Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
На Ваш взгляд, сегодня в России людей с высшим образованием больше, чем нужно, меньше или столько, сколько нужно?
Одни считают, что в России необходимо сокращать число государственных вузов, оставив только те, которые дают качественное образование. Другие считают, что сокращать число государственных вузов не нужно. Какая точка зрения Вам ближе — первая или вторая?
Идея санации высшей школы решительно непопулярна сегодня в России: против сокращения числа государственных вузов высказывается абсолютное большинство опрошенных (а среди тех, кто моложе 30 лет, — 60 %), несмотря даже на недвусмысленное упоминание о том, что предлагается пожертвовать исключительно заведениями, дающими заведомо некачественное образование. И это при том что с мнением об излишке обладателей высшего образования в России согласны довольно многие (32 %); оно во всяком случае значительно чаще признается справедливым, чем противоположное. Основные доводы противников «оптимизации» числа вузов — а им был задан соответствующий открытый вопрос — сводятся к двум базовым установкам в отношении высшей школы. Во-первых, многие исходят из эгалитаристской максимы: высшее образование должно быть общедоступным («пусть учатся, у всех должен быть доступ к образованию»; «не все смогут поступить потом в оставшиеся вузы»; «каждый человек имеет право выбирать институт»). Иногда при этом фокус смещается на потребности экономики («в промышленности нет квалифицированных специалистов»; «не хватает кадров»), государства и страны в целом («образованный человек — основа государства»; «в стране должно быть много образованных людей»). Во-вторых, для многих принципиально, чтобы высшее образование было государственным, и предложение о закрытии некоторых государственных вузов они воспринимают как шаг в направлении разгосударствления высшей школы. При этом одни акцентируют внимание на бесплатности образования в государственных вузах («там есть бюджетные места, дети из бедных семей могут учиться»; «не у всех есть возможность платить за учебу»), другие — на прочих самоочевидных для них преимуществах таких вузов перед коммерческими («больше доверия государственным вузам»; «государство отвечает за эти вузы»; «больше порядка, чем в коммерческих вузах»; «нет доверия коммерческим вузам»). Сторонники избавления от неэффективных вузов сетуют на качество образования в некоторых из них («очень много неграмотных специалистов»; «навыпускают специалистов — ни лечить, ни учить, ни строить не умеют»), избыток дипломированных специалистов на рынке труда («все равно после вузов работать по специальности негде»; «зачем учить, если потом не находят работу по специальности?») при нехватке рабочих («надо растить рабочие кадры»; «все лезут получить высшее образование, и у станков никто не хочет стоять»), на непомерные расходы бюджета на систему высшего образования в целом. Но в целом идея санации вузов, повторим, весьма непопулярна. Что же касается государственных расходов на высшую школу, то лишь 3 % опрошенных полагают их избыточными, тогда как ровно половина считают эти расходы недостаточными.
Как Вы думаете, государство выделяет на высшее образование слишком много средств, слишком мало или столько, сколько нужно?
Опросы 9—10 июня 2012 г. и 21—22 июля 2012 г.
43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов
© Фонд «Общественное мнение»