Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Новая программа университетского обмена, в которой участвует факультет права Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), предоставляет возможность студентам этого факультета после 4-го курса продолжить образование для получения магистерской степени в Университете Люксембурга, а также пройти стажировку в Суде Европейских сообществ. Я учусь в Люксембурге уже второй год, моя специализация — «Судебные разбирательства».
Организация учебного процесса
Учебный год здесь разбит на три семестра: первый построен приблизительно по той же модульной схеме, какая принята в ГУ-ВШЭ[1], во втором студентам предлагается восемь спецкурсов, из которых надо выбрать три и написать по ним работы, третий отводится стажировке в Суде Европейских сообществ, адвокатском бюро или любой иной юридической фирме, специализирующейся на судебных разбирательствах.
Учебный день, как правило, длинный из-за несоразмерно большого времени, отведенного на обеденный перерыв. Занятия начинаются рано, а заканчиваются часто в 6—7 вечера. В России все гораздо плотнее: самый большой перерыв 20 минут, между парами не больше 10, поэтому остается время на досуг, какие-то свои увлечения — это несомненный плюс.
Все курсы в европейских университетах разделены на спецкурсы, каждый из которых, даже если он рассчитан на одно занятие, ведет отдельный преподаватель, специалист в данной узкой области. У нас же, например, все «Гражданское право» читает один профессор. Будь он семи пядей во лбу, вряд ли кто-либо способен одинаково хорошо ориентироваться во всех разделах столь сложной юридической дисциплины. Многие преподаватели приезжают из других городов, даже стран, чтобы провести спецкурс. В соответствии с этим составляется расписание. Например, профессор Дени Симон из Реуниона вел у нас спецкурс «Национальный судья как судья коммунитарного права» каждый день по четыре часа на протяжении недели, после чего вернулся в свой университет.
Преподаватели в общении со студентами неизменно вежливы и уважительны. На занятии можно в любой момент прервать лектора и задать вопрос. В перерыве преподаватель также находится в полном распоряжении студентов. Вне университета он доступен через электронную почту.
Вместо привычной доски объявлений в европейском университете каждый факультет имеет свой сайт в Интернете (адрес сайта моего факультета: http://moodle.fdef.uni.lu/), на котором оперативно вывешиваются новости, изменения в расписании, задания.
Система преподавания
Основная форма преподавания — лекции; семинаров, в нашем понимании, почти не бывает. К каждой лекции надо готовиться, поскольку приходится принимать участие в дискуссии, задавать вопросы преподавателю. Прогуливают у них так же, если не больше, чем у нас, но раз уж студент пришел на занятие, значит он к нему готов — читать постороннюю книгу, слушать музыку, решать кроссворды ему и в голову не придет. Домашнее задание, которое преподаватель вывешивает на сайте, это, как правило, просто порция судебных дел, которые надо прочесть и проанализировать. В неделю таких набирается около 20—30 в зависимости от темы и чувства меры профессора. К экзамену общее число проработанных судебных дел достигает 350.
Время от времени студенты выступают на лекции с докладом. Обычно его готовит группа из двух-четырех человек. Распределяют обязанности и периодически собираются обсудить очередной этап. He знаю случая, чтобы студент пришел на такое обсуждение, не подготовившись. Доклад представляется в письменном виде, и один из группы его зачитывает на занятии.
В отличие от Европы, в России групповые доклады не практикуются, поскольку студенты далеко не так обязательны, как европейские, — легко могут забыть о встрече, прийти на нее, ничего не сделав, и вместо работы потратить все время на пустую болтовню. Зато индивидуальный доклад, если студент подошел к нему серьезно, обычно бывает ярче и интереснее коллективного. Да и читать по бумажке у нас считается дурным тоном.
Уровень требований
Уровень требований очень высокий. Второй курс магистратуры — это во многом углубленное изучение уже пройденного материала, поэтому к началу учебного года студент должен быть знаком, причем на весьма приличном уровне, с 80% материала, предусмотренного учебным планом. Читавший у нас курс «Судебная организация ЕС» профессор Страсбургского университета Мутон, раздавая на одном из первых занятий очередной список судебных дел, обратился к аудитории с вопросом: сколько дел по данной теме каждый уже проработал. Услышав ответ одной из студенток, недавно сменившей специализацию и потому начавшей учить право ЕС фактически с нуля, что только 3 из 20, он сокрушенно покачал головой: «Вам будет очень тяжело наверстать упущенное!» Высокие требования обеспечивают соответствующее качество. Ребята, получавшие на экзамене 10—12 (из 20 возможных) баллов, способны спустя год не только дословно воспроизвести судебные решения по пройденным делам, но и помнят мелкие детали, относящиеся к последним. Здесь трудно найти студента, ни разу не завалившего экзамен. Сдать со вто- рой-третьей попытки считается нормой. У нас же пересдача — явление относительно редкое. Как результат — задайте обычному российскому студенту через полгода после экзамена вопрос по сданному предмету, и он, скорее всего, затруднится с ответом.
Экзамены
Все экзамены письменные. Думаю, поэтому у европейских коллег почти полностью отсутствуют навыки устной речи. Удивительно, но в Европе студенты не списывают. Преподаватель может спокойно покинуть аудиторию — достать шпаргалку или заглянуть в работу соседа никому и в голову не придет. У нас на письменном экзамене почти невозможно сосредоточиться — поминутно тебя донимают вопросами и просьбами о помощи. Диву даешься, на какие ухищрения идут наши студенты, чтобы обмануть преподавателя.
Сессия на втором курсе магистратуры — это пять экзаменов. Проходной балл на каждом 10, если в сумме набираешь меньше 50, то пересдаешь все предметы, а не только тот, который завалил. Все экзамены — своего рода сообщающиеся сосуды. На одном может попасться вопрос, формально относящийся к другому. Идея в том, что студент к началу сессии должен быть в состоянии сдать все предметы сразу. Практики выдавать для подготовки к экзамену список вопросов в Европе нет. Студенту нужно тщательно проштудировать все, что так или иначе относится к предмету, поскольку задание дается практическое — отдельно теорию никто спрашивать не станет.
[1] Кредитно-модульная система — модель обучения, при которой учебный год разбивается не на два семестра, а на пять модулей (по шесть-восемь недель). Каждый модуль завершается сессией. По результатам экзаменов составляется рейтинг, от которого зависит стипендия и распределение в языковые группы.