Из выступления министра образования РФ Владимира Филиппова на IX Международных Рождественских образовательных чтениях

 

Ваше Святейшество Патриарх Московский и всея Руси,

Глубокоуважаемые участники Рождественских чтений!

…Мы видим: мир изменился. Но, отдавая должное новым реальностям быстро меняющегося мира, мы не можем не стремиться к сохранению тех его всеобщих духовно-нравственных начал, которые в душах и помыслах миллионов российских граждан связаны с Рождеством и деяниями Христа.

Убежден, что именно это устремление, эта приверженность гуманистической христианской традиции, органически объединяют нашу российскую систему образования и Православие, школу и церковь.

Наглядное свидетельство тому — год от года возрастающее благотворное воздействие на состояние просвещения России Рождественских образовательных чтений. Пользуясь случаем, хочу от лица деятелей образования выразить глубокую признательность за их организацию Предстоятелю Русской Православной Церкви, Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

…В этом году, как никогда за прошедшее десятилетие, у работников образования, у учащейся молодежи, у миллионов россиян появились твердые основания к тому, чтобы праздновать Рождество Христово с верой и надеждой на лучшее будущее.

Благодаря преодолению почти векового отчуждения религии и государства удалось установить более гармоничные взаимоотношения школы и церкви. Даже за прошедший год нашими совместными усилиями с Московской Патриархией сделано многое. Плодотворно работает Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Решаются задачи организации религиозного обучения заинтересованных в этом школьников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В стране открыты тысячи воскресных школ и вечерних классов, где стремящиеся к православной вере дети и представители юношества овладевают учениями христианства. В светских высших учебных заведениях вводятся новые направления — «Теология» и «Религиоведение», в растущем числе университетов открываются соответствующие факультеты, действующие на сбалансированной межконфессиональной основе и не ущемляющие свободы совести студентов.

Все это, на мой взгляд, неоспоримо свидетельствует о неисчерпаемом духовном потенциале русской православной культуры, о тяге к ней не только представителей старших поколений, не только верующих, но и самых широких кругов нашей молодежи. Стало быть, православные традиции могут и должны не только питать историческое сознание народа, но и во многих областях призваны направлять духовную жизнь нашего общества в будущем.

Пользуясь присутствием здесь видных деятелей Русской Православной Церкви, хочу назвать несколько направлений, где мы особенно нуждаемся в возрождении и развитии православных традиций.

Первое и, быть может, самое главное сегодня — это укрепление семьи, создание условий для более полного осуществления светским и церковным браком своих функций, и в первую очередь — в деле рождения и воспитания детей.

Масштабы и последствия демографического кризиса известны. Сейчас в российской школе учится более 20 миллионов детей, но уже через 7 лет в российской школе будет на 7 миллионов, т. е. почти на треть, меньше детей, чем сейчас. Но важно и то, что причинами демографического кризиса являются в равной степени духовное и материальное оскудение людей, особенно молодежи. Волю к необходимости соответствующей сильной государственной политики продемонстрировал Президент России В. В. Путин 8 июля в его Послании Федеральному Собранию. При условии сильной демографической политики государства (а основы такой политики разработаны) школа и церковь могут и должны переломить неблагоприятные демографические тенденции, возродить в сердцах людей жажду отцовства и материнства, любовь и жертвенность по отношению к подрастающему поколению, к детям, к своему будущему. Семья, школа, все общество, включая церковь, должны объединить свои усилия в соответствующем воспитании детей с самого раннего возраста.

Второе, о чем я не могу умолчать в своем выступлении, — это борьба с распространением среди детей и молодежи пороков и вредных привычек. Наша общая беда — проникновение в школы наркомании, а также отсутствие у юношества нравственных барьеров против половой распущенности.

…Считаю, что школа и церковь просто обязаны гораздо лучше координировать внеучебную работу среди детей, подростков и молодежи. Нам надо совместными усилиями создать такие жизнеспособные организации молодежи, которые овладеют душами представителей подрастающего поколения, помогут наладить здоровый, интересный досуг и, если угодно, оградят от зла, которое сегодня, по сути, не встречает серьезных препятствий. Надо не просто с помощью органов правопорядка или здравоохранения бороться с курением, пьянством, наркотиками среди молодежи. Задача образования и церкви — создание потребности у детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни. Здесь — наша с вами ближайшая совместная насущная задача. Наконец, считаю уместным сказать о такой православной традиции, как благотворительность. …Как мне кажется, церковь, связанные с ней общественные круги, гуманитарные организации должны усилить свое воздействие в этом отношении на наиболее состоятельных людей, которые призваны более осознанно относиться к тем обязательствам, которые накладывает на них богатство.

Я приглашаю деятелей Православной церкви, всех вас принять активное участие в создании Попечительских советов при каждой российской школе, чтобы оказать помощь нашим учителям и нашим детям.

…Как показали последние десятилетия, наше общество страдает не от дефицита знаний, энергии или сырья, а как раз от дефицита ответственности. И мне кажется, что воспитание профессиональной, гражданской, социальной, экономической ответственности — это еще одна крупная проблема, которая обязательно должна решаться в тесном сотрудничестве учреждений образования и церкви.

…Ваше Святейшество!

Уважаемые участники Рождественских чтений!

В послании Предстоятелей Православных Церквей 7 января 2000 года говорится: «особенно важным Православная Церковь считает решение критических проблем, которые занимают молодежь нашей эпохи, — от духовного воспитания, нравственности и социальной ориентации, от которой во многом зависит будущее человеческих обществ и человечества вообще.

Отказ от жизни в Боге и стремление к самоутверждению любой ценой вносят дух разложения в человеческие сообщества и в результате вызывают духовный и физический распад личностей».

Разделяя эти наставления и предостережения Православной церкви, обращенные не только к настоящему, но и к будущему, — в XXI век, я хочу особо выделить следующую мысль. А именно: сколько бы трудов не было приложено нами в ходе проводимой реформы, чтобы превратить школу в храм знаний, все эти труды не принесут столь необходимых нашему Отечеству результатов, если не удастся воздвигнуть храм знаний одновременно как Храм Духа. Отсюда и следуют, на мой взгляд, органическая общность задач школы и церкви, единство целей развития образования и идеалов Православия.

21 декабря 2001 года, Государственный Кремлевский дворец