В 1999 году Международное общество «Мемориал» вместе с Советом по краеведению Российской академии образования и Российским государственным гуманитарным университетом решили провести среди школьников конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия — ХХ век». Его целью было побудить старшеклассников заняться самостоятельной собирательской и исследовательской работой. Вопреки первоначальному скепсису многих историков и педагогов, это начинание оказалось успешным. За шесть лет на конкурс было прислано около 15 тысяч работ практически из всех регионов России. Более трети участников — школьники из поселков, деревень и мелких населенных пунктов. Сквозная тема их работ — судьба человека, судьба семьи на фоне ХХ столетия.

Жюри конкурса, в которое входят историки, правозащитники и писатели (Даниил Гранин, Арсений Рогинский, Сергей Иванов, Александр Даниэль), возглавляет старейший ученый-краевед России Сигурд Шмидт. С 2000 года в Москве в мае проходят торжественные церемонии награждения победителей конкурса. За эти годы в Москву для вручения премий было приглашено более 300 авторов лучших работ. Лучшие работы прошедших конкурсов вошли в четыре сборника «Человек в истории. Россия — ХХ век», выпущенные в издательстве «Звенья». В 2004 году был издан отдельный сборник работ чеченских школьников. С 2001 года конкурс включен в сеть европейских исторических конкурсов «ЕВРОСТОРИ», объединяющую 18 стран.

Главной в конкурсе этого года стала тема «Человек и война. Цена победы». Более полутора из трех с половиной тысяч работ, присланных на конкурс, представляют картину Отечественной войны глазами нынешних старшеклассников.

Конечно, конкурс показал, что и в сознание наших детей проникла официальная риторика образца 70–80-х годов. Что созданные в те годы и развитые в 90-е представления о войне продолжают жить. Поток патетики, подмена истории войны идеализированной историей победы — все это не проходит и мимо наших школьников. Но, к нашей радости, в огромном количестве работ воспроизводится народная память о войне — свободная от официальной демагогии и на удивление яркая, когда речь идет о передаче конкретного исторического опыта.

Участники конкурса собрали уникальные документы, военные письма и дневники, сохранившиеся в семьях, записали тысячи страниц живых воспоминаний тех, кто «присутствовал» лишь в сухих цифрах статистических сводок и никогда ничего о себе не рассказывал. Некоторым даже удалось прорваться в местные архивы и обнаружить там документы, мало или вовсе не известные «взрослым» историкам.

Многие из них обратили внимание на тех, кому победа принесла не только радость освобождения, но и новые страдания — на военных сирот и вдов, инвалидов, на тех, кто после войны многие годы жил с пятном в анкете и считался идеологически неблагонадежным. Это и бывшие советские военнопленные, и узники концлагерей и гетто, и «остарбайтеры» (гражданские лица, угнанные на работу в Германию) — бабушки и дедушки нынешних старшеклассников, которые в войну были их ровесниками.

Прошлое России порой предстает перед нашими детьми очень тяжелым, почти невыносимым, но они не пытаются ни с отвращением отмахнуться от него, ни, наоборот, начать его идеализировать. Они хотят понять, как же все-таки их близкие жили и выжили, и задуматься над тем, какую невероятную цену пришлось заплатить за победу в Отечественной войне.

Сочинение десятиклассника из Мончегорска Андрея Меньшенина, которое было выбрано для публикации, посвящено не семейной истории, а теме до сих пор закрытой и очень мифологизированной — партизанскому движению. Эта работа открывает, по сути, совершенно неизвестную страницу нашей военной истории.

Ирина Щербакова, председатель Оргкомитета конкурса