Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Модель социальной структуры России можно представить в виде совокупности сословий, обслуживающих и обеспечивающих деятельность других сословий. В работе, помещенной в этом же номере журнала, мы создали и описали такую модель в виде табличной структуры[1].
Однако табличное (матричное) представление социальной структуры нехарактерно ни для ее исследователей, ни для обывателей. Обычно социальная структура представляется как пирамидальная иерархия, в которой есть группы, принадлежащие к социальному верху, и группы, относимые к социальному низу.
При описании социальной структуры классовых обществ доминирует представление об иерархии классов (стратификация по уровню потребления), в которой есть высший, средний и низший классы. При описании традиционных обществ, где преобладает сословное мироустройство, выделяются высшие группы, такие как аристократы, и низшие, например, такие как крестьяне.
Граждане каждого государства имеют свои представления о сложившемся у них социальном порядке. Имея весьма смутные представления о социальной структуре в целом и затрудняясь определить свое собственное социальное положение, тем не менее, они «знают», какие группы находятся на вершине социальной пирамиды, а какие — в ее основании, внизу.
Моделирование мифологем социальной иерархии позволяет вычленить в общем виде дуальные образы социальной организации государства и общества, которые люди используют для объяснения того, что они сами наблюдают, или того, что им преподносят СМИ. В зависимости от ситуации они склонны объяснять наблюдаемые феномены в формулировках «власть принадлежит бандитам», или «власть принадлежит ментам», или «власть принадлежит аферистам». Или — «во всем виноваты те, кто находится на вершине властной пирамиды, — премьер и президент». Создание моделей мифологем позволяет выявить неявные следствия той или иной актуальной позиции.
Различные представления о социальной структуре не являются взаимоисключающими, они скорее ситуативны и дополняют друг друга. Эти представления могут направлять и структурировать поведение, в том числе и протестное. В частности, в документах политических партий, претендующих на власть, в неявной форме отражены мифологизированные представления о социальной структуре, о том, какие социальные группы «угнетены», а какие «жируют». Моделирование таких представлений по-своему интересно.
Таблица, демонстрирующая модель социальной структуры России как систему отношений между социальными группами, легко трансформируется в представления о разного рода социальных иерархиях. Это позволяет проанализировать существующие мифы об устройстве социального мира, о том, какие группы «главные» и находятся на вершине социальной пирамиды, а какие — в подчиненном положении, в ее основании.
В таблице 1 показан вариант трансформации матричной социальной структуры в мифологическую иерархию социальных групп. Эта схема является версией основной таблицы, при которой угловой (верхний левый) элемент таблицы превращается в вершину пирамиды, а другие элементы субординируются с ним, образуя уровни мифологической иерархии. Вершиной властной пирамиды таким образом становятся члены властных сословий, обеспечивающие и персонифицирующие саму власть, так называемые первые лица. Внизу, в основании пирамиды, находятся профессиональные преступники и маргиналы.
С верхней группой «первых лиц» в этом варианте иерархической структуры субординирован «народ», получающий зарплату, пенсии и пособия за обслуживание власти и народа. Совместно с членами служивых сословий, которые этот «народ» обеспечивают, получая за это жалованье, премии и выплаты, он составляет второй уровень иерархии.
Третий уровень иерархии составляют разного рода предприниматели и та часть «народа», которая обслуживает предпринимателей, а также члены властных сословий, обеспечивающие предпринимательство.
Четвертый уровень этого представления о социальной структуре образуют разного рода маргинализованные и криминализованные группы, в том числе и та часть властных сословий, которые обеспечивают контроль за маргиналами и криминалитетом, получая за это жалованье, и пр.
Именно в рамках подобного мифологизированного представления о социальной структуре вызревают концепции «борьбы с коррупцией и криминалом во имя блага народа и процветания честного предпринимательства». Оборотной стороной такого представления являются, в частности, репрессии против «оборотней в погонах», то есть членов служивых сословий, получающих жалованье за контроль над внесословными, судимыми и пр. (клетка в правом нижнем углу табл. 1) и «аферистов-жучков-посредников», то есть маргиналов и криминалитета, получающих доход от обслуживания власти (клетка в левом нижнем углу табл. 1).
Таблица 2 демонстрирует иную социальную структуру, основанную на мифологическом представлении о том, что на вершине социальной пирамиды находятся профессиональные преступники и маргиналы. Это представление альтернативно тому, что задано таблицей 1, так как высшие и низшие группы в них меняются местами.
Высшей социальной группой в этом представлении являются профессиональные преступники, авторитеты и законники. Им субординированы группы криминализованных предпринимателей, профессиональных предпринимателей, маргиналы и преступники, обслуживающие предпринимателей. Третий уровень иерархии составляют разные группы «народа» и те маргиналы и преступники, которые с народом ассоциированы. Наконец, четвертый уровень иерархии составляют разные группы служивых сословий, обеспечивающих маргиналов, часть «народа» и предпринимателей, занятых обслуживанием власти, а также маргиналы и преступники, обслуживающие власть.
В рамках такой мифологии реальная власть принадлежит профессиональным преступникам и членам разного рода преступных (в том числе этнических) сообществ. Именно они «обеспечивают порядок» в обществе, борясь с «ментами» (членами служивых сословий, получающих жалованье за контроль над маргиналами и криминалитетом — клетка в левом нижнем углу табл. 2) и разного рода аферистами и посредниками, обслуживающими власть (клетка в правом нижнем углу табл. 2).
Еще одно возможное представление социальной структуры можно назвать «ментовским», так как в его мифологии высшей социальной группой являются те члены властных сословий, которые контролируют маргиналов и криминалитет.
В таблице 3 показано, как будет структурировано общество, где высшей социальной группой считаются (теми, кто это представление разделяет) члены служивых сословий, контролирующие маргиналов и криминалитет. Им субординированы члены служивых сословий, обеспечивающие предпринимательство, часть «народа», который обслуживает предпринимательство, и его другая часть, «народ», имеющий доход от обслуживания маргиналов и криминалитета.
Третий уровень этой мифологической иерархии составляет часть «народа, обеспечивающая «народ»; члены служивых сословий и предприниматели, обеспечивающие «народ»; предприниматели, имеющие доход от обслуживания предпринимателей; предприниматели, живущие с дохода от обслуживания маргиналов и криминалитета.
И четвертый, низший, уровень такого представления социальной структуры составляют члены властных сословий, получающие жалованье за обеспечение власти; «народ», получающий зарплаты, пособия и пенсии в силу своей причастности к власти; предприниматели, имеющие доход от обслуживания власти; маргиналы и криминалитет, связанные с властью; маргиналы и криминалитет, имеющие доход от обслуживания предпринимателей, и профессиональные маргиналы и преступники, имеющие доход от обслуживания других маргиналов и криминалитета.
Эта мифология, основанная на образе «честного мента — чекиста» (верхняя клетка пирамиды в табл. 3), противостоящего «врагам народа — профессиональным маргиналам и преступникам» (крайняя правая клетка внизу табл. 3) и «проворовавшейся власти» (левая клетка внизу табл. 3), иногда становится элементом государственной политики. К примеру, так произошло в России в начале 2000-х годов.
Еще один мифологический образ социальной иерархии основан на представлении о том, что на вершине социальной пирамиды находятся представители маргиналов и криминалитета, которые имеют доходы от обслуживания власти (отмывая, например, денежную компоненту властной ренты). Такое представление социальной иерархии альтернативно «ментовскому», рассмотренному выше. Таблица 4 демонстрирует структуру такого представления о социальном мире.
Второй уровень этой мифологической конструкции составляют предприниматели, получающие доход от обслуживания власти; предприниматели, имеющие доход от обслуживания «народа», и маргиналы и криминалитет, имеющие доход от обслуживания «народа».
На третьем уровне такого представления социальной пирамиды находится та часть «народа», которая получает зарплату, пенсии и пособия в силу причастности к власти; собственно «народ», живущий на зарплату, пенсии и пособия; «народ», получающий зарплату за обслуживание предпринимателей; предприниматели, имеющие доход от обслуживания предпринимательства; маргиналы и преступники, имеющие доход от обслуживания предпринимательства.
На четвертом, низшем, уровне этого представления о социальной иерархии находятся члены властных сословий, имеющие доход от обеспечения самой власти; члены служивых сословий, получающие жалованье за обеспечение «народа»; члены служивых сословий, получающие жалованье за обеспечение предпринимателей; члены служивых сословий, получающие жалованье за обеспечение контроля над маргиналами и криминалитетом; предприниматели, имеющие доход от обслуживания маргиналов и преступников, и представители криминалитета, имеющие доход от обслуживания маргиналов и криминалитета.
Описанными представлениями спектр мифологий не исчерпывается. Если изменить порядок уровней в иерархии основной модельной таблицы, выведя на первый уровень строку и столбец «купеческий», то получится структура, совпадающая (поэлементно) с этой таблицей, но допускающая уже иные мифологические интерпретации.
Исходя из этой таблицы можно смоделировать структуру социальной мифологии, основанную на доминировании предпринимательства (табл. 6). В этой социальной мифологии предприниматели, занимающиеся обслуживанием предпринимательства (таким как финансовый оборот), представляются главной социальной группой. С ней субординирована часть «народа», который бизнес обслуживает, собственно «народ» и та часть предпринимателей, которые обслуживают власть.
На третьем уровне такой иерархии находятся члены служивых сословий, получающие жалованье за обеспечение предпринимателей; за обеспечение «народа»; собственно властные; а также «народ» и предприниматели, обслуживающие власть.
На четвертом, нижнем, уровне социальной иерархии находятся маргиналы, криминалитет и те группы «народа», предпринимателей, которые криминалитет обслуживают, а также те властные группы, которые криминалитет обеспечивают.
Точно так же, как и в случае предыдущих моделей, на основании этой модифицированной базовой таблицы можно выстраивать вероятные мифологические картины социальной структуры, основанные на представлениях о социальной пирамиде.
* Работа осуществлена при финансовой поддержке Фонда социальных исследований «Хамовники».