнос у Союза предпринимателей: 5 000 руб. вступительный и столько же членский.

[7] Возможна и обратная ситуация: организация, возникшая «снизу», со сменой лидера может превратиться в инструмент для зарабатывания денег конкретными людьми, полностью утратив общественную значимость.