Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
*[1]
Со времен Зеленой революции проекты развития сельского хозяйства уделяют особое внимание малым предприятиям, которые считаются движущей силой экономического роста, уменьшения бедности и укрепления продовольственной безопасности. Недавний всплеск цен на продукты питания усилил тенденцию считать малые предприятия ключевым звеном в процессе развития сельского хозяйства.
В 2009 году, на встрече «Большой восьмерки», проводившейся в городе Л'Акуила, и на международном саммите Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по продовольственной безопасности, проводившемся в Риме, лидеры ведущих держав подчеркивали значительную роль, которую должны играть малые сельские хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности, и призвали к установлению глобального партнерства для повышения производительности и доходности этих хозяйств.
Резкий подъем цен на продовольствие обнаружил не только уязвимость малых предприятий, но также и те трудности, которые они испытывают, когда пытаются воспользоваться возможностями, предлагаемыми рынком, а также при адаптации к новой торговой конъюнктуре. Доступ к рынкам, которые создаются в результате глобализации, развитие отраслей пищевой промышленности, возникновение крупных торговых сетей, освоение новых технологий и реакция на климатические изменения — все эти факторы положительно воздействуют на крупные хозяйства. Однако, содействуя крупномасштабным операциям, эти факторы способны подорвать успехи, достигнутые малыми сельскими хозяйствами.
Три четверти бедного населения мира проживает в сельской местности; более 450 миллионов земледельцев имеют менее двух гектаров земли; и примерно треть жителей Земли ведет семейное хозяйство на земле. Значительная часть этих людей рискуют оказаться без продовольствия, страдают от недоедания и ограниченного доступа к ресурсам и рынкам.
Страны, являющиеся членами ФАО, признают вклад малых сельскохозяйственных предприятий в достижение экономического роста и обеспечение продовольственной безопасности, также как и важность организации сельскохозяйственных рынков для определения перспектив мелких производств. Их поддержка является одной из приоритетных задач ФАО. Однако в этой области всегда существует некоторый разрыв между теориями и реальными возможностями стратегического развития. Одна из главных трудностей, с которой сталкивается ФАО, это разработка и внедрение стратегий развития и их укрепление на институциональном уровне для включения малых хозяйств в мировой рынок и их выхода на следующий уровень развития.
Малые предприятия составляют основу сельского хозяйства в развивающихся странах и играют почти столь же важную роль во всех точках земного шара (см. рис. 1). Для классификации производителей часто используется шкала, основанная на размере хозяйства, данный метод подсчета учитывает особые условия каждой страны, которые влияют на размеры сельскохозяйственных производств[2]. В Гватемале, например, одно хозяйство среднего размера занимает 42 га, тогда как во Вьетнаме — не более 1,2 га (см. рис. 1). Размеры хозяйства в азиатских странах определяются высокой плотностью населения и использованием систем ирригации, в то время как в Латинской Америке ведение сельского хозяйства не требует орошения.
Было бы неверным причислять к малым сельскохозяйственным предприятиям только хозяйства небольшого размера, игнорируя другие факторы. К малым сельским хозяйствам должны относиться также фермы с незначительным объемом продукции и доходом, малым капиталом и низким образовательным уровнем владельца, хозяйства, ведущие производство прежде всего для собственного потребления и те, в которых в основном используется семейный труд. Большое значение имеет гендерный аспект. Производственный и экономический потенциал женщин ограничен из-за глубоко укоренившихся предрассудков, которые влияют на доступ к средствам производства и к ресурсам, таким как удобная земля, технологии, образование и информация. Между тем доходы и ресурсы, которыми распоряжаются женщины, оказывают в высшей степени позитивное влияние на состояние здоровья и питания семей. В связи с этим совершенно необходимо бороться с предрассудками в отношении женщин в сельскохозяйственном секторе.
Вклад малых предприятий в сельскохозяйственную экономику весьма значителен. В разных развивающихся странах они производят от 40 до 60 % от всех доходов сектора, занимаясь сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельностью (рис. 2). Это также подчеркивает потенциальную роль малых производств как двигателя экономического роста. В целом сельское хозяйство тесно связано с остальной экономикой в плане потребления. Увеличение доходности малых сельских хозяйств может повлечь за собой расширение спроса на другие товары, стимулируя таким образом производство во всех секторах экономики.
Если мы подробно рассмотрим возможности вкладов разных предприятий в глобальные доходы от сельского хозяйства, то увидим, что в развивающихся странах модели участия в рынке малых производств могут быть разными. В некоторых случаях они продают только часть своих продуктов и потребляют остальное. Кроме того, порой фермеры находят сезонные подработки на более крупных производствах. Хотя существуют различия между странами, чисто сельскохозяйственная деятельность создает в среднем меньше половины общего дохода сектора (рис. 3). В большинстве стран малые хозяйства извлекают из сбыта своих продуктов относительно незначительную часть доходов (рис. 4) по причине ограниченного доступа к рынкам и из-за наличия некоторых других препятствий. Данные показывают, что доходы от продажи урожая значительно отличаются от страны к стране.
Занятость вне сельскохозяйственного сектора, коммерческая деятельность, а также денежные переводы от эмигрировавших членов семьи служат основными источниками доходов для многих малых хозяйств. Тем не менее, несмотря на относительный рост несельскохозяйственных доходов, многие мелкие фермеры страдают от бедности (рис. 5). Опыт Зеленой революции в Азии подтверждает: только увеличение продуктивности сельского хозяйства за счет современных технологий, а не разнообразие источников дохода уменьшило бедность мелких фермеров и крестьян.
С развитием страны размеры хозяйств увеличиваются. Этот процесс характеризуется структурной эволюцией экономики, уменьшением количества сельского населения и снижением доли сельскохозяйственного производства в ВВП. Развитие также зависит от соотношения между размером производства и ВВП на душу населения в той мере, в какой оно побуждает мелких фермеров покидать сельскохозяйственный сектор для того, чтобы заниматься другой деятельностью. В процессе такой трансформации хозяйства все больше ориентируются на рынок. Этот параметр роста производств также варьируется от страны к стране (рис. 6).
Кроме того, на формы этого процесса в числе прочих факторов влияют технологические усовершенствования, увеличение численности населения и политика правительства. Применение высокоурожайных сортов, удобрений и специальных ирригационных техник в Азии во время Зеленой революции привело к созданию более мелких, однако более приспособленных к рынку сельских хозяйств. Впрочем, в Бразилии политика поддержки крупных хозяйств привела к успешной коммерциализации сельскохозяйственного сектора в результате усвоения новых технологий, новых механизмов финансирования и включения производителей в международные торговые сети[3]. Судя по этим примерам, существует несколько путей коммерциализации и перехода к развитым формам хозяйства, к чему равно способны и крупные и мелкие производители. Тем не менее в многочисленных развивающихся странах мы наблюдаем, что в сельском хозяйстве преобладают малые предприятия и их продуктивность остается неизменной.
Стратегии, поддерживающие наиболее бедные сельские хозяйства, оказываются необходимыми для их интеграции в рынок и для усиления занятости вне сельскохозяйственного сектора — в тех случаях, где эту интеграцию реализовать невозможно.
В развивающихся странах сбыт, переработка и розничная продажа сельскохозяйственных продуктов претерпели значительные изменения[4]. Идущая параллельно урбанизации либерализация торговли повлекла за собой увеличение частных инвестиций в продовольственную промышленность как на национальном, так и на международном уровне. Способы закупки сельскохозяйственной продукции также эволюционировали, и рынки этих стран стали в целом более конкурентоспособными. Современные системы закупки (особенно свежих импортных продуктов) характеризуются переходом от традиционных оптовых рынков к вертикально интегрированным каналам снабжения. Для подобных каналов характерно заключение прямых контрактов между сельхозпроизводителями и оптовыми торговцами, и в этом случае закупка продуктов часто связана с поставкой ресурсов.
В результате этого перехода транзакции все чаще опираются на сложные нормы, устанавливаемые частным порядком. Соответственно модернизируются национальные рынки: некоторые страны начинают выстраивать и рынки экспорта по образцам, заданным цепочками снабжения. Впрочем, перестройка торговых отношений носит неоднородный характер и зависит от уровня развития продовольственного сектора каждой из стран, импортируемых продуктов и существующей инфраструктуры.
Чтобы стать конкурентоспособными на современном рынке, малые хозяйства должны преодолевать значительные препятствия. Подход малых хозяйств к решению этих проблем зависит от свойств производимого продукта и характера рынка, на который они стремятся. Скоропортящиеся продукты, такие как чай, пальмовое масло или сахар, требуют практически немедленной расфасовки после сбора, обычно в крупных масштабах. В отношении таких товаров контракты между производителями и покупателями часто включают предоставление услуг сбыта. Однако выгоды земледельцев уравновешиваются рисками, которые представляют собой особенности производимых товаров, например, если речь идет о разведении деревьев и налицо только один покупатель-переработчик. Менее скоропортящиеся продукты, такие как кофе и какао, представляют меньше риска, поскольку обычно они привлекают нескольких покупателей. В то же время фермеры нуждаются в доступе к кредиту, чтобы иметь возможность инвестировать в выращивание деревьев, прибыль от которых появляется через долгое время. Производство основных зерновых культур сопряжено с наименьшим риском: они привлекают множество покупателей, урожай хранится долго и не требует особых вложений.
Продажи, осуществляемые более сложными путями, такими как розничная торговля, требуют дополнительных познаний в сфере управления и логистики. Нужно, кроме того, уметь обеспечить регулярные поставки и соблюдение более строгих норм безопасности и требований к качеству продукта. В противном случае мы рискуем потерять рынок. По этим причинам малым хозяйствам очень сложно снабжать крупные фирмы. В некоторых случаях они объединяются в группы; в других случаях они обращаются к услугам специальных посредников. Современные системы сбыта представляют собой еще один вызов для мелких производств. Требования к количеству, качеству, безопасности и срокам благоприятствуют крупным хозяйствам, которым легче соответствовать этим критериям.
Из-за высоких транспортных расходов малые хозяйства, находящиеся обычно в отдаленных зонах, с трудом могут представлять свои товары на рынках. Частный сектор ими не снабжается или же требует определенных наценок, чтобы покрыть свои расходы. Нерегулярные поставки дорого стоят фирме-закупщику, поэтому сельские хозяйства в таких случаях часто объединяются в кооперативы или в неформальные группы. Таким образом уменьшаются расходы отдельных хозяйств, связанные с транспортировкой, сбытом и закупкой ресурсов.
Для того чтобы инвестировать, необходимо располагать капиталом или возможностью получить кредит. Ирригационная инфраструктура необходима для удовлетворения требований к качеству и регулярности поставок. Также нужны: площади для хранения продуктов, ресурсы для их фасовки и переработки. Что касается доступа к кредиту, крупные производства имеют преимущества перед мелкими, поскольку могут предоставить гарантии и необходимую информацию банкам и представить в выгодном свете свою коммерческую и организационную деятельность. Финансовые организации обычно весьма неохотно соглашаются выдавать ссуды малым хозяйствам именно из-за недостатка гарантий. Женщины, работающие в таких хозяйствах, находятся в более сложной ситуации, чем мужчины, поскольку их доступ к финансовому и социальному капиталу и информации о рынках и ресурсах еще более ограничен.
Чтобы строго выполнять правила (соблюдение норм, сертификация, сквозной контроль за всеми стадиями создания продукта), а также чтобы привлечь новые технологии, следует иметь определенный уровень образования и реальную возможность учиться. Современные технологии требуют таких возможностей, которыми малые предприятия обычно не располагают.
Средства существования малых хозяйств сильно зависят от систем производства и от экосистем. Деградация природных ресурсов и изменение климата все больше и больше влияют на качество возделываемых земель, длительность сельскохозяйственного сезона и урожайность культур. Риск низкого урожая и болезней у животных возрастает. Приспособление к изменению климата требует новых методов производства, новых сортов, более устойчивых к жаре и сухости, и более активного использования агроэкологических техник, таких как консервативное сельское хозяйство. Мелкие производства могут не выжить в этих угрожающих экологических условиях из-за недостатка человеческих, социальных и финансовых ресурсов, а также из-за нехватки информации.
Малые хозяйства более эффективны в производстве основных продуктов питания. Производительность на единицу площади малого хозяйства выше, чем у крупного[5], благодаря эффективности семейного труда, который положительно сказывается на продовольственной безопасности. В целом семейный труд позволяет достичь большей гибкости, которой не обладают более крупные хозяйства, зависящие от наемной рабочей силы. Мелкие хозяйства также лучше приспосабливаются к производству продуктов, которые требуют очень значительного вложения труда, таких как овощи, которые нужно пересаживать и собирать вручную. Также они лучше адаптируются к производству продуктов, уход за которыми требует особой тщательности.
Сезонные излишки, высокий процент потерь после сбора урожая и низкая степень переработки продуктов являются серьезными проблемами. Предприятия, занимающиеся обработкой сельхозпродукции, не принимают излишков при отсутствии спроса на переработанный продукт. Переработка первичных продуктов сельского хозяйства также представляет собой средство существования сельского населения. Таким образом, следует развивать крупные торговые сети для сбыта местных продуктов питания.
Сказанное выше подводит к заключению, что масштаб предприятия имеет большое значение в условиях современного рынка, и, следовательно, малые хозяйства должны хвататься за любую представляющуюся им возможность участвовать в развивающемся рынке. В этой связи необходимо развивать практики и институты, которые поддержат их в производстве, переработке и сбыте товаров на рынке. Кроме того, эта политика должна иметь в виду равенство мужчин и женщин и соображения социальной справедливости.
Вмешательство государственной власти совершенно необходимо для того, чтобы помочь малым хозяйствам увеличить продуктивность, успешно участвовать в сельскохозяйственных рынках и получать прибыль, обеспечивающую их продовольственную безопасность. Традиционно считается, что тарифная и торговая политика гарантируют эту безопасность. Однако даже в ситуациях, когда локальные рынки хорошо интегрированы в международные, государство все же предпочитает более крупные хозяйства, способные производить в значительных масштабах товарный продукт.
Вследствие создания благоприятной среды мелкие хозяйства смогут лучше интегрироваться в экономику. Улучшенная инфраструктура (дороги, склады, рынки, коммуникационные услуги) уменьшит стоимость коммерческих операций и позволит им получить доступ к рынку. Государственные гарантии стабильного землепользования, а также безопасности и защита прав собственности будут способствовать тому, что владельцы малых сельских хозяйств будут инвестировать в свою землю. Доступ к образованию в сельских районах также является задачей первостепенной важности для приобретения мелкими хозяевами навыков ведения торговых операций в сложных системах. Кроме того, политикам необходимо устранить неравенство мужчин и женщин и все несправедливости, связанные с доступом женщин к ресурсам, для того чтобы условия жизни женщин и их семей улучшились.
Формирование благоприятной для малых хозяйств среды очень важно, однако это пассивный подход к решению проблемы. Для более активного вмешательства государственному сектору стоит предложить механизмы, направленные на побуждение частного сектора более активно участвовать в развитии «цепочек ценности» в пользу малых хозяйств. Эти механизмы позволят увеличить объемы коммерческой деятельности мелких фермеров, уменьшить цены на финансовые операции и установить доверительные отношения между продавцами и производителями. Способы посредничества должны быть различными для лучшей адаптации к характеристикам разных отраслей производства, их уровню развития, разнородности малых хозяйств, а также к препятствиям, с которыми им приходится сталкиваться.
Многочисленные инновационные механизмы, уменьшающие стоимость участия в рынке сбыта, предполагают необходимость для малых хозяйств объединяться в формальные и неформальные группы. Однако несмотря на значительную поддержку кооперативы и ассоциации работников сельского хозяйства все еще испытывают трудности при создании связей между их членами и рынком, хотя существует и много успешных примеров. Проблема заключается в том, что эти организации часто не в состоянии сконцентрировать свои усилия на предоставлении коммерческих услуг собственно членам этих организаций. Чтобы устранить недостатки старой системы, необходимо создание коммерческих организаций, управляемых профессионалами, которые будут активно помогать работникам сельского хозяйства. Правительствам следует вплотную заняться уменьшением рисков для частных инвесторов, укрепляя атмосферу доверия. Совещательные инстанции, где государство играет роль модератора, могут быть использованы для привлечения всех сторон к совместному действию. Например, рабочие группы, объединяющие все заинтересованные стороны, круглые столы на тему «цепочек ценности» или межпрофессиональные ассоциации, направленные на извлечение прибыли.
Государство должно сыграть значительную роль в стимулировании малых хозяйств на рынках продуктов и сырья. Это приведет к лучшему снабжению благами и услугами, которые недостаточно обеспечиваются частным сектором, такими как научные исследования и внедрение инноваций, сбыт и информация о новых технологиях на рынке. Даже если эти услуги могут быть представлены частным сектором, они должны финансироваться государством, чтобы мелкие хозяйства могли иметь к ним свободный доступ.
Правительство может оказать существенную поддержку малым хозяйствам, развивая, например, исследования по изучению нужд мелких сельхозпроизводителей и потребителей в партнерстве с частным сектором, когда это возможно. Государственные службы распространения информации должны уделять больше внимания вопросам сбыта, продовольственной безопасности и связи между агропроизводителями и пищевой промышленностью. Министерства сельского хозяйства уже признают необходимость поддерживать малые фермерские хозяйства, мотивируя их активнее выходить на рынки сбыта. Для этого требуется обучить персонал, в обязанности которого будет входить такого рода пропаганда, и сделать образование доступным для работников сельского хозяйства. Также стоит планировать стимулирование коммерческих служб, способных продолжить работу, начатую государственными институтами.
Деятельность малых сельских хозяйств, направленная на адаптацию к климатическим изменениям, должна поощряться. Основная задача состоит в выработке механизмов финансирования, которые побудят мелких фермеров рационально использовать окружающую среду. В конечном итоге подобные механизмы финансирования должны гарантировать фермерам различные услуги, направленные на сохранение экосистем, например, водоразделов, связывание углерода и защиту биологического разнообразия.
Фермерам также необходима оперативная и надежная информация о рынке. Помимо информации о ценах они должны быть в состоянии идентифицировать покупателей и знать необходимые условия для завязывания тех или иных коммерческих отношений. Информационные службы часто грешат недостатком оперативности. Новые технологии позволяют этого избежать, в частности, благодаря мобильным телефонам, весьма распространенным в развивающихся странах.
Правительство должно также ликвидировать те ограничения, которые испытывают мелкие хозяйства в связи со слишком маленьким стартовым капиталом или недостаточным развитием технологий. В течение двух последних десятилетий во многих точках земного шара государственное финансирование малых сельскохозяйственных предприятий сильно уменьшилось. Во многих случаях этот пробел был заполнен кредитными кооперативами, организациями, занимающимися микрофинансированием, и коммерческими банками. Однако доступ малых хозяйств к финансовым службам остается весьма ограниченным.
Налоговые льготы, согласованные с финансовыми институциями, такие как уменьшение сборов с коммерческих операций, иногда считаются эффективными для усиления снабжения малых предприятий средствами. Банковский сектор и правительство должны тесно сотрудничать с ними для определения механизмов кредитования, способных увеличить инвестиции в сельские хозяйства. Упрощенные процедуры кредитования, специальный график выплат, адаптированный к колебаниям доходов заемщиков, могут улучшить доступ фермеров к кредиту.
Везде, где доступ к ресурсам ограничен по причине нехватки информации или из-за высоких рисков, мероприятия, упрощающие освоение новых технологий, могут сделать определенный вклад в увеличение производительности, продовольственной безопасности и коммерциализации. Так называемые стартовые комплекты или специализированные программы субсидирования могут помочь малым хозяйствам, не вызывая нарушения равновесия на рынке.
Одна из приоритетных задач ФАО — упрощение участия малых хозяйств в экономике. ФАО добилась поддержки многих государств в области образования в сфере сельского хозяйства и популяризации рыночной экономики. Также она внедрила различные рабочие группы в разных регионах для обсуждения вопроса коммерческих связей и провела ряд конкретных исследований[6]. В течение двух следующих бюджетных лет предполагается провести целый ряд субрегиональных и региональных круглых столов для обсуждения, прежде всего, концепции пропаганды рынка и развития новых национальных проектов образования. ФАО вкладывает средства в то, чтобы малые предприятия все в большей степени участвовали в ведении сельского хозяйства на договорных началах, уделяя особое внимание связи хозяйств и рынка. После публикации в 2001 году бюллетеня «Сельское хозяйство на договорных началах, партнерство для экономического роста», имевшего значительный резонанс, ФАО создало специальный сайт, Центр ресурсов по сельскому хозяйству на договорных началах[7], где собирает все материалы и рекомендации и предлагает так называемую «Ярмарку вопросов». Круглый стол о сельском хозяйстве на договорных началах в Африке прошел в Йоханнесбурге в 2009 году. Публикация, содержащая советы по сотрудничеству программ данного типа готовится к печати, также как и огромное количество более кратких руководств. Особое внимание будет уделено малым и наименее обеспеченным хозяйствам.
Также значительное внимание уделяется той роли, которую играют сельскохозяйственные ассоциации и кооперативы в отношениях между их членами и рынком[8]. Готовящиеся к публикации материалы по большей части посвящены каналам сбыта отдельных товаров, таким как органические продукты или продукты, качество которых гарантируется специальным знаком, удостоверяющим регион изготовления. Всячески подчеркивается необходимость установления тесных связей с частным сектором и развития стратегий, отдающих предпочтение продуктам длительного хранения и продвигающих ассоциации «цепочек ценности». Было организовано множество круглых столов по институциональному развитию в регионах (в рамках программы All Agricultural Commodities Programme), эта программа была запущена Европейским союзом в 2007 году. Цель этих рабочих групп — выявить наиболее практичные инициативы для содействия их распространению.
ФАО также осуществляет аналитическую и политическую оценку с целью улучшения интеграции малых фермерских хозяйств в организационную структуру коммерческих предприятий и упрощения их перехода на следующую стадию развития. Проводится ряд исследований, посвященных тем препятствиям, которые встречают малые хозяйства, пытаясь участвовать в рынке. Выбор определенной стратегии определяется с точки зрения глобального подхода, который обеспечивает лучшее понимание, с одной стороны, соотношения между размером производства и его развитием и, с другой стороны, вклада малых предприятий в продовольственную безопасность и экономический рост.
Целью проекта также является оценка сильных и слабых сторон малых хозяйств в контексте систем сельскохозяйственных рынков для определения рекомендаций по развитию «цепочек ценности» и предложения стратегии преобразования. Другие его задачи — увеличение возможностей применения участниками новых методик развития малого сельского хозяйства с целью содействия экономическому росту, увеличению средств к существованию в сельской местности и разнообразия продовольственного снабжения, упрощения развития малых сельскохозяйственных предприятий, уменьшающего их уязвимость.
[1] Ghanem Hafez. Politiques et institutions a l'appui des petites exploitations agricoles // Etudes rurales, 2011/1. № 187. P. 63—78. Редакция благодарит журнал Etudes rurales за предоставленный материал. Оригинал размещен по адресу URL: http://www.cairn.info/revue-etudes-rurales-2011-1-p-63.htm. Перевод с франц. Елизаветы Кушнир.
[2] См., например: N. Key & M. Roberts. Measures of Trends in Farm Size Tell Differing Stories. 2007.
[3] См.: Awakening Africa's Sleeping Giant. Отчет, опубликованный в 2009 г. ФАО и Всемирным банком.
[4] См.: The Transformation of Agri-Food Systems. Отчет E. McCullough, P. Pingali и K. Stamoulis, опубликованный ФАО в 2008 году.
[5] См.: S. Fan и C. Chan-Kang. Is Small Beautiful? Farm Size, Productivity and Poverty in Asian Agriculture // Agricultural Economics, № 32. P. 135.
[8] Группа междисциплинарного сотрудничества ФАО, занимающаяся внедрением организаций сельскохозяйственного развития, опубликовала в 2010 году документ «Как мобилизовать малых производителей и достичь продовольственной безопасности. Извлечение уроков из положительного опыта внедрения организаций по развитию сельского хозяйства».