Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
С кем и в какие военные конфликты может быть вовлечена страна, какого рода кризисы ее ожидают? — без ответа на эти вопросы нельзя строить оборонную политику. Мировые державы, и не только они, тратят значительные силы и средства на исследования в области военного прогнозирования. Учитывая, что Америка сегодня бесспорно самое мощное государство планеты, взгляд на войны будущего ее руководства представляет наибольший интерес.
В своем анализе американские прогнозисты исходят из того, что в ближайшей перспективе равного по силе противника у США не появится. Стратегическая обстановка при этом, в связи с разного рода асимметричными вызовами, ростом экономической и военной мощи стран третьего мира и т. п., будет оставаться сложной.
На рис. 1 представлен американский подход к прогнозу возможных военных конфликтов в период до 2025 года. Вероятность развязывания всеобщей войны, ядерной и обычной, оценивается в США как ничтожно малая. Участвовать стране придется скорее всего в региональных и локальных войнах.
Широко использовать вооруженные силы (ВС) Америка будет и для проведения операций в условиях отсутствия войны. К таковым, в частности, можно отнести миротворческие и контртеррористические операции, а также оказание помощи в ликвидации последствий разного рода стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Эксперты отмечают, что уже сегодня ход вооруженного конфликта определяет тот его участник, который лучше другого подготовлен в плане использования передовых технологий.
В соответствии с этим в США возможных противников подразделяют на следующие основные категории:
1. Державы и военно-политические блоки, ВС которых способны в полном объеме реализовать передовые военные научно-технические достижения.
2. Государства, ВС которых способны частично реализовать передовой военный научно-технический потенциал.
3. Страны, обладающие ядерным оружием сдерживания (устрашения).
4. Неядерные страны с незначительным военным потенциалом.
5. Негосударственные образования, ставящие перед собой ограниченные военно-политические цели и обладающие определенными возможностями для их достижения.
При этом США исходят из того, что только они обладают военной мощью, позволяющей вести любую из возможных войн: ядерную и обычную, всеобщую и ограниченную. Важно отметить, что сегодня, как правило, результат военной операции оценивается не размером причиненного противнику ущерба, не числом выигранных сражений и не площадью захваченных территорий, а тем, достигнуты ее политико-экономические цели или нет.
Крупномасштабные региональные войны
Вероятность развязывания всеобщей войны[1] американцы, как уже говорилось, считают крайне незначительной. В перспективе наиболее вероятной, по их представлениям, крупной обычной войной станет крупномасштабная война на театре военных действий (ТВД)[2] (крупномасштабная региональная война).
Вплоть до начала 90-х годов прошлого века американские специалисты считали, что победоносная война должна состоять из трех этапов: срыв наступления противника, его изматывание при одновременном наращивании сил и, наконец, решительное контрнаступление. На первых двух допускалась сдача значительной территории с целью выигрыша времени для создания мощной группировки, способной перейти в решительное контрнаступление. Его начало — переломный мо мент военной кампании. Фактор времени при этом не рассматривался как определяющий, допускалось также, что интенсивность боевых действий может сохраняться примерно постоянной на всем протяжении войны.
Сегодня подход руководства США к ведению военной кампании принципиально иной. Так как противник может компенсировать свою военную слабость асимметричными действиями (применением оружия массового поражения (ОМП), развязыванием информационной войны, втягиванием войск США в боевые действия в городе, организацией террористических актов и т. п.), фактор времени становится определяющим — стратегическая инициатива должна быть перехвачена максимально быстро.
В соответствии с таким подходом (см. рис. 2) начальный этап срыва наступления теперь рассматривается как решающая фаза конфликта, в ходе которой должен быть обеспечен немедленный перелом в войне. Противник сразу же получает «решительный отпор», что не позволяет ему полностью реализовать свои боевые возможности. Это достигается за счет своевременного, непрерывного и массированного применения воздушных и космических сил.
Когда противник в значительной степени утратил инициативу и свободу действий, можно приступать к поиску путей разрешения конфликта. Предполагается, что в большинстве случаев политические цели будут достигнуты уже на этом этапе. В противном случае, как и в «традиционном» варианте, военные действия переходят в фазу наращивания сил и последующее контрнаступление.
Локальные войны
Готовясь к крупномасштабным конфликтам, США все же исходят из того, что свои вооруженные силы им в первую очередь придется применять в различных локальных войнах[3] и конфликтах меньшего масштаба[4].
Действия американских ВС в них, по всей видимости, будут носить в основном карательный, демонстративный характер. Отличительная черта таких конфликтов — ограниченность применяемых сил и средств, а также отсутствие прямого физического контакта воюющих сторон.
Необходимо отметить, что военно-политическое руководство США не исключает применения в ходе боевых действий и ядерного оружия, если под угрозу будут поставлены жизненно важные интересы государства[5].
Американские эксперты отмечают, что в ближайшем будущем будет сохраняться тенденция к повышению «ядерного порога» в возможных крупномасштабных войнах и снижению его в конфликтах меньшего масштаба. Ограниченно «профилактически» ядерное оружие может применяться в отдельных военных акциях по предотвращению распространения ОМП и средств его доставки, а также для ударов по объектам международных террористических организаций.
Боевые действия в условиях отсутствия войны
Контроль за обстановкой в зонах своих интересов США все чаще осуществляют, руководствуясь «стратегией непрямых действий».
В ее рамках разработана технология управления кризисами, которая, в частности, предусматривает проведение небоевых и боевых операций в так наз. «условиях отсутствия войны»[6].
Цель таких операций — «предотвращение войны, разрешение конфликта на самой ранней его стадии, поддержка гражданских властей в деле преодоления внутригосударственного кризиса»[7].
К их осуществлению могут одновременно привлекаться все виды вооруженных сил, в т. ч. и группировки войск, создаваемые на многонациональной основе.
Согласно американским прогнозам, ВС США все чаще будут привлекаться для проведения миротворческих операций[8]. Они подразделяются на операции по поддержанию мира, принуждению к миру, его установлению и строительству.
Реформы для завоевания абсолютного превосходства
Американские политики исходят из того, что основой миропорядка в XXI веке должно стать абсолютное военное превосходство США. В соответствии с этой установкой, Пентагон приступил к всестороннему реформированию вооруженных сил. Их боевая мощь в ближайшие годы должна многократно возрасти за счет использования революционных технологий и новых способов организации боевых действий, основанных на теснейшем взаимодействии всех имеющихся сил и средств. Подчеркивается, что «характер боевых действий по-настоящему будет революционизирован только тогда, когда каждый американский военнослужащий сможет самостоятельно обнаруживать и отслеживать объекты противника, используя данные воздушной и космической разведки»[9].
Реформаторы опираются на обширную и глубоко продуманную нормативную базу, разработанную на основе принятой в 2002 году «Стратегии национальной безопасности США». В ней подводится теоретический фундамент под новый внешнеполитический курс, предполагающий силовое доминирование и готовность действовать в одностороннем порядке. Иными словами, традиционную стратегию сдерживания, которая определяла политику США на протяжении десятилетий, сменила стратегия упреждающих силовых действий.
Стратегия национальной безопасности послужила основой для разработки двух других концептуальных документов — «Стратегии национальной обороны США» и «Национальной военной стратегии США».
«Стратегия национальной обороны США» была подписана министром обороны Дональдом Рамсфельдом 1 марта 2005 года. В ней сформулированы четыре стратегические задачи ВС:
— защита территории страны от прямого нападения потенциального противника;
— обеспечение максимальной свободы действий американских ВС в глобальном масштабе;
— укрепление военно-политических альянсов и связей с союзниками в целях оперативного совместного реагирования на возникающие угрозы;
— формирование «благоприятной международной среды» в интересах всеобщей безопасности.
«Стратегия национальной обороны» предполагает, что вооруженные силы одновременно с обеспечением надежной обороны территории страны должны быть готовы к сдерживанию противника в четырех регионах планеты, ведению двух крупных военных кампаний (одна из них должна завершиться молниеносно), а также нескольких менее масштабных.
Большое место в «Стратегии» уделено взаимодействию США с союзниками и партнерами в рамках глобальной контртеррористической кампании. В документе подчеркивается, что необходимо не только прийти к единому пониманию характера угроз, но и определить, с помощью каких сил и средств они могут быть нейтрализованы. С этой целью США недавно предложили своим союзникам принять участие в подготовке одного из важнейших документов в сфере военного строительства — «Всестороннего обзора состояния и перспектив развития ВС США»[10].
Параллельно со «Стратегией национальной обороны» разрабатывалась новая «Национальная военная стратегия США». В этом документе, датированном апрелем 2004 года, определено направление развития вооруженных сил страны на ближайшую и среднесрочную перспективу, описаны способы применения ВС в зависимости от военно-стратегической обстановки, силы и средства, необходимые для достижения превосходства над противником в военных операциях XXI века.
Авторы «Национальной военной стратегии» особо подчеркивают, что такое превосходство должно достигаться за счет создания необходимых условий, а не за счет подавляющего перевеса в численности сил и средств.
В связи с этим признано необходимым преобразовать ВС в единые сетецентричные[11], распределенные силы, для чего следует прежде всего устранить административные барьеры, разделяющие виды вооруженных сил.
Повышение уровня взаимодействия может быть достигнуто, считает американское военное руководство, прежде всего за счет совершенствования системы сбора, обработки и распределения информации. Благодаря этому существенно повысится качество и оперативность принятия решений и, следовательно, и эффективность действий в границах сложного и многоуровневого боевого пространства.
Пентагон уже приступил к развертыванию глобальной информационной сети— ГИС, которая будет обслуживать и политическую элиту, отвечающую за оборону, и командный и личный состав ВС.
В соответствии с «Национальной военной стратегией» вооруженные силы в перспективе должны удовлетворять следующим требованиям:
— полная интеграция не только отдельных образцов вооружений и военной техники, но и всех разнотипных формирований в единую систему;
— экспедиционность (ВС США должны обладать способностью быстро развертывать свои группировки в любом регионе мира без опоры на заранее созданную там инфраструктуру);
— сетецентричность;
— централизация планирования операций и децентрализация исполнения решений войсками, т. е. способность низших эшелонов самостоятельно вести боевые действия на основе единого замысла операции; — адаптивность, т. е. способность группировок быстро приспосабливаться к любому развитию событий; — способность на основе более точной и полной, чем у противника, информации принимать правильные решения и реализовывать их со скоростью, тому недоступной; — высокая поражающая мощь.
Выполнить эти требования можно только путем а) коренной модернизации системы управления, связи, компьютерного обеспечения, разведки, обеспечивающих войска единой картиной оперативной обстановки; б) обеспечения быстрого и надежного целеуказания в звене «система обнаружения — система поражения»; в) предоставления доступа к базам данных и другим ресурсам, необходимым для применения сетецентричных систем оружия.
Реформа военного строительства предусматривает также сокращение циклов разработки и поставки в войска новых образцов и систем оружия[12]. Радикально меняется и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Речь идет уже о том, чтобы военную технику и вооружение разрабатывать под способы действий, а не наоборот.
Особо необходимо отметить, что в США при реформировании вооруженных сил обязательным требованием является экспериментальная проверка новых концепций, образцов вооружения и военной техники, способов боевых действий и вариантов организационно-штатных структур воинских формирований. Она осуществляется в ходе разного рода учений, а также компьютерного моделирования.
Передовое присутствие
Реформа военного строительства не могла не затронуть и вопросы, связанные с передовым присутствием ВС США.
В данный момент большинство американских баз размещено в Западной Европе и Восточной Азии. Меж тем в последние годы источники угроз интересам страны возникли в регионах, где США не имеют постоянного военного присутствия.
Обновленная сеть военных баз и объектов США будет иметь трехэшелонное построение.
Первый эшелон — крупные военные базы с развитой инфраструктурой, наиболее удаленные от источников угроз (расположенные на территории США или их надежных союзников: Великобритании, Германии, Испании, Италии, Японии). На этих базах будут дислоцироваться на постоянной основе крупные контингенты американских войск, предназначенные для переброски в кризисные районы.
Второй эшелон — передовые операционные базы, приближенные к потенциальным очагам нестабильности и угроз. На них будут обеспечены условия для временного размещения американских контингентов на ротационной основе (до шести месяцев), с возможностью быстрого их наращивания при обострении обстановки, а также размещены запасы вооружения, военной техники и материально-технических средств. Такие базы предполагается создать в странах Центральной и Южной Америки, Африки, Восточной Европы, Персидского залива, Центральной и Восточной Азии.
Третий эшелон — ближайший к источникам угроз, важнейшим узлам и линиям коммуникаций. Он включает в себя заблаговременно подготовленные передовые операционные пункты, войска в которых будут размещаться только в кризисных ситуациях, а также в случае проведения конкретной операции (акции).
Эшелонное построение позволит США усилить военный контроль над важнейшими регионами мира, быстро наращивать группировки войск на передовых ТВД.
Все больше внимания уделяют американцы международному военному сотрудничеству, в частности унификации основных характеристик своих вооруженных сил и сил союзников. Она позволит существенно повысить уровень взаимодействия войск в совместных операциях.
Борьба с террористами и другими противниками, которых нельзя уничтожить с помощью одних только вооруженных сил, требует, по мнению американского военно-политического руководства, существенного повышения и степени скоординированности действий государственных учреждений всех уровней (федерального, штата, местного), в частности министерства обороны и разведыва тельного сообщества. Недавно в США были приняты соответствующие законодательные акты и инструкции, регулирующие обмен между ведомствами разведывательной информацией.
Коренное реформирование вооруженных сил, к которому приступили Соединенные Штаты Америки, затрагивает все аспекты военного дела: военную доктрину, методы руководства, организационно-штатную структуру, боевую подготовку, вооружение и военную технику, образование, кадры, тыловое обеспечение и т. п.
Военно-политическое руководство США рассчитывает, что реформы позволят стране в скором времени добиться подавляющего военно-технического превосходства не только над потенциальными противниками, но и над своими стратегическими союзниками и странами-партнерами. Следствием этого может стать повышение силовой компоненты во внешней политике США, к чему Россия должна быть готова.
[1] General war. Состояние глобальной военно-политической обстановки в условиях необъявленного или объявленного силового противодействия между государствами или организованными группами государств, характеризующееся устойчивым использованием вооруженной силы (как регулярных, так и иррегулярных компонентов) в ряде взаимосвязанных военных действий или кампаний для достижения жизненных национальных целей (Справочник офицера КНШ ВС США, 2000).
[2] Major Theater War (MTW). Региональный кризис, представляющий значительную угрозу жизненно важным интересам США, требующий развертывания сил бoльших, чем объединенное формирование (комбинация сил) дивизионного уровня. Военные цели США будут достигаться скоординированным применением воздушных, космических, наземных и морских сил для массированного воздействия по противнику для принуждения его к прекращению сопротивления и принятию условий, вытекающих из интересов Соединенных Штатов и их союзников (Справочник офицера КНШ ВС США, 2000).
[3] Local war. Вооруженный конфликт без применения ЯО, не затрагивающий территорию СССР и США и имеющий ограниченный характер с точки зрения целей и применяемых средств (Словарь-справочник по военным стратегиям и международной безопасности).
[4] Smaller scale contingency. Региональный кризис, представляющий меньшую угрозу США, чем в условиях крупномасштабной войны на ТВД (Справочник офицера КНШ ВС США, 2000).
[5] Nuclear Posture Review, р. 6.
[6] Military operations other than war. Операции ВС, проводимые в «особых условиях мирного времени», — действия, заключающиеся в использовании военных возможностей во всем спектре небоевых операций. Эти операции проводятся с использованием комбинации с любыми другими (невоенными) инструментами национальной мощи США и могут проводиться до начала, во время войны и после ее окончания (Joint Pub 1–02, 2001).
[7] Joint Pub 3–07, Р. 68.
[8] Peace operations. Действия ВС, имеющие целью добиться решения различных политических задач при поддержке военной силы. Операции по поддержанию мира (peace-keeping). Действия ВС США, направленные на установление постоянного контакта с враждующими сторонами и их использование в целях снижения остроты конфликта, обеспечения стабильности для последующих дипломатических действий (Единые уставы ВС США JP 1–02, 2001 и JP 3–07). Операции по принуждению к миру (peace-making). Действия ВС США в других странах, предполагающие применение или угрозу применения силы с целью вынудить противоборствующие стороны согласиться с резолюциями или санкциями, устанавливаемыми для поддержания или восстановления мира. В отличие от операций по поддержанию мира, их проведение не потребует согласия сторон, вовлеченных в конфликт, и может заключаться в принуждении выполнения санкций, насильственном разъединении враждующих сторон, установлении зон, запрещенных для полетов, и т. д. (Единые уставы ВС США JP 1–02, 2001 и JP 3–07, 1995). Операции по установлению мира (peace enforcement). Характерной особенностью действий вооруженных формирований в таких операциях является обеспечение их постоянной готовности к ведению боевых действий в интересах предотвращения насилия со стороны враждующих сторон. Операции по строительству мира (peace building) проводятся после разрешения кризиса или завершения конфликта и заключаются в обеспечении восстановления властных структур, их полномочий и формировании политических и экономических условий, препятствующих возобновлению конфликта (Единый устав ВС США JP 1–02, 2001).
[9] Report of the Secretary of Defense to the President and the Congress (2002), р. 71.
[10] Quadrennial Defense Review. — 2005.
[11] Сетецентричные силы — силы, способные реализовать концепцию сетецентричной войны (Network Centric Warfare). Сетецентричная война — ориентированная на достижение информационного превосходства концепция проведения военных операций, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки объединенных сил за счет создания информационно-коммутационной сети, связывающей датчики (источники данных), лиц, принимающих решения, и исполнителей, что обеспечивает доведение до участников операций информации об обстановке, ускорение процесса управления силами и средствами, а также повышение темпа операций, эффективности поражения сил противника, живучести своих войск и уровня самосинхронизации боевых действий (Net-Centric Environment Joint Functional Concept // DOD, 2005. — Appendix B. Glossary).
[12] См. в этом номере «ОЗ» статью Виталия Шлыкова. — Примеч. ред.