Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
I. Введение
В данной статье рассматривается своеобразная, насколько можно судить по сохранившимся данным, система представлений исмаилитов о Христе и его распятии, впервые описанная французским ученым-ориенталистом Луи Массиньоном[1]. Согласно Массиньону, исмаилитская христологическая доктрина расходится с другими мусульманскими традициями, отрицающими историчность распятия. Большой вклад в изучение этого вопроса был сделан французским исламоведом Корбэном, который проследил линию восприятия Христа как провозвестника мессии — Каима[2].
В целях дальнейшего рассмотрения нам придется обратиться к сочинению ведущего религиозного мыслителя Ирана Х века Абу Хатима ар-Рази «Китаб ал-Ислах» («Книга исправлений»)[3]. Это один из наиболее значимых трудов, отражающих раннюю стадию влияния неоплатонизма на исмаилитскую доктрину и дающий представление о литературе исмаилизма в целом.
II. Место Иисуса в ряду исмаилитских пророков и его распятие
Прежде чем приступить к рассмотрению представлений ар-Рази об Иисусе, необходимо вкратце изложить систему иcмаилитских взглядов на Священную историю и показать, какое место занимает в ней Иисус. Исмаилитские мыслители делят Священную историю на семь циклов (или кругов), каждый из которых открывает пророк-глашатай натик (говорящий), который приходит со своим священным законом (шариа). Каждый новый религиозный закон, рассматриваемый как внешний, видимый (захир) аспект религии, отменяет предыдущий.
До настоящего дня существовало шесть циклов и шесть пророков, их возглашавших: Адам (Адам), Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус и Мухаммад. Эта общая схема будет изменена пришествием ожидаемого Мессии (Поднявшегося — Каим), который не принесет с собой нового религиозного закона, но откроет все истины, сокрытые от непосвященных и содержащиеся в учениях пророков прежних циклов[4].
В описанной схеме Иисус исполняет роль пророка-глашатая пятого цикла. Ранние исмаилиты делали акцент на преемственности этих сменяющих друг друга циклов, чтобы подчеркнуть пророческий характер миссии Иисуса. Так, исмаилитский философ-неоплатоник X века (IV век мусульманского летоисчисления) Абу Йакуб ас-Сиджистани опирается именно на эти представления, описывая Иисуса в рамках своей интерпретации символа креста, получившей широкую известность благодаря исследованию Корбэна[5]. Согласно ас-Сиджистани, через распятие на дереве Иисус явил и открыл себя людям своего времени. Именно этот акт распятия предвосхитил миссию Каима — открыть (кашф) всему человечеству скрытые в прежних религиозных учениях истины[6]. Таким образом, существует заметное сходство между пророческими миссиями Иисуса и Каима. Это сходство можно назвать типологическим[7]. Типологический метод в христианской теологии представляет собой особого рода герменевтику, нацеленную на выявление среди персонажей и событий Ветхого Завета «типов», предвосхищающих пришествие мессии. В заключение заметим, что, согласно ас-Сиджистани, распятие Иисуса свидетельствует о непрерывности Священной истории в ее движении к кульминационному моменту — пришествию Каима.
III. Христология ар-Рази
В вопросе о распятии автор «Книги исправлений» («Китаб ал-Ислах») ар-Рази придерживается коранической версии (Q 4: 157)[8], согласно которой на кресте был распят не Иисус, а кто-то, кем он был заменен. Согласно собственной эзотерической интерпретации ар-Рази, приводимой в «Книге исправлений», этот стих излагает то, что произошло между хранителем основы (ассас — титул преемника пророка-глашатая в терминологии раннего исмаилизма), коим по отношению к пророку Мухаммаду был Али Аби Талиб, и его антагонистами (аддад). Последние сравниваются с «иудеями» или гонителями Иисуса: «Мы говорим: что касается Мессии и его вознесения на небо, то последнее должно быть отне сено к хранителю основы — ведь хранитель основы и есть Мессия в этом цикле [это говорит о том, что под хранителем основы ар-Рази имеет в виду Али Аби Талиба. — Ш. Н.]»[9].
Кроме того, ар-Рази интерпретирует утверждение иудеев об убийстве Иисуса как претензию антагонистов на то, что они свергли хранителя основы. Однако, считает он, это утверждение не соответствует действительности: на самом деле распят был некто «схожий» с Али. Этот человек, «заместивший» Али на кресте, был предводителем врагов, узурпировавших положение последнего: сама казнь придала «заместившему» сходство с Али, законным хранителем основы, поскольку он занял позицию, принадлежавшую Али. Следовательно, он был убит вместо хранителя. Таков, по мнению ар-Рази, смысл фигуры «заместившего», который умер на кресте. Личность его в тексте не идентифицируется, однако, по всей вероятности, это либо второй халиф Омар Хаттаб, либо третий — Усман, поскольку и тот и другой были в свое время убиты и рассматривались шиитской традицией как незаконные преемники пророка Мухаммада.
В цитируемом ниже отрывке Али выступает в роли Иисуса после прихода конца времен и Священной истории: «Таким образом, он (т. е. Али) будет пребывать на небесах отведенное ему время, а затем сойдет на землю. Это означает — поскольку он занимает высшее положение в иерархии, — что на него возложена роль мессии вплоть до наступле ния парусии — явления Открывателя (Сахиб ал-кашф, т .е. Каим-а). И когда он сойдет на землю, пропустите его вперед и воздайте ему поклонение, говоря: Тебе оно было предназначено изначала»[10].
Шиитская имамитская[11] традиция отводит Иисусу особую роль в последнем сражении: после возвращения Каима на землю он будет ему поклоняться[12]. Однако в процитированном выше тексте ар-Рази говорится, что вместо Иисуса с небес сойдет Али, что он будет поклоняться Каиму и возвещать его миссию. Иными словами, эсхатологическая роль Иисуса передается Али.
Таким образом, можно предположить, что ар-Рази подчеркивает сходство Али и Каима, переосмысливая хорошо известную трактовку эсхатологической роли Иисуса в имамитской традиции. В «Книге исправлений» ар-Рази также в новом свете рассматривает роль Иисуса как предвестника мессианства Каима. Согласно ар-Рази, Иисус установил in potentia (т. е. через низших ангелов) контакт со вселенским Разумом и Душой, высшими началами исмаилитской неоплатонической космологии. Этот контакт Каим осуществит in actu, т. е. без каких бы то ни было посредников. Таким образом, статус Иисуса прообразует тот статус, который получит Каим в конце истории. В своих рассуждениях ар-Рази соединяет неоплатоническую космологию с исмаилитской схемой Священной истории[13].
Заключительные замечания
Рассуждение ар-Рази об общении Иисуса с ангелами указывает на элементы неоплатонической космологии, которые этот автор включает в исмаилитское учение о пророках и Священной истории. Анализ главы из сочинения ар-Рази, посвященной Иисусу, показал необходимость более четкого уяснения связи исмаилитских христологических представлений с общим развитием исмаилизма. Предстоит разрешить следующие основные вопросы. Каким образом греческое философское наследие совмещается с шиитской доктриной исмаилизма? Как исмаилизм усваивает духовное наследие других направлений шиизма? Исследование, которое мы намерены предпринять в этой области, поможет нам приблизиться к адекватному восприятию исмаилизма в его собственных категориях.
[1] Massignon L. “Le Christ dans les evangiles selon Ghazali.” Revue des etudes islamiques 9 (1932): pp. 523–536.
[2] Corbin H. Trilogie ismaelienne. Tehran/Paris, 1961; Corbin H. Cyclical Time and Ismaili Gnosis. Translated by R. Manheim and J. Morris. London, 1983.
[3] Al-Razi, Abu Hatim. Kitab al-Ialah. Ed. H. Minuchihr and M. Muhaqqiq with English Introduction by S. Nomoto. Tehran, 1998.
[4] Madelung W. “Aspects of Isma‘ili Theology: The Prophetic Chain and the God Beyond Being.” In Isma‘ili Contributions to Islamic Culture, ed. S. H. Nasr, pp. 53–65. Tehran, 1978; Halm H. Kosmologie und Heilslehre der fruhen Isma‘iliya: Eine Studie zur islamischen Gnosis. Wiesbaden, 1978.
[5] Al-Sijistani Abu Ya‘qub. Kitab al-Yanabi‘. Ed. and partially transl. into French by H. Corbin in his Trilogie ismaelienne. Teheran/Paris, 1961; Corbin H. Trilogie ismaelienne. Tehran/Paris, 1961.
[6] Al-Sijistani Abu Ya‘qub. Kitab al-Yanabi‘.
[7] Nomoto S. “The Prophetic Figure of Jesus in Fatimid Isma‘ilism” (in Japanese). Reports of Keio Institute of Cultural and Liguistic Studies 24 (1992): pp. 281–313; Nomoto S. Ph. D. Dissertation, McGill University, Montreal, 1999.
[8] (157) «Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха» (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, — в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предложением. Они не убивали его, — наверное, (158) нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!
[9] Al-Razi, Abu Hatim. Kitab al-Ialah. Ed. H. Minuchihr and M. Muhaqqiq with English Introduction by S. Nomoto. Tehran, 1998, p. 244. Осмысление Иисуса как прообраза Али Аби Талиба, предлагаемое ар-Рази, может быть понято исходя из представлений исмаилитов о внешней (захир) и внутренней, сокровенной (батын) стороне учения. Внутренний план основан на аллегорическом толковании Корана и шариата и рассматривается как истолкование «истин» (хакаик), как философская система. Именно методику аллегорического истолкования коранического аята (стиха), посвященного Иисусу, и применяет в данном случае ар-Рази, излагающий свое понимание его внутреннего, скрытого смысла.
[10] Al-Razi, Abu Hatim. Kitab al-Ialah. Р. 246.
[11] Имамиты — крупнейшее направление шиитского ислама, последователи которого признают 12 имамов (их другое название иснаашариты, т. е. двунадесятники) из рода Али Аби Талиба. После смерти 11-го имама аль-Хасана аль-Аскари (ум. в 873 году) имамиты признали своим 12-м имамом его сына Мухаммада, который вскоре по неясным причинам «исчез» или «скрылся». Он был провозглашен Скрытым Имамом и Махди (мессией), который вернется в конце времен и наполнит мир справедливостью.
[12] Sachedina A. A. Islamic Messianism: The Idea of the Mahdi in Twelver, pp. 171–172 (автор утверждает, что это мнение разделяют даже суннитские традиционалисты).
[13] Более подробно см. нашу статью, которая готовится к печати в: Studia Neoplatonica / Japanese Society for Neoplatonic Studies; также см.: Nomoto S. “An Isma‘ili Thinker on the Prophets in the Cosmic Correspondence: Translation of the Kitab al-Islah by Abu Hatim al-Razi I” in Reports of Keio Institute of Cultural and Linguistic Studies 34 (2002): pp. 97–152.