Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Религиозность населения России в последние десятилетия на разных этапах менялась по-разному. Таких этапов, как нам представляется, можно выделить четыре. Первый: с 1989 года (когда стали проводиться массовые опросы) по середину 1990-х—его иногда называют «религиозным бумом». В эти годы число верующих, точнее тех, кто называет себя православным, выросло почти в два раза: с 20—30 % в 1988—1989 годах до
50—60 % к 1995 году. Соответственно снизилось число неверующих (атеистов) с 50 до 30 % (табл. 1, 2). Некоторые социологические опросы показывают, что число респондентов, называющих себя православными, особенно резко выросло в 1991—1992 годах. Возможно, это связано с крушением Советского Союза, когда у людей возникла потребность взамен исчезнувшей обрести новую идентификацию, как-то себя определить. Поскольку они перестали быть советскими, они снова стали русскими, а «русские — значит православные».
В середине 1990-х некоторые социологи (Д. Е. Фурман, М. П. Мчедлов) высказывали мнение, что уровень религиозности достиг максимума, и ряд симптомов указывает на то, что он начнет снижаться. В действительности эти прогнозы не оправдались[1], уровень религиозности продолжил свой рост, однако менее высокими темпами
(табл. 1, рис. 1, 2). Таким образом, можно говорить, что с середины 1990-х начинается новый, второй этап в развитии религиозности, который длился приблизительно до 2004 года. За этот период, по данным ФОМ и Отдела социологии религии ИСПИ РАН, доля респондентов, относящих себя к православным, увеличилась с 45—50 до 60—65 %. Также после резкого падения относительно стабилизировался и процент неверующих. Как и на первом этапе, здесь общую картину определяли в основном процессы, идущие в православной конфессии, поскольку доля респондентов, относящих себя к исламу, оставалась практически неизменной, а суммарная доля тех, кто исповедует другие религии, не превышала 2—3 %.
В середине нулевых годов (2004—2005) рост уровня религиозности практически прекратился. Этому периоду отвечает третий из упомянутых этапов. Мы, надо признать, предполагали, что практически достигнут предел роста, однако, как показали исследования, начиная приблизительно с 2008 года число верующих снова стало увеличиваться заметными темпами, по сути процесс вступил в новый, четвертый этап.
Одной из причин зафиксированного роста религиозности, неожиданного для большинства социологов, называют экономический кризис.
Вторая по численности конфессия в России — ислам. Доля респондентов, определяющих себя как мусульмане, на протяжении последних 15 лет оставалась, по данным опросов, в пределах 4—7 %. Остальные конфессии в сумме набирают 2—3 %, и эта цифра также менялась мало. Правда, следует отметить, что некоторые исследователи фиксируют рост числа протестантов и сектантов («Свидетели Иеговы») в отдельных регионах, особенно на Дальнем Востоке, но на всероссийском уровне этот рост практически незаметен.
Таким образом, динамику религиозности населения России начиная примерно с 1989 года можно схематично описать следующим образом: быстрый рост — медленный рост — стабилизация — медленный рост.
В первой половине ноября 2011 года Отдел социологии религии ИСПИ РАН провел очередное (первые два были проведены в 2004 и 2006 годах) всероссийское исследование религиозности населения[2] по методике В. Ф. Чесноковой, позволившее проследить динамику по нескольким показателям религиозного сознания и поведения.
Предварительный анализ данных привел нас к выводу, что тенденция роста уровня религиозности сохраняется, хотя среди социологов религии в последние годы сложилось мнение, что потенциал экстенсивного роста религиозности близок к исчерпанию. Доля верующих респондентов выросла с 59 % в 2004 году до 65 % в 2011 году (табл. 2). Доля респондентов, колеблющихся между верой и неверием, остается неизменной — около 16 %. Наблюдается также снижение доли неверующих — 9 % по сравнению с 16 % в 2004 году. Обращает на себя внимание существенный рост доли респондентов, затрудняющихся ответить на вопрос: «Верите ли Вы в Бога?». Складывается впечатление, что граждане России все менее охотно идентифицируют себя как неверующие. Данные нашего февральского 2012 года опроса с выборкой в 3000 респондентов еще красноречивее: верующих — 78 %, колеблющихся — 13 %, неверующих — 6 %. Интересно, что и в исследовании 2011 года, и в опросе 2012-го никто из респондентов не выбрал вариант ответа: «Верю не в Бога, а в другие сверхъестественные силы» (2011 г.) и «Верю в судьбу, высший разум, высшую энергию, целителей» (2012 г.). Можно предположить, что доля граждан, верящих в различные сверхъестественные силы, снижается. Это подтверждают и данные опросов ИСПИ РАН (см. рис. 2).
Относительно высока доля респондентов, считающих себя старообрядцами (5 %) (табл. 3), это новое явление, которое требует дополнительного изучения и анализа[3]. К католицизму и протестантизму себя относят по 1 % опрошенных.
Опрос 2012 года, в котором был поставлен вопрос о конфессиональной принадлежности, показал, что к православию себя относят 82 % всех респондентов, к исламу — 5 %.
Для сравнения: по данным опроса апреля 2012 года ВЦИОМ[4], последователями православия себя считают 77 % опрошенных, ислама — 6 %, неверующими — 7 %. В апреле 2012 года на заданный социологами ФОМ[5] вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» 68 % опрошенных ответили — к православию, 6 % — к исламу, считают себя неверующими 20 %, к другим христианским конфессиям себя относят менее 1 % опрошенных[6].
С нашей точки зрения, полученные данные говорят об определенной стабилизации роста доли православных респондентов. Исследование 2011 года подтвердило отмеченную многими особенность религиозной ситуации в России: доля респондентов, относящих себя к православным, превышает долю тех, кто считает себя верующим. Это означает, что часть неверующих граждан считают себя принадлежащими православной культуре и в этом смысле православными. 8 % респондентов не относит себя к какой-либо конфессии. Большую часть этой группы составляют неверующие — 68 %, колеблющиеся — 7 %, верующие — 4 %. Таким образом, верующие вне конфессии — это пока очень небольшая группа.
Учитывая ведущуюся в последнее время острую дискуссию о роли церкви в жизни государства и общества, особо хотелось бы остановиться на анализе динамики показателя уровня доверия к церкви как социальному институту.
Распределение ответов на вопрос: «К какому вероисповеданию Вы себя относите?»
(октябрь 2004, ноябрь 2011, февраль 2012, % от числа опрошенных)
Доля респондентов, доверяющих разным политическим и социальным институтам (% от числа опрошенных)
Таблица 4 и иллюстрирующий ее график на рис. 3 демонстрируют постоянный в среднем рост уровня доверия к церкви с 1997 года. Более того, в 2011-м впервые с 1999 года церковь опередила институт президентства по этому показателю. Уровень недоверия с 2008 года остается более или менее стабильным. Церковь уже длительное время устойчиво занимает как минимум второе место по уровню доверия среди всех общественных и государственных институтов (см. табл. 4, 5).
Данные опросов других социологических центров подтверждают высокий уровень доверия церкви. По данным опроса ВЦИОМ[7] в апреле 2012 года, в целом одобряют деятельность РПЦ и священнослужителей 71 %, не одобряют 11 %, затрудняются ответить 17 %.
По данным опроса ФОМ[8] в мае 2012 года по массиву, в целом церкви доверяют 64 % опрошенных, отчасти доверяют, отчасти не доверяют 14 %, не доверяют 8 %.
По данным совместного опроса Отдела социологии религии и Отдела ситуационных исследований ИСПИ РАН в июле 2012 года доверяли церкви 62 % опрошенных, не доверяли 25 %, затруднились ответить 13 %. Патриарху Кириллу доверяли 56 %, не доверяли 24 %, затруднились ответить 20 %9.
Если оценивать влияние скандалов 2011 и 2012 годов, то, судя по опросам, проведенным разными группами, они не сказались на уровне доверия к церкви, более того, по сравнению с данными предшествующих исследований он вырос. Можно предположить, что в ответ на многочисленные негативные отзывы о деятельности РПЦ произошла определенная консолидация православных вокруг церкви. Значит ли это, что у нее нет основания для беспокойства? Безусловно, есть. Отрицательное отношение к деятельности РПЦ сохранялось все последнее десятилетие на заметном уровне. В силу, как нам представляется, общей активизации в 2011—2012 годах российского социума и оживления политического процесса критически настроенная часть общества стала более открыто выражать свои взгляды по всем проблемам, в том числе церковно-общественных и церковно-государственных отношений. Однако незначительный рост в эти годы на кривой недоверия (рис. 3) не свидетельствует о росте числа тех, кто не доверяет церкви — просто недовольные РПЦ стали открыто выражать свою позицию, тем более что у них появилась для этого площадка — Интернет.
Данные исследования Отдела социологии религии ИСПИ РАН 2011 года демонстрируют несколько более высокий уровень недоверия к церкви, чем другие исследования, а также рост уровня недоверия по сравнению с 2006 годом. В 2011 году церкви как социальному институту доверяли 50 % опрошенных, не доверяли 39 %, затруднились ответить 12 %. В 2006 году доверяли церкви 51 % всех опрошенных, не доверяли 24 %.
Скорее всего рост недоверия к церкви происходит в большей степени среди невоцерковленных православных (около 40 % не доверяли церкви в 2011 г.), а также, конечно, неверующих (75 %). Но есть среди не доверяющих и те, кто посещает храм несколько раз в год, но реже чем раз в месяц (20 %), и причащающиеся несколько раз в год (6 %).
Перейдем к более подробному анализу группы православные. К ней мы отнесли респондентов (64 % опрошенных), которые идентифицировали себя как православные верующие и православные, колеблющиеся между верой и неверием.
В группе православные 39 % мужчин и 61 % женщин (табл. 6), что не очень сильно отличается от среднего распределения по массиву — 43 % мужчин, 57 % женщин — и по всему населению (согласно последней переписи на 45 % мужчин приходится 55 % женщин). В 1992 году мужчины составляли 29 % православных респондентов, так что можно говорить, что за последние 20 лет половая структура группы православные изменилась существенно. Уровень образования у православных несколько выше, чем в среднем по массиву. У них выше, чем у неверующих, доля имеющих высшее образование, что опровергает устоявшийся миф о малообразованности православных. Самой же образованной группой согласно всем исследованиям последних 20 лет являются воцерковленные православные (доля опрошенных с высшим образованием в этой группе в 2011 году составила 44 %, в том числе более 3 % имели научную степень). В целом социально-демографические характеристики группы православные совпадают со средними данными по массиву. Следует обратить внимание на то, что в группе неверующие самая высокая доля молодых людей — от 18 до 24 лет, а также на то, что неверующие — единственная группа с преобладанием мужчин.
Перейдем к анализу мировоззренческих характеристик православных. В бессмертие души, по данным исследования 2011 года, верят 40 % входящих в эту группу, колеблются между верой и неверием 35 %, не верят 19 %, затруднились ответить 5 %. В 2006 году цифры были соответственно 55, 21 и 23 %. В 2011-м мы несколько изменили формулировку вопроса, добавив к двум позициям: «Верю в бессмертие души», «Не верю» третью — «Колеблюсь между верой и неверием», что, как нам представляется, снизило долю тех, кто ответил «не верю», и долю затруднившихся с ответом с 23 до 5 %. Раньше многие колеблющиеся респонденты предпочитали выбирать ответ «верю», чтобы избежать категорического «не верю». В 2011 году в нашей анкете впервые появился вопрос о важности религии в жизни человека, который достаточно редко ставится в отечественных исследованиях, но обязателен у американцев и европейцев. В целом считают религию очень важной 23 % всех опрошенных, довольно важной — 38 %, не очень важной — 19 %, совсем не важной — 11 %, затруднились с ответом — 9 %. Таким образом, религия оказалась важной для 61 % опрошенных (табл. 7). В группе православные очень важной религию посчитали 28 %, и 46 % — довольно важной, совсем не важна религия для 3 % респондентов.
Так или иначе участвуют в жизни религиозной общины или прихода 21 % православных, еще 11 % чувствуют свою причастность к жизни определенного прихода (табл. 8).
Более или менее регулярно посещают храм свыше 40 % православных (табл. 9) (из них 10 % — раз в месяц и чаще; несколько раз в год, но реже чем раз в месяц — 33 %), раз в год — 23 %, очень редко, не каждый год — 20 %, никогда не были в храме — 9 %.
Исповедуются и причащаются раз в месяц и чаще 2 % относящихся к группе православные, несколько раз в год — 10 %, раз в год обязательно — 12 %, редко, раз в несколько лет — 27 %, никогда не исповедовались и не причащались — 40 %. Таким образом, исповедуются и причащаются более или менее регулярно 24 % православных.
С Евангелием знакомы 65 % опрошенных православных, правда, из них регулярно его читают только 7 %. Молятся церковными молитвами 23 % православных респондентов (из них читают утреннее и вечернее правило 2 %, молятся церковными молитвами почти каждый день 6 %), 53 % молятся своими молитвами, не молятся вообще 23 %. В какой-то степени соблюдают посты 35 % православных, не соблюдают — 60 %.
Рассмотрим, как менялись некоторые показатели религиозной жизни православных респондентов в период с 1992 по 2011 год (по данным всероссийских исследований ФОМ 1992, 2000, 2002 и всероссийских исследований ИСПИ РАН 2004, 2006, 2011 гг.).
Исследования 2004 и 2006 годов показали, что из пяти показателей воцерковленности превалируют посещение храма и молитва. Данные исследования 2011 года демонстрируют некоторое снижение доли православных, молящихся церковными молитвами, а также регулярно читающих Евангелие. Процент регулярно посещающих храм остался практически неизменным. Зато выросла доля тех, кто регулярно причащается, а это важный показатель воцерковленности. Пост в данном отношении не столь показателен, тем не менее следует отметить, что доля не соблюдающих посты существенно снизилась. По всем показателям снизилась также доля респондентов, которые выбрали «нулевую» позицию — никогда не были в храме, никогда не причащались, никогда не молились, никогда не читали Евангелие, никогда не постились. Особенно заметно снизился процент не молящихся — с 52 % в 1992 году до 20 % в 2011-м, а также не соблюдающих посты — с 86 % в 2000 году до 55 % в 2011-м.
Используя методику В. Ф. Чесноковой, можно выделить пять групп по уровню воцерковленности: «воцерковленные», «полувоцерковленные», «начинающие», «невоцерковленные», «нулевая подгруппа». Соответствующие распределения для всех опрошенных и для православных показаны на рис. 4 и 5.
Таким образом, анализ религиозности населения, основанный на данных многолетних опросов Фонда «Общественное мнение» и трех всероссийских исследований религиозности населения Отдела социологии религии и Отдела стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН, позволяет сделать следующие выводы.
• Православие — одно из базисных оснований самоидентификации россиян. Если говорить о культурной самоидентификации, то с православной культурой себя идентифицируют более 70 % всех опрошенных, православными себя называют 32,5 % неверующих и большая часть (75 %) колеблющихся. Доля верующих респондентов продолжает расти, а неверующих — снижаться, доля колеблющихся практически не изменилась.
• Религию считают для себя важной большинство россиян.
• Доля православных респондентов, которые более или менее активно участвуют в жизни религиозных организаций, составляет приблизительно 30 %, постоянно участвующих — 8 %.
• Показатели, характеризующие уровень религиозного сознания, остаются невысокими, иными словами, значительная часть респондентов, считающих себя верующими, на самом деле плохо представляют себе то, во что верят, и вера мало влияет на их жизненные цели и установки.
• Показатели религиозного поведения православных за последние 7 лет изменились незначительно, можно констатировать лишь снижение доли респондентов, которые никогда не были в храме, никогда не причащались и не молились. Единственное относительно значимое изменение — причащающихся стало несколько больше, что является чрезвычайно важным симптомом.
• Можно говорить, что в России сформировалось ядро — около 10 % населения — верующих и религиозных граждан с относительно высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни. Это ядро окружает «периферия» (25—30 %) — люди, у которых показатели религиозного поведения несколько ниже, но их жизнь, тем не менее, связана с религиозными общинами и приходами, они верят в бессмертие души и считают религию важной частью своей жизни. Эти две группы можно определить как «церковный народ». Остальных респондентов, назвавших себя православными, можно отнести к культурным православным. Для них религия — способ культурной самоидентификации, а не основа мировоззрения.
[1] Д. Е.Фурман отмечает это в своей работе «Старые церкви, новые верующие». СПб., М.: Летний сад, 2000. С. 16, 19.
[2] В ходе исследования было опрошено 1600 респондентов в 33 населенных пунктах РФ по репрезентативной выборке по полу, возрасту, типу населенного пункта. Исследование проводилось при поддержке гранта РГНФ № 10-03-00185а. Следует, однако, отметить, что у нас несколько изменились параметры выборочной совокупности по типам населенных пунктов. Выборка остается репрезентативной, но ее изменение могло определенным образом сказаться на полученных данных.
[3] Повторные опросы и результаты других исследований не подтверждают роста доли россиян, относящих себя к старообрядцам, что, скорее всего, свидетельствует о региональной специфике выборки 2011 года, о чем упоминалось выше.
[6] На первый взгляд, приведенные варианты вопросов ВЦИОМ и ФОМ сильно отличаются друг от друга, но в обоих исследованиях разными методами устанавливается определенный фильтр, чтобы отделить респондентов, для которых православие или ислам — это просто культурная самоидентификация, от тех, кто осознанно называет себя православным или мусульманином, а также установить границы, в пределах которых находятся те или иные показатели. В первом случае используется слово «последователи», что подразумевает более активную позицию респондента — он все-таки «следует» какой-то религиозной доктрине. Во втором — фильтром является вера в Бога.