Костромское Ярило. В Костроме долгое время существовало обыкновение во всехсвятское заговенье хоронить Ярилу. Похороны эти были до глупости безобразны, так, например, какой-нибудь бедняк, нищий брал на себя поручение хоронить куклу мужчины, с чрезвычайно развитыми принадлежностями производительности, положенную в гробик, а пьяные, а подчас может быть и трезвые, но суеверные женщины провожали этот гробик и нелицемерно плакали.

Ярилин праздник. Близ Галича есть поклонная гора; она находится близ села Туровского; там, как говорят, поклонялись Мерянскому идолу Яриле, да и доныне, в неделю Всех Святых, Галичане собираются праздновать и гулять.

В начале нынешнего столетия там поступали так: подпаивали мужичка и шутили с ним как хотели, требуя от него изображать собою Ярилу.

Нужно, однако, заметить, что не везде Ярилин праздник обозначен одним числом или одним временем. В селениях Рязанской и Тамбовской губерний бывает этот праздник то в день Всех Святых, то на другой день Петрова дня. Во Владимире на Клязьме — в Троицын день за Лыбедью, у Паталина моста. В Нижегородской губернии празднование Ярилы 4 июня соединяется с ярмаркой, и к этому дню поселянки вырабатывают деньги пряжею на лакомства и наряды. В Твери празднество Яриле, или Яруле, уничтоженное ревностью Архипастырей Мефодия и Амвросия в XIX веке, начиналось с первого воскресения, после Петрова дня, в Трехсвятском саду, на речке Лазуре, куда вечером собиралась молодежь, из горожан и других жителей слобод и посада, и плясали бланжу (танец из восьми пар), под балалайку или другой инструмент. Пользуясь этой возможностью, туда отпускали по-нынешнему мещанки, а по-прежнему репужницы (вероятно, от слов репу жрут или от репы живут), своих дочерей поневеститься.

Погребение Ярилы. Такое смешное в наше время событие торжествовалось лет за 100 в Калязинском уезде, по дороге к Троице, в местности Мерли или Нерли, под старою сосною.

В Чистопольском уезде, в городе Савине, целую ночь пели и плясали в честь Ярилы. В Воронеже до 1763 года ежегодно отправлялся перед заговением Петрова поста до вторника второго поста народный праздник или игрище Ярило — остаток какого-нибудь древнего языческого торжества. В эти дни на бывшую площадь в городе, за старыми Московскими воротами, стекались горожане и местные жители и составляли род ярмарки: к этим дням в домах по городу делались приготовления, как бы к великому празднеству; на месте, избранном для удовольствия, появлялся человек, избранный обществом; его украшали цветами, лентами, обвешивали колокольчиками, на голову ему надевали колпак, тоже раскрашенный и украшенный лентами. При этом такого человека румянили, белили, а в руки давали позвонки (погремушки). На голову надевали высокий колпак, иногда из бумаги, украшали его лентами. В этом наряде, под именем Ярилы, ходил он по городу, сопровождаемый молодежью обоего пола.

Это празднество сопровождалось играми и плясками, лакомством и пьянством, особенно кулачным боем; Преподобный Тихон уничтожил этот праздник.

(Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Москва, 1880. Издание книгопродавца М. Березина)