ОТ РЕДАКЦИИ

«Тиха украинская ночь, прозрачно небо, звезды блещут, на...» Это среднестатистический минимум знаний об Украине любого выпускника общеобразовательной школы. Впрочем, познания об Украине даже заинтересованных россиян (не считая специалистов-украиноведов) не слишком возвышаются над этим минимумом. Тарас Бульба — «я тебя породил, я тебя и убью», «чуден Днепр при тихой погоде», запорожцы пишут письмо турецкому султану, царские черевички, «Хрущ» отдал Крым, редко какая птица долетит до середины и... неизбежное сало. Сало, надо отметить, смазывает какой-то мутной пленкой не только мозги простых любителей незамысловатых анекдотов про хохлов (а их чуть ли не больше, чем анекдотов про евреев) и поклонников шуток про украинский сникерс, но, похоже, часто затуманивает взгляд даже тех искушенных сограждан, которые читывали Григория Сковороду и могут Гоголя цитировать страницами.

Неистребимая привычка России относиться ко всем членам бывшей «семьи советских народов» как к «братьям нашим меньшим» жива до сих пор. Причем чем ближе брат телом и душой, тем более мелким и подлежащим поражению в правах он почему-то видится «старшему». Особенно, если брат к тому же похож лицом и голосом. Его можно мучить, подвергать любовно-семейной дедовщине. В таких, близких, Россия держит Украину и Белоруссию. Сегодня, кажется, даже те россияне, для которых слово «майдан» стало символом надежды на перманентную демократическую революцию, тоже смотрят на Украину через мутноватую пленку, в данном случае — слез умиления мятежным родственником, гордости за младшего брата, который вырос и мстит за старшего.

«Отечественные записки» предприняли попытку сбросить с глаз читателей и своих пелену старшинства. Давно уже пришло время научиться строить с Украиной отношения так, как положено строить отношения с соседом, который сам большой, сам решает свою судьбу и сам за себя отвечает.

Леонид Кучма, назвав свою книгу «Украина — не Россия», явно хотел подчеркнуть, что Россия до сих пор считает Украину своим физическим продолжением. Неудивительно, что на это произведение украинского президента российский политический истэблишмент предпочел вовсе не обратить внимания, как если бы речь шла о романе в жанре фэнтези.

«ОЗ» попытались придать этой проблеме «украинское измерение». Мы публикуем материалы проведенного нами в Киеве круглого стола, речь на котором шла, естественно, не о том, что России делать с Украиной, а о том, что Украине делать с Россией.

Судьба, особенности развития нашего навеки ближайшего соседа, а главное, его будущее — вот темы данного номера. Авторы, среди которых преобладают граждане Украины, обсуждают экономические трудности, с которыми сталкивается страна, ее внешнюю и внутреннюю политику, этнические и религиозные особенности, культурную жизнь и жизнь языка.

За долгие столетия совместной жизни два наших народа проросли друг в друга в такой степени, что это порождает сегодня массу проблем, а заодно и множество взаимных претензий. Этому кругу вопросов посвящено несколько статей, причем не только русских и украинских, но также и западных исследователей.

Некоторым политологам будущее российско-украинских отношений видится таким же безоблачно-добрососедским, как отношения США и Канады. Дай-то бог. Начнем с малого. Уберем из российского политического лексикона выражение «ближнее зарубежье».

До новых встреч!