Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Поиски постсоветской Россией своего места на политической карте мира органически связаны со становлением нового геополитического порядка, возникающего на месте биполярного или квазибиполярного, просуществовавшего более четырех десятилетий и обладавшего определенной устойчивостью. Период «геополитического перехода», по терминологии британского политико-географа Питера Тейлора, по всей видимости, близок к завершению. В этих условиях российская политическая элита и общественное мнение должны, с одной стороны, адаптироваться к новым мировым геополитическим реалиям, а с другой — активно использовать внешнюю политику в процессе государственного строительства.
Бытующие в обществе в целом, среди социальных групп и у отдельных людей представления о границах своей страны и зарубежных государств могут и не совпадать с официальными. Можно сказать, что эти образы складываются как системы концентрических окружностей вокруг воображаемого национального пространства, как орбиты, отделяющие ближних и дальних соседей, врагов и друзей, верных союзников и «попутчиков». Эти границы отделяют «нас» (социально-территориальную общность) от «них», «чужих».
Унаследованные от прошлого политические традиции постепенно исчезают, общественное мнение становится все более подверженным резким колебаниям, и представления, формируемые средствами массовой информации (в первую очередь телевидением), во многом определяют геополитические образы в обществе и, шире, характер нового мирового геополитического порядка, способствуя его легитимизации в глазах избирателей.
Картину приоритетности для общественного мнения различных регионов и стран можно оценить с помощью анализа частоты публикаций ежедневных газет. Мы проанализировали подшивку столичной «Независимой газеты» (далее — НГ) как одной из наиболее респектабельных ежедневных российских газет, принадлежащей к числу «интеллектуальных» и распространяемой прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. НГ имеет довольно весомый для относительно «элитарного» издания тираж (40 тысяч экземпляров). НГ внимательно читают «лица, принимающие политические решения», именно через нее нередко «вбрасываются» новые политические идеи, конфиденциальная политическая информация, становящиеся затем предметом широких дискуссий. Территориальный охват публикаций НГ заметно шире, чем у других ежедневных газет: она обладает значительными информационными ресурсами и разветвленной корреспондентской сетью.
Контрольный срок исследования формируемых газетой образов стран и регионов составил четыре года — с октября 1997-го по сентябрь 2001 года. За этот период произошло много важных для мировой политики событий, например финансовый кризис 1998 года – сначала в азиатских странах, а затем в России и СНГ, кульминация вооруженного конфликта в Косово, вооруженные межэтнические столкновения в Македонии, президентские кампании в России и США, взрыв нестабильности и крах процесса урегулирования на Ближнем Востоке, катастрофические по своим последствиям террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне и др. Столь длительный период позволяет выделить основные черты геополитической картины мира в зеркале НГ вне зависимости от изменений конъюнктуры.
Образ той или иной страны складывается из двух составляющих — количественной и качественной. Первая говорит о частоте упоминания страны, о ее месте в потоке новостных сообщений, об информированности о ней широких слоев населения. Качественная сторона — это то, чем насыщен информационный поток из того или иного географического ареала: преобладающая тематика сообщений, тональность публикаций, очередность подачи информации (намного больше влияния на формирование образа страны у новости-«хедлайнера», нежели у новости-«аутсайдера», которую пропускают в эфир или на газетную полосу как бы вскользь, не акцентируя на ней внимания).
Значимость того или иного участка политического пространства для общественного сознания россиян определяется частотой его упоминаний на страницах газеты. За условную единицу рейтинга популярности ареала принималась отдельная статья, содержащая конкретный географический адрес или адреса. Исследование ограничивалось анализом публикаций, имеющих более или менее выраженный политический подтекст. Количественный анализ публикаций НГ проводился за период в три года с октября 1997-го по сентябрь 2000 года.
Связь между информационным освещением стран мира и численностью их населения, а стало быть, и реальным весом в мире позволяет определить коэффициент локализации (отношение доли региона в публикациях и доли в общем населении указанного ряда регионов). Если коэффициент больше единицы, то информационное освещение той или иной территории можно условно считать достаточным или повышенным. Если коэффициент меньше единицы, то внимание газеты к региону не соответствует его доле в населении.
Существенную роль в информационных портретах регионов имеет и равномерность поступления новостей. Ее можно оценить с помощью коэффициента вариации (исчисляется как отношение среднего отклонения к среднему значению). Чем он меньше, тем более постоянно и равномерно информационное освещение региона.
Рубеж между внутрироссийским и внешним пространством определен в журналистских текстах не вполне четко. Это весьма характерно для нынешней России, в сознании населения которой национальные границы размыты. Например, некоторые северокавказские субъекты РФ зачастую воспринимаются как часть «внешнего» мира. Отсюда нередки такие словесные штампы, как «действия российских войск в Чечне», «гуманитарная помощь России Дагестану» и др. В свою очередь, отдельные ареалы ближнего зарубежья продолжают, видимо по инерции, входить в состав «внутреннего» пространства (именно так многие авторы НГ, да и других российских СМИ, характеризуют Белоруссию).
Во «внутренней» сфере доминируют бывшие республики СССР, на которые приходится 49% международных публикаций в НГ за 1997–2000 годы. Среди них с большим отрывом лидирует Украина (1 605 публикаций, или каждая двенадцатая). За ней следуют еще две бывшие союзные республики: Грузия (с Абхазией — 1 418 публикаций) и Белоруссия (1 342) (см. табл.).
Частота упоминаний стран мира в «Независимой газете» за период с октября 1997-го по сентябрь 2000 года
Ранг | Страна | Количество публикаций с упоминаниями | Коэффициент локализации | Коэффициент вариации |
1 | Украина | 1605 | 9.48 | 0.14 |
2 | Грузия | 1418 | 78.33 | 0.22 |
3 | Белоруссия | 1342 | 39.12 | 0.27 |
4 | США | 1232 | 1.38 | 0.38 |
5 | Югославия | 915 | 25.98 | 0.94 |
6 | Азербайджан | 726 | 28.68 | 0.36 |
7 | Молдавия | 691 | 47.57 | 0.28 |
8 | Таджикистан | 662 | 33.57 | 0.26 |
9 | Армения | 641 | 50.95 | 0.30 |
10 | Казахстан | 526 | 10.25 | 0.37 |
11 | Киргизия | 408 | 26.78 | 0.42 |
12 | Германия | 381 | 1.39 | 0.33 |
13 | Туркмения | 374 | 24.43 | 0.28 |
14 | Израиль | 362 | 18.31 | 0.30 |
15 | Узбекистан | 341 | 4.58 | 0.45 |
16 | Китай | 314 | 0.08 | 0.33 |
17 | Индия | 297 | 0.09 | 0.40 |
18 | Великобритания | 292 | 1.48 | 0.48 |
19 | Ирак | 281 | 4.07 | 0.64 |
20 | Франция | 266 | 1.36 | 0.46 |
21 | Япония | 260 | 0.61 | 0.39 |
22 | Латвия | 29 | 27.44 | 0.51 |
23 | Турция | 212 | 1.01 | 0.40 |
24 | Италия | 189 | 0.98 | 0.43 |
25 | Афганистан | 174 | 2.79 | 0.64 |
26 | Палестинская автономия | 170 | 18.63 | 0.49 |
27 | Иран | 158 | 0.76 | 0.44 |
28 | Пакистан | 148 | 0.31 | 0.46 |
29 | Румыния | 147 | 1.94 | 0.52 |
30 | Индонезия | 138 | 0.21 | 0.47 |
31 | Норвегия | 136 | 9.26 | 0.51 |
32 | Польша | 122 | 0.94 | 0.47 |
33 | Чехия | 116 | 3.35 | 0.45 |
34 | Литва | 114 | 9.17 | 0.55 |
35 | Испания | 193 | 0.78 | 0.58 |
36-37 | Швейцария | 94 | 3.97 | 0.63 |
36-37 | Эстония | 94 | 19.01 | 0.46 |
38 | Бельгия | 90 | 2.64 | 0.53 |
39 | Австрия | 89 | 3.28 | 0.62 |
40 | КНДР | 88 | 1.17 | 0.53 |
41 | Чили | 85 | 1.76 | 0.58 |
42-43 | Греция | 83 | 2.37 | 0.61 |
42-43 | Республика Корея | 83 | 0.55 | 0.66 |
44-45 | Куба | 81 | 2.17 | 0.40 |
44-45 | Малайзия | 81 | 1.17 | 0.70 |
46 | Египет | 75 | 0.36 | 0.56 |
47 | Босния и Герцеговина | 73 | 4.82 | 0.63 |
48 | Болгария | 71 | 2.53 | 0.49 |
49 | Канада | 70 | 0.70 | 0.65 |
50 | Бразилия | 69 | 0.13 | 0.56 |
Динамика информационных «рейтингов» стран СНГ различна. Так, информация о событиях из Украины и Белоруссии поступает в Россию в «фоновом» режиме, т. е. ее поток варьирует по месяцам незначительно. Информация из других стран СНГ больше связана не с постоянным и регулярным отслеживанием политической ситуации, а с конкретными событиями. Например, баланс информационных потоков из Армении и Азербайджана неоднократно менялся. До июля 1999 года преобладала информация из Еревана (порой с двукратным превышением), в июле — сентябре 1999 года новостные потоки из двух закавказских республик были соразмерны. Период с октября 1999-го по январь 2000 года ознаменовался новым информационным доминированием Армении (на страницах НГ широко освещались последствия теракта в армянском парламенте). Февраль – март 2000 года опять стал отрезком сбалансированного освещения событий в Армении и Азербайджане, и, наконец, с июня 2000 года резко вырос информационный рейтинг Азербайджана (эта тенденция сохранилась и в 2001 году). В определенной степени такая ситуация была связана с усилением интереса российских политических и деловых кругов к каспийскому нефтяному проекту, в котором именно Азербайджан играет ключевую роль.
В информации из Центральной Азии явно доминирует Таджикистан, что, конечно, связано со сложностью внутриполитической ситуации в республике, сохранением в ней российского воинского контингента и близостью к новейшему доминирующему в мире очагу напряженности – Афганистану. Для всех стран региона характерен «событийный» режим отслеживания ситуации. Так, пики «рейтинга» Таджикистана соответствуют периодам обострения ситуации на таджикско-афганской границе и в горных оппозиционных районах страны (Горный Бадахшан, Каратегинская зона, Тавильдаринская долина). Интенсивность поступления информации из Киргизии и Казахстана приближается к показателям Таджикистана, что отчасти объясняется усилившимися тенденциями к региональной интеграции (Бишкекская шестерка, Евроазиатское экономическое сообщество, различные встречи и консультации в формате СНГ). Освещение Туркмении и Узбекистана, напротив, несоразмерно с реальным экономическим весом этих стран в регионе. Эта неадекватность виртуального газетного образа сложившейся ситуации отражает постепенный уход Узбекистана и особенно Туркмении с ближайшей к России внешнеполитической орбиты.
Вторая геополитическая оболочка России включает государства, расположенные за пределами границ СНГ, но исторически и культурно близкие нашей стране. Среди 50 наиболее популярных в публикациях НГ в 1997–2000 годах государств мира шесть — постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы. В их число, однако, не вошли Венгрия, Хорватия и Словакия. Первенство же, по понятным причинам, принадлежит Югославии (915 публикаций, т. е. примерно 5% всех материалов, опубликованных за трехлетний срок). Именно эта страна имеет наиболее высокий среди всех стран дальнего зарубежья коэффициент локализации информационного освещения — 26. Другими словами, доля страны в международных публикациях НГ в 26 раз выше ее доли в общем населении мира без России. Основная тема новостей из Югославии за рассматриваемый период — кризис в Косово, который в феврале — июне 1999 года был в центре внимания всех без исключения крупнейших мировых изданий. Любопытно, что пик освещения югославского конфликта в НГ миновал уже к маю, тогда как военная операция стран НАТО только набирала обороты. Это можно объяснить падением влияния России при урегулировании балканского кризиса, а также относительной усталостью российского читателя, оказавшегося явно подавленным валом трагических новостей с театра военных действий.
Интерес к странам Западной Европы был относительно постоянным и не испытывал существенных колебаний. Ежемесячно на этот ключевой для российской политической жизни регион приходилось в среднем около 60 публикаций, или по две-три публикации в каждом номере. Лидировали Германия, Великобритания и Франция — традиционные российские внешнеполитические партнеры на Западе. Совсем немного этой тройке проигрывает Италия — еще один член «большой семерки» экономически сверхразвитых государств мира. Несколько неожиданно выглядит частое упоминание в публикациях НГ Норвегии, чье место в итоговой рейтинговой таблице популярности не соответствует ее положению в хозяйственной, да и политической жизни Европы (коэффициент локализации— 9,3). Помимо перечисленных, в число 50 наиболее часто упоминаемых стран вошли Греция (из-за ее роли в Балканском кризисе), Бельгия (здесь расположены руководящие органы НАТО и ЕС), Швейцария (основные темы публикаций — финансовые скандалы, связанные с ведущими российскими политиками и бизнесменами, и экономические форумы), Испания (доминирующая тема— сепаратистское движение в Стране Басков) и Австрия (внутриполитические проблемы). Некоторые из этих стран, особенно Бельгия и Швейцария, были центрами важных дипломатических встреч. Обстановка в ряде западноевропейских государств (Германия, Франция, Великобритания) отслеживалась в «фоновом» режиме (коэффициент вариации числа упоминаний за три года не превышает0,5), публикации по другим странам были реакцией на конкретные события.
Юго-Западная Азия традиционно пользуется вниманием российских средств массовой информации (8,7% всех международных публикаций за трехлетний период). Так же, как и десятилетия назад, много материалов посвящено ближневосточному конфликту. Из Израиля, Турции, Ирана информация поступает в«фоновом» режиме. Ирак и Афганистан — классические «событийные» страны. Аравийский полуостров практически не привлекает внимания репортеров НГ, да и других российских СМИ.
Место Северной Америки в представляемой НГ картине мира определяется, прежде всего, материалами о США (6,6% всех материалов), которые наряду с Канадой остаются одними из главных «ньюсмейкеров» (соответственно 4-е и 49-е места в 1997–2000 годах). Информация из США идет в «фоновом» режиме. Что касается Канады, то отдельные связанные с ней информационные всплески объясняются по большей части сепаратистским движением в Квебеке.
На Восточную Азию и Африку приходится примерно по 4% информационных материалов. Со странами Восточной Азии – сопредельного с Россией региона — у нас давние и разносторонние связи. Тем не менее, места большинства государств региона в информационных предпочтениях НГ далеки от ожидаемых. Например, Китай, страна с более чем миллиардным населением и колоссальным экономическим потенциалом, за три года получил менее 2% всех публикаций. На другого экономического гиганта — Японию — приходится всего 1,4%, на КНДР и Республику Корея — по 0,4%. Монголия практически стала «терра инкогнита» для современного российского читателя. В отличие от других стран Восточной Азии, из Китая и Японии новости поступают в «фоновом» режиме. Пик интереса к региону пришелся на июль 1998 года — период наиболее острой фазы азиатского финансового кризиса, когда ежемесячный прирост публикаций составил320%(!).
Довольно высокий интерес НГ к Африке — возможно, некоторая неожиданность. Основное внимание уделялось Египту (доминировала тема ближневосточного урегулирования), ЮАР (главная тема — передача президентом Н. Манделой власти своему преемнику), Демократической Республике Конго (гражданская война), Алжиру (волна насилия, развязанного исламскими фундаменталистами), Нигерии (первые свободные президентские выборы), Анголе (гражданская война), Ливии (роль режима Каддафи в поддержке мирового терроризма) и др. Целый ряд африканских стран за три года не упоминались на страницах НГ ни разу: Мавритания, Буркина-Фасо, Мадагаскар. Отличительной чертой информации по всему африканскому континенту является отрывочность, «событийность».
Южная Азия «делегировала» в список 50 наиболее освещаемых государств мира Индию (17-е место) и Пакистан (28-е). На них приходится более 90% публикаций о регионе. Повышенный интерес к странам Южной Азии (всего 2,6% международных публикаций) наблюдался в мае — июне 1998 года, когда сначала Индия, а затем Пакистан провели испытания ядерных устройств.
Латинская Америка (2,6% всех публикаций), за исключением Кубы, Никарагуа и Чили, и раньше освещалась в российской прессе довольно слабо. Но сейчас ощущается острый дефицит информации и по этим странам. Исключение некоторое время составляло Чили, но недолгий взлет ее рейтинга объяснялся лишь международным скандалом, связанным с экстрадицией бывшего диктатора Пиночета. После Чили (41-е место) в Латинской Америке наибольшей притягательностью для авторов НГ обладают Куба и Бразилия (44-е и 50-е места соответственно). В первую сотню стран также входят Колумбия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Перу и Панама. Интерес к Латинской Америке коррелирует с развитием ситуации в Северной Америке.
На Юго-Восточную Азию приходится всего 2,2% публикаций о зарубежных странах. Выделяются три кратковременных периода усиления интереса к региону. Два первых (май и сентябрь 1998 года) связаны с региональным финансовым кризисом, последний (сентябрь — октябрь 1999 года) — с дестабилизацией обстановки в Индонезии и суверенизацией Восточного Тимора. Лидером в потоках новостей из стран Юго-Восточной Азии (30-е место в мире) является именно Индонезия, значительно опережающая соседей — Малайзию, Филиппины, Камбоджу и Таиланд.
Южно-Тихоокеанский регион (Австралия и Океания) представлен в российских СМИ совсем слабо: его доля в общем числе публикаций составляет всего 0,4%, материалы крайне отрывочны и невелики по объему. Положение не спасло даже проведение в Сиднее летней Олимпиады 2000 года. За три года на Австралию пришлось всего 30 публикаций, на Фиджи — 17 (интерес к этим островам связан с попыткой государственного переворота и межэтническими конфликтами), Новую Зеландию — 11.
Анализ качественной составляющей образов стран мира, формируемых НГ, проводился за период одного года — с октября 2000 по сентябрь 2001 года. В рамках этого временного отрезка были выбраны 12 недель (с 8-е по 14-е число каждого месяца), в пределах которых характеризовались все публикации, имевшие упоминания о зарубежных странах.
Основными поставщиками новостей для НГ за это время продолжали выступать Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан и другие страны СНГ. Но лидером интереса СМИ, причем не только печатных, но и электронных, стали США. Это произошло во многом по причине известной сентябрьской катастрофы в городах Америки, потянувшей за собой масштабный информационный след. На счету США за октябрь 2000-го — сентябрь 2001 года накопилось почти 16% публикаций, а доля публикаций о США в «черном» сентябре 2001 года сверхвысока— четверть от всего месячного объема. Такого не было даже в апреле 1999 года, когда все СМИ России бурлили вестями с Балкан, где в то время начиналась военная операция НАТО (см. диаграммы).
Географические образы в зеркале СМИ
За указанный период усилилась информационная значимость ближневосточного конфликтного очага, проявившаяся в возрастании рейтинга Израиля (в2000–2001 годах шестое место в мире), Палестинской автономии и некоторых соседних территорий. Увеличение интенсивности новостных потоков из этих стран связано с эскалацией палестино-израильского конфликта, крахом процесса урегулирования, переходом противостояния в фазу вооруженной борьбы. К этому стоит добавить, что Израиль, почти на четверть населенный выходцами из России и республик бывшего СССР, традиционно является одним из фокусов притяжения внимания всех без исключения отечественных СМИ.
В пределах 2000–2001 годов произошло усиление новостных потоков из западноевропейских стран: Великобритания, Франция, Германия стали входить в десятку ведущих стран-«ньюсмейкеров». Это, по-видимому, связано с возрастанием интереса россиян к процессам европейской интеграции, интеграцией России в европейские структуры, что привело к большей зависимости нашей страны от изменения ситуации на европейских рынках. По той же причине увеличилась информационная значимость Японии.
За последний год анализа информационных потоков отчетливо проявилась тенденция сокращения доли стран СНГ. Отчасти это связано с тем, что основные события мировой политики за указанный отрезок времени происходили за пределами ближайшей к нашей стране геополитической оболочки. Другая причина— постепенное увядание СНГ, которое не смог приостановить даже комплекс мероприятий, посвященный десятилетнему юбилею организации.
В рамках временного интервала, выбранного для оценки качественной составляющей образов стран мира, по-прежнему прослеживается интерес к странам Центрально-Восточной и Северной Европы (ведущая роль в регионе у Югославии), Юго-Западной Азии (прежде всего к Афганистану и Ирану), Южной и Восточной Азии. Остальные пространства планеты, за исключением разве что Канады (ее можно отнести к соседям России), Индонезии (здесь наблюдается сходство исторических судеб двух больших и многонациональных стран, столкнувшихся с трудноразрешимыми экономическими и политическими проблемами после либерализации своих режимов) и Кубы, можно назвать информационной пустыней. Новостной поток отсюда в 2000–2001 годах был ограничен, низкоинтенсивен и фрагментарен. Редкие публикации были связаны, главным образом, с отдельными громкими событиями, время от времени происходящими в странах этих регионов.
Преобладающей темой публикаций за выбранный для качественного анализа период стала внешняя политика (новости, связанные с государственными визитами, международными отношениями, событиями в международных организациях и др.). Внешнеполитические новости составляли основу новостных потоков большинства стран мира. В этой группе встречаются как страны с высоким для России информационным рейтингом (США, Украина, Германия, Франция, Китай, Япония, Индия), так и менее заметные в информационном освещении отечественных СМИ (Малайзия, Ливия, Бразилия).
Новости внутренней политики (основные разделы — разноуровневые выборы, партийное строительство, политики-персоналии, проблемы соблюдения прав человека) доминировали в новостных потоках ограниченного числа стран. Например, из Белоруссии преобладала информация, связанная с проведением в сентябре 2001 года президентских выборов, из Чехии, Аргентины, Чили и Перу— о коррупционных скандалах, из Индонезии — о затянувшемся правительственном кризисе.
Довольно большое число стран отметились на страницах НГ прежде всего как ареалы войн и конфликтов, зоны проявления криминала и прочих социально-политических катаклизмов. В эту группу вошли и хрестоматийные «горячие точки» планеты (Израиль, Афганистан, Македония, Руанда, Сомали, Эфиопия, Судан и др.), и территории, где ожесточенные конфликты происходили в сравнительно недавнем времени (Молдавия, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Демократическая Республика Конго, Ливан). Информация о террористических актах преобладала из Испании и Алжира. Основной темой публикаций о ЮАР были расовые конфликты. В этой же группе, исходя из анализа НГ, оказалась и Австралия, но соседство этой стабильной во всех отношениях страны со странами— очагами конфликтов случайно. Из трех публикаций по Австралии, промелькнувших в НГ, две содержат упоминания о криминальных новостях.
Гораздо более достойно и почетно упоминание страны в контексте новостей культуры, искусства и науки. «Культурными мекками» мирового значения, судя по анализу одной из самых респектабельных российских газет за 2000–2001 годы, были Великобритания (театральные фестивали и гастроли), Италия (Венецианский кинофестиваль, гастроли деятелей культуры), Швеция и Литва. Сообщениями о культурной жизни могут похвастаться многие страны мира (больше всего таких публикаций о США), но только в новостных потоках из этих стран новости культуры преобладали.
НГ часто дает сообщения о различных природных или техногенных катаклизмах: стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, эпидемиях и др. Но за контрольный срок публикации такого рода составляли большинство лишь в спектрах новостей, полученных из Вьетнама (основная тема сообщения — тропические тайфуны) и Сальвадора (катастрофическое землетрясение).
Тональность публикаций НГ чаще всего была нейтральной (88% всех публикаций за период, выбранный для анализа). В этом состоит осознанная политика издания, заголовок которого украшает девиз «Sine ira et studio» («Без гнева и пристрастия»). В негативные тона были окрашены 8,5% публикаций, в позитивные— 3,5%. Наиболее часто негативная оценка появлялась в новостях из Украины, США, Афганистана, Израиля, Таджикистана; позитивная оценка — при освещении событий в США, Италии, Японии.
Образы отдельных стран на страницах НГ
Украина. Страна, которая наряду с Белоруссией во всех смыслах — этнокультурном, экономическом, геополитическом и стратегическом — наиболее генетически близка России. Несмотря на частичную переориентацию правящей элиты Украины на Запад, связи с Россией остаются очень тесными, что проявляется во взаимозависимости политической ситуации в двух соседних странах. Украина — это второй номер СНГ, крупнейшая, после России, экономическая держава в этом объединении постсоветских республик. В России обостренно и неравнодушно воспринимают любую информацию из Украины, как положительную, так и негативную. Давние культурные и человеческие связи способствуют крайне высокому рейтингу страны во всех без исключения российских СМИ независимо от их политической направленности. Официальная Москва придает особое внимание отношениям с Киевом, пытается ценой некоторых (порой ощутимых) экономических уступок добиться близких и доверительных отношений со своим южным соседом. Не случайно послом на Украину был направлен такой опытный аппаратный игрок, как В. С. Черномырдин
В публикациях НГ Украина предстает лидером читательского и журналистского интереса (более 8% всех публикаций за 1997–2000 годы — максимальный результат). Каждая пятая публикация из Украины имеет негативную окраску (проблемы коррупции в высших эшелонах власти, воровство российского газа из трубопроводов, антироссийские акции националистических элементов). Статьи, посвященные Украине, нередко бывают большими, по 6–9 тысяч знаков, максимально — 22 тысячи знаков, что для газетного формата очень много. Среди тем, которые Украина представляет на суд читателей НГ, преобладают сообщения о визитах, переговорах и консультациях, связанных с двусторонними российско-украинскими отношениями. По сравнению с началом 2000 года, в 2001 году интерес к Украине несколько упал. Если для первого отрезка времени об Украине ежемесячно в среднем «выдавалось» около 50 публикаций, то сейчас — несколько больше 30.
Выявленные закономерности подтверждаются данными опросов ФОМ. Большинство респондентов считают Украину дружественным государством (62%, опрос ФОМ 19–20.05.2001) и относятся к Украине хорошо (53%, 20–21.10.01), но при этом больше тех, кто считает, что за последний год отношения России и Украины ухудшились — 29%, тогда как об улучшении говорили лишь 22% (там же), нынешнее состояние отношений с Украиной не удовлетворяет 54% россиян (май 2001 года), хотя в октябре 1999 года таких было 45%. Эту закономерность косвенно подтверждает тенденция падения информационного рейтинга республики за последний год. Но если проанализировать ответы респондентов на вопрос «С какими государствами ближнего зарубежья, на Ваш взгляд, России необходимо укреплять и развивать сотрудничество в первую очередь?», то картина выглядит более оптимистичной: в 1998 году на Украину в качестве желаемого ведущего внешнеполитического партнера указали 44%, в 1999 году — 47%, а в 2001 году — 49%. Лидером опроса все годы была Белоруссия, а Украина всегда была второй.
Вывод: Украина воспринимается российскими СМИ как дружественное и даже братское государство, отношение к которому все же довольно ревностное и критичное. Информационный рейтинг Украины в российских СМИ намного выше, чем место страны в мировой экономике и влиятельность в международной политике.
США. Единственная супердержава современного, по сути однополярного, мира занимает важное место в информационной картине, складывающейся практически в любой стране мира. США — центр экономического могущества, американский доллар фактически стал мировой валютой, влияние США на политические процессы, происходящие во многих регионах, можно назвать определяющим. В современном мире понятие «глобализация» стало практически идентичным понятию «американизация». О том, какое значение имеют происходящие в США политические процессы для ситуации в других странах, было явственно заметно в течение финальной фазы президентской выборной гонки в конце 2000 года. Неясность с итогами выборов породила нестабильность валютно-финансовых рынков всего мира.
В информационной картине мира, представленной НГ, США — один из главных фокусов внимания. В 1997–2000 годах США были единственной страной «дальнего зарубежья», которой удалось за три года набрать более тысячи публикаций. Это был четвертый показатель после стран СНГ — Украины, Грузии, Белоруссии. В 2000–2001 годах ситуация заметно изменилась, США стали мировым информационным лидером, что во многом произошло из-за подробного освещения последствий терактов 11 сентября 2001 года.
Спектр новостей из США очень разнообразен. В нем доминируют новости внешней политики, которым посвящены 38,4% всех публикаций 2000–2001 годов. Далее следуют новости, связанные с конфликтами, криминалом и терроризмом, — 20,7%, из них 3/4 приходятся на период с 11 сентября 2001 года. Другие крупные группы новостей связаны с экономическим развитием США (13,8%), с внутриполитическим положением (12,1%), культурой (6,5%), наукой и конструкторскими разработками (4,3%), катастрофами и стихийными бедствиями (2%). Большинство посвященных США публикаций имеют нейтральную тональность, но 11,6% материалов о стране окрашены негативно, а 3,9% — позитивно.
Образ США, не похожий на сформированный НГ, довольно устойчиво бытует в массовом сознании россиян. Для многих граждан нашей страны США если не враг, то, по крайней мере, недружественное государство. Так заявили 53% опрошенных 17–18.02.2001 (ФОМ). Трагические события 11 сентября практически не смягчили оценок: 80% респондентов признались, что их отношение к США не изменилось в результате терактов, а 4% даже заявили об ухудшении этого отношения (опрос ФОМ 29–30.09.2001). Имеет широкое распространение убеждение о своеобразном «паразитировании» США. Точку зрения, что Америка стала самой богатой страной мира прежде всего за счет эксплуатации других стран и народов, разделяют 52% опрошенных. За то, что США своим процветанием в большей степени обязана собственным заслугам американцев — трудолюбию и грамотной экономической политике, выступают 33%.
Не следует забывать, что США, судя по тем же опросам, регулярно из года в год входит в число наиболее вероятных врагов России. В 1997 году об исходящей от Америки опасности заявляли 32% респондентов, в 1999 году — 48% (следствие военной компании США и других стран НАТО против Югославии), а в2001 году— 13%. Падение рейтинга враждебности США в последнем случае связано с последствиями сентябрьских атак террористов (опрос проводился 5 ноября), которые привели к сближению России и США. Самым очевидным врагом России тогда по тем же причинам стал Афганистан, о потенциальной опасности которого заявили 19% опрошенных.
Вывод: образ США, выраженный публикациями НГ, плохо соотносится с господствующими в широких слоях российского общества убеждениями и стереотипами. Таким образом, можно утверждать, что НГ в силу своей «элитности» не разделяет антиамериканских настроений большой части населения РФ.
Польша. Веками Польша была призвана соединять Восточную Европу с Западной. Польша сегодня — это уже никак не Восток, но и не в полной мере Запад. Противоречивость положения страны подчеркивают ее внешнеполитические установки. Польша настойчиво до самопожертвования пробивается в ряды членов Европейского союза, в 1999 году она вступила в НАТО, но до сих пор активно разрабатывает и восточный вектор своей политики. Первые лица страны почти так же часто бывают в Москве, Киеве и Минске, как в Берлине, Париже и Лондоне. Польша уверена, что ее историческая миссия состоит в передаче европейской интеграции (или экспансии?) далее на восток. Все чаще слышатся заверения в том, что восточным соседям не стоит бояться более близких отношений Польши с Западом, ведь таким образом она может быть полезна Востоку в качестве адвоката и проводника в общеевропейский дом.
Для этой страны характерна нейтральная тональность публикаций, но каждый десятый материал окрашен в негативные тона. В Польше российские СМИ интересуют все события: проведение выборов разных уровней, внешняя политика, политики-персоналии, криминальная ситуация — словом, таким и должно быть внимание к стране-соседу. Если же брать НГ, то в новостном потоке из Польши доминируют новости, связанные с двусторонними отношениями Москвы и Варшавы. В этом и состоит ориентация образа Польши на восток. Западную ориентацию создают новости, говорящие об успехах или неудачах страны в переговорах и консультациях с западными державами, о стремлении Польши расширить свое партнерство с США и другими странами НАТО.
Показательно, что Польша, если анализировать публикации НГ, имеет сравнительно невысокий рейтинг. Она находится в четвертом десятке, уступая по числу материалов Индии, Ираку, Турции, Пакистану и даже Индонезии. Ежемесячно Польша фигурирует в среднем лишь в трех-четырех публикациях НГ. Доля страны в публикациях меньше даже, чем ее доля в населении — ситуация поразительная для страны-соседа, тем более страны славянской. Конечно, за последние четыре года, в течение которых проходило исследование, Польша была лишена крупных потрясений, способных усилить внимание к ней. Однако и это недостаточно веская причина «игнорирования» Польши. Похоже, что СМИ России вслед за ее политиками и населением попросту махнули на братьев-славян рукой, демонстративно переориентировавшись на белорусов.
Ответы на такую своеобразную инверсию образа Польши могут дать опросы общественного мнения, наиболее свежий из которых проведен ФОМ 6 октября 2001 года. Здесь в полной мере проявилась противоречивость, геополитическая двойственность Польши. В целом, россияне относятся довольно дружелюбно к стране и ее населению. Дружественным России государством Польшу считают57% респондентов, поляки симпатичны 64% опрошенных. Но этот высокий уровень доверия к Польше не подтверждается ожидаемым россиянами ответным отношением поляков к нашей стране (лишь 44% думают, что поляки относятся кРоссии положительно). Мнения россиян о Польше и поляках порой полярны. Одни считают Польшу «братским народом», «богатым государством», «стабильной страной», другие говорят о поляках как о самоуверенных, хитрых, продажных людях, ценностям человеческого общения предпочитающих торговлю и накопительство. Интересно, что оценка поляков и Польши тем негативнее, чем западнее расположен российский регион. Респонденты из Сибири и Дальнего Востока, знакомые с поляками лишь понаслышке, относятся к ним значительно спокойнее.
Вывод: образ Польши в сознании россиян еще до конца не сформирован. Пока в нем преобладают настораживающие тенденции ухудшения взаимоотношений. Многие россияне не могут простить Польше предательства идей славянства в угоду интеграции в проамериканские структуры западного мира.
Израиль. С геополитической точки зрения Израиль — это анклав Запада на Востоке. Страна имеет тесные экономические и военно-стратегические связи с США и Евросоюзом. Всю вторую половину ХХ века территория Израиля входила в крупнейший в мире очаг межэтнического конфликта, который сгенерировал пять арабо-израильских войн. Развитие событий в веке текущем пока не дает оснований заявлять о падении интенсивности силового противостояния. Наоборот, за последние годы (с сентября 2000 года) наблюдается новый этап эскалации ближневосточного конфликта, развитие которого привлекает внимание практически всех СМИ современного мира. Основными причинами пристального внимания к событиям на Ближнем Востоке можно назвать следующие: 1) геополитическая значимость региона, находящегося в зоне контакта Азии, Европы и Африки, прикрывающего к тому же доступ к колоссальным нефтегазовым ресурсам Персидского залива; 2) концентрация дипломатических усилий многих ведущих держав мира; 3) отношение к региону как к колыбели трех мировых религий; 4) значительная поддержка сторон конфликта арабскими странами и еврейской диаспорой.
НГ создает образ Израиля как нестабильной страны, участвующей в затяжном и кровопролитном конфликте, имеющей значительные внутриполитические противоречия между различными партиями и группировками. О различных проявлениях конфликта между израильтянами и палестинцами (вооруженные столкновения, демонстрации, террористические акты, двусторонние переговоры) сообщают более 76% публикаций за период, выбранный для качественного анализа. Показателен еще и тот факт, что каждая пятая публикация об Израиле окрашена в негативные тона (все они связаны с палестино-израильским конфликтом). Новости о гуманитарной (наука, культура, традиции народа) и экономической сферах жизни Израиля практически не представлены. За время, прошедшее с момента начала последней фазы активизации конфликта, новостной поток увеличился почти вдвое. Материалы об Израиле в НГ обстоятельны, многословны, имеют сравнительно большой объем (чаще всего 3–5 тысяч знаков).
Израиль — это государство, отношение к которому в отечественных СМИ за последнее десятилетие кардинально изменилось. Если раньше события в Израиле освещались однозначно негативно («израильская военщина», «оккупация палестинских территорий»), то сегодня позиция информационных источников стала более нейтральной, а временами даже и произраильской. Такое резкое изменение официального отношения к стране сыграло свою роль и в трансформации общественного мнения. По данным опросов, проводимых ФОМ, Израиль на сегодняшний момент уже большинством респондентов воспринимается как дружественное государство (52%), но при этом 56% опрошенных относятся к этому государству безразлично (опрос 30.06–01.07.2001).
Главные ассоциации респондентов по поводу Израиля сформированы либо бытовыми наблюдениями, либо СМИ. При ответе на открытый вопрос «Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово “Израиль”?» по19% опрошенных упомянули стереотипные ассоциации с населением страны («ничего другого, кроме евреев», «государство еврейской национальности» и др.) или вспомнили о вооруженном конфликте («воюющее государство», «война с арабами», «бесконечный конфликт с Палестиной»). При этом вторая группа ассоциаций полностью укладывается в образ страны, сформированный НГ, да и другими российскими СМИ. Таким образом, в информационном поле вокруг государства создается устойчивое тождество «Израиль = конфликт», которое с годами ничуть не слабеет, а скорее укрепляется. При этом большинство респондентов склонно думать, что виновниками конфликта можно назвать обе стороны. Это также можно связать с преобладающим в российских СМИ, в том числе и в НГ, принципом равноудаленности от позиций официального Израиля и палестинцев.
Вывод: образ Израиля в российском обществе во многом сформирован СМИ. Израиль — государство, входящее в поле повышенного внимания информационных служб России.
Китай. В последние годы Китай демонстрирует серьезные успехи во многих аспектах своего развития. Это самое населенное в мире государство к началу XXI века стало второй экономической державой в мире. При этом Китай не входит в официальную семерку (или восьмерку) крупнейших экономически развитых государств. В последние годы Пекин успешно восстанавливает политический контроль над своими территориями, отторгнутыми от страны десятилетия и столетия назад (воссоединение Гонконга в 1997 году, Макао в 1999 году). Голос Китая все громче звучит при урегулировании локальных и глобальных конфликтов.
В публикациях НГ вырисовывается образ Китая как страны, находящейся на периферии читательского внимания. Доля Китая в новостных потоках мира несоразмерна с тем местом, какое занимает эта страна в мировой экономике и политике, не говоря уже о доле Китая в мировом населении. Любопытно, что негативных публикаций о Китае 10%, а позитивных всего 3%. Основная тема новостей из КНР — внешнеполитическая деятельность Пекина (в том числе контакты с Россией и США). Большой интерес у российских СМИ вызывает проблема соблюдения прав человека в Китае. Впрочем, это одна из основных тем сообщений о КНР международных информационных агентств.
Если судить по опросам общественного мнения, некоторое безразличие к мощному восточному соседу присуще и значительной части россиян. Несмотря на то что две трети респондентов называют Китай дружественным России государством (опрос ФОМ 16–17.06.2001), 47% опрошенных относятся к этой стране безразлично и лишь 43% хорошо. В то же время людей, считающих, что партнерские отношения с Китаем важнее, чем партнерские отношения с США, на треть больше, чем высказавшихся об обратном.
Китай воспринимается в нашей стране как огромное сверхнаселенное государство, в настоящий момент дружественное, но потенциально опасное. Господствует убеждение, что, учитывая огромные людские ресурсы Китая, с этой страной жизненно необходимо сотрудничать, а не конфликтовать. Как отмечено в отчете ФОМ, «непростая история советско-китайских отношений и опасения, связанные, прежде всего, с демографическим потенциалом Китая и массовым проникновением китайцев в восточные регионы России, побуждают россиян видеть в этой стране источник потенциальной опасности и присматриваться к ней с настороженностью и тревогой». Отсюда легко объясним и тот факт, что большее недоверие и даже неприязнь к Китаю и китайцам проявляют жители российского Дальнего Востока.
Вывод: образ Китая в российских СМИ далеко не полон и достаточно противоречив. В настоящее время преобладает нейтральная оценка происходящих в Китае событий.
Российские СМИ, не исключая и НГ, довольно избирательно интерпретируют информационную картину мира. Образы мира дробятся на блоки, информационная значимость которых определяется удаленностью от России, внешнеполитической конъюнктурой, историческими связями. Чаще всего интерес русского читателя к тому или иному географическому пространству обратно пропорционален расстоянию до него.
По сложившейся из публикаций НГ картине образов можно охарактеризовать Россию как державу евроазиатскую, находящуюся перед мучительным выбором пространственного вектора своего дальнейшего развития. Словно державный двуглавый орел, Россия смотрит одновременно на запад и на восток, пытается самоорганизоваться в виде передаточного звена между двумя великими мирами. Наградой за такое поведение для России служат внутренние противоречия, проявляющиеся в установках, символах, внешнеполитических ориентациях и раздирающие еще не сформированное полностью гражданское общество.
Судя по опросам общественного мнения, Россия не прочь стать частью Европы: за то, что Россия должна стремиться стать членом Евросоюза, выступают около 60% россиян (опрос ФОМ 17–18.03.2001). Все больше становится людей — 14% опрошенных (ФОМ, 05.11.2001), склонных видеть США в качестве союзника России в борьбе против того, что после 11 сентября получило ярлык «мирового терроризма». С другой стороны, еще совсем недавно, два года назад, в числе союзников России население называло прежде всего не западные государства: Белоруссию (21%), Китай (8%), Индию (6%).
Информационная значимость стран мира для российских СМИ во многом следует ориентациям общественного мнения. Так, США находятся в группе главных поставщиков новостей для российских СМИ. Высокий информационный рейтинг по-прежнему имеют страны Западной Европы, прежде всего Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания. Это следствие интеграции России в европейские и общемировые структуры. Не вполне объяснима информационная тень, в которой пребывают страны Центрально-Восточной Европы. Здесь только Югославия, да еще Македония с Румынией, имеют высокие рейтинги. Многие из бывших братских стран «социалистического содружества» по своей информационной значимости уступают странам Западной Европы и Азии. Пока еще не совсем ясно, каким процессом это следствие можно полнее объяснить: либо экономическим спадом в странах региона, либо информационным «перекармливанием» в прежние десятилетия, либо сменой внешнеполитических ориентаций и приоритетов. Особенно интригуют низкие рейтинги соседей России — стран Балтии, Финляндии, Польши.
Евразийский вектор развития геополитики России – это повышенная информационная значимость, характерная для стран Центральной, Южной и Восточной Азии. Основными ньюсмейкерами в пределах этого региона, помимо стран — участниц СНГ, выступают Афганистан, Иран, Индия, Китай, КНДР (больше публикаций, чем у Южной Кореи!), Япония. На этом фоне теряется даже богатый ресурсами проблемный Ближний Восток.
Хрупкое равновесие, своеобразное двоевластие основных новостных ориентаций российских СМИ уже в ближайшее время может быть смещено в одну из сторон.