Призыв на военную службу — одна из острейших проблем не только для Министерства обороны (МО), но и для всего российского общества. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, эта проблема волнует 63% россиян, хотя потенциальные призывники есть в семьях только 36% опрошенных[1]. При этом 82% россиян считают необходимым сохранить отсрочки от военной службы по состоянию здоровья, 70% — отсрочки по семейным обстоятельствам и отсрочки по образованию, 40% — профессиональные отсрочки.

Руководство МО в последние годы обеспокоено сокращением численности призыва, неспособностью многих юношей переносить значительные физические и психические нагрузки, резким снижением уровня грамотности призывников, а для многих из них — наличием криминального прошлого, склонностью к употреблению алкоголя и наркотиков.

Так, весенний призыв 2004 года показал, что 57% молодого пополнения имели те или иные серьезные отклонения от нормального состояния здоровья, а более 40% не смогли выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке. Это не позволило направить их в воинские части спецназа, воздушно-десантных войск, военно-морской флот, пограничные и внутренние войска. До призыва на военную службу 45% юношей нигде не работали и не учились, 21% имели неполное среднее образование. По состоянию на февраль 2004 года более 30 тыс. военнослужащих срочной службы не были допущены командованием к несению боевого дежурства и караульной службы с оружием в руках в силу разных причин, в том числе из-за низких морально-боевых качеств. Но, по мнению Минобороны, главная проблема комплектования ВС — не качественные, а количественные показатели. Поэтому оно выступает за кардинальное сокращение отсрочек от военной службы уже в ближайшей перспективе.

Граждане нашей страны смотрят на проблему с другой стороны. Их крайне беспокоит высокий уровень правонарушений в воинских коллективах на почве неуставных взаимоотношений, большое число случаев суицида и других случаев гибели (травматизма) военнослужащих, выполнение ими работ, не связанных с военной службой, и многое другое. Именно поэтому родители призывников помогают им искать любые пути уклонения от военной службы, включая и незаконные.

Беспокойство родителей имеет реальные основания, так как среди военнослужащих по призыву 2% до службы в армии состояли на учете в милиции, 3% имели судимость, 4% употребляли наркотики и токсические вещества, 11% злоупотребляли алкоголем, 3% составляют бывшие беспризорники, 4% участвовали в преступных группировках, 3% совершали суицидальные попытки до призыва или родственников, покончивших жизнь самоубийством. Неудивительно, что значительная часть жителей России заинтересована не только в сохранении нынешних отсрочек от военной службы, но и в увеличении их числа.

В итоге сложилась крайне тяжелая конфликтная ситуация: либо сокращать количество отсрочек от военной службы и обострять внутреннюю напряженность в российском обществе, либо сохранять существующие отсрочки и ослаблять, по мнению МО, обороноспособность страны. К разрешению этого конфликта надо подходить крайне осторожно и заблаговременно оценивать все возможные негативные последствия. В противном случае рост протестных настроений среди населения страны может привести к социальному взрыву. Следовательно, система призыва на военную службу должна быть не только понятна, но и приемлема для российского общества.

Призыв на военную службу сегодня

В настоящее время в России проживают около 11 млн молодых людей призывного возраста. Ежегодно 18-летнего рубежа достигают около 1,1–1,3 млн чел., из них 20% отправляются на военную службу, а остальные получают отсрочки. Тем не менее 18-летние юноши составляют около 70% каждого призыва. В период с 1996-го по 2004 год испытали себя на военной службе 3,3 млн чел., т. е. 30% лиц призывного возраста. Примерно столько же молодых людей было освобождено от военной службы в связи с болезнью, наличием судимости и по другим причинам[2].

В ближайшие годы демографическая ситуация в стране будет постепенно ухудшаться, а в 2006–2007 годах Россия начинает сползать в так называемую «демографическую яму», вследствие чего к 2011 году призывная база ВС сократится почти в два раза (см. табл.). Одновременно, в силу общего снижения уровня здоровья населения страны, будет увеличиваться доля юношей, подлежащих освобождению от военной службы по болезни. Кроме этого, с 2008 года предполагается сократить срок службы по призыву до одного года при сохранении общей численности ВС. Руководство Минобороны считает, что, сократив количество отсрочек от военной службы, сможет решить эту проблему. Эту гипотезу мы прокомментируем ниже.

[3]

Сейчас в России существует более 20 законных оснований для получения отсрочки от военной службы[4]:

а) социальные — по семейным обстоятельствам;

б) медицинские — по болезни (отсрочки предоставляются на срок до одного года и при необходимости продляются на тот же срок);

в) по учебе — для завершения учебы в школе, производственно-техническом училище (ПТУ), техникуме и высшем учебном заведении;

г) профессиональные, в том числе: — по указам Президента РФ (работники прокуратуры, священнослужители, представители технической и творческой молодежи и некоторых других категорий граждан);

— для работы по специальности в сельской местности (медики, учителя);

— для работы (службы) в силовых ведомствах и на предприятиях обороннопромышленного комплекса (ОПК).

Отсрочка по болезни является наиболее распространенной. По данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны, каждый третий из числа явившихся на призывные комиссии не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья. А низкий уровень лечебно-оздоровительных мероприятий, проводимых с гражданами до призыва, вынуждает призывные комиссии направлять до 100 тыс. чел. в медицинские учреждения на дополнительное обследование. Ежегодно 120 тыс. юношей освобождаются от призыва по причине психических расстройств, 80 тыс. — из-за заболеваний суставов, 40 тыс. — из-за недостаточного веса. В то же время за последние пять лет среди призывников в 25 раз выросло количество ВИЧ-инфицированных. Сегодня на каждую тысячу призывников приходится двое больных СПИДом, что составляет 5 тыс. инфицированных в год. Ежегодное число выявленных наркоманов среди призывников достигает 10 тыс. чел. Все это, конечно, не отменяет того факта, что какая-то часть юношей получает отсрочку от призыва по болезни незаконно.

Вторая по частотности — отсрочка от призыва по учебе. В 2003 году в 940 вузах РФ обучались 1,3 млн граждан призывного возраста. Как считают в Министерстве экономического развития и Генштабе ВС РФ, привлечение студентов к службе будет отвечать принципам социальной справедливости и требованиям Конституции РФ о всеобщей воинской обязанности, а также сможет значительно поднять уровень образования призывников. Последствия такого шага с экономической точки зрения оценить трудно. Но и «в грубом приближении» можно предположить, что он негативно скажется на профессиональных навыках будущего инженерного и технического персонала, а тем самым нанесет существенный удар по фундаментальной и прикладной науке, конкурентоспособности отечественной продукции. В конечном итоге эта мера не укрепит, а ослабит обороноспособность страны.

Отсрочки от призыва по учебе и семейным обстоятельствам тесно между собой связаны. Учитывая их массовый характер по сравнению с другими видами отсрочек, распространяющихся на относительно небольшие группы населения, а также тех, кто получает отсрочку от призыва по болезни (30% от всего призывного контингента), можно предположить, что из-за указанных отсрочек призывная база уменьшается еще на 30–35%. То есть в целом эти виды отсрочек уменьшают призывную базу на 60–65%.

После окончания вуза юноша, как правило, достигает 22–23 лет. В оставшийся призывной период (до 27 лет) он имеет несколько законных оснований продлить отсрочку от призыва. Юноша может поступить в аспирантуру, а по ее окончании защитить кандидатскую диссертацию. В период учебы в институте он может жениться и к моменту выпуска иметь ребенка или жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель, — это дает ему право на отсрочку от призыва до трех лет. В случае рождения двух детей, воспитания ребенка без матери, наличия родителей пенсионного возраста или постоянного ухода за инвалидами I и II групп юноша вообще освобождается от призыва в армию. Даже учеба в ПТУ или техникуме приближает окончание призывного возраста и создает дополнительные возможности для получения законных отсрочек от военной службы. Вопрос об отмене таких отсрочек представляется очень спорным, если учесть демографический спад, относительно низкий уровень доходов в стране, увеличение числа инвалидов и людей пенсионного возраста. Государство должно либо адекватным образом решать эти проблемы и значительно увеличивать число граждан, принимаемых на полное государственное обеспечение, либо перекладывать соответствующие обязанности на плечи родственников, сохраняя отсрочки от призыва по семейным обстоятельствам.

Профессиональные отсрочки от призыва требуют отдельного рассмотрения. В настоящее время действуют десять соответствующих указов Президента РФ. В частности, в 2005 году отсрочку от военной службы получили около 300 священнослужителей, 800 перспективных артистов балета, цирка, музыкантов-исполнителей, других деятелей культуры, а также 473 представителя технической молодежи. В совокупности эти отсрочки уменьшили призывную базу всего на 1,6 тыс. чел. Указы Президента РФ, предоставляющие отсрочку от призыва, в этих случаях способствуют формированию положительного имиджа страны и существенного влияния на призывную базу не оказывают. В то же время их отмена неминуемо приведет к отъезду талантливой молодежи за рубеж и скажется на уровне отечественной науки и культуры.

Отсрочки от службы в армии для сельских медиков и учителей практически не востребованы, так как юноши не хотят ехать на постоянное жительство в сельскую местность ввиду крайне низкой заработной платы. Местная власть не может оказать им финансовой помощи, а региональные власти имеют другие приоритеты в области расходования финансовых средств.

В настоящее время военная служба существует не только в частях и соединениях Минобороны, но и во внутренних войсках (ВВ) Министерства внутренних дел (МВД), а также в Пограничных войсках Федеральной службы безопасности (ФСБ). К 2008 году планируется перевести их на контрактный принцип комплектования: ВВ МВД — частично, а Погранслужбу — полностью. Это позволит к указанному сроку уменьшить численность призыва приблизительно на 100 тыс. чел.

Сейчас отсрочку от призыва предоставляют своим работникам ряд предприятий ОПК. По-видимому, это временная мера, обусловленная нехваткой некоторых категорий специалистов на стратегически важных для обороноспособности страны предприятиях. Отмена такой отсрочки должна быть заблаговременно компенсирована этим предприятиям, прежде всего за счет федерального бюджета РФ.

С 1 апреля 2005 года право на отсрочку от военной службы потеряли юноши, принимаемые на работу в Министерство внутренних дел, Государственную противопожарную службу, органы по контролю за оборотом наркотических средств, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. Это позволило увеличить призывную базу на 18 тыс. чел.

Кроме этого, существуют законные основания вообще не призываться на военную службу:

— тяжелая болезнь;
— погибшие (умершие) военнослужащие братья или отец;
— окончание альтернативной гражданской службы (АГС);
— степень кандидата или доктора наук;
— окончание военной службы в другом государстве;
— заведение уголовного дела;
— неснятая или непогашенная судимость;
— наказание в виде обязательных работ, ограничения (лишения) свободы.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» вступил в полную силу в 2004 году, что позволило 270 юношам тогда же, весной, воспользоваться этим законом — правда, только по решению суда. Во время осеннего призыва в военные комиссариаты было подано уже 1,5 тыс. заявлений о замене военной службы на АГС. Для 1 005 чел. это требование было удовлетворено, но в действительности на такую службу попали всего 318. Очевидно, что нынешняя редакция закона об АГС существенного влияния на призывную базу не оказывает, но служит косвенной причиной уклонения от военной службы почти 17 тыс. граждан. В Советском Союзе численность ВС превышала 3 млн. военнослужащих, а количество уклонистов было менее 500 чел.

Планы МО РФ по совершенствованию призывной системы

Безусловно, руководство Минобороны знает о существующих проблемах комплектования ВС. В результате ежегодного недобора 50–70 тыс. призывников укомплектованность ВС и других воинских формирований рядовым и сержантским составом не превышает 95%. Мало того: Минобороны обязано выполнить решение Президента РФ В. Путина о сокращении с 2008 года срока службы по призыву до одного года. Поэтому был разработан ряд инициатив по увеличению призывной базы российских ВС.

В первую очередь Минобороны планирует призывать на службу большинство выпускников высших учебных заведений. С 2008 года офицеров запаса будут готовить на военных кафедрах только в 35 ведущих гражданских вузах. Выпускники таких вузов не будут призываться на службу в ВС в мирное время. Оценки показывают, что это уменьшит призывную базу на 18 тыс. чел.

Для подготовки кадровых офицеров будут созданы учебные военные центры (УВЦ) на базе военных кафедр 33 других гражданских вузов[5]. В основном это технические вузы, из которых Минобороны традиционно призывает большое количество квалифицированных кадров. Одним из условий обучения в УВЦ будет заключение договоров об обязательном прохождении военной службы по контракту сроком не менее трех лет. Студенты, заключившие контракты с Минобороны, будут обучаться в гражданских вузах на бюджетных местах и получать дополнительные денежные выплаты за счет бюджета Минобороны, которые, как предполагается, в четыре-пять раз будут превышать размеры студенческих стипендий. Помимо кадровых военных, в этих 33 вузах будут готовить и определенное количество офицеров запаса. Остальные студенты после окончания вузов будут служить в ВС РФ один год.

Конечно, сейчас число вузов, где есть военные кафедры, слишком велико, многие из этих кафедр существуют только благодаря предоставлению юношам отсрочки от военной службы. Так, после распада СССР армия сократилась в три раза, а количество военных кафедр увеличилось в полтора раза. Военные кафедры страны выпускают в год 50–60 тыс. офицеров запаса, но из них на военную службу офицерами призывается порядка 10 тыс. В настоящее время на военных кафедрах обучаются более 170 тыс. студентов по 373 военно-учетным специальностям — больше, чем в СССР. По многим специальностям комплект офицеров запаса превышает потребности Вооруженных сил РФ в 10 раз[6]. С другой стороны, ликвидация большинства военных кафедр не позволит кардинально решить имеющуюся проблему, так как увеличение призывной базы — с учетом вышеописанных инициатив Минобороны — составит не более 39 тыс. чел.[7] В то же время возникнет нехватка младших офицеров, которая сейчас восполняется за счет призыва выпускников вузов. Следовательно, МО должно четко определить источники комплектования младших офицеров. Если оно планирует сохранить прежнюю численность ВС и уменьшить или, во всяком случае, не увеличивать набор курсантов, то выпуск офицеров после гражданских вузов должен проводиться в прежнем объеме (около 10 тыс. чел.).

Кроме этого, планируется отменить отсрочки от военной службы для учащихся ПТУ и техникумов, представителей технической и творческой молодежи и работников ОПК. А также усилить контроль за здоровьем призывников, обязав медицинские государственные и муниципальные учреждения по запросам военных комиссариатов в двухмесячный срок направлять сведения о состоянии здоровья людей, состоящих на воинском учете. Цель последнего решения — сократить число незаконных отсрочек от военной службы по болезни.

Большие надежды Минобороны возлагало также на службу в ВС РФ граждан СНГ. Однако начиная с 2004 года и по настоящее время в военкоматы и воинские части по вопросу устройства на службу по контракту обратились всего 263 чел. Из них желание служить в армии изъявили 133 чел., а приняты к рассмотрению материалы 83 потенциальных кандидатов. Сейчас в Российской армии служит по контракту всего 31 человек — граждане Узбекистана, Украины, Белоруссии и Таджикистана.

Проблема комплектования Вооруженных сил России военнослужащими срочной службы крайне сложна, ее решение за счет отмены отсрочек не находит поддержки в российском обществе. Но существует и другая возможность поддержания высокой укомплектованности воинских частей и соединений: уменьшение численности ВС РФ.

Оптимальна ли численность российских ВС?

По информации, представленной начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-полковником Василием Смирновым, сейчас в рядах российских Вооруженных сил служит 1 млн 206 тыс. военнослужащих[8]. Таким образом, Россия имеет одну из самых многочисленных армий мира, занимая по этому показателю четвертое место после США (1,4 млн), Китая и Индии. Однако и в Китае, и в Индии живет более 1 млрд чел., а бюджет США как минимум на порядок больше российского. В то же время численность ВС таких развитых стран, как Франция, Великобритания и Япония, составляет соответственно 260, 240 и 208 тыс. человек[9]. Примерными ориентирами для России скорее должны служить они, а не США, чье положение в мире уникально, и, разумеется, не Индия и не Китай, сами испытывающие трудности переходного периода.

Министр обороны Сергей Иванов считает, что численность ВС РФ оптимальна и в дальнейшем существенно меняться не будет. По мнению руководства Минобороны, Россия имеет очень большую территорию и много врагов, которые хотели бы ею завладеть. Эти утверждения не выдерживают никакой критики. Ссылки на США, как уже сказано, не проходят: имея близкую к России численность ВС, эта страна готова вести боевые действия во всем мире, тогда как Россия перед собой такой цели не ставит. Если взять для сравнения Бразилию, находящуюся в нестабильном регионе Латинской Америки, то ее территория меньше российской лишь в два раза, население — в 1,2 раза больше, а ВС — меньше в 3,6 раза. В России отношение численности ВС к населению страны составляет 0,8%, как в Иране, имеющем прямую военную угрозу со стороны США.

Исходя из нынешних и прогнозируемых угроз РФ, нынешняя численность ее ВС выглядит явно избыточной. Сохранение многочисленной армии делает невозможным ее техническое переоснащение даже при значительном увеличении военных расходов. ВС России по-прежнему готовятся к крупномасштабной войне с США и их союзниками, для чего сохраняются чрезмерные мобилизационные мощности на предприятиях отечественного ОПК и поддерживается общий мобилизационный ресурс порядка 20 млн чел.

Проведем предварительную оценку возможности сохранения нынешней численности ВС в 2008 году. При этом будем считать, что все планы по реформированию военной организации страны удалось реализовать, т. е. погранслужба полностью перешла на контрактный принцип комплектования, количество призывников в ВВ МВД и МО сократилось до 450 тыс., а срок службы по призыву уменьшен до одного года. При расчете будем учитывать только наиболее массовые отсрочки от военной службы.

Согласно таблице, в 2008 году 18-летних юношей будет насчитываться 935 тыс. Как было показано ранее, наиболее массовыми отсрочками от призыва на военную службу являются отсрочки по болезни, по учебе и семейным обстоятельствам. Совокупное их влияние приводит к тому, что призывная база уменьшается примерно на 60%. В результате призывная база 2008 года сократится до 374 тыс. Для выполнения плана призыва придется привлекать старшие возрасты, а это в течение нескольких лет истощит всю призывную базу. Остается открытым вопрос о том, сможет ли Минобороны кардинально уменьшить численность призывников, получивших отсрочки. По-видимому, этого сделать не удастся по следующим причинам:

— внесение необходимых поправок в законодательство пока не планируется;

— сокращение числа незаконных отсрочек по болезни будет отчасти компенсироваться увеличением числа законных отсрочек ввиду продолжающегося ухудшения здоровья населения страны;

— лишение студентов ПТУ и техникумов права на отсрочку от призыва не приведет к значительному увеличению призывной базы, так как срок обучения обычно не превышает трех лет.

Для выполнения плана по призыву на 2008 год необходимо либо сохранить призывную базу этого года на уровне 48%, что крайне затруднительно в нынешних условиях, либо увеличить срок службы по призыву до полутора лет. Возможность последнего решения обусловлена тем, что выборы Президента РФ будут в марте 2008 года, а призыв начнется 1 апреля. Сокращение срока службы по призыву до одного года может быть предвыборным обещанием кандидата в президенты страны, но новый президент не обязан выполнять его в 2008 году. Он может отложить это решение на будущее, сославшись на необходимость обеспечения обороноспособности страны. Только в случае избрания новым президентом страны Владимира Путина, что крайне маловероятно, может возникнуть потребность перехода к новому сроку службы по призыву в 2008 году, но даже в этом случае руководство России имеет возможность не выполнять ранее взятые обязательства.

Существует другой выход из этой ситуации — сокращение численности российских ВС за счет уменьшения набора призывников, что позволит в будущем перевести их полностью на контрактный принцип комплектования.

Переход ВС России на контрактный принцип комплектования За последние годы процесс полного перевода ВС развитых государств на контрактную основу ускорился. Из 24 стран — членов НАТО 15 отказались от системы призыва или намерены это сделать в ближайшем будущем. Основная причина — в том, что крупномасштабная война между отдельными государствами или группами стран в Европе и Америке, по мнению западных военных аналитиков, стала практически невозможной. Именно это обстоятельство позволило большинству стран значительно сократить военные бюджеты и численность армий[10]. Относительно немногочисленная контрактная армия, технически оснащенная на высоком уровне, способна лучше решать новые задачи, стоящие перед ВС: бороться с террористами, проводить миротворческие и гуманитарные операции. Кроме того, контрактники успешнее справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.

В настоящее время призыв на военную службу сохраняется в Австрии, Германии, Греции, Дании, Польше, республиках СНГ, Словакии, Финляндии и Швеции, а также в ряде других государств земного шара. В то же время отмена (приостановка) призыва запланирована в следующих государствах: Словакии (2006), Латвии (2007), Украине (2010). В большинстве стран, где сохранился призыв, срок такой военной службы не превышает 12 месяцев, численность призывников составляет не более 0,1% населения страны, а также существует либеральная гражданская служба как законный механизм отказа от призыва[11]. В частности, в Германии проживают 82 млн чел., численность ВС составляет 280 тыс., а количество призывников всего 70 тыс. (0,09%). Сейчас в России призывается около 600 тыс. чел., что составляет 0,42% населения страны. Сократить срок службы по призыву до одного года в ВС РФ планируется только с 2008 года, что чрезвычайно сложно при сохранении нынешней численности ВС.

Руководство Минобороны России соглашается с необходимостью перевода ВС на контрактную основу, но настаивает на сохранении смешанного (контрактнопризывного) принципа их комплектования ввиду ограниченных финансовых и мобилизационных ресурсов России. На 1 сентября 2003 года численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляла около 55% (из них около 12% — сержанты и солдаты), к 2008 году Минобороны планирует довести их численность до 70%, причем количество контрактников среди сержантов должно превысить 51%[12]. Для этого необходимо набрать по контракту: в 2005 году — 54,5 тыс. военнослужащих, в 2006 году — 26,8 тыс., в 2007 году — 50,6 тыс. Повидимому, эти планы будет трудно реализовать, так как ни один военный округ не выполнил план набора, установленный Федеральной целевой программой (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004–2007 годы». В Московском военном округе этот показатель равен 17%, в Приволжско-Уральском — 23%, Северо-Кавказском — 48%. Больше всего контрактников набрано в Сибирском военном округе — 96%, но здесь ожидается и самый большой их отток, так как в округе не запланировано строительство объектов социально-бытового назначения для контрактников и членов их семей.

Проведенные исследования[13] показывают, что если российскую армию полностью перевести на контрактный принцип комплектования, то она в течение пяти-шести лет без всякого ущерба для обороноспособности страны может быть сокращена до 600–700 тыс. военнослужащих, т. е. в два раза. Перед заключением контракта граждане Российской Федерации должны будут пройти курсы подготовки, по окончании которых смогут принять решение о целесообразности заключения контракта на службу в вооруженных силах. Таким образом, Россия впервые переместит решение этого важнейшего вопроса социальной жизни из плоскости государственного принуждения в плоскость добровольного выбора граждан. В контракте следует предусмотреть обязательное пребывание (в течение определенного времени) бывших военнослужащих-контрактников в запасе — эта мера создаст достаточный мобилизационный ресурс. В результате мы сможем полностью отменить призыв и отказаться от обязательной шестимесячной подготовки, так как, исходя из существующих угроз, достаточно иметь мобилизационный резерв первой категории до 1 млн военнослужащих, который может быть использован для замены кадровых военнослужащих в случае локальной войны, ликвидации последствий техногенных и экологических катастроф.

Расчеты, выполненные в лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода, подтвердили возможность полного перевода ВС на контрактную основу с финансовой точки зрения. Согласно этим расчетам, дополнительные ежегодные расходы не превысят 30 млрд руб., что составит всего 6% расходов по разделу «Национальная оборона» федерального бюджета РФ на 2005 год (если учитывать расходы только на изменение принципа комплектования, а не на совершенствование инфраструктуры воинских частей, закупку для них боевой техники и т. п.). При сопоставлении этих цифр с положительным сальдо торгового оборота России, который в 2004 году соста вил 88 млрд долл. США, становится понятно, что для полного перевода российской армии на контрактную основу руководству страны нужно лишь принять политическое решение.

Краткие итоги

 Нынешняя система отсрочек от призыва на военную службу отражает сложившийся компромисс между интересами Минобороны и российского общества. Обострение демографической проблемы, ухудшение здоровья населения страны и планируемое сокращение срока службы по призыву до одного года подталкивают руководство военного ведомства к существенному сокращению числа отсрочек. В итоге складывается крайне тяжелая конфликтная ситуация, обусловленная стремлением Минобороны сохранить численность российских ВС любой ценой.

Наиболее массовыми отсрочками от призыва на военную службу являются отсрочки по болезни, по учебе и семейным обстоятельствам. Совокупное их влияние приводит к тому, что призывная база уменьшается примерно на 60%. Профессиональные отсрочки от призыва в основном уходят корнями в прошлое, когда экономические возможности страны были крайне ограниченны. Поэтому такие отсрочки могут быть отменены в будущем — за исключением отсрочек для священнослужителей, отдельных представителей технической и творческой молодежи и некоторых других категорий граждан. Вклад последних отсрочек в призывную базу крайне низок, но их отмена будет иметь негативные последствия.

Решение МО РФ о резком сокращении военных кафедр гражданских вузов и создании ряда учебно-военных центров не приведет к кардинальному решению проблемы призыва, хотя и повысит образовательный уровень молодого пополнения ВС. В то же время значительное сокращение числа офицеров — выпускников гражданских вузов может обострить кадровую проблему российской армии, испытывающую острую нехватку младших офицеров. Эта проблема не имеет однозначного решения и требует крайне взвешенного подхода.

В ближайшем будущем руководство страны окажется перед трудным выбором: сокращать число отсрочек от военной службы и обеспечивать нынешнюю численность ВС, недостаточно подготовленных для отражения даже существующих угроз, или пойти на кардинальное сокращение ВС, создавая относительно небольшую, но хорошо технически оснащенную и обученную армию, полностью укомплектованную контрактными военнослужащими. По-видимому, второй путь более предпочтителен для нашего общества — ведь здоровье граждан, их культура, интеллектуальный и экономический потенциал в конечном счете и определяют уровень обороноспособности страны.


[1] Проблема отсрочек от армии разделила общество пополам [http://www.strana.ru/print/240121.html (по данным на 23 декабря 2005 года].

[2] Омбудсмен проинспектировал Вооруженные Силы // Независимое военное обозрение. 2005. № 24 (433). 1 июля.

[3] Проблемы и практика перехода военной организации России на новую систему комплектования / Научные труды № 75. М.: Институт экономики переходного периода, 2004. С. 238.

[4] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ [http://www.consultant.ru/popular/military (посещался 23 декабря 2005 г.].

[5] Согласно планам Министерства обороны РФ, офицеров будут готовить в 68 гражданских вузах, но в войска попадут только выпускники учебных военных центров.

[6] Новости армии // Военно-промышленный курьер. 2005. № 21 (88). 15–21 июня.

[7] Министерство обороны планирует выпускать ежегодно от 2,5 до 3 тыс. офицеров из учебно-военных центров гражданских вузов.

[8] По призыву и по контракту // Военно-промышленный курьер. 2005. № 12 (79). 6–12 апреля.

[9] The Military Balance 2004–2005 / The International Institute for Strategic Studies. London, 2004. 396 p.

[10] НАТО переходит на контракт // Независимое военное обозрение. 2005. 1 апреля.

[11] Отмена отсрочек. Кому это нужно? Всероссийская коалиция общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу» [http://:ags.demokratia.ru].

[12] Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации. Министерство Обороны РФ. Москва. Октябрь 2003. С. 8.

[13] Арбатов А. Г. Какая армия нам нужна // Россия в глобальной политике. 2003. № 1. Январь-март.