Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Внешние миграции новейшего времени развивались в Украине, с одной стороны, под влиянием традиционных миграционных связей, сформировавшихся в предшествующий период, а с другой — в рамках абсолютно иных геополитических, экономических, правовых реалий.
Основными партнерами в обмене населением оставались для Украины страны СНГ, прежде всего Россия, однако объемы перемещений значительно сократились (речь идет о статистически фиксируемой официальной смене места проживания). Отошли в прошлое служба в армии, организованные наборы рабочей силы, распределение молодых специалистов. Границы между государствами, экономические трудности осложнили переселения по личным причинам, в связи с трудоустройством или получением образования. В 1992 году, когда миграционный оборот на этом направлении был наибольшим, он лишь немногим превышал 700 тысяч человек, что было практически вдвое меньше среднего показателя для предшествующего десятилетия. К 2002 году брутто-миграция сократилась в восемь раз и составила лишь 85,8 тысячи человек (рис. 1)[1].
Рис. 1. Миграция между Украиной и бывшими республиками СССР в 1990–2002 годах (в тысячах человек)
Характерной чертой миграций между Украиной и бывшими советскими республиками было существенное превышение въезда над выездом. Положительное миграционное сальдо увеличивалось уже с конца 80-х годов (в 1989 году — 44,3 ты сячи человек, в 1990 году — 79,3 тысячи), с провозглашением независимости — резко возросло: 1991 год — 206,5 тысячи, 1992 год — 288 тысяч человек.
Миграционный прирост обеспечивало прежде всего возвращение выходцев из Украины с российского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана. Наиболее мощным был приток населения из России. Его репатриационный характер подтверждается повышением в числе прибывших доли этнических украинцев. Если в 1989 году украинцы составляли 35 процентов иммигрантов, то в 1991 году — 38,9 процента, а в 1992-м — 46 процентов. Рекордный миграционный прирост 1992 года на 60 процентов был обеспечен за счет положительного миграционного сальдо украинцев.
Активно происходила репатриация крымских татар, незаконно депортированных в 1944 году. Только за 1991–1993 годы прибыло 88,5 тысячи человек, что составило почти семь процентов иммиграции из бывших республик СССР.
Репатриационные процессы отразились на этническом составе населения. По данным первой Всеукраинской переписи населения 2001 года, удельный вес украинцев увеличился с 72,7 процента в 1989 году до 77,8 процента, т. е. на 5,1 процентных пунктов. Количество крымских татар выросло в 5,3 раза. На момент переписи в Украине проживали 248,2 тысячи крымских татар, ставших пятой по численности этнической группой (после украинцев, русских, белорусов и молдаван)[2].
Кроме стремления вернуться на историческую родину весомыми причинами для многих переездов были военные конфликты, межнациональная напряженность. В отличие от Российской Федерации, в Украине не велся учет вынужденных переселенцев, т. е. выходцев из Украины, имевших право на ее гражданство, специального законодательства об их статусе не существовало. Оценить вынужденный компонент иммиграции можно лишь на основе косвенных данных. Например, согласно опросу иммигрантов, проведенному органами статистики в 1991 году, обострение межнациональных отношений вынудило переехать в Украину 12,6 процента респондентов, ухудшение криминогенной ситуации — еще два процента. Таким образом, вынужденными мигрантами можно считать до 15 процентов прибывших из бывших республик СССР, или 190 тысяч человек из 1,27 миллиона иммиграционного притока 1991–1993 годов, когда ситуация в новых независимых государствах была особенно нестабильной.
Что касается беженцев из стран ближнего зарубежья, документированных согласно правительственным решениям, в 1992 году Украина приняла и оказала помощь 62 тысячам жертв конфликта в Приднестровье. Позднее убежище предоставлялось трем тысячам беженцев войны из Абхазии, почти двум тысячам — из Чечни.
Глубокий экономический кризис середины 90-х годов, ослабление действия «шоковых» факторов благодаря адаптации населения к новым условиям, достижению перемирия в большинстве конфликтов на постсоветском пространстве привели к изменению вектора миграции: въезд в страну значительно сократился, хотя выезд оставался значительным. Сальдо миграции между Украиной и постсоветскими странами приобрело отрицательное значение. Наибольшим оно было в 1994 году (-91,6 тысячи).
Украина теряла население прежде всего из-за выезда в Россию: отрицательное сальдо миграции между двумя странами составило в 1994 году -124,4 тысячи. Частично, однако, эти потери компенсировались притоком из других постсоветских государств, сальдо миграции с которыми (кроме России и Беларуси) оставалось положительным (рис. 2).
Рис. 2. Миграционный прирост (уменьшение) за счет миграции между Украиной и государствами СНГ и Балтии в 1990–2002 годах (в тысячах человек)
Затем, благодаря стабилизации экономики Украины, а также вследствие финансового кризиса 1998 года в России и чеченской войны отрицательный результат в обмене населением между странами постепенно сокращался. Сальдо миграции с Центральной Азией, Закавказьем, Балтией, а также Молдовой сохраняло положительное значение. Благодаря этому миграция между Украиной и постсоветскими государствами приобрела относительно паритетный характер. В 1999 году отрицательное сальдо составило -0,5 тысячи, позднее несколько возросло, однако оставалось невысоким (-5,6 тысячи в 2000 году, -11,3 тысячи в 2001 году, -13,2 тысячи в 2002 году).
Всего за 1991–2002 годы в Украину из стран СНГ и Балтии прибыло около 2,1 миллиона человек, выбыло — 1,8 миллиона. То есть въезд все-таки превзошел выезд примерно на 250 тысяч человек. Намного более ощутимым оказался отток населения в страны дальнего зарубежья.
Наиболее интенсивным выезд в направлении дальнего зарубежья был в 1990 году, когда страну покинули свыше 90 тысяч человек. В 1991 году эмигра ция сократилась — около 70 тысяч, в 1992 году продолжала уменьшаться. Однако в 1994 году она снова возросла — 58,7 тысячи человек. Это был наивысший показатель за весь период независимости. Такой подъем был вызван глубоким экономическим кризисом. В последующем эмиграция в дальнее зарубежье стабильно сокращалась. В 2002 году она составила 26,7 тысячи человек, т. е. почти втрое меньше, чем в 1991 году (рис. 3).
Рис. 3. Эмиграция из Украины в страны дальнего зарубежья в 1990–2002 годах (в тысячах человек)
Главными странами назначения для эмигрантов были и остаются Израиль, Германия, США. Доля выбывающих в Израиль с незначительными колебаниями год от года сокращалась (38,9 процента в 1995 году; 31,3 процента в 2001 году; 19,7 процента в 2002 году). Выезд в Германию, США и другие страны, наоборот, возрастал; например, если в 1991 году в Германию выехало лишь немногим больше двух тысяч человек, то в 2002 году — 10,7 тысячи.
Эмиграция постепенно теряла свою этническую окраску. В начале 90-х годов евреи составляли свыше 60 процентов эмигрантов, в 2002 году — всего 15 процентов. Ныне половина эмигрантов — украинцы (в 1991 году — 14,8 процента), 15,4 процента — русские (в 1991 году — 10,4 процента). Евреи оказались в меньшинстве даже среди эмигрантов в Израиль: в 2002 году их доля среди выехавших в эту страну не превышала 23 процентов (рис. 4).
Рис. 4. Этнический состав эмигрантов в страны дальнего зарубежья в 1990–2002 годах (в процентах)
Эмиграция обусловлена прежде всего экономическими причинами. Это объясняет и ее относительно небольшие размеры. С одной стороны, режим свободного пересечения границы должен был бы способствовать увеличению выезда. Однако демократизация общественной жизни ликвидировала политические, этнические, религиозные и т. п. причины эмиграции, а также основания для получения выходцами из Украины убежища на Западе. С другой стороны, с открытием границ стало возможным достичь основной цели эмиграции — повышения уровня благосостояния путем временных поездок на заработки за границу, не оставляя родину навсегда.
В начале 90-х годов наиболее распространенными были выезды «челноков», собственноручно перевозивших мелкие партии товара. В наиболее трудные годы реформ они позволили выжить многим людям, месяцами не получавшим зарплату, способствовали удовлетворению спроса на потребительские товары, когда их производство было в глубоком кризисе, стали школой хозяйствования в рыночных условиях, источником первичного накопления средств для развития мелкого предпринимательства.
Позднее полученный во время челночных поездок опыт и установленные связи использовались частью граждан для трудоустройства за границей, которое обеспечивало более высокие и стабильные заработки.
Вместе с характером миграции изменился состав мигрантов. В отличие от «челноков», где высока была доля женщин, лиц с высшим образованием, ныне за рубеж выезжают прежде всего лица рабочих профессий, растет доля мужчин. Ранее мигранты рекрутировались в основном из более мобильных и информированных жителей мегаполисов, теперь все чаще на заработки выезжают из малых городов и сел.
Расширилась география стран назначения. Хотя ближайшие соседи, Россия и Польша, сохранили ведущие позиции, западный вектор трудовой миграции усиливается. Например, в Португалии в 1999 году официально было зарегистрировано 127 иммигрантов из Украины; в 2002 году, после кампании по легализации, их количество возросло до 65,6 тысячи[3]. По информации дипломатических представительств, в Польше на заработках находятся 300 тысяч украинцев, в Италии и Чехии — по 200 тысяч, в Португалии — 150 тысяч, в Испании — 100 тысяч, Турции — 35 тысяч, в США — 20 тысяч[4].
Оценки общего количества трудящихся-мигрантов базируются на результатах различных выборочных обследований и варьируются от одного до двух-трех миллионов человек[5]. Политики говорят о пяти-семи миллионах[6]. Несмотря на разнообразие цифр, все они свидетельствуют о широком распространении заработков за границей, их социально-экономическом значении. Трудовая миграция, несмотря на положительное воздействие на рынок труда и благосостояние населения, имеет серьезные негативные последствия. Среди них незащищенность украинских граждан за границей, потеря Украиной части трудового и интеллектуального потенциала, особенно в тех случаях, когда временная миграция превращается в постоянную.
Это одна из причин того, что эмиграция из Украины в страны дальнего зарубежья значительно превышает иммиграцию, составляющую не более четырехпяти тысяч человек в год. В 1991–2002 годах в этом направлении выехало свыше 600 тысяч человек, а прибыло всего 150 тысяч (с учетом военнослужащих и членов их семей, массово возвращавшихся из зарубежных гарнизонов в начале 90-х годов). Следовательно, эмиграция привела к сокращению населения почти на полмиллиона человек.
Среди иммигрантов — небольшой возвратный поток, преимущественно из Израиля (не более тысячи человек ежегодно). Что же касается иммигрантов из других стран, они не часто избирают Украину страной назначения. Количество иностранных учащихся и рабочих заметно меньше, чем в советские времена. Вместе с тем в Украине появились такие категории иммигрантов, как беженцы, транзитные нелегальные мигранты.
Официально признанных беженцев около трех тысяч. Это граждане свыше 40 стран мира. Больше всего среди них афганцев.
Число нелегальных мигрантов, по понятным причинам, статистически не фиксируется. Существуют лишь оценки, настолько разнообразные, что не могут не вызвать недоверия: называют цифры 60 тысяч человек, 120–130 тысяч, 800 тысяч, один миллион[7], даже 1,6 миллиона человек (!)[8]. Чаще всего употребляется оценка Международной организации по миграциям, согласно которой в Украине находится до полумиллиона нелегальных мигрантов[9].
Приведем, однако, официальные данные. За 1999–2001 годы на границах Украины было задержано 85 тысяч нелегальных мигрантов. Количество нарушителей увеличилось со 148 в 1991 году до 14 646 в 1999 году, или почти в сто раз. Однако благодаря целенаправленным действиям по охране границы, особенно на ее северо-восточном участке, через который в Украину проникало большинство нелегальных мигрантов, количество задержанных значительно сократилось: 5 422 — в 2000 году, 4 621 — в 2001 году, 2 605 — в 2002 году[10]. Вместе с тем, по данным милиции, ежегодно органами внутренних дел выявляется 25–28 тысяч нелегальных мигрантов.
Приведенные данные, естественно, не могут быть полными, однако позволяют хотя бы определить порядок цифр, которыми можно оперировать. Выявленные нелегальные мигранты предположительно составляют примерно 15 процентов их реального числа. То есть в Украине находится примерно 150–170 тысяч нелегальных мигрантов. Кстати, примерно на такую цифру расходятся данные милиции и данные переписи населения о количестве проживающих в стране иностранцев. Возможно, именно за счет незарегистрированных иностранных граждан.
Таким образом, в числе сложных политических и социально-экономических проблем, определявших бытие Украины в переходный период ее истории, международные миграции занимают заметное место. Вследствие этого в ходе государственного строительства было необходимо разработать миграционную политику, создать механизмы ее реализации. Уже в Декларации о государственном суверенитете, принятой летом 1990 года, говорилось, что Украина «регулирует иммиграционные процессы»[11].
Законотворчество первых лет независимости продемонстрировало основные направления, по которым такое регулирование должно было развиваться. Так, закон «О гражданстве Украины» от 13 ноября 1991 года[12] обеспечивал получение гражданства выходцам из Украины, возвращавшимся на ее территорию, и, безусловно, способствовал репатриации. Позднейшие его изменения (1993-го, 1994-го, 1997-го, 2001 годов) усилили эту направленность.
С целью обустройства репатриантов из числа депортированных по национальному признаку был принят ряд постановлений правительства, создана Республиканская комиссия по делам депортированных народов Крыма, призванная координировать работу властей разных уровней по решению этой проблемы[13].
Первым законом собственно в сфере миграции был принятый в декабре 1993 года закон «О беженцах»[14], что отражало озабоченность массовыми вынужденными перемещениями того времени. Его нормы в целом соответствовали духу и букве Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев», хотя на тот момент Украина еще не присоединилась к этому документу.
Следующим важным шагом в формировании законодательства был закон «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» от 21 января 1994 года[15], гарантировавший право свободно покидать страну и возвращаться на ее территорию. Для еще недавно закрытого общества он носил поистине революционный характер. Кстати, закон оказался на редкость стабильным: более десяти лет в него не вносились изменения. С его принятием вступила в силу статья закона «О занятости населения», допускавшая трудовую или предпринимательскую деятельность граждан во время их пребывания за границей, т. е. трудовую миграцию.
На демократических принципах равенства перед законом основывался закон «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года[16], согласно которому иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Украины.
Для дальнейшего развития миграционного законодательства огромное значение имело принятие 28 июня 1996 года Конституции Украины, в которой кроме прочего говорилось, что основы регулирования миграционных процессов, вопросы правового статуса иностранцев определяются исключительно законами (ст. 92). Согласно ст. 25 Украина гарантирует заботу своим гражданам за рубежом. В ст. 26 говорится о равноправии иностранцев. В перечне их прав право на иммиграцию и на получения убежища в Украине. Ст. 33 каждому, кто законно находится на территории Украины, обеспечивает свободу передвижения, выбора места проживания, право покинуть страну. Важной для миграционной политики является также норма, предусматривающая разработку и реализацию государственных программ возвращения депортированных народов (п. 9 ст. 138)[17].
С учетом положений Конституции Украины наиболее четко основные направления миграционной политики государства, которая трактовалась как часть социальной политики, были сформулированы в Указе Президента Украины от 18 октября 1997 года[18]. Среди них содействие репатриации, возвращение депортированных, помощь беженцам, регулирование иммиграции иностранцев. Для реализации поставленных целей выдвигались задачи: обеспечение условий для приобретение гражданства Украины репатриантами; восстановление прав депортированных, разработка соответствующих государственных программ; заключение межгосударственных соглашений для защиты интересов мигрантов; регулирование иммиграции путем установления дифференцированных квот; предупреждение нелегальной миграции; присоединение к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев; продолжение международного со трудничества в сфере миграции, в частности с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Международной организацией по миграциям (МОМ), ОБСЕ.
Дальнейшие шаги по совершенствованию миграционного законодательства Украины можно считать результатом реализации этого указа. На протяжении 2001 года были приняты новые редакции законов «О гражданстве Украины», «О беженцах», законы «Об иммиграции», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении борьбы с нелегальной миграцией»[19]. В направлении повышения гарантий были пересмотрены некоторые нормы закона «О правовом статусе иностранцев». В декабре 2003 года парламент утвердил закон «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине»[20], распространяющийся как на граждан, так и на иностранцев, находящихся в стране на законных основаниях. Приведение законодательства в соответствие с международными стандартами позволило Украине 10 января 2002 года присоединиться к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года о статусе беженцев[21], стать полноправным членом МОМ с июля 2002 года.
Таким образом, в годы независимости немало было сделано для формирования государственной политики в сфере миграции, миграционного законодательства, соответствующих административных органов. Вместе с тем о существовании целостной системы управления миграциями, которая основывалась бы на четко обозначенных принципах и целях, имела законодательное оформление, финансовое обеспечение, необходимые механизмы, говорить все еще рано.
Прежде всего, не существует четкого понимания, чего Украина хочет достичь в сфере миграции, какая политика ей нужна. Нет концепции миграционной политики, которая могла бы объединить все субъекты общественных отношений в решении миграционных проблем.
Указ Президента Украины 1997 года, содержащий раздел «Миграционная политика», действовал до 2000 года. В аналогичном указе на последующий временной период речь идет уже не о политике, а о «регулировании миграционных процессов»[22]. Однако этот документ остается единственным, где сформулированы государственные приоритеты в сфере миграции. Среди них содействие репатриации выходцев из Украины и их потомков, возвращение депортированных по национальному признаку, защита прав и интересов украинских трудящихся-мигрантов, предоставление убежища и помощи беженцам. Таким образом, в указе содержится чрезвычайно важное положение о защите трудящихся-мигрантов за границей, отсутствовавшее ранее; вместе с тем ничего не говорится о регулировании иммиграции в Украину иностранцев кроме беженцев.
Отсутствие общепризнанных концептуальных подходов к государственной миграционной политике приводит к очевидным диспропорциям между отдельными ее направлениями. Наиболее развитым из них, оформленным законодательно, обеспеченным финансово и организационно, является борьба с нелегальной миграцией. В этой сфере последовательно осуществляется уже четвертая государственная программа[23], которая призвана координировать действия силовых структур, органов власти и местного самоуправления, предусматривает правовые, правоохранительные, организационные мероприятия, развитие международного сотрудничества, обеспечена целевым финансированием из государственного бюджета. Проблема нелегальной миграции отражена в государственных программах профилактики преступности, борьбы с коррупцией и организованной преступностью, периодически рассматривается Советом национальной безопасности и обороны. Именно она была одной из центральных в процессе реформирования Государственной пограничной службы Украины, придания ей правоохранительных функций. Яркой иллюстрацией того, что внешнюю миграцию власть рассматривает прежде всего в контексте контрольных и правоохранительных задач, является то, что важнейшее для развития регулирования миграции поручение Президента Украины о создании Государственной миграционной службы содержалось в его указе о дополнительных мероприятиях по борьбе с организованной преступностью[24].
Не приуменьшая значения этих решений, следует признать, что нелегальной миграции государство уделяет несоизмеримо больше внимания, чем куда более масштабным миграционным потокам, имеющим весомое общественное значение. Конкретные действия в миграционной сфере, как и ведущая роль в их осуществлении правоохранительных органов, позволяют заключить, что миграционная политика Украины, в частности иммиграционная политика, все еще носит преимущественно ограничительный характер и не способствует преодолению нынешнего демографического кризиса в стране. Несмотря на многочисленные декларации, Украина за годы независимости в действительности ничего не сделала для содействия репатриации. Шанс пополнения человеческих ресурсов за счет выходцев из Украины и их потомков, т. е. культурно и ментально родственного населения, был упущен.
Фактически не получили поддержки даже те переселенцы, прибытие которых в Украину было вызвано военными и гражданскими конфликтами. Закон «О беженцах» 1993 года, основанный на международно-правовых принципах, недостаточно учитывал ситуацию на постсоветском пространстве. Опыт его применения показал, что вынужденные переселенцы из постсоветских государств практически не смогли получить помощь как беженцы. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что предусмотренный законом документ для выходцев из Украины, имеющих право на ее гражданство, за все время его действия (до 2001 года) получили лишь немногим более 300 человек.
Единственной группой репатриантов, которым действительно оказывалась государственная поддержка, являются депортированные по национальному признаку. Несмотря на ряд серьезных проблем, в деле обустройства и интеграции возвращающихся достигнуты заметные результаты. Однако и здесь действия государства не всегда были последовательными, часто формировались как реакция на события.
Наименее адекватным, по нашему мнению, является отношение властей к внешней трудовой миграции, важнейшему по своим масштабам и социальноэкономическому значению миграционному потоку. Тот факт, что трудовая миграция фактически остается вне внимания государства, красноречиво подтверждается официальной статистикой трудоустройства за рубежом, согласно которой количество трудящихся-мигрантов не превышает 40 тысяч человек за год[25], что даже приблизительно не соответствует истинным масштабам явления. Регулирование трудовой миграции, в сущности, ограничивается лицензированием частных фирм-посредников и вялотекущими переговорами с зарубежными странами, которые изредка завершались подписанием соглашений, на практике мало способствующих улучшению положения украинских граждан, работающих за границей.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть: несмотря на определенные просчеты, очевидное достижение Украины состоит в том, что ее миграционная политика формировалась на основе признанных международных стандартов. Стремление построить цивилизованное государство объединило представителей разных политических сил, позволило принять в сущности чрезвычайно либеральные законы, присоединиться к важнейшим международным договоренностям. Критики этих решений нередко упрекали, что в стремлении соответствовать международным требованиям Украина пренебрегала собственными интересами. В этом есть доля истины. Однако именно общепризнанные международные нормы, ставшие частью законодательства Украины, обеспечивают надежный фундамент для усовершенствования миграционной политики государства в соответствии с современными требованиями.
В условиях демографического кризиса и миграционного оттока населения, которые могут стать факторами, тормозящими экономическое развитие, Украине необходима миграционная стратегия, направленная на сохранение и пополнение человеческих ресурсов. Ее основные цели должны состоять в сокращении эмиграции, стимулировании возвращения эмигрантов на родину, прежде всего тех, кто выехал временно с трудовыми целями, а также в привлечении иммигрантов, в первую очередь выходцев из Украины и их потомков.
[2] Про кількість та склад населення України за підсумками Всеукраїнського перепису населення 2001 року // Урядовий кур’єо. 2002. 28 груд. С. 11.
[3] Сусак В. Українські гостьові робітники та іммігранти в Португалії (1997—2002 рр.) // Україна в сучасному світі. Київ: Стилос, 2003. С. 197.
[4] Івашко О., Бень А. П’ять мільйонів на закордонних заробітках. Та ще й нелегально // Голос України. 2003. 3 квітня. С. 2.
[5] Либанова Э., Позняк А. Формирование потоков трудовых миграций в приграничных регионах Украины // Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия и Украина: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. С. И. Пирожкова. Киев: НИПМБ, 2002. С. 134; Прибыткова И. Трудовые мигранты в социальной иерархии украинского общества // Социология: теория, методы, маркетинг. Киев, 2002. № 4. С. 159; Трудова міграція населення Тернопільської області: кількісний та географічний аспекти / Мінпраці та соц. політ. України. Тернопільська облдержадміністрація. Тернопіль: Лідер, 2002. С. 41.
[6] За границей работают более семи миллионов (!) граждан Украины // [www.facts.kiev.ua/%20sept2002].
[7] Шульга Н. А. Великое переселение народов: репатрианты, беженцы, трудовые мигранты. Киев: Ин-т социологии НАНУ, 2002. С. 192.
[8] Закон об иммиграции: гостеприимство здесь ни при чем // Зеркало недели. 2000. 2 дек. С. 4.
[9] Марченко Б. Порушників віртуальних кордонів не судять // Голос України. 2003. 27 лютого. С. 18.
[10] Border guarding in Ukraine: Future perspectives. Presentation of the State program of action aimed at maintaining the regime of the state border, frontier regime and development of border guard troops of Ukraine for the period up to 2005. Brussels, 2002. P. 9.
[11] Декларація про державний суверенітет України // Національні відносини в Україні у ХХ ст.: Збірник документів і матеріалів. Київ: Наукова думка, 1994. С. 454.
[12] Про громадянство України. Закон України // Відомості Верховної Ради України. 1991. № 50. С. 701.
[13] Про заходи, пов’язані з поверненням кримських татар до Кримської АРС. Постанова Кабінету Міністрів України від 28 січня 1992 р. // Депортовані кримські татари, болгари, вірмени, греки, німці. Збірник документів (1941–1998). Київ: Абрис, 1999. С. 86.
[14] Про біженців. Закон України // Відомості Верховної Ради України. 1994. № 16. С. 90.
[15] Про порядок виїзду з України і в’їзду в Україну громадян України. Закон України // Відомості Верховної Ради України. 1994. № 18. С. 101.
[16] Про правовий статус іноземців. Закон України // Відомості Верховної Ради України. 1994. № 23. С. 161.
[17] Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року. Київ: Преса України, 1997.
[18] Про основні напрями соціальної політики на 1997–2000 роки. Указ Президента України від 18 жовтня 1997 року № 1167 // Збірник указів Президента України. 1997. Вип. 4. С. 44.
[19] Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо боротьби з нелегальною міграцією. Закон України // Офіційний вісник України. 2001. № 8. С. 37; Про громадянство України. Закон України // Офіційний вісник України. 2001. № 9. С. 1; Про імміграцію. Закон України //Офіційний вісник України. 2001. № 27. С. 1; Про біженців. Закон України // Офіційний вісник України. 2001. № 29. С. 58.
[20] Про свободу пересування та вільний вибір місця проживання в Україні. Закон України // Урядовий кур’єр. 2004. 15 січня. С. 22.
[21] Про приєднання України до Конвенції про статус біженців та Протоколу щодо статусу біженців. Закон України // Офіційний вісник України. 2002. № 5. С. 19.
[22] Про основні напрями соціальної політики на період до 2004 року. Указ Президента України від 24 травня 2000 р. № 717/2000 // Офіційний вісник України. 2000. № 21. С. 11.
[23] Про заходи щодо посилення боротьби з незаконною міграцією. Указ Президента України від 18 січня 2001 року № 22/2001 // Офіційний вісник України. 2001. № 3. С. 13.
[24] Про невідкладні додаткові заходи щодо посилення боротьби з організованою злочинністю і корупцією. Указ Президента України № 84/2003 від 6 лютого 2003 р. // Урядовий кур’єр. 2003. 8 лютого. С. 14.
[25] Працевлаштування громадян України за кордоном у 2001 році (За даними державної статистичної звітності) // Інформаційне забезпечення ринку праці в Україні: матеріали семінару, м. Ялта, 25–27 вересня 2002 р. Київ: Держкомстат України, 2002. С. 177.7