Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Речь Петера Биери об образовании очень хороша, не подберу другого выражения для ее характеристики. Согласен со всем, что в ней сказано. Более того, читая ее, я испытал некое греющее душу чувство единомыслия со всеми образованными людьми: теми, кто стремится понять, что происходит в мире, в их окружении, в них самих. И это понимание есть результат некой работы над собой: непрерывного накапливания знаний, напряженных размышлений о природе тех или иных процессов, мифов, поступков людей. Примерно то же чувство единомыслия я испытал, когда читал известное письмо академиков Гинзбурга, Алферова и других российских ученых в защиту светской культуры. Я тогда почувствовал, что у меня с авторами письма одно восприятие жизни. Все они люди весьма образованные. Без ложной скромности скажу, что я себя отношу к их числу. He потому, что много знаю: как раз здесь я о себе не слишком высокого мнения и, чем больше узнаю, тем это мнение становится хуже. А потому, что процесс познания доставляет мне редкостное удовольствие, когда какая-то деталь в картине мира, выстроенной ранее, становится иной, более сложной, богатой, красочной.
В дополнение к сказанному П. Биери я хочу поделиться некоторыми соображениями, касающимися роли образованных людей в современном и будущем мире.
Большую часть своей истории человечество прожило в обществах, где главными достоинствами людей считались сила и богатство. Сила как физическое качество, искусство побеждать в борьбе и власть, позволяющая подчинять других своей воле. Богатство как возможность распоряжаться ресурсами. Ho всегда требовалось еще одно качество — способность помогать людям жить вместе, составлять общество, а не стадо. Я убежден, что мировые религии возникли в силу стремления усмирить в человеке дикие природные инстинкты, научить его жить в обществе, разделять необходимые для этого нравственные ценности. Люди создавали мифы и легенды, в большинстве которых прочитывается мораль, как должно поступать человеку в том или ином случае. Это было большей частью элементарное восприятие мира. Пророки обращались в первую очередь к чувствам, а не к рациональным доводам. Люди, которые посвящали себя этой миссии, пользовались особым уважением собратьев.
В эпоху Просвещения наука и научное мировоззрение в корне изменили образ и уровень жизни огромного множества людей, замещая, а отчасти вытесняя более старые формы осознания действительности. Знания и сам процесс их приобретения, радость научного творчества, постижения нового стали приобретать все большее значение в жизни человеческого общества. А ведь возможность получать эту радость обеспечивает как раз образование, в том смысле, какой имеет в виду Биери.
Роль познания, а стало быть и образования будет и дальше расти. Почему я так в этом уверен? Причина достаточно проста: рост благосостояния и развитие культуры, под которым я понимаю расширение разнообразия человеческих потребностей, все больше определяются потоком инноваций.
В аграрном обществе главным ресурсом была земля, за которую люди беспрерывно воевали. Ho в наше время она практически утратила былое значение, хотя сегодня явно назревает продовольственный кризис. Напомню, такой же кризис назревал 50 лет назад в странах Юго-Восточной Азии. С ним успешно справились, причем не за счет увеличения пахотных площадей, а за счет выведенных учеными-селекционерами новых сортов риса, дающих в два раза большие урожаи. Из нового кризиса мы, надеюсь, выберемся тем же способом.
В обществе индустриальном новые технологии уже играют существенную роль, но основной его ресурс — это полезные ископаемые и, конечно, финансовый капитал.
С ископаемыми дела обстоят не слишком хорошо. Особенно с энергоносителями, которых человечеству требуется все больше. Это означает одно: энергия, как и все невоспроизводимые ресурсы, будет дорожать, что неизбежно затормозит рост благосостояния и развитие культуры. В этих условиях только инновации, порождаемые знанием и любознательностью, смогут обеспечить рост экономики. В такой инновационной экономике инновационные продукты и услуги будут составлять 15—20% ВВП и экспорта, они же практически на 100% обеспечат экономический рост.
А кто это все сможет обеспечить? Только высокообразованные люди. Подчеркну: не просто обученные тем или иным профессиям. Это само собой разумеется. Ho именно образованные, просвещенные, свободные от суеверий и предрассудков, способные к самопознанию и самокоррекции, т. е. к изменению самих себя, стремящиеся реализовать заложенный в них творческий потенциал. Такие люди теперь становятся самым важным ресурсом и богатством человечества.
Понятно, что при этом неизмеримо возрастает роль образования. И образовательного сообщества, передающего другим знания и культуру. Нечего говорить о том, что такое сообщество должно отвечать самым высоким нравственным и профессиональным стандартам.
He знаю, как к этому можно прийти. В обществе всегда есть силы, которые стремятся все упростить, примитивизировать — насадить, скажем, вместо классической музыки попсу, свести образование к приобретению навыков, пусть и достаточно сложных, усвоению штампов и ритуалов. Ho, утверждают социологи, в мире еще господствует так называемая «эволюционная парадигма» — несмотря на все взлеты и падения, гибель целых культур, погружение отдельных обществ в дикость и тоталитаризм, человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей. И пока это так, высокое образование, рациональное научное мышление будут играть в мире первостепенную роль.