Для успешного проведения военной реформы в РФ необходимы:

а) в интеллектуальном отношении — наличие военных и гражданских специалистов, способных на основе здравой оценки реально существующих и прогнозируемых (но не виртуальных) внешних и внутренних военных угроз РФ, состояния военной организации и экономических возможностей государства разработать программы и планы реформирования военной организации. Цель этого реформирования — надежное обеспечение военной безопасности государства при посильных для экономики страны затратах на содержание и развитие Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов;

б) в организационном отношении — наличие эффективной системы государственного управления военным строительством. Данная система должна обеспечивать реализацию программ реформирования, жестко контролировать «силовые» министерства и ведомства и соответствующие правительственные структуры;

в) в финансовом отношении — выделение правительством РФ денежных средств на нужды военной организации в объеме, необходимом для осуществления спланированных мероприятий.

Медленные темпы и неудачи реформирования военной организации РФ обусловлены тем, что:

а) принятые программы и планы реформирования структур военной организации недостаточно скоординированы, во многом они носят ведомственный характер;

б) в РФ недостаточно эффективная система государственного управления военным строительством. Гражданский контроль над ВС, другими войсками, воинскими формированиями и органами, прежде всего со стороны высших органов законодательной власти, находится в зачаточном состоянии;

в) утвержденные государственные планы военного строительства не подкреплены финансово. Объемы реально выделяемых денежных средств на нужды военной организации недостаточны, они способны лишь стабилизировать ситуацию в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в военно-промышленном комплексе страны, но недостаточны для обеспечения позитивного развития военной организации.

Вместе с тем, учитывая, что экономические возможности РФ на сегодня и в обозримой перспективе ограничены, необходимо принять решение о более существенном, чем это утверждено Президентом РФ, сокращении состава и численности военной организации. Надо переключить внимание политического и военного руководства страны с глобального противостояния на проблемы локального масштаба, вызванные появлением новых типов военных угроз и вызовов. Ведущую роль здесь должен сыграть Генеральный штаб Вооруженных сил РФ, в котором все еще сильны стереотипы советского времени и непомерные амбиции, в то время как национальные интересы России далеки от интересов бывшего Советского Союза.

Для исправления ситуации необходимы дополнительные усилия как государства, так и общества. Военная реформа не менее важна, чем экономическая и политическая. Эти реформы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, а поэтому и осуществляться они должны одновременно и согласованно. Отставание в одной из них неизбежно ведет к пробуксовке других.

Реформированные Вооруженные силы РФ должны быть рациональными по структуре, составу и численности, оснащены специальной современной техникой. Личный состав — обладать высоким уровнем профессионализма. При этом уровень материального обеспечения военнослужащих должен полностью соответствовать условиям военной службы, способствовать повышению престижа этой службы и обеспечивать возможность отбора качественного контингента при переходе к комплектованию войск (сил) исключительно на основе контракта.

Исходя из геополитического и геостратегического положения России, она обречена иметь свою модель Вооруженных сил, которые бы обеспечивали вооруженную защиту ее национальных интересов. Эти интересы отличны от интересов США, Германии, Израиля и других государств, а посему нам не следует слепо копировать модели их вооруженных сил. Но, безусловно, при строительстве Вооруженных сил РФ должно быть взято все то лучшее от моделей иностранных вооруженных сил, что можно адаптировать к российским условиям, как-то: кадровый младший командный состав, военная полиция, служебные жилые помещения для всех военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Что касается вопроса подчинения военной разведки непосредственно министру обороны или же наличия собственной контрразведки, подчиненной министру обороны, то для России это вряд ли актуально. На практике в российских Вооруженных силах существует порядок, когда начальник Главного разведывательного управления Генерального штаба ежедневно утром напрямую докладывает Министру обороны РФ выводы и предложения, сформулированные на основании добытых разведывательных данных. В наличии же собственной контрразведки у Министра обороны РФ необходимости нет, так как уже существуют и успешно функционируют органы военной контрразведки ФСБ России, которые на регулярной основе информируют Министра обороны РФ о результатах своей деятельности.

Создание гражданского министерства обороны РФ с концентрацией в руках гражданского министра обороны функций как административного, так и военного управления представляется целесообразным. Это позволит повысить действенность гражданского контроля над Вооруженными силами РФ. Вместе с тем для России неприемлемо разделение функций административного и военного управления между Министром обороны РФ и начальником Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Кстати, даже в США министр обороны обладает полными правами по военному управлению вооруженными силами.

Мобилизационные потребности ВО, безусловно, должен определять Генеральный штаб Вооруженных сил РФ. Их объем, номенклатура и другие параметры ни один другой орган управления в России определить не способен. Именно поэтому на Генеральный штаб Вооруженных сил РФ возложена задача разработки и представления на утверждение Президента РФ Мобилизационного плана Вооруженных сил РФ. Этот план разрабатывается с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Его параметры увязываются с Мобилизационным планом экономики РФ, разрабатываемым Правительством РФ (ответственный исполнитель — Минэкономразвития России).

Что касается СССР, то и в советское время существовал аналогичный порядок формирования мобилизационных планов, только в правительстве за это отвечал Госплан.

Другой вопрос (и его постановка закономерна): кто определяет мобилизационные потребности вооруженных сил и экономики России? Это прерогатива Президента РФ и работающего под его руководством Совета безопасности РФ. Кстати, 27 ноября 2001 года на заседании Совета безопасности РФ, проведенного под председательством Президента РФ В. В. Путина, был рассмотрен вопрос «О состоянии мобилизационной готовности РФ». Этому заседанию предшествовала почти годовая работа образованной при Совете безопасности РФ межведомственной комиссии по мобилизационной подготовке и мобилизации. Принятые Советом безопасности РФ решения позволили отказаться от непомерных амбиций и определить необходимые мероприятия, увязав их с реальными возможностями экономики страны.

Следует признать, что в российской практике разработки документов по военной реформе сохраняются советские традиции: они анонимны, безлики. Граждане должны знать авторов основополагающих документов по военному строительству, хотя они и принимаются Советом безопасности РФ и утверждаются Президентом РФ. Это будет способствовать повышению ответственности разработчиков документов за их обоснованность и качество. Как представляется, это один из элементов гражданского контроля за деятельностью военных структур.

В целях повышения качества документов по военным вопросам надо привлекать к работе над ними независимые (неведомственные) аналитические центры.

Новому облику Вооруженных сил РФ должна соответствовать и реформированная система военного образования. Но при этом опять же не следует слепо копировать систему военного образования, существующую в ряде передовых иностранных государств. Тем более что российская система военного образования многими в мире признана одной из лучших. Так же как, кстати, и в целом вся российская система высшего образования.

В настоящее время все выпускники высших военных учебных заведений получают диплом, в котором указана как их военная, так и гражданская специальность.