Право на жилище военнослужащих закреплено ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 78-ФЗ «О статусе военнослужащих». Этим же законом и другими нормативными правовыми актами определены права и обязанности государственных органов федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления по реализации права на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

В целом под правом на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, следует понимать юридическую возможность (право):

а) получения жилья на определенных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» льготных условиях за счет средств федерального бюджета;

б) вступления в первоочередном порядке в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы;

в) получения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов;

г) приобретения жилья в собственность с использованием государственных жилищных сертификатов и субсидии (безвозмездной финансовой помощи);

д) безвозмездного получения в собственность занимаемых ими жилых помещений в соответствии с действующим законодательством;

е) стабильного обладания имеющимся жильем, включая право владения, пользования и распоряжения жильем.

Правовому механизму реализации права на жилище военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, присущи некоторые особенности. Одна из них -- установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих» льготный порядок реализации права на жилище, а именно -- гарантированный государством первоочередной (в течение трехмесячного срока) порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Военнослужащие имеют особый статус, так как их служба связана с определенными трудностями и лишениями. Поэтому государство предоставляет им дополнительные гарантии и компенсации.

Однако на практике существуют серьезные трудности при реализации требований федерального законодательства об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями в льготном порядке. Неудовлетворительное положение с обеспечением жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, остается одной из самых острых социальных проблем в жилищной сфере в России.

Предусмотренные в 90-х годах прошлого века в соответствующих федеральных целевых жилищных программах плановые задания быливыполнены не более чем на треть. Это объясняется прежде всего крайне ограниченными возможностями федерального бюджета, неполным и неритмичным финансированием, значительными трудностями многих регионов с инженерной подготовкой территорий под строительство жилья, недостаточной эффективностью использования многими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяемых из федерального бюджета средств на жилье военнослужащих. В последние годы проблема обострилась и приобрела поистине общегосударственный характер.

В начале нынешнего века в жилье нуждается около 400 тысяч семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. В субъектах РФ зарегистрировано более 160 тысяч семей бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, большинство из которых ожидает получения жилых помещений от пяти до десяти лет. Кроме того, необходимо обеспечить жильем более 70 тысяч семей, подлежащих отселению из закрытых военных городков. Только в Вооруженных силах РФ каждая пятая офицерская семья остается бесквартирной, а около 40 тысяч военнослужащих нуждаются в служебном жилье. Следует учитывать и то обстоятельство, что в ходе военной реформы предполагается уволить с военной службы более 350 тысяч военнослужащих, 268 тысяч из которых не имеют жилья[1]

В этой связи в последнее время все активнее обсуждаются предложения новаторского характера о введении различных схем так называемой «накопительной системы жилья». Их суть заключается в том, что с момента начала военной службы для военнослужащих будет открываться специальный накопительный счет, на который регулярно будут перечисляться определенные суммы денежных средств федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Предполагается, что скопившаяся таким образом за 20-25 лет военной службы сумма, размер которой будет зависеть от выслуги лет и отношения к служебным обязанностям, будет достаточной для приобретения военнослужащим при увольнении с военной службы жилья в любом избранном им месте жительства[2]. Действие «накопительной системы жилья» предполагается распространить на военнослужащих, заключивших первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2004 года. Кроме того, им на весь период службы в соответствии с законодательством будут предоставляться служебные жилые помещения[3]. Вопросы правового обеспечения мероприятий по внедрению «накопительной системы жилья» требуют тщательной предварительной проработки и определения достаточных и конкретных источников ее финансирования.

Что касается активно развивающегося в России рынка жилья, то не вызывает сомнения, что уровень доходов как большинства военнослужащих, так и граждан, увольняемых или уволенных с военной службы, при существующих ценах на жилье не позволяет им приобрести жилье только за счет собственных средств. В связи с этим для значительного ускорения темпов обеспечения жильем данной категории граждан требуется комплексное решение проблемы формирования их платежеспособного спроса.

С 1998 года в Российской Федерации приоритет в бюджетном финансировании расходов по обеспечению постоянным жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, был отдан предоставлению им безвозмездных субсидий на приобретение жилья. Право на получение и использование такой субсидии подтверждается государственным жилищным сертификатом. Возможность обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, за счет государственных жилищных сертификатов предусмотрена ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Предоставление государством безвозмездных субсидий на приобретение жилья является достаточно эффективной формой решения жилищной проблемы, так как позволяет: а) приобретать готовое жилье на рынке; б) выбирать качество и местоположение жилья; в) повышать контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам-получателям; г) экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные или кредитные средства; д) избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве. Тем не менее обеспечение жильем названных категорий граждан с использованием государственных жилищных сертификатов может быть действенной формой только в том случае, когда организационно-финансовый механизм предоставления безвозмездных субсидий позволяет задействовать помимо бюджетных средств внебюджетные источники финансирования приобретения жилья, т. е. частично собственные средства граждан и кредитные ресурсы коммерческих банков.

Принципы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, путем предоставления жилищных сертификатов изложены в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» (далее -- Программа) утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года № 71. Этой программе  вследствие ее высокой значимости Указом Президента РФ от 28 января 1998 года № 102 придан статус президентской программы. Программа предусматривает, что право на получение безвозмездной субсидии (государственного жилищного сертификата) имеют следующие категории граждан Российской Федерации, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории России и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения с военной службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия; б) сотрудники органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения со службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;

в) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (далее в статье -- граждане -- участники Программы).

Безвозмездная субсидия на приобретение жилья гражданам -- участникам Программы предоставляется в виде денежной суммы, размещенной на банковском блокированном целевом лицевом счете получателя субсидии, которая используется на оплату стоимости (части стоимости) приобретения жилья. Право на получение безвозмездной субсидии подтверждается государственным жилищным сертификатом, т. е. именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина -- участника Программы на получение безвозмездной субсидии за счет федерального бюджета, которая может быть использована им только на приобретение жилого помещения.

Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам -- участникам федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» (далее в статье -- Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года № 168[4]. Предусмотрено, что безвозмездная субсидия гражданам - участникам Программы предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности. Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв. метра -- для одиноких граждан, 42 кв. метра -- на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Расчетная стоимость покупки жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров для граждан -- участников Программы, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения), определяется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории субъекта РФ, избранной для постоянного проживания, а для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, -- на территории субъекта РФ по месту получения сертификата. Расчет размера субсидии устанавливается на дату выдачи сертификата (п. 8, 9 Правил).

Размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории субъекта РФ должен ежеквартально определяться Госстроем России на основании данных, представленных Госкомстатом России, и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Размер субсидии рассчитывается соответственно федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим выдачу сертификатов, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата (п. 9 Правил).

Владельцы государственных жилищных сертификатов имеют право приобретать на первичном и вторичном рынках жилья у любых физических и юридических лиц (у одного или нескольких) жилые помещения (в том числе индивидуальный жилой дом или часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям. Приобретаемое с использованием государственного жилищного сертификата жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата (п. 13 Правил).

Государственный жилищный сертификат на получение безвозмездной субсидии дает гражданину право на: а) открытие в одном из выбранных в установленном порядке для обслуживания Программы российских банков отдельного блокированного целевого лицевого счета, на который будут зачислены денежные средства в размере выделенной безвозмездной субсидии; б) использование этих средств для приобретения жилья в собственность в течение установленного срока действия государственного жилищного сертификата.

Необходимо отметить, что в начальный период реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», несмотря на ее общую положительную оценку в средствах массовой информации, одновременно было достаточно много публикаций не только весьма осторожного, но и явно критического характера. Это было связано с тем, что в период с 1998 по 2000 годы с использованием государственных жилищных сертификатов приобретено только около 22 тысяч квартир. Вместе с тем значительная часть государственных жилищных сертификатов не реализовывалась в течение длительного времени из-за невозможности приобретения жилья вследствие его высокой стоимости, не покрываемой суммой безвозмездной субсидии[5].

В связи с этим в Программу «Государственные жилищные сертификаты» постановлениями Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 315 и от 19 марта 2002 года № 168 поэтапно были внесены изменения.

Первоначально в 2000 году был увеличен размер безвозмездной субсидии по государственному жилищному сертификату до 100 процентов (вместо первоначально установленных 80 процентов) расчетной стоимости приобретения жилья по социальной норме только для одной категории граждан -- участников Программы -- военнослужащих, увольняемых с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, имеющих общую продолжительность военной службы (в календарном исчислении) 25 лет и более. Изменения, внесенные в Программу в марте 2002 года, касаются уже всех категорий граждан -- участников Программы. Размер безвозмездной субсидии по государственному жилищному сертификату эквивалентен расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения (т. е. 100 процентам), независимо от продолжительности их военной службы. Была указана необходимость расчета размера безвозмездной субсидии с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров для граждан -- участников Программы, имеющих право в соответствии с законодательством на дополнительную общую площадь жилого помещения (офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания РФ, военнослужащие -- научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания). Кроме того, Программой предусмотрено, что расчетная стоимость жилого помещения по социальным нормам площади для семей разной численности определяется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории субъекта РФ, избранной для постоянного проживания, а для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, -- на территории субъекта РФ по месту получения сертификата (разд. 5 Программы).

Несмотря на корректировку Программы, существует необходимость дальнейшего совершенствования этого документа. В частности, до сих пор не решены вопросы, связанные с развитием системы льготного долгосрочного банковского кредитования участников Программы для оплаты ими стоимости приобретаемого жилья в части, не покрываемой безвозмездной субсидией. Представляется целесообразным в этой связи поддержать предложения о создании государственного внебюджетного компенсационного фонда долгосрочного кредитования лиц, участвующих в Программе. Следует также рассмотреть вопрос о внесении в законодательство РФ и субъектов РФ соответствующих изменений и дополнений, которые предусматривали бы льготный порядок оформления гражданам, увольняемым и уволенным с военной службы, договоров приобретения жилых помещений с использованием государственных жилищных сертификатов, т. е. освобождение их от уплаты пошлины в органы нотариата и платы в учреждения юстиции по регистрации прав за государственную регистрацию договора купли-продажи жилого помещения или прав на приобретенное жилое помещение.

Кроме того, определяемый Госстроем России[6] размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета стоимости приобретения жилых помещений с использованием жилищных сертификатов для некоторых районов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, районов Дальнего Востока и др.) не всегда позволяет реально приобрести на выделенную субсидию жилье, стоимость которого на жилищном рынке зачастую значительно выше. Поэтому с использованием сертификатов гражданами вынужденно приобретаются квартиры, как правило, на вторичном рынке, с худшими потребительскими качествами и площадью ниже установленной социальной нормы.

Серьезной проблемой сегодня является несоблюдение на практике установленных порядка и сроков выдачи государственных жилищных сертификатов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также их оплаты территориальными органами федерального казначейства. Так, в ходе проведенных Главным контрольным управлением Президента РФ проверок выявлены грубые нарушения порядка обеспечения жильем с помощью государственных жилищных сертификатов граждан, уволенных с военной службы. С 1998 по 2001 годы Программа профинансирована всего на 38 процентов (10,5 миллиарда рублей) от запланированного объема. В этот период не реализовано свыше 20 тысяч сертификатов. В 2000 году остались неоплаченными более 17 тысяч сертификатов на сумму 3,1 миллиарда рублей. Госстрой России как государственный заказчик Программы не организовал работу по ее реализации заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Более того, определенное Госстроем России для управления Программой государственное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» не обеспечило использование по целевому назначению выделенных бюджетных средств. В результате Программа выполнена только на 30 процентов. За четыре года вместо 168 тысяч семей квартиры с помощью сертификатов получили лишь 52,7 тысячи семей (36,8 тысячи семей военнослужащих и 15,9 тысячи семей граждан, уволенных с военной службы)[7].

Всего в период с 1998 по 2001 годы выдано 77 452 государственных жилищных сертификата, что составило только 46 процентов от их первоначально планировавшегося количества. Только 50 тысяч государственных жилищных сертификатов использовано лицами, являвшимися участниками Программы, а остальные сертификаты использованы не по назначению. Это объясняется тем, что около трети военнослужащих и других лиц, имеющих право на приобретение жилья с помощью сертификатов, отказались от использования такой формы решения своей жилищной проблемы из-за фактической невозможности приобретения жилья вследствие его высокой стоимости[8]. Так, по причине невозможности реализации сертификатов увольняемыми военнослужащими Минобороны России, внутренних войск МВД России и ФСЖВ России в 2000-2001 годах возвращено 1 124 жилищных сертификата стоимостью 236,8 миллиона рублей[9].

Существуют и другие проблемы в области реализации права военнослужащих на жилище.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих до получения жилых помещений, по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или жилая площадь в общежитии. В случае отсутствия таких жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей. По желанию военнослужащих им выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств, выделяемых на эти цели Министерству обороны РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Порядок выплаты и размер такой компенсации определяются Правительством РФ. Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 604 (в редакции постановлений Правительства РФ от 21 сентября 2000 года № 700 и от 21 декабря 2000 года № 999). Им установлено, что размер такой ежемесячной компенсации должен быть не более: а) 500 рублей в Москве и Санкт-Петербурге; б) в других городах и районных центрах -- 400 рублей; в) в прочих населенных пунктах -- 300 рублей. При условии совместного проживания с указанными военнослужащими трех и более членов семьи размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов.Предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений распространяется на все категории военнослужащих.

В таком же порядке и размере в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» решается вопрос о выплате органами местного самоуправления указанной денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы (по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), имеющим общую продолжительность военной службы десять лет и более, при невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок.

Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок и условия выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья гражданам, уволенным с военной службы, показывает, что в первую очередь при их подготовке берутся федеральные положения и нормативы без учета реальной стоимости найма (поднайма) жилых помещений в конкретном регионе, что, безусловно, не способствует компенсации в полном объеме понесенных затрат по найму (поднайму) жилья гражданам, уволенным с военной службы[10].

Установленный Правительством РФ размер компенсации расходов по найму (поднайму) жилого помещения для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, как правило, не соответствует фактическим расходам военнослужащих (официальный размер компенсации -- 500 рублей в Москве, 300 -- в других городах).[11]

А после увеличения Федеральным законом от 7 мая 2002 года № 49-ФЗ денежного довольствия военнослужащих (при одновременной отмене льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг) положение стало еще более серьезным.

Как установлено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления обязаны в первоочередном порядке выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. А при выслуге 15 лет и более военнослужащим за три года до увольнения с военной службы по избранному месту жительства земельные участки должны предоставляться органами государственной власти и органами местного самоуправления в собственность бесплатно в размере не менее 0,1 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности (для ведения фермерского хозяйства после увольнения с военной службы). Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 и 12 ст. 15, п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Однако до настоящего времени не принят специальный нормативный акт по данному вопросу, что препятствует реализации на практике законного права граждан, уволенных с военной службы, на льготное получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, может производиться продажа квартир или индивидуальных жилых домов на льготных условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт Правительством РФ не принят.

В Министерстве обороны РФ и иных федеральных органах, в которых предусмотрена военная служба, распространены факты нарушения законодательства, ущемляющие жилищные права военнослужащих.

В этой связи военными прокурорами в 2001 году проведено 1 864 результативных прокурорских проверок, выявлено 3 274 нарушений жилищного законодательства, внесено 396 представлений и 167 протестов, заявлено в суд более 1 000 исковых заявлений, восстановлены нарушенные права 7,3 тысячи лиц[12].

С учетом изложенных обстоятельств проблема совершенствования федерального законодательства в области реализации права на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является одним из важнейших направлений проведения военной реформы в Российской Федерации. При этом не вызывает сомнения тот факт, что в ближайшей перспективе реальные доходы военнослужащих не позволят им решать жилищную проблему с помощью собственных средств, о чем свидетельствует и практика реализации программы «Государственные жилищные сертификаты».

Представляется возможным высказать следующие предложения о некоторых направлениях совершенствования законодательства в области обеспечения реализации права на жилище военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы:

Включить в проект нового Жилищного кодекса Российской Федерации специальную норму, предусматривающую льготный порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

 Законодательно закрепить право граждан, уволенных с военной службы, на компенсацию материального и морального вреда, причиненного им государственными органами и органами местного самоуправления неисполнением требований законодательства Российской Федерации об основаниях, порядке и сроках обеспечения их жилыми помещениями, для чего дополнить статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» новым пунктом соответствующего содержания.

 Для пресечения распространенных фактов нецелевого расходования должностными лицами бюджетных средств, выделенных на строительство (приобретение) жилья для граждан, уволенных с военной службы, следует ввести уголовную ответственность за подобные действия, дополнив Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 2861 «Нецелевое расходование бюджетных средств».

 С учетом включения с 2002 года программы «Государственные жилищные сертификаты» в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, представляется необходимым:

а) решить в специальном законодательном акте вопросы, связанные с развитием системы льготного долгосрочного банковского кредитования участников программы «Государственные жилищные сертификаты» (в первую очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы) для оплаты ими стоимости приобретаемого жилья в части, не покрываемой безвозмездной субсидией;

б) освободить данную категорию граждан от уплаты пошлины в органы нотариата и платы в учреждения юстиции по регистрации прав за государственную регистрацию договора купли-продажи и прав на приобретенное жилое помещение;

в) усовершенствовать порядок и механизмы определения Госстроем России размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета стоимости приобретения жилых помещений с использованием государственных жилищных сертификатов в целях определения размера безвозмездной субсидии, достаточной для приобретения жилья во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и в Дальневосточном федеральном округе;

г) определить дополнительные финансовые источники для реализации программы «Государственные жилищные сертификаты».

Необходимо разработать и принять соответствующие нормативные акты Правительства Российской Федерации, которые бы конкретизировали порядок и условия продажи на льготных условиях квартир или индивидуальных жилых домов гражданам, уволенным с военной службы, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими жилищное строительство.

 Для применения на практике нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» (п. 12 ст. 15) о праве граждан, уволенных с военной службы, на первоочередное получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов следует конкретизировать порядок ее применения специальным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Размер ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений необходимо устанавливать не в фиксированной сумме (далекой от действительности), а исходя из средних действующих рыночных цен.

 Предложения о введении различных схем так называемой «накопительной системы жилья» необходимо рассматривать только с учетом их принципиального отличия в лучшую сторону от существующего порядка обеспечения жилыми помещениями военнослужащих (в том числе с использованием государственных жилищных сертификатов), реальных возможностей государства изыскать для этого средства, с учетом мнения специалистов в области жилищного права, широких слоев армейской и флотской общественности и серьезного анализа имеющегося в России опыта решения жилищной проблемы военнослужащих.

Вместо заключения. В 2002 году Главным контрольным управлением Президента РФ выявлено, что в течение 2001 года количество бесквартирных военнослужащих только в Минобороны России возросло до 141,2 тысячи человек, а в ФПС России -- до 11,2 тысячи человек. В «силовых» структурах более пяти тысяч военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, не могут быть уволены в силу невозможности выполнить условие о предоставлении им жилья. В то же время их содержание ежемесячно обходится федеральному бюджету в 13,8 миллиона рублей[13].


[1] См.: Некоторые итоги работы Главного контрольного управления Президента Российской Федерации в 2001 году // Информационный бюллетень «Президентский контроль». 2002. № 4. С. 12; Проблемы социальной и правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Аналитический вестник. Вып. 32. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2001. С. 5, 18-19; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2001 год. М., 2002. С. 82-85.

[2] См.: Александров А. Что рядовым ждать от генералов // Российская газета. 2002. 9 мая; Талов Б. Именная квартира к дембелю // Российская газета. 2001. 8 июня; Сокирко В. Армия с человеческим лицом // Московский комсомолец. 2001. 10 июня. № 123-А (24); Янович М. Жилье для военных: копить или нет // Российская газета. 2002. 28 мая и др.

[3] См.: Иванюк И. Сколько ждать офицерского новоселья? (для лейтенантов 2004 года уже начали копить квартирные деньги) // Российская газета. 2002. 16 авг.

[4] Примеч. авт.: Ранее действовал Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. № 351, а до этого -- соответствующий Порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 года № 320.

[5]  См.: Талов Б. Указ. соч.

[6] См.: Невинная И. Госстрой оказался в интересном положении // Российская газета. 2001. 31 октября; Арсюхин Е. Увольняйся -- на квартиру // Российская газета. 2001. 2 ноября.

[7] См.: Убрать завалы на пути жилищного сертификата // Информационный бюллетень «Президентский контроль». 2002. № 1. С. 3-11.

[8] См.: Талов Б. Указ. соч.,

Арсюхин Е. Указ. соч.

[9] См.: Убрать завалы на пути жилищного сертификата.

[10] См. об этом подробно: Пчелинцева Л. М., Пчелинцев С. В. Жилищные права и льготы граждан в России. 2-е изд. М.: Норма, 2002. С. 230-241.

[11] См. об этом: О соблюдении прав человека в Российской Федерации в 1999 году. Доклад Комиссии по правам человека в Российской Федерации при Президенте Российской Федерации. М., 2000. С. 13-14; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2001 год. М., 2002. С. 85.

[12] См.: Савенков А. Н. Конституционная законность и военная безопасность России. М., 2002. С. 277-279.

[13] См.: Некоторые итоги. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации // Президентский контроль. 2002. № 10. С. 14-15.