Пределы допустимого

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда молодые люди стремятся избежать службы в армии?

Летом 2013 года ФОМ задал респондентам по телефону ряд вопросов, попросив оценить некоторые социальные практики. Набор этих практик — если абстрагироваться от гипотез, проверявшихся в рамках исследования, — может показаться случайным (а в какой-то мере действительно является таковым). Но так или иначе результаты опроса довольно красноречивы.

Как видим, уклонение от службы в армии считают допустимым менее трети россиян (30 %), тогда как отъезд на ПМЖ за границу признают приемлемым две трети (65 %). При таком соотношении мнений было бы, кстати, любопытно выяснить, как воспринимается отъезжающий за границу, если он идет на это именно с целью уклонения от армейской службы.

Распределение ответов на эти вопросы заметно варьируется в зависимости от возраста респондентов. Нетрудно догадаться, что чем моложе опрошенные, тем охотнее они признают допустимым уклонение от службы: 42 % тех, кто моложе 30 лет, и 38 % — от 30 до 45 лет, но всего 20 % — от 46 до 60 лет, и 17 % — тех, кто старше. Такая же зависимость прослеживается и в суждениях относительно допустимости отъезда за границу на ПМЖ. Причем если в младшей возрастной когорте считающих такой отъезд допустимым почти вчетверо больше, чем считающих его неприемлемым (78 и 21 %), среди граждан «первого среднего» возраста — примерно втрое (72 и 23 %), а «второго среднего» — почти вдвое (60 и 33%), то в старшей возрастной когорте первые находятся в явном меньшинстве (40 против 56 %).

Повышенную толерантность в отношении как «уклонистов», так и уезжающих проявляют обладатели высшего образования (оценивают эти практики как допустимые 38 и 72 % респондентов с вузовскими дипломами соответственно), а также — в еще большей степени — москвичи (49 и 81 %).

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда супруги разводятся, официально прекращают свой брак?

Если толерантное отношение к разводам встречается у наших сограждан примерно вдвое чаще, чем нетерпимое (а гражданские браки они воспринимают еще благосклоннее), то аборты чаще — и тоже примерно вдвое — признаются недопустимыми. Тут тоже обнаруживаются весьма существенные возрастные различия в подходах, но гораздо менее предсказуемые (и, соответственно, заслуживающие большего внимания), чем в рассмотренных выше случаях (табл. 1).

Таблица 1

данные в % от групп

 

Население в целом

18—30 лет

31—45 лет

46—60 лет

Старше 60 лет

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда супруги разводятся, официально прекращают свой брак?

Недопустимо, неприемлемо

31

30

22

33

40

Допустимо, приемлемо

64

65

72

61

54

Затрудняюсь ответить

6

5

6

5

6

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда мужчина и женщина проживают совместно, но не оформляют отношения официально?

Недопустимо, неприемлемо

29

23

18

32

47

Допустимо, приемлемо

70

76

81

67

48

Затрудняюсь ответить

2

1

1

1

5

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда женщина делает аборт?

Недопустимо, неприемлемо

62

75

58

52

60

Допустимо, приемлемо

32

20

35

40

36

Затрудняюсь ответить

6

5

7

7

5

Как видим, среди граждан «первого среднего» возраста тех, кто считает и развод, и гражданский брак приемлемыми, гораздо больше, чем среди представителей более старшей и более младшей возрастных когорт, не говоря уже о самых пожилых. Оказывается, пресловутый конфликт «отцов и детей» в столь фундаментальных вопросах семейной жизни разворачивается не между нынешней молодежью и ее «предками» (здесь позиции как раз весьма близки), а между уже не самыми юными (31—45 лет) людьми и их родителями, достигшими почтенных возрастов. Тут контраст действительно разительный. Скорее всего, он связан с различиями условий социализации этих поколений: «отцы» вошли во взрослую жизнь задолго до завершения советской эпохи — во времена, когда предписания «коммунистической морали» еще оказывали заметное влияние на ценностно-нормативную систему общества, «дети» же оканчивали школу и становились на ноги во времена перестройки и в 90-е годы, в период «крушения устоев» и радикальной индивидуализации, затронувшей и сферу нормативных представлений о семье.

Что касается отношения к абортам, то тут ситуация иная: чаще считают их неприемлемыми молодые респонденты, причем контраст между ними и всеми иными возрастными когортами весьма внушителен. Надо полагать, тут синхронно и однонаправленно действуют два очень разных фактора. С одной стороны, социализация младшего поколения приходится на период актуализации традиционных ценностей, и в этом контексте аборт предстает морально недопустимым поступком, приравниваемым к убийству. С другой — это поколение наиболее компетентно в вопросах контрацепции, и отрицательное отношение к аборту как к проявлению дикости, неприемлемой и недопустимой безответственности женщины по отношению к собственному здоровью тоже, видимо, встречается у молодежи чаще, чем у старших.

Стоит отметить — хотя удивляться тут и нечему, — что мужчины намного чаще, чем женщины, считают допустимым гражданский брак (75 и 65 % соответственно), и намного меньше — аборты (25 и 38 %). И, конечно же, москвичи демонстрируют повышенную толерантность и к разводам (78 % считают их приемлемыми, 19 % — неприемлемыми), и к гражданским бракам (76 и 20 %), и к абортам (47 и 49 % соответственно).

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда человек совершает самоубийство?

Самоубийство считают «допустимым, приемлемым» 6 % россиян (в Москве — 11 %), но что стоит за этим ответом, какие смыслы вкладывают в него респонденты — не слишком ясно. Эта более чем сенситивная тема требует, видимо, специального изучения. А к эвтаназии, как видим, больше половины опрошенных относится как к приемлемой практике, и лишь треть — как к неприемлемой. Отметим, что среди представителей старшего поколения голоса по этому вопросу разделились поровну (45 и 45 %).

Опрос показал, помимо прочего, что если люди считают приемлемой какую-либо из перечисленных социальных практик, то они сравнительно часто соглашаются признать допустимыми и иные. И наоборот (табл. 2)

Таблица 2

данные в % от групп

 

Население в целом

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда супруги разводятся, официально прекращают свой брак?

недопустимо, неприемлемо

допустимо, приемлемо

31

64

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда молодые люди стремятся избежать службы в армии?

Недопустимо, неприемлемо

66

79

59

Допустимо, приемлемо

30

20

36

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда граждане России уезжают на постоянное место

жительства за границу?

Недопустимо, неприемлемо

31

53

19

Допустимо, приемлемо

65

42

78

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда мужчина и женщина проживают совместно, но не оформляют отношения официально?

Недопустимо, неприемлемо

29

50

18

Допустимо, приемлемо

70

48

81

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда женщина делает аборт?

Недопустимо, неприемлемо

62

77

55

Допустимо, приемлемо

32

17

40

На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо, когда неизлечимо больной человек, испытывающий невыносимые страдания, добровольно уходит из жизни при содействии врачей?

Недопустимо, неприемлемо

34

50

28

Допустимо, приемлемо

54

38

62

 

Причем, как видим, эта зависимость распространяется не только на позиции по вопросам, расположенным в одной и той же проблемной плоскости. Разумеется, было бы странным, если бы люди, толерантно относящиеся к разводам, не демонстрировали повышенной толерантности и применительно к гражданским бракам, а также к абортам: тут содержательная взаимосвязь суждений более или менее очевидна. Но люди, считающие недопустимым расторжение брака, гораздо чаще, чем их оппоненты, признают неприемлемыми и попытки уклониться от армейской службы (79 против 59 %), и отъезд на ПМЖ за границу (53 против 19 %), и эвтаназию (50 и 28 %). Иначе говоря, на взгляды граждан относительно допустимости той или иной спорной социальной практики влияет помимо их воззрений относительно этой конкретной практики и некая более общая установка. Одни склонны санкционировать свободный выбор индивида — и этот фактор так или иначе влияет на их суждения о любых практиках, другие, напротив, предпочитают незыблемость традиционного морального порядка — и это тоже сказывается на их мнениях по всем вопросам.

Общероссийский телефонный опрос 22—23 июня 2013 г., 1000респондентов

© Фонд «Общественное мнение»