Изслѣдованiя о народахъ приамурской страны, начавшiяся преимущественно въ послѣднее время, не могли еще удовлетворительно опредѣлить всѣ отдѣльныя племена береговыхъ жителей Амура, различающихся, вѣроятно, не только нравами, языкомъ и обычаями, зависящими отъ влiянiя большихъ сосѣднихъ народовъ, но и физическими свойствами. Болѣе подробныя свѣдѣнiя собраны о тунгузскихъ племенахъ, населяющихъ берега Амура отъ Аргуни до жилищъ гиляковъ и о самихъ гилякахъ.

Тунгузскiя племена, обитающiя пространство (около 650 верстъ), между соединенiемъ Шилки и Аргуни до устья Кумара, извѣстны у русскихъ подъ названiемъ «орочонъ и манегровъ». Орочоны занимаютъ пространство отъ Аргуни внизъ почти на 200 верстъ и различаются главнѣйшимъ образомъ отъ манегровъ, находимыхъ здѣсь до устья Кумара, на полосѣ болѣе 400 верстъ, тѣмъ, что употребляютъ для ѣзды оленей, манегры же лошадей. Вообще же манегры, вслѣдствiе влiянiя Китая на ихъ нравы и обычаи, болѣе отличаются отъ тунгусовъ, живущихъ при рѣкѣ Ленѣ, нежели орочоны, которые, часто кочуя вблизи своихъ родственныхъ племен, съ которыми находятся въ близкихъ сношенiяхъ, сохраняютъ свою народность.

Орочоны и манегры не отличаются физическою красотою; большею частью они маленькаго роста и очень-худощавы: руки и ноги ихъ тонки, что особенно, при выдающемся у дѣтей животѣ, производитъ непрiятное впечатлѣнiе. Плоское лицо, на которомъ нерѣдко возвышается острый большой носъ, широкiя щеки, большой ротъ съ тонкими губами и маленькiе черные или карiе, нѣсколько-заспанные глаза съ рѣдкими рѣсницами, волосы черные и гладкiе характеризуютъ типъ этого племени.

<…>

Орочоны и манегры имѣютъ постоянныя осѣдлыя жилища, въ которыхъ, впрочемъ, рѣдко остаются долгое время, но большею частью они кочуютъ на недалекомъ отъ нихъ разстоянiи. Лѣтомъ они занимаются рыбною ловлею, держась береговъ Амура и его притоковъ. Зимою часто удаляются они назадъ въ лѣса и преимущественно занимаются охотою, на которой проводятъ иногда долгое время.

Жилища ихъ, сообразно роду жизни, представляютъ обыкновенныя, наскоро-построенныя конусообразныя юрты изъ 20-ти деревянныхъ жердей, или стоекъ, обложенныхъ снаружи особо-приготовляемою берестою и поверхъ ея сшитыми кусками оленьей или лосиной кожи. Покрышка крѣпко держится наложенными сверху жердями, или обвивается веревками изъ конскаго волоса. При оставленiи прежняго становища, бересту свертываютъ въ трубки и уносятъ съ собою, остовъ юрты бросается, такъ-какъ набрать новыхъ стоекъ не составляетъ большаго труда.

Внутри юрты, подъ самою ея вершиною находится земляной очагъ, гдѣ разводятъ огонь. По стѣнамъ юрты установлены кругомъ скамейки, служащiя ночью постелями. Для гостей устроено, противъ входа, въ задней части юрты, особое мѣсто, на которое женщины не должны вступать; затѣмъ направо и налѣво мѣста, назначенныя для мужчинъ и женщинъ.

Каждый гость приглашается хозяиномъ тотчасъ сѣсть; тогда ему подаютъ трубку, которую гость, покуривъ, передаетъ сосѣду, что также дѣлается и прочими до-тѣхъ-поръ, пока труба не погаснетъ.

Въ каждой юртѣ находится одна или нѣсколько колыбелей «умко», замѣчательнаго устройства. Люльку образуютъ два связанные листа древесной коры, или двѣ коробки, вдѣланныя концами одна въ другую и соединенныя деревяннымъ гвоздемъ, такимъ образомъ, что образуютъ тупой уголъ. Дно состоитъ изъ мѣха, кожи или коры; четыре крѣпкiя веревки, идущiя отъ средины каждаго верхняго края и отъ точекъ соединенiя обоихъ шестовъ, привязаны къ жердямъ юрты и держатъ люльку на воздухѣ. Чрез удлиненiе и укорачиванiе этихъ веревокъ, обѣ половинки колыбели принимаютъ болѣе или менѣе наклонное положенiе, и такимъ образомъ ребенокъ, по волѣ родителей, или сидитъ, или лежитъ. Эти колыбели убираются весьма-нарядно по краямъ и съ наружной стороны китайскими монетами, мѣдными пластинками и т.п.

Кромѣ этого, они имѣютъ музыкальные инструменты, изъ которыхъ «камузи» и «уреуэсъ» чаще встрѣчаются. Первый нѣчто въ родѣ духовой гармоники, употребляемой у насъ въ народѣ, второй представляетъ незначительно-загнутый рогъ, состоящiй изъ двухъ связанныхъ лыками половинокъ.

<...>

Орочоны и манегры, какъ и другiе кочевые народы, находятся еще на низкой степени умственнаго развитiя. Изъ послѣднихъ, впрочемъ, встрѣчаются нѣкоторые умѣющiе читать и писать на маньчжурскомъ языкѣ; для письма они употребляютъ кисть, обмакнутую въ тушь. Идолы видны у нихъ рѣдко; ихъ представляютъ уродливо-выдѣленныя изъ дерева лица, съ навѣшенными, въ родѣ бороды, клочками мѣха; но болѣе встрѣчаются висящiя сзади юртъ, на связанныхъ трехъ жердяхъ, небольшiе свертки бересты, изображающiе тоже божества. Жертвы богамъ приносятся рыбою и мясомъ. Религiозные обряды совершаются шаманами, которые вмѣстѣ съ тѣмъ жрецы, гадатели и врачи. Талисманами, или амулетами признаются, кажется, когти разныхъ звѣрей. Больные мѣста лечатся обыкновенно ихъ изображенiями, сдѣланными изъ дерева, такъ-что страдающiе грудью, носятъ на шеѣ кусочекъ дерева наподобiе сердца и проч. У орочонъ и манегровъ мужчины пользуются безграничнымъ произволомъ, между-тѣмъ, какъ женщины рабски стѣснены во всѣхъ своихъ дѣйствiяхъ, несмотря на то, что безъ нихъ мужчины, кажется, были бы лишены иногда возможности существованiя. Манегры и орочоны женятся нерѣдко весьма-рано, имѣютъ, кажется, одну жену, которая находится у нихъ въ качествѣ работницы. Случается, что старики берутъ молодыхъ женъ, собственно длятого, чтобъ тѣ кормили ихъ. Умершихъ зарываютъ въ землю по близости юртъ и надъ могилами дѣлаются навѣсы, или строятся маленькiе, низенькiе четырехугольные домики. Между орочонами, кочующими вблизи русскихъ пограничныхъ владѣнiй, встрѣчаются иногда крещеные въ православную вѣру; несмотря на то, они одинаково съ некрещенными преданы шаманству и считаютъ крещенiе одною формальностью, и только въ присутствiи русскихъ исполняютъ обряды православной церкви. Свѣдѣнiй касательно ихъ исторiи у нихъ, кажется, совершенно нѣтъ; существующiя же преданiя темны и объясненiе ихъ едва-ли возможно.

«Отечественныя записки», 1858, № 6, с. 54–59