Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Дорогие читатели!
Журнал «Отечественные записки» возобновляется после трехлетнего перерыва. Перерыв этот был обусловлен, казалось бы, случайным обстоятельством — ударил экономический кризис 2008 года. И все же приостановление журнала сегодня видится почти закономерным. В начале 2009 года общественная жизнь почти вовсе прекратила свое течение, и интерес к основательной аналитике у неспециалиста — «образованного горожанина», как называли мы между собой читателя журнала, — явно поугас.
И вот по прошествии трех лет случилось удивительное совпадение: летом 2011 года у бессменного попечителя и издателя журнала Вячеслава Аминова возникла идея возобновить «Отечественные записки», и пока шли организационные приготовления — общественная сцена неожиданно радикально обновилась. На нее вдруг вышло новое действующее лицо — тот самый образованный горожанин собственной внепартийной персоной. Так что журнал возвращается в публичное пространство очень вовремя. Возвращается — с прежними задачами и целями, но на новых организационных основаниях. Теперь издание будет выходить под патронажем Высшей школы экономики, а также специально для того созданного Фонда «Отечественные записки», призванного содействовать формированию в России современной экспертной среды. В состав попечителей Фонда вошли Вячеслав Аминов, Александр Клячин, Симон Кордонский, Ярослав Кузьминов, Александр Ослон, Вадим Радаев.
В первом номере возобновленного журнала мы предпринимаем новое «хождение в народ». Собственно задачу эту сформулировал еще Александр Герцен в 1861 году на пике тогдашней активизации «образованного общества». По поводу исключения из университетов студентов — участников протестов под либеральными лозунгами он писал в «Колоколе»: «Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку? Прислушайтесь, благо тьма не мешает слушать: со всех концов огромной родины нашей — с Дона и Урала, с Волги и Днепра — растет стон, поднимается ропот; это начальный рев морской волны, которая закипает, чреватая бурями после страшно утомительного штиля. В народ! К народу! — вот ваше место, изгнанники науки». Но что такое народ? Во времена Герцена ответить на этот вопрос в общем не составляло труда — столь глубока была пропасть, отделявшая образованное сословие от массы неграмотных и забитых крестьян. Сегодня же вопрос представляется отнюдь не простым, причем не только на экспертном, но даже и на бытовом уровне. Между тем без ответа на него одно из главных положений нашей конституции — «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» — остается малозначащим набором слов.
Мы предприняли посильную попытку обрести хоть какую-то почву под ногами, для чего перво-наперво произвели ревизию наличного понятийного аппарата. Археологические раскопки мощного культурного слоя смыслов, вкладывавшихся на протяжении последних двух веков в слова народ и нация, дали неожиданный результат: стало очевидным, что в сегодняшних самых, казалось бы, постмодернистских дебатах вокруг этих понятий присутствуют вполне архаические мотивы. Более того, столь удобное для использования на митингах понятие «народ», за которым априори стоит целый набор добродетелей, оказывается совершенно непригодным, когда дело доходит до позитивного анализа. Поскольку оно несет в себе непреодолимый соблазн видеть в народе политическое и идеологическое целое, нечто нерасчленимое, чуть ли не живой организм, «коллективную личность», от которой не только можно, но и следует ожидать единомыслия. Меж тем позитивно-научный анализ, напротив, предполагает проникновение во внутреннюю структуру исследуемого объекта. При попытке выявить такую структуру обнаруживается несколько наиболее существенных координатных осей. Материалы этого выпуска естественным образом привязаны к двум важнейшим. Во-первых, оси социальной, на которой «народ» предстает как сложная совокупность классов, каст, корпораций и сословий. Во-вторых, этнокультурной. Здесь целое членится в соответствии с национальной идентичностью, разной в разные исторические моменты и в разных группах.
Мы не могли не попытаться ответить на вопрос, как может быть осуществлена трансформация чрезвычайно пестрого российского «населения» в «политический народ», каждый представитель которого считал бы себя обязанным участвовать в общем деле — организации общественной жизни, нести за это дело ответственность (в античной Греции для уклоняющихся от такой обязанности было специальное название — «идиоты»).
Редакция с самого начала понимала, что даже в многостраничном томе ей не удастся сколько-нибудь полно раскрыть тему «народ», так что этот номер следует рассматривать скорее как приглашение к разговору, который мы готовы продолжить в следующих выпусках.
Браться за анализ понятий, казалось бы, очевидных, анализа не требующих, мы предполагаем и дальше — в ближайших планах тома «Коррупция» и «Безопасность». Без такого анализа невозможен синтез — самый пока дефицитный товар в России.
При обилии исследователей, в стране так пока и не сформировалось экспертное сообщество, и журнал продолжит всеми силами способствовать этому процессу. Поиск и привлечение на нашу площадку людей, для которых смысл жизни — интеллектуальный поиск, остается главной задачей «Отечественных записок». В том же русле будет меняться сайт журнала, до сего времени представлявший собой простой архив. Мы планируем превратить его в динамичный портал, где будет царствовать добросовестное знание.
Дорогие читатели! Мы постараемся быть нужными вам. Каждому в отдельности и тому целому, что вы образуете, то есть народу.
До новых встреч.