Большинство современных государств владеют территориями на основании их приобретения или освоения в прошлом, иногда достаточно далеком. В эпоху географических открытий государства объявляли своими земли по праву первоначального открытия. Имели место оккупация завоевание. Оккупация при этом могла быть законной, если земля до тех пор была ничейной (terra nullius).

История пограничных конфликтов так же стара, как история границ. Уже в те времена различные государства могли претендовать на одну и ту же территорию, полагая, что открыли ее первой, тем более что юридическое закрепление границ началось не сразу.

События прошлого порождают разногласия в наши дни, особенно, если спорная земля представляет интерес с экономической точки зрения: обладает богатыми недрами земли или шельфа, источниками воды, выходом к морю. Часто территориальные разногласия не переходят в стадию конфликта или длятся веками в скрытом состоянии.

В отношениях между государствами различают пограничные инциденты, территориальные разногласия территориальные споры. Если объект (территория земли, участок границы) и предмет (применяемые правовые нормы) спора не совпадают, то подразумевается территориальное разногласие, а не спор. Частый случай территориального разногласия — вопрос о демаркации границ. Наличие спора подразумевает его признание сторонами. Простого заявления недостаточно для доказательства наличия спора.

Споры могут вестись по поводу принадлежности территории и по вопросу прохождения линии границы. Не сложившаяся атмосфера границы может послужить поводом для конфликтов в будущем.

При разрешении споров могут использоваться аргументы приобретательской давности (Россия не использует этот аргумент в случае захвата территории с помощью силы), эффективности владения (оккупации) — непрерывное и ненасильственное осуществление территориального верховенства хотя бы де-факто, а также обращается внимание на поведение спорящих сторон — длительность молчания может быть принята за согласие стороны и доктрину интертемпорального права — споры должны разрешаться согласно нормам права, существовавшего на момент возникновения правоотношения.

Территориальные разногласия могут носить государственный и региональный характер. Государственный уровень означает ведение переговоров, а региональный — существование недовольства в определенных общественных кругах, чаще всего представляющих интересы жителей приграничных областей.

Пограничные конфликты возникают по разным причинам:

по этническим причинам

Летом 1977 года Эфиопия столкнулась с вооруженной агрессией соседнего Сомали, предъявившего территориальные претензии на часть Эфиопии — пустыню Огаден. Эту территорию населяют этнические сомалийцы. Этот же конфликт можно отнести к категории «наследие колониального периода».

после политического разделения территорий по линии фронта

Южная и Северная Корея в 60–70-е годы прошлого века постоянно нарушали воздушное и водное пространство друг друга. В течение 15 лет военные силы обеих стран сбивали самолеты и топили суда, нарушавшие воздушные и морские пространства государств. Последний бой между северокорейскими и южнокорейскими пограничниками состоялся 27 июня 2002 года.

как предвестник войны. Стычки указывают на «перегрев» ситуации

Конфликты на границе Юга и Севера США непосредственно перед началом Гражданской войны, в штатах Миссури и Канзас.

Современный конфликт Эритреи и Эфиопии. Спор о некоторых территориях был лишь поводом для начала военных действий. В основе же лежали экономические проблемы, возникшие после разъединения двух государств.

как наследие колониального периода

После освобождения от владычества Испании ее бывшие колонии в Латинской Америке столкнулись с территориальными разногласиями. Такие же споры велись и на территории Африки.

Фолклендские или, как их называют в Аргентине, Мальвинские острова являются объектом спора между Великобританией и Аргентиной. Истоки спора идут из колониальной эпохи. В 1982 году территориальный спор привел к вооруженному конфликту.

Штат Джамму и Кашмир, несмотря на явную принадлежность к мусульманскому миру, после ухода английских колонизаторов был оставлен Индии. Этот же спор можно отнести по классификации и к религиозным, и к экономическим — в штате расположены источники воды, необходимой обеим странам.

по религиозным причинам

Приграничные конфликты Саудовской Аравии и Ирака в 1941 году. Большинство населения Саудовской Аравии составляют сунниты, а Ирака — шииты.

по экономическим причинам

Спор между Ираком и Ираном в использовании пограничного водного пути Шатт-эль-Араб. Он периодически порождал кризисы и вооруженные конфликты между этими странами. В конце концов давний спор стал поводом для кровопролитной восьмилетней войны (1980–1988). Еще одна причина — желание контролировать богатейшие нефтеносные районы иранской провинции Хузистан, где сосредоточено около 90 процентов всех иранских нефтяных запасов. Именно на Хузистан был направлен главный удар иракской армии в сентябре 1980 года.

Спор между Венесуэлой и Гайаной из-за территории, переданной Гайане еще в 1899 году. Земля богата золотом, глиноземом, алмазами, нефтью, древесиной.

в результате незавершенности и/или несовершенства демаркации/делимитации границ и определения статуса территорий, а также в результате разных трактовок и разного отношения к положениям договоров и к самой границе

Чем протяженнее граница, чем больше сопредельных государств, тем больше вероятность появления спорных территорий. Так, например, китайская граница содержит множество спорных участков: большая часть границ с Индией и Таджикистаном; 33-километровый участок границы с КНДР в горах Пэктусан; острова Спратли (Малайзия, Филиппины, Тайвань, Вьетнам и, возможно, Бруней); морская граница с Вьетнамом в заливе Тонкин; Парасельские острова оспариваются Вьетнамом и Тайванем; японские острова Сенкаку; наземный участок границы с Вьетнамом; Тайвань рассматривается как мятежная провинция.

Нередко конфликты возникают из-за различного отношения к договорам в разных культурах. Так, если в Европе, пережившей много войн, для развязывания военных действий необходим повод, то в азиатских и африканских странах часто достаточно лишь одностороннего желания и воли для предъявления претензий на территории другого государства.

Проблема делимитации и демаркации границ особо остро ощущается большинством государств бывшего СССР. Помимо того что делимитация занимает некоторое время, у государств накопилось немало претензий, восходящих к неурегулированности/изменению административных границ СССР. Российская Федерация и большинство государств применяют в настоящее время принцип «исторически сложившихся границ» в сочетании с принципом «прозрачности». Однако закрепление границ в договорах необходимо.

Наиболее крупные приграничные конфликты на постсоветском пространстве наблюдаются в Закавказье и Средней Азии: Казахстан — Узбекистан, Ферганская долина. Споры ведутся по поводу морской границы Литвы и Латвии, границы Молдовы и непризнанного Приднестровья.

Разрешение конфликтов требует времени, терпения и доброй воли, которых иногда не хватает для предотвращения приграничных стычек.

Юго-восточные и восточные рубежи России

Русско-китайский пограничный конфликт (1683–1689). Яблоком раздора стал Албазин, основанный на Амуре в1651 году казаками во главе с Ерофеем Павловичем Хабаровым. В 1683 году китайские власти предприняли военные действия с целью вытеснить казаков из региона. В 1685 году после осады китайским отрядом и недолгого сопротивления город сдался. Китайцы разрушили город и покинули регион.

К лету 1686 года Албазин был отстроен вновь, и через несколько месяцев китайское войско вновь осадило город. Осажденных спасло известие о скором приезде в Нерчинск русской миссии, узнав о котором, китайский император приказал прекратить активные боевые действия. Весной 1867 года осаду сняли, опасаясь похода русского войска.

По условиям Нерчинского мира 1689 года русская миссия, окруженная китайской армией в Нерчинске, передала Китаю Албазин и часть земель севернее Амура.

Советско-китайский пограничный конфликт 1969 года (конфликты на острове Даманский и озере Жаланашколь). В прошлом веке первые переговоры двух стран по поводу территориальных претензий начались еще до вооруженных конфликтов, в 1961 году. Спорными территориями вдоль границы тогда считалась площадь в 39 тысяч квадратных километров.

Конфликт вспыхнул 2 марта 1969 года по поводу острова Даманский (китайское название Чжень Дао Бао) в фарватере реки Уссури. Китайские военные, укрепившиеся на острове, обстреляли пограничный патруль, совершавший регулярный обход острова, который считался советским. После применения 15 марта установки «Град» китайцы были отбиты и активные боевые действий прекратились, перейдя в фазу стычек.

Истоки конфликта лежат в несовершенстве условий Пекинского договора 14 ноября 1860 года, согласно которому водное пространство и острова не были разграничены, охраняемая линия границы сложилась исторически и на ряде участков оспаривалась Китаем. Остров Даманский находится ближе к китайской стороне от фарватера реки (примерно 40метров от берега), и Китай предъявлял на него права.

Конфликт имел продолжение на казахстанском участке границы, в районе озера Жаланашколь. 13 августа 1969 года здесь произошел бой между советскими и китайскими пограничниками. Нарушители границы через несколько часов боя были вытеснены за пределы СССР.

Урегулирование споров путем соглашений 1969, 1991 и 1999 годов и возможные разногласия. В сентябре 1969 года переговоры между Алексеем Николаевичем Косыгиным и Чжоу Эньлаем положили конец вооруженным конфликтам. Была достигнута договоренность о сохранении сложившейся советско-китайской границы. Де-факто остров отошел китайской стороне.

19 мая 1991 года было подписано Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской границе, согласно которому граница проведена по фарватеру реки Уссури, остров Даманский отошел Китаю де-юре. Новые хозяева острова засыпали протоку, и он стал частью материка.

Демаркационные работы на восточном участке российско-китайской границы подошли к концу в 1997 году. В1999 году был подписан документ о демаркации, оставив неурегулированным вопрос всего двух спорных участков из 22: несколько пограничных островов было оставлено «в совместном хозяйственном использовании» — остров Большой на реке Аргунь, острова Большой Уссурийский Тарабаров на реке Амур в районе Хабаровска.

Однако некоторые общественные круги Китая не успокоились, и сегодня говорят о проблеме восточного участка границы: властям предлагают реанимировать притязания на полтора миллиона квадратных километров земель. В качестве предлога выдвигается тезис, что Россия получила эти земли по неравноправным договорам. В случае принятия этого тезиса, вполне нормального с точки зрения азиатского государственного права, разрушится система права мирных договоров.

Конфликты 1938–1939 годов (озеро Хасан, река Халкин-Гол). После прихода в1937 году к власти в Японии генерала С.Хаяси разгорелся конфликт с СССР. В мае-июне 1938 года Япония развернула агитационную кампанию вокруг «спорных территорий» на границе Маньчжоу-Го с российским Приморьем. В начале июля 1938 года японская сторона начала стягивать свои войска к району озера Хасан, объясняя это тем, что пограничная зона СССР вблизи этого озера является маньчжурской территорией. В ответ на предъявленное Хунчуньское соглашение России с Китаем 1886 года, свидетельствующее о том, что озеро Хасан и примыкающие к нему с запада высоты находятся на советской территории, 20 июля японский посол повторил притязания на район Хасана и объявил, что Япония применит силу в случае невыполнения требований.

29 июля 1938 года японцы атаковали высоту Безымянную. После боевых столкновений 9 августа 1938 года японские войска были вытеснены с советской территории. В июле 1939 года произошло столкновение на реке Халкин-Гол, на востоке Монголии. Советские войска совместно с монгольскими перешли в наступление в конце августа, и 16 сентября по просьбе японской стороны боевые действия были прекращены.

В результате поражения японской армии в марте 1941 года министр иностранных дел Японии предложил СССР заключить договор о ненападении. В результате13 апреля 1941 года был подписан пакт о нейтралитете. В течение 1941–1945 годов обе стороны продолжали держать на границах крупные группировки войск (от700тысяч до одного миллиона солдат), но боевых действий не происходило.

Разногласия о «Северных территориях». Предыстория отношений России и Японии по поводу островов следующая. Согласно Симодскому договору о торговле и границах от 7 февраля 1855 года, оба государства признали, что восемнадцать Курильских островов до острова Уруп являются российской территорией, а острова Итуруп, Кунашир, гряда Хабомаи[1] и остров Шикотан — японской. Сахалин считался территорией совместного проживания японцев и русских. По Петербургскому договору 1875 года весь Сахалин отошел к России, а Курильские острова к Японии. По Портсмутскому договору 1905 года Россия уступала Японии Южный Сахалин.

Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 года, в подписании которого Россия не участвовала, Япония отказалась от прав на Южный Сахалин и Курильские острова, однако договор не определил государственной принадлежности последних: «после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем». Ст. № 2 договора гласит: Япония «отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

На основании этих документов военная администрация США направила в Японию директиву № 677 от 29 января1946 года с указанием, что из-под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Шикотан и Хабомаи.

Главным аргументом японской стороны сегодня служит то, что указанные первоначально четыре острова якобы являются не островами Курильской гряды, а продолжением Японских островов. Идея японских «северных территорий» приписывается г-ну Даллесу, который как-то заявил: «…Неизвестно, что подразумевается под понятием “Курильских островов”». После этого высказывания японский премьер-министр впервые объявил, что Курильские острова расположены только от Камчатки до Урупа.

19 октября 1956 года была подписана Совместная декларация СССР и Японии, являющаяся лишь протоколом о намерениях, согласно которой СССР соглашался передать Японии гряду Хабомаи и остров Шикотан после подписания мирного договора.

Япония продолжает настаивать на возврате ей островов. Общая площадь спорных с точки зрения Японии островов – восемь с половиной тысяч квадратных километров.

Оппозиция Монгольской республики (движение «За священные границы») требует восстановить историческую справедливость в вопросе о российско-монгольской границе. Утверждается, что Монголия вынужденно уступила Туве две тысячи квадратных километров, а также Бурятии 121 квадратный километр.

Официальной поддержки такая позиция не находит. Процесс демаркации границ проводится двусторонней комиссией с 1987 года.

Китайская сторона, в свою очередь, готова сообщить о том, что в 30-е годы прошлого века от Китая незаконного отторгли Туву и Монголию.[2]

18 (30) марта 1867 года Александром II была подписана Конвенция о продаже территории Аляски, по которой Россия уступала США только полуостров и часть прилегающих к нему островов. О каком-либо делении морских пространств в договоре речи не шло.

В 1976 году возникла необходимость в «размежевании», когда прибрежные государства стали вводить200-мильные рыболовные, а затем исключительные экономические зоны. В Беринговом же и Чукотском морях 200-мильные зоны перекрывали друг друга на протяжении1500 морских миль.

Соглашение между СССР и США «Олинии разграничения морских пространств» было подписано 1 июня 1990 года («Пакт Шеварднадзе — Бейкера»). Оно «более точно», чем раньше, установило линию разграничений морских пространств между СССР и США. В результате Россия теряла бы 13,2 тысячи квадратных миль. По договору 70 процентов Берингова моря должно было бы находиться под юрисдикцией США. США ратифицировали договор еще в1991 году, Государственная дума отклонила проект закона о ратификации этого соглашения, признав его ущербным.

США настаивают на том, что по письменной договоренности лично г-на Шеварднадзе и г-на Бейкера договор действует на временной основе — «два правительства договорились взять на себя обязательства выполнять положения, указанные соглашением до его вступления в силу, начиная с 15 июня 1990 года» в нарушение ст. 7 договора, где четко прописано, что он «подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами».

Сторонники ратификации доказывают, что разграничение 1990 года совпадает с линией границы, оговоренной договором 1867 года, в том виде, как она изображалась на советских географических картах.

После ратификации соглашения американская сторона считает его вступившим в силу и преследует российские суда за нарушения определенных им линий границ. Впервые российский траулер, вошедший в спорную территорию, был арестован в 1999 году; аресты и транспортировка «нарушителей» в порт Датч-Харбор проводятся американскими военными кораблями до сих пор.

В 1999 году в спор вмешался штат Аляска. В своей резолюции HJR–27 парламент штата взял под сомнение законность границ между США и Россией, так как 1 июня 1990 года госсекретарь США Джеймс Бейкер подписал соглашение «Оморских границах» без участия представителей Аляски в переговорах и без согласия штата с условиями соглашения.

Парламент Аляски считает, что «поскольку департамент США в настоящее время ведет переговоры с российским правительством по пересмотру морских границ с целью изъятия у американской стороны дополнительных 40 000 квадратных миль океана и морского дна, которые могут давать 300 миллонов фунтов улова без какого бы то ни было qui pro quo для США..., предлагаемый договор должен быть аннулирован, и новые переговоры должны быть проведены с участием штата Аляска, а условия нового соглашения, относящиеся ктерритории, суверенитету или собственности штата Аляска, должны приниматься только с согласия этого штата». Не согласна Аляска и с «передачей под российскую юрисдикцию островов Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча и Калана», хотя эти острова никогда и не были под юрисдикциейСША.

Еще одна инициатива американской стороны — проект создания международного биосферного парка «Берингия», территория которого должна включать в себя полуостров Сьюард (США), Чукотку и Берингов пролив. По этому проекту государственная граница между США и Россией должна стать границей охраняемых акваторий. Статус парка также предусматривает вывод всех воинских формирований из региона.

Еще Советом министров РСФСР в1990 году было подписано распоряжение № 1349-р о создании в районе Берингова пролива советско-американского международного парка. А в 1994 году вышло Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 1994 года № 1338-р о подготовке проекта постановления правительства об организации на территории Чукотского автономного округа национального природного парка «Берингия» Минприроды России в связи с договоренностями, достигнутыми в ходе государственных визитов на высшем уровне в США и Канаду.

Западные и северо-западные
рубежи РФ

Российско-норвежская сухопутная граница была установлена впервые как граница между российскими и шведскими владениями (Норвегия находилась в унии со Швецией) в соответствии с Петербургской конвенцией от 2 (14) мая 1826 года о разграничении в «Лапландских погостах». 17 (30) октября 1905 года Российская империя признала независимое Норвежское государство, разорвавшее унию со Швецией, «во всей его территориальной целостности», т. е. официально подтвердила правомочность российско-норвежской границы, установленной в 1826 году.

Российско-норвежская сухопутная граница перестала существовать после того, как Советская республика по условиям советско-финляндского мирного договора («Юрьевского договора») 1920 года передала Финляндии приграничный с Норвегией район Печенги. Граница была восстановлена в 1947 году, после окончания Второй мировой войны и возвращения Печенги СССР.

В 1920–1924 годах в территориальных водах Советского государства развернулась так называемая «Тюленья война» — вторжение сотен норвежских промысловых судов во внутренние воды РСФСР от Мурманска до Архангельска. Советские органы ограничились нотами протеста, не обладая военно-морскими силами сдерживания. Весной 1921 года было издано распоряжение о конфискации судов-нарушителей, их снастей и улова и об уголовном преследовании лиц-нарушителей. Норвегия в ответ выслала ноту протеста, в которой требовала изменить морские границы Советской республики. Обмен нотами продолжался и в следующем году, когда норвежские суда пришли в акваторию Белого моря в таком количестве, что местное население не смогло выйти на промысел. В 1923 году для защиты рыболовецких судов Норвегия выслала броненосец, что было отмечено Советами как беспрецедентный случай: вход военного судна в территориальные воды без объявления войны. Лишь в 1924 году был подписан договор о норвежской концессии в СССР на ведение зверобойного промысла по государственным квотам СССР. Советская администрация допустила в Белое море лишь90 норвежских судов, которые вели лов строго согласно выделенным им квотам. Возобновление «войны» было отмечено в 1928 году. Норвегия пригрозила СССР обращением за военной поддержкой к английскому военно-морскому флоту в случае преследования ее судов. Нарушения территориальных вод продолжались до 1936 года, когда была ликвидирована последняя норвежская концессия.

В настоящее время разграничение континентального шельфа в Баренцевом море (очень перспективного района по запасам нефтегазоконденсатного сырья) между РФ и Норвегией не урегулировано. Соответствующие переговоры ведутся начиная с 1970 года. Норвегия настаивает на принципе равного отстояния границ от островных владений двух стран и предлагает принять под свою юрисдикцию более 150 тысяч квадратных километров акватории.

В 1978 году был подписан протокол о временных правилах рыболовства в смежном участке Баренцева моря. Каждая из сторон в этом районе воздерживается от контроля правил регулирования рыболовства в отношении судов другой стороны. Действие протокола ежегодно с 1 июля подлежит продлению.

Российская Федерация как правопреемница СССР продолжает вести переговоры по этому вопросу.

Финляндия вошла в состав Российской империи в результате войны со Швецией по условиям Фридрихгамского мирного договора 1809 года. Присоединенные кРоссийской империи финские земли получили особый статус Великого княжества Финляндского, в которое в1811году была включена Выборгская губерния (аналогично Крыму — для удобства управления).

6 (19) декабря 1917 года Финляндия провозгласила свою независимость. Правительство Советской республики 18 (31) декабря 1917 года признало независимость Финляндии.

В 1918 году финские войска захватили районы Восточной Карелии, а в 1920 году—Печенгу.Послетогокаклетом 1920года Красная армия нанесла финнам ряд поражений, Финляндия заключила14октября 1920 года в Юрьеве (Тарту) мирный договор с Советами, в котором признавалось, что территория Финляндии остается в рамках Великого княжества Финляндского, т. е. с Выборгской губернией. В состав Финляндии «на вечные времена» передавалась Печенгская область.

Изменение границ Финляндии произошло после окончания советско-финской войны 1939–1940 годов. По условиям мирного договора, подписанного в Москве 12 марта 1940 года, весь Карельский перешеек с городом Выборгом, а также Выборгский залив с островами, западное и северное побережье Ладожского озера отходили к СССР. Государственная принадлежность Печенги (Петсамо) оставалась неизменной.

Во время Второй мировой войны19сентября 1944 года Финляндия подписала с СССР соглашение о перемирии, согласно которому восстанавливалось действие советско-финского договора1940 года. Кроме того, Финляндия передала Советскому Союзу Печенгу (Петсамо).

Мирный договор с Финляндией был окончательно оформлен 10 февраля 1947 года в рамках многосторонних Парижских договоров.

История одного города. Корела — Кексгольм — Кякисалми — Приозерск

Конец XIII века — Швеция подчинила себе западную половину Карельского перешейка.

1294 — начало борьбы Швеции с Новгородом за переешек и город Корела (совр. Приозерск). В результате упорной борьбы Великий Новгород сохранил и город, и восточную половину Карельского перешейка, и Северное Приладожье.

1323 — первая договорная граница между Великим Новгородом и Швецией в соответствии с Ореховецким мирным договором. Согласно договору южная и восточная части Карельского перешейка признавались новгородскими землями.

1337–1339 — пограничный конфликт.

1580 — шведские войска взяли Корелу. По условиям мирного соглашения 1583 года (Плюсский мир), Корельский уезд с городом Корела отошли к Швеции. Россия в это время завязла в Ливонской войне.

Конец XVI века — новая российско-шведская война. По условиям Тявзинского мирного договора, Корела с уездом с 1597 года вновь отошли к России.

Сентябрь 1610 — шведские войска осадили Корелу. Через полгода крепость капитулировала.

1617 — Столбовский мирный договор со Швецией. К Швеции перешел Корельский уезд. Сам город официально получил новое имя – Кексгольм.

Весна 1710 — Северная война. После двухмесячной осады шведский гарнизон Кексгольма капитулировал. Он вновь стал российским городом.

1808 — российско-шведская война. К России была присоединена вся территория Финляндии под названием Великое княжество Финляндское.

1811 — Кексгольм передан Великому княжеству Финляндскому в составе Выборгской губернии.

1918 — Кексгольм в составе Финляндской республики получил финское название — Кякисалми.

Март 1940 — Финляндия потеряла значительную часть своей территории. По мирному договору, заключенному в Москве, государственная граница отодвинулась от Ленинграда более чем на 100 километров, города Выборг и Кексгольм отошли к СССР. Кексгольм на правах районного центра был включен в состав Карело-Финской ССР.

19 сентября 1944 — Финляндия вышла из войны, подписав соглашение о перемирии с СССР. В соответствии с этим соглашением восстанавливалась прежняя советско-финляндская граница.

24 сентября 1944 — Кексгольм присоединен к СССР.

Ноябрь 1944 — северные районы Карельского перешейка, в том числе Кексгольм и Кексгольмский район, включены в состав Ленинградской области.

1948 — город Кексгольм получил название Приозерск.

В начале 90-х годов ряд общественно-политических движений Финляндии («Карельский союз», «Чрезвычайный конгресс карелов, вепсов и финнов», «Движение за Тартусский мир 1920 года» и Финляндская Православная Церковь) выступили с требованиями пересмотра существующей линии границы между Финляндией и Россией в пользу варианта, установленного в 1920 году Тартуским договором, т. е. присоединения к Финляндии части территорий Карелии, Мурманской и Ленинградской областей. Эта проблема затрагивает примерно 10 процентов граждан Финляндии— лиц финской национальности, переселенных в40-х годах из СССР в Финляндию, и их потомков.

Движение за восстановление Тартуского мирного договора получило достаточно широкий резонанс в общественных и политических кругах Финляндии. Президент Финляндии заявил, что официально Финляндия не выдвигает никаких пограничных и территориальных претензий к России, но если Москва пожелает, то он готов обсудить с российским правительством любые вопросы, касающиеся территориальных проблем. Вместе с тем была подчеркнута чрезвычайная важность решения «Карельского вопроса» для большинства финских граждан.

В 2012 году закончится срок аренды Финляндией части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий. Возможно, именно в это время обострится вопрос принадлежности Карельского перешейка.

Латвия и Эстония на официальном уровне заявили о необходимости пересмотра существующих границ с Российской Федерацией.

Первые приграничные конфликты начались со времени образования этих республик в 1918 году. В ходе Гражданской войны Эстония и Латвия оккупировали часть российских земель в Петербургской и Псковской губерниях соответственно.

Согласно заключенным балтийскими государствами в 1920 году мирным договорам с Советской Россией, эти территории вошли в состав Эстонии и Латвии. Государственная граница была проведена по фактической линии фронта.

В 1940 году эти республики были включены в состав СССР. В 1944 году части бывших Псковской и Петербургской губерний, переданные Эстонии и Латвии в 1920 году, были включены в состав РСФСР.

В начале 90-х годов Эстония и Латвия провозгласили себя правопреемницами государств, существовавших до 1940 года, и на официальном уровне поставили вопрос о восстановлении своих территорий в рамках, определенных мирными договорами 1920 года.

В новую конституцию независимой Эстонии был включен пункт о необходимости добиваться «возвращения потерянных территорий». Россия категорически не признает выдвигаемых балтийскими странами территориальных претензий и водностороннем порядке приступила к демаркации границ с этими государствами.

По мнению Эстонии, спорной с Россией территорией является земля площадью 0,8 тысячи квадратных километров, расположенная на восточном берегу реки Нарва Кингисеппского района Ленинградской области (бывшие Выскацкая, Добручинская, Горская и Нарвская волости), а также земля площадью полторы тысячи квадратных километров в Печорском районе (бывшие Печорская, Слободская, Паниковская и часть Изборской волости Петсеримасского уезда, в т.ч. Псково-Печорский монастырь XV века).

В Латвии о территориальных претензиях к России было официально объявлено в январе 1992 года. Выдвигаются претензии на территории Пыталовского и Палкинского районов Псковской области площадью 1,6 тысячи квадратных километров (бывшие Вышгородская, Кочановская и Толковская волости).

Сегодня территориальные претензии Латвии и Эстонии забыты, поскольку для вступления в ЕС и НАТО территориальные проблемы должны отсутствовать. Соответственно, переговоры с Россией по вопросу демаркации совместных границ ускорены.

Калининградскую область РФ и Клайпедскую область Литовской республики в прошлом объединяло то, что они обе входили в состав Восточной Пруссии, т. е. Германии, когда Клайпеда именовалась Мемелем, а Калининград — Кенигсбергом.

Мемель, отторгнутый от Германии странами Антанты после ее поражения в Первой мировой войне, был передан Литве в 1924 году и переименован в Клайпеду. Но в 1939 году Литва вернула Клайпеду, опять ставшую Мемелем. После окончания Второй мировой войны Клайпеда была включена в состав СССР и в 1947 году советское правительство официально передало ее Литве.

Решением Потсдамской мирной конференции 1945 года город Кенигсберг и прилегающий к нему район были переданы СССР. В резолюции также давалось общее описание нового участка западной советской границы с Польшей. Предполагалось, что конечное решение о принадлежности Кенигсберга будет принято при «окончательном мирном урегулировании», т. е. при заключении всеобъемлющего договора странами-победительницами. Договора такого не последовало, и Кенигсбергский район был в1946году передан СССР и переименован в Калининградскую область.

На официальном уровне никто из государств – соседей России не претендует сегодня на Калининград. Однако претензии на уровне регионов существуют.

В 1991 году председатель Верховного Совета Литовской Республики В.Ландсбергис заявил, что Калининградская область представляет собой «классической вариант колонии, которую завоевали Советы». Ландсбергис считал, что «требования о выходе из состава Российской Федерации являются законными и заслуживающими того, чтобы быть услышанными» европейским сообществом.

24 октября 1997 года во время визита в Москву президента Литвы А. Бразаускаса между Российской Федерацией и Литвой был подписан договор о российско-литовской границе, практически снимающий все существовавшие ранее вопросы. В настоящее время процесс делимитации и демаркации российско-литовской границы находится в стадии завершения, хотя существует неопределенность границы в районе озера Виштитис (Виштинец), на Куршской косе и в районе города Советск.

Несмотря на это, некоторые общественные организации все еще поднимают этот вопрос («Резистентный Саюдис Малой Литвы»; США, Чикаго), заявляя, что Калининградская область — исконная земля Малой Литвы.

Повышенный интерес к Калининграду проявляют некоторые общественные круги Польши. Поскольку в вопросе о Калининграде Польша не может апеллировать к «историческим» факторам его принадлежности, она делает акцент на проблему чрезмерной милитаризации Калининградской области, якобы представляющей непосредственную угрозу польской безопасности. Польские националисты предлагают пересмотреть существующий статус Калининградской области путем превращения ее в свободную политическую и экономическую зону с особой системой управления.

Юго-западные рубежи РФ

Приграничные споры с Украиной появились сразу же вслед за признанием в1917году Временным правительством права Украины на автономию. Центральная Рада претендовала на вхождение в состав автономии девяти губерний: Киевской, Подольской, Волынской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической (без Крыма). Временное правительство согласно было признать права Украины лишь на пять.

После окончания войны 3 марта 1918 года Россия подписала в Брест-Литовске мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Согласно договору, страны признали включение девяти губерний бывшей Российской империи в состав Украины.

Вслед за заключением договора германо-австрийские войска, нарушив его условия, вторглись на российскую территорию и захватили значительную часть области Войска Донского, а также Курской и Воронежской губерний. 29 апреля1918 года немецкое оккупационное командование отстранило от власти Центральную Раду. Власть на Украине перешла в руки правительства «Украинской Державы» во главе с Гетманом Скоропадским. Гетман требовал передачи 14 сопредельных с ней уездов Курской и Воронежской губерний с тремя миллионами человек населения, аргументируя это требование высокой концентрацией украинцев в этих уездах.

Советская Россия отказалась принять подобные условия, и мирный договор с «Украинской Державой» не был заключен, вместо этого 12 июня 1918 года в Киеве подписано соглашение о перемирии. 17 июня 1918 года полномочные представители двух государств подписали в Харькове временное соглашение о создании демаркационных линий. На одну сторону были отведены российские войска, а на другую — германо-украинские. Демаркационные линии проходили по территории Курской и Воронежской губерний. Вплоть до свержения власти Скоропадского они являлись фактической границей между двумя государствами.

В ноябре 1918 года правительство Скоропадского пало. Для закрепления союзных отношений с Украиной советское правительство пошло на ряд территориальных уступок. Так, например, крупный промышленный и угольный регион Донбасс в 1920 году был передан под юрисдикцию Украины. Донбасс возник на основе объединения промышленных районов области Войска Донского и Екатеринославской губернии.

В 1923–1924 годах РСФСР удалось настоять на пересмотре размежевания Восточного Донбасса с учетом национального состава населения и экономического значения этого района для России. Украина выдвинула претензии на ряд российских территорий с компактным проживанием украинцев, в первую очередь в Курской и Воронежской губерниях. Из Курской губернии Украина хотела получить 10 уездов с населением почти в два миллиона человек, а из Воронежской — 9 уездов.

В результате Комиссия по урегулированию вопроса о границах при ЦИК СССР приняла решение о частичном удовлетворении территориальных требований Украинской Республики. Украина получила менее 1/3 из запрошенных ею территорий. Был также решен вопрос о передаче в состав РСФСР Шахтинского и Таганрогского округов Донбасса (Донецкой губернии УССР).

К 1927 году в основном завершилось оформление административной границы между Российской Федерацией и Украинской республикой, хотя изменения вносились и позже. Так, в 1941 году Президиум ВС РСФСР изменил границу, передав остров Тузла в состав Крымской АССР. В результате единственный судоходный Керчь-Еникалинский фарватер полностью оказался на территории Украины, как и 70 процентов акватории Азовского моря.

Что касается передачи Украине Крыма, то считается, что имел место дружеский жест генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, решившего таким образом отметить юбилейную дату —300-летие со дня провозглашенного в1654 году гетманом Богданом Хмельницким воссоединения Украины с Россией. Решение было оформлено специальным указом Верховного Совета СССР с нарушением норм Конституции и законодательства СССР без предварительного обсуждения не только гражданами Крыма, но даже депутатами Верховного Совета.

По указу Президиума ВС РСФСР от1948 года Севастополь выделялся в самостоятельный административно-хозяйственный центр республиканского, а не областного значения. После передачи в1954 году Крыма в состав Украинской Советской республики указ о Севастополе не был отменен.

Договор о дружбе и сотрудничествеУкраины и России, подписанный31мая1997годапрезидентами Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой, закрепил украинский статус Севастополя. Россия получила право на аренду военно-морской базы в районе Севастополя сроком на 20 лет с правом пролонгирования на пять лет при условии взаимного согласия.

В настоящее время идет процесс демаркации украино-российской государственной границы. Первое заседание подкомиссии по пограничным вопросам, образованной при Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству двух стран, состоялось вМоскве14августа 1996 года. Процесс демаркации сложный, проходит медленно и вряд ли следует ожидать его завершения в скором времени. Наиболее острые вопросы вызывает статус Азовского моря и Керченского пролива. Россия настаивает на статусе внутреннего моря двух стран, в свою очередь Украина предлагает разделить акваторию и разграничить континентальный шельф в Черном море. Спорным остается район восточной части Донбасса (вт.ч. город Таганрог), а также западные районы Брянской области (Новозыбков, Стародуб и др., которые раньше относились к Черниговской губернии). На границе с Воронежской областью, в Луганской области Украины проживают донские казаки, не признающие пограничное размежевание с Россией.

Южные рубежи России

Кавказская приграничная зона — самое напряженное порубежье России. Северо-кавказские республики получили свою государственность во времена СССР, затем многие народы были депортированы, через некоторое время реабилитированы и возвращены на родные земли, чаще всего уже занятые соседями. Неудивительно, что сегодня административные границы, сложившиеся во времена СССР, не удовлетворяют северокавказские народы: в 90-х годах прошлого века осетино-ингушский конфликт, война в Чечне.

Зоны напряженности на государственной границе России связаны с конфликтами между Грузией и «непризнанными образованиями» — Абхазией и Южной Осетией, а также войной в Чечне.

В середине 1918 года возник так называемый «Сочинский конфликт»: правительство Грузии упразднило советскую власть, установленную весной 1918 года в Абхазии, и оккупировало ее территорию. Дальше грузинские войска направились вдоль побережья Черного моря. В сентябре 1918 года вся прибрежная территория до г. Сочи была объявлена «временно присоединенной к Грузии». В феврале 1919 года армия генерала Деникина разгромила грузинские войска и выдворила их из Сочинского округа.

В 1943–1944 годах к Грузинской ССР был присоединен ряд территорий, подвергшихся сталинским репрессиям народов: значительная часть территории Карачаево-Черкесской автономной области, а также ряд районов Чечено-Ингушской и Кабардино-Балкарской автономных республик. В 1957 году эти территории были возвращены населявшим их до репрессий народам, но граница между РСФСР и Грузинской ССР была делимитирована по состоянию на7марта 1944 года.

После распада СССР и провозглашения Грузии в качестве независимого суверенного государства был запущен процесс делимитации и демаркации границы двух иностранных государств. Работа осложняется грузино-абхазским конфликтом. Ситуация в Абхазии до сих пор не позволяет проведение разграничительных работ в акватории Черного моря.

Особую остроту приобрел спор по поводу установления границы в Северной Осетии, касающийся полутора километров в районе пограничной заставы Верхний Ларс, поскольку он имеет важное для России стратегическое значение. В последнее время правительство Грузии, ссылаясь на договор 1920 года, денонсированный советским правительством после установления советской власти в Грузии, стало выступать с территориальными притязаниями на ряд приграничных участков в районе Верхнего Ларса.

Работы по демаркации границы между Россией и Азербайджанской Республикой начали проводиться в 1990-е годы после распада СССР. Перед пограничными комиссиями встали сложные задачи определения и уточнения всех спорных пунктов бывшей административной границы с Дагестанской АССР. Дело в том, что советская власть, как и царское правительство, при проведении административно-территориального разделения не уделили должного внимания тонким и деликатным проблемам этнического характера. Самая острая проблема на сегодняшний день — разделение границей одной из основных народностей Дагестана — лезгин. Среди части азербайджанских и дагестанских лезгин наблюдается рост национализма, сопровождающийся призывами к объединению народа и требованиями предоставления ему автономных прав.

Нерешенным участком является приграничная полоса общей протяженностью 13,8 километра. Дальнейшие работы по демаркации российско-азербайджанской границы осложняются также проблемами правового статуса и раздела Каспия.

В середине ХIХ века Николай I объявил Каспийское море владением России. Сто лет спустя СССР и Иран заключили соглашение, согласно которому к Ирану отошли 11 процентов акватории Каспия, а остальное осталось за Советским Союзом. Современный Иран считает, что именно Соглашения с СССР от1921и1940 годов должны лечь в основу решения вопроса о правовом статусе Каспия.

Ввиду богатства морских ресурсов регион лежит в поле интересов пяти стран: России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана.

Разногласия между прикаспийскими государствами по поводу правового статуса Каспия – это противоречия между Ираном и Туркменией, с одной стороны, и Россией, Азербайджаном и Казахстаном, с другой.

Позиция Ирана заключается в том, что правовой статус Каспия предусматривает совместное использование ресурсов моря. В том случае, если страны договорятся о разделе моря, Иран согласится с долей в 20 процентов.

Казахстан согласен с разделом дна моря, однако не поддерживает идею о совместном использовании ресурсов. Азербайджан выступает за раздел поверхности и дна и официально выступает против совместного использования ресурсов. Россия настаивает на совместном использовании поверхности моря, поскольку придает большое значение вопросам безопасности. Что касается раздела дна моря, то она, видимо, согласится даже с долей в14,5 процентов. Позиции Туркменистана и Азербайджана по вопросу определения правового статуса Каспийского моря пока остаются неясными.

Азербайджан в конце 2001 года подписал соглашение о разграничении дна Каспия по срединной линии с Казахстаном. Аналогичные договоренности по разграничению дна северной части Каспийского моря были закреплены13мая2002 года между президентами России и Казахстана. Они были основаны на формуле: каспийские воды— морские, берег— озерный. Подписание похожего договора между Азербайджаном и Россией было отложено в июне 2002 года.

Несмотря на соглашения, тлеющий конфликт может обостриться на фоне начавшейся разработки шельфа. Первые стычки с использованием оружия произошли в конце июня 2001 года — иранские военные корабли и морская авиация атаковали судовые буровые установки Азербайджана, который в настоящее время приступает к освоению совместно с британской компанией двух шельфовых месторождений. По версии Ирана суда находились в акватории, которая должна отойти ему. Оба государства выступили с заявлениями о том, что намерены отстаивать свои интересы (акваторию и дно) всеми имеющимися в распоряжении средствами.


[1] Острова Полонского, Зеленый, Танфильева, Юрий, Анучина, Демина, Сигнальный, Лисьи, Шишки.

[2] Публикация в военно-историческом журнале «Цзюньши лиши».