О военной реформе во Франции сегодня говорится как о наиболее успешном опыте трансформации национальных вооруженных сил в соответствии с современными потребностями. Реформа была начата в феврале 1996 года решением президента Жака Ширака. В течение шести лет Вооруженные силы Франции должны были быть сокращены, реформированы и полностью переведены с призывной системы комплектования на контрактную.

В телеинтервью 22 февраля 1996 года Жак Ширак следующим образом сформулировал программу реформ: «Нам необходима оборона более эффективная, более современная и менее дорогостоящая… Перед нами не стоит угроза вторжения, нашествия иноземных захватнических орд. Зато наши жизненные интересы могут быть поставлены под угрозу в любой части земного шара… Франция должна иметь возможность быстро и организованно отправить за границу значительное число людей,50–60тысяч, а не10 тысяч, как сегодня… Сейчас при сохранении воинской повинности наша армия, включая кадровых военных, призывников и добровольцев, проходящих службу по контракту, составляет 500 тысяч мужчин и женщин. Она избыточна, обременительна и не позволяет нам… выполнить все задачи… Через шесть лет профессиональная армия будет насчитывать 350 тысяч человек, но она будет способна… обеспечить быструю переброску войск, она будет эффективной и достаточной… [Сокращение затронет] сухопутные войска, военно-морские и военно-воздушные силы… Воинская служба была учреждена в 1905 году, когда нужны были массы людей, чтобы противостоять другим массам людей, то есть — внешней опасности. Этот период уже давно миновал. Теперь у нас нет необходимости в призывниках. Через шесть лет их не будет или почти не будет».

Основные направления военной реформы были закреплены законом, принятым 28 октября 1997 года. Журнал “ArmОe d’aujourd’hui” так описывал изменения, запланированные этим законом на период с 1997 по 2002 год: «Военная служба… призвана постепенно растворяться в новой модели профессиональной армии». Переход к профессиональной армии должен сопровождаться общим сокращением личного состава приблизительно на30процентов. Поставлена задача не снижать уровень обороны Франции при уменьшении военного финансирования. Приоритет при этом отдается оснащению вооруженных сил новой военной техникой.

Основные военные задачи Франции изложены на официальном сайте министерства обороны [http://www.defense.gouv.fr]: страна стремится быть готовой к отражению любой угрозы в любой точке земного шара. Помимо этого, Франция видит тесную взаимосвязь между своей ролью в обеспечении международной и европейской стабильности и тем местом, которое она занимает в мире и, соответственно, в Европе. Наконец, Франция провозглашает «всеобъемлющую оборонную политику», затрагивающую все аспекты национальной жизни страны.

Четыре принципа стратегии национальной обороны Франции включают принцип ядерного сдерживания, принцип предупреждения конфликтов, принцип реагирования на конфликты за пределами государства и принцип защиты территории Франции.

При некотором уменьшении роли принципа ядерного сдерживания Франция в большей степени делает акцент на принцип предупреждения конфликтов, который помимо политического включает в себя и военный аспект (в частности, разведку и контроль за соблюдением международных соглашений). «В случае, если предупредительные меры не дают результата», Франция должна быть способна разместить за пределами государства до 50тысяч солдат сухопутных войск, авианесущую группировку и группировку подводного флота с радиусом действия в несколько тысяч километров, около ста боевых самолетов и т.д. Наконец, защита территории Франции «в обычных условиях» осуществляется силами полиции, спецслужб и Национальной жандармерии.

Выделяются три уровня обороны Франции, каждый из которых подвергнут реформированию в ходе проводимой реформы.

Уровень первый — силы ядерного сдерживания, состоявшие до начала реформы из морской, воздушной и наземной компоненты. В ходе реформы наземная компонента французских ядерных сил, включающая в себя ракеты ближнего действия типа «земля — земля» «Адес», расположенные на плато Альбион, должна быть ликвидирована. Эти ракеты необходимы были прежде всего для нанесения удара по советским войскам, в случае если они вторгнутся в Западную Германию, и держать их сегодня на вооружении считается бессмысленным. Сохраняются морская компонента — ядерные подводные лодки «Триумфан», оснащенные стратегическими ракетами М-51, а также воздушная компонента — ракеты средней дальности типа «воздух — земля» с ядерными боеголовками. Французская военная доктрина предполагает, что ядерное оружие носит чисто оборонительный характер и необходимо как «оружие всеобщего сдерживания и всеобщей безопасности».

Уровень второй — обычные вооруженные силы, главным свойством которых должна стать повышенная мобильность. Они должны быть сокращены на30 процентов и полностью переведены на добровольную и профессиональную основу. Военный призыв был прекращен в 2000 году.

Сухопутные войска, численность которых будет доведена до 170 тысяч человек вместо 271,5 тысячи человек на момент начала реформы, составят 85 полков вместо 129. ВМФ, численность личного состава которого предстоит сократить с 70 тысяч до 56,5 тысячи, будет включать океанские стратегические, подводные и военно-транспортные силы. Неопределенной остается судьба недостроенного второго авианосца ВМФ Франции, окончательное решение о судьбе которого будет принято в 2008 году. ВВС должны получить 300 современных самолетов типа «Рафаль» и сократиться с 94 тысяч до70 тысяч человек. Приоритетная задача этих вооруженных сил — отражение угрозы Франции прежде всего за ее рубежами.

Уровень третий — военная жандармерия, численностью в 95 тысяч человек, на которую возлагаются основные задачи по защите национальной территории Франции.

Первый этап военной реформы будет считаться завершенным в 2003 году. Начальник штаба французских вооруженных сил генерал армии Жан-Пьер Кельш сообщил летом 2002 года: «Сокращение вооруженных сил прошло согласно запланированному графику. За шесть лет численность наших вооруженных сил уменьшилась с 575 тысяч до 435 тысяч человек. План перехода армии к концу2002-го полностью на профессиональную основу выполнен на 95 процентов. Сначала профессионализации, то есть за пять лет, более 150 тысяч молодых французов и француженок изъявили желание служить в армии».

В обращении к парламенту по поводу принятия военной программы Франции на 2003–2008 года министр обороны Мишель Аллио-Мари заявила, что результатом реализации программы1997–2002годов стала «успешная профессионализация наших вооруженных сил и глубокая трансформация аппарата управления обороны». Однако модернизация технологий и исследовательские работы в военной области шли медленнее, чем предусматривалось.

Новая программа на 2003–2008 годы, по словам министра, должна начать действовать «в критическое для Франции время», и с ее помощью «Франция должна утвердить свою роль в Европе». Министром обороны были определены четыре основных направления второго этапа реформы: дальнейшая профессионализация ВС; создание эффективной системы военного управления европейскими силами быстрого реагирования и передача в их распоряжение современных средств разведки и связи; совершенствование авиационного вооружения; инвестиции с целью предотвращения применения химического и биологического оружия, а также создание систем защиты от них. Документ определяет численность французской армии (включая военную жандармерию) в 440 тысяч человек, из которых более 80 тысяч — гражданские лица.

Программа была принята в первом чтении Национальной ассамблеей (нижней палатой парламента) 4 декабря 2002 года.