В начале 2000-х в течение трех лет мы занимались исследованием взросления, проводя полуформализованные интервью и анкетирование, фокус-группы и групповые дискуссии среди старшеклассников и студентов младших курсов екатеринбургских вузов, анализируя их рисунки и сочинения. Нам хотелось выяснить представления о взрослении у первого полностью несоветского поколения — что пришло на смену прежним стратегиям, когда-то идеологически маркированным лесенкой «октябренок — пионер — комсомолец — член партии». Выяснилось, что уже нет явного различия между одобряемыми и неодобряемыми стратегиями, более того, оказался неприемлемым сам концепт стратегии взросления. Мы отказались от него в пользу идеи социальной компетентности взросления, которую попытались развить в одноименной монографии[1]. В то время налицо был разрыв ценностных ориентаций поколений (родители взрослели в советском обществе, дети уже нет), а также их представлений об особенностях общественных отношений, выражавшихся в картине повседневного мира индивида. Сегодня этого разрыва в большинстве случаев нет, и дети, и их родители взрослели в российском, постсоветском обществе. И родители, и их дети в полной мере испытали на себе нестабильность современности, индивидуализацию жизненных историй, риски каждодневного выбора.

Что же произошло за прошедшие 10 лет с конструктом взрослости? Что означает быть взрослым? Что значит взрослеть сегодня?

Представления о том, что означает (а) быть взрослым, (б) становиться взрослым (в) в данном обществе, образуют комплексное, объемное видение социальной реальности из той точки, в которой находятся информанты, в числе которых — старшеклассники и студенты 1—2-го курсов[2]. С вопроса о том, что значит быть взрослым, начинались все наши интервью и групповые обсуждения в начале 2000-х и сейчас, 10 лет спустя. При изучении данных возникает эффект дежавю. Ученица 10-го класса добросовестно воспроизводит в своем мини-сочинении все базовые смыслы взрослости, кроме одного — материальной независимости. И повторяется маленький штрих, присущий данным начала 2000-х — нужно всегда оставаться хоть немного, но ребенком.

«Быть взрослым это, прежде всего, быть ответственным за свои поступки; прежде думать, а потом делать или говорить, не бросать слов на ветер, это умение отдавать всю себя для чего-то или кого-то, прислушиваться к мнению других и делать выводы, это заботиться не только о себе любимой, но и о других, но по-моему не нужно торопиться взрослеть, нужно всегда оставаться немного ребенком» (C11, 10-й класс)[3].

Не нужно торопиться взрослеть — вот тема начала XXI века. Что это — прогрессирующий инфантилизм или переживания по поводу утраченной беззаботности детства, изобилующего как ограничениями (трудности школьного обучения), так и возможностями (одни компьютерные игры чего стоят).

«На самом деле, я считаю, что мы становимся по-настоящему взрослыми тогда, когда осознаем, как же хорошо было в детстве» (С5, 10-й класс).

Именно поэтому исследование взрослости остается актуальным, хочется понять, что же происходит с детьми и подростками, стремятся они остаться в зоне полусамостоятельности или идут какими-то своими сложными путями, раздвигая временные рамки взросления до гораздо более позднего времени. Исходной гипотезой является понимание подростками сложности конструирования собственной взрослости в противовес предположениям об их возрастающем инфантилизме и «бездуховности». Что же сегодня означает быть взрослым для современных подростков?

Аспекты образа взрослого

Эффект дежавю прослеживается в определении составляющих взрослости. Принцип двух У — угадать и угодить, прекрасно показанный в советском фильме «Доживем до понедельника», работает и при написании мини-сочинений нашими респондентами. Перечисление качеств взрослого человека включает в себя расхожие представления-стереотипы о должном. То, что дети постоянно слышат от родителей, учителей, автоматически воспроизводится в текстах сочинений. Тем не менее ответственность и самостоятельность сопровождаются настойчивым напоминанием о необходимости собственных мнений, суждений и решений. Норберт Элиас писал, что в современном обществе «удлиняется и усложняется развитие отдельного человека в направлении к ориентированной на себя, способной принимать самостоятельные решения, отдельной личности. Возрастают требования к осознанному и неосознанному саморегулированию индивида»[4], поэтому становится нормальной «гордость высокоиндивидуализированных людей своей независимостью, свободой, способностью действовать, самостоятельно отвечая за свои поступки и самостоятельно принимая решения»[5].

Можно выделить следующие темы «взрослости», звучащие в сочинениях сегодняшних молодых людей. Итак, тема «ответственности» — самая распространенная. «Ответственность появляется», когда человек становится взрослым — первая фраза, высказанная и в ходе групповой дискуссии студентов[6].

Тема «самостоятельности» рассматривается с разных сторон, начиная с традиционного «быть взрослым — это для начала самостоятельно отвечать за себя. Нести за себя ответственность. Ведь, когда впервые возьмешь на себя ответственность, сможешь почувствовать себя взрослым» (С21, 11-й класс). При этом ответственность не только за себя, но и за других. Сравнительно небольшой текст заканчивается фразой «Не бояться брать ответственность на себя, уметь видеть свои ошибки и признавать их» (С21, 11-й класс). Самостоятельность представлена и в более современном варианте, когда подчеркивается значение принятых решений.

«Когда он может самостоятельно принимать какие-то решения и сам влиять на то, что происходит вокруг него и с ним, не прибегая к помощи своих близких, грубо говоря»
(ГД-2014).

Жесткая логика обретения материальной независимости непопулярна в сочинениях — «Отвечать за свои поступки… зарабатывать деньги и содержать семью» (С13, 11-й класс). Более распространены отсылки к проблематике выбора — «выбор института, человека для создания семьи, все это и есть «становиться взрослым» (С30, 11-й класс). В данной теме, теме обретения ответственности и самостоятельности, упорно подчеркивается ментальный аспект:

«Быть взрослым — это умение анализировать <…> руководствоваться прошлым опытом <…> понимать себя, да и других в том числе» (С12, 11-й класс).

«Быть образованным, начитанным, в какой-то мере серьезно относиться к вещам. Понимать и представлять всю сложность построения мира. Уметь решать проблемы без помощи других людей» (С22, 11-й класс).

«Как только человек понимает, что он хочет от жизни, он становится взрослым. Быть взрослым — это понимание мира и его сущности. Как сегодня стать взрослым? Выбери, что ты хочешь от жизни, выбери цель и дерзай, иди к ней, как бы ни было тяжело» (С10, 11-й класс).

В современном обществе рамки поведения индивида существенно раздвигаются, а влияние на него окружающих людей, социальных групп и институтов, жизненных обстоятельств становится более сложным и латентным. Таким образом, риски взросления только усиливаются. Усложняется процесс идентификации, поиска не только адекватности каких-либо оценок и мнений, но и собственного «я». Все возможные кризисы воспринимаются как следствие индивидуальных недостатков, а не результат процессов, в значительной степени неподвластных индивидам[7]. По мнению многих, человек сам сегодня несет ответственность за свою жизнь, за свои ошибки и действия, влияние социальных институтов на его жизнь практически не рефлексируется, как будто они перестали существовать. Индивид совершает эпистемологическую ошибку, в случае неудач страдая от недостигнутого, как если бы все достижения и провалы действительно зависели только от него. «Личное» и «общественное» позиционируются в двух разных мирах, не связанных друг с другом, при этом в каждом из миров действует своя логика, практически непонятная в другом мире[8].

Понимание современного общества, ориентация в социальной реальности тем самым предполагают некую способность к совмещению данных миров. Если исходить из положения Альфреда Шютца о множественности реальностей, то можно предположить, что восприятие человека не может автоматически перестраиваться с одной реальности на другую, для этого нужны опыт, развитое мышление[9]. Если раньше индивид мог просто подчиняться правилам, принятым в группе, то сегодня эти правила все чаще и чаще подвергаются сомнению. Индивид может следовать правилам группы или другим установленным порядкам, но они в большей степени обеспечивают его идентичность, нежели позволяют добиваться успеха. Информанты постарше, студенты второго курса, отвечая на вопрос «Проще или сложнее было взрослеть вашим родителям?», дают противоречивые ответы. Прежде проще, потому что понятнее, или проще сегодня, потому что можно уйти от проблем и увеличить время беззаботного времяпровождения.

Для понимания современного общества необходимо учитывать действия и смыслы отдельного индивида в той же мере, как и приоритеты различных групп. Становится актуальным взаимодействие группы и индивида, который к тому же входит одновременно в несколько групп, например, может быть учителем и родителем одновременно. Как изменяются восприятие, представления, оценки жизненной ситуации в зависимости от той или иной роли и позиции?

Способность понять существующие правила, оценить их целесообразность становится жизненно необходимой, особенно если таких правил много и они противоречат друг другу. Субъектность человека развивается во многом спонтанно. Она может быть в целом конструктивной, результатом объединенных усилий самого воспитанника, семьи, школы и других окружающих его людей, а может быть и противоположной — так называемой негативной субъектностью, когда человек отрицает все воздействия извне и разрушает окружающее его социальное пространство. Ускорение технологического развития общества только увеличивает возможности отдельного человека влиять на жизнь окружающих людей как в позитивном ключе, так и в негативном. Эрих Фромм в работе «Бегство от свободы» обосновывает необходимость гуманистической этики для регулирования отношений в современном обществе, где «человек сам создает, регулирует и сам же соблюдает эти законы и нормы»[10]. Выбор, понимание, моделирование развития ситуаций и определение возможных последствий — это необходимые характеристики сознания современного человека, позволяющие справиться с требованиями, например, вступления в соответствующую жизненную фазу «субъективно значимым и индивидуально осуществимым способом»[11]. Но есть и альтернатива — потерявшийся, растерянный человек, который становится беспомощной игрушкой в руках других людей, обстоятельств и событий.

Наши информанты и сегодня, и 10 лет назад придерживаются стратегии противостояния подобной беспомощности, отсюда постоянные отсылки к необходимости сделать выбор, понять и т. д. Поэтому и требования к родителям включают в себя расширение поля самостоятельных действий.

«…Наши родители тоже могут помочь в становлении взрослости. Например, оставить ребенка одного дома, когда сами отправляются в отпуск. Оставить ребенку деньги на еду и жилье, а квартиру полностью доверить. По приезду домой посмотреть, в каком состоянии квартира и спросить, как тратились деньги» (С23, 11-й класс).

К пониманию происходящего подталкивают «жизненные кризисы»:

«Жизнь сама подталкивает тебя на взрослую жизнь, иногда случаются такие обстоятельства, при которых ты взрослеешь в считанные дни. Когда погиб мой отец, я повзрослела, потому что один из моих родителей исчез из моей жизни, моей опоры в жизни стало вдвое меньше и нужно было стать более самостоятельной, ответственной, мое понимание жизни резко увеличилось. Когда подросток уходит из школы, он тоже резко взрослеет, его постоянная и размеренная жизнь поменялась, теперь он студент, а не школьник. Резкие изменения равномерной и спокойной жизни подталкивают подростка к взрослению» (С10, 10-й класс).

В 2002 году тема ускорения взросления оценивалась чаще негативно и связывалась с нехваткой важных ресурсов — образования, поддержки близких, иными словами, возможности взрослеть медленно и последовательно. В качестве примеров обычно приводились беспризорники. Сегодня тема социальных сирот не то чтобы потеряла свою остроту, скорее ушла с публичной арены. Зато сохранилась тема двойственности взросления, как бы «для себя» и «для других».

«Подростки в большинстве случаев считают, что если ты позволяешь себе вредные привычки или имеешь уважение со стороны сверстников — это явный показатель взрослости. Я считаю, это неправильно» (С22, 11-й класс).

Так что же взрослость — достижение 18 лет или ответственность, порядочность и серьезность? И то и другое — отвечают наши информанты, но формирование личных качеств важнее формального временного рубежа. Присутствует и тема достижительства, успешности, необходимости добиваться чего-либо.

«Люди постепенно становятся взрослыми, порой даже не желая этого. Они становятся взрослыми на каких-то своих хороших поступках или же действиях. Когда задумываются об этом, то обретают в себе еще больше ответственности и это помогает человеку. Если ты хочешь чего-то добиться, нужно этого очень сильно хотеть, ставить себе цели и обязательно выполнять…» (С14, 11-й класс).

Подчеркивается неоднозначность взросления, своеобразная тема индивидуального проживания своего возраста.

«Можно было бы сказать, что человек становится взрослым с совершеннолетием, но в наше время 16-летний ребенок может быть взрослее 20-летнего. Человек должен сам отвечать за свои поступки, в 18 лет у человека становится больше прав и обязанностей перед обществом и предоставляется больше свободы. Человек взрослый, если он с умом управляет этой свободой и не зависит от других» (С5, 11-й класс).

Свобода, таким образом, рассматривается как необходимый элемент процесса, но не гарантия результата — настоящей взрослости.

«Многие люди считают в наше время, что они взрослые только потому что с каждым годом увеличивается их возраст. Я же считаю, что это никак не относится к тому, что люди взрослеют. По мне дак человек становится взрослым с жизненным опытом, знаниями, мудростью и пониманием других людей, общества» (С24, 11-й класс).

Материальная независимость от родителей рассматривается как следствие наличия опыта. Расхождение между приобретением качеств взрослого — это часто встречающийся сюжет в сочинениях старшеклассников. Как пороговый возраст указываются 30 лет, когда можно подводить итоги процессу взросления — получилось или нет. Опыт приобретается с годами, но главное — толкование этого опыта. Оптимальный вариант — «человек, который научился правильно оценивать различные жизненные ситуации» (С6, 11-й класс).

Еще один важный аспект — значение признания тебя взрослым другими людьми «взрослым считается человек, которого таковым признает социум» (С8, 11-й класс). Сохраняется и эпистемологическая ошибка современности, когда всю ответственность человек перекладывает только на себя.

«Знать, что все, что бы с тобой ни происходило — твоя заслуга. И не винить в этом никого больше» (С21, 11-й класс).

«Когда ты понимаешь, что можешь положиться только на себя, когда твои цели и планы осуществляются… Для меня становление взрослым очень сложная вещь. Ты начинаешь понимать, что глупые доводы, выводы не прокатят, ты должен отвечать за свои поступки, слова. И там-то ты понимаешь, что твоя жизнь, твой дом, твоя семья и ее благополучие зависят от тебя, от твоих слов и действий» (С15, 11-й класс).

Быть врачом или работать в овощном киоске — все выстраивается в символике причинно-следственных отношений, но только личного формата: сделал или не сделал.

Есть и тема, связанная с давлением (принудительным характером, по Бергеру и Лукману) темпоральности — «жизнь дана лишь раз, берегите и цените свою жизнь» (С17, 11-й класс).

Подчеркивается разнообразие путей взросления.

«Каждая личность проходит стадию взросления. У всех она проходит по-разному. Кто-то осознает мудрость жизни самостоятельно. Другие попадают в военные условия и становятся взрослыми, осознав ценность человеческой жизни, товарищества, любви. А кто-то попадает в ситуацию, испытывающую силу духа и требующую ответственных решений» (С12, 11-й класс).

В данном случае не ставится вопрос о качестве взросления в зависимости от его «скорости». В начале 2000-х это подчеркивалось. Сегодня подростки говорят о том, что становиться взрослым можно разными способами:

«Человек не становится взрослым в какой-то определенный день, час или минуту. Это происходит постепенно: у человека формируется свой собственный взгляд на мир, составляется круг его интересов, появляется понимание «чего я хочу добиться в жизни» (С6, 11-й класс).

«Читают книги, совершают ошибки, из которых извлекают жизненный опыт. Общаются с людьми намного старше себя и тем самым получают много полезной информации. Используют множество средств массовой информации, таких как «Википедия», телеканал «ВВС», следят за мировыми новостями» (С4, 11-й класс).

Современность дает о себе знать в тематике выделяемых аспектов взрослости. Прежде всего это индивидуализация жизненной истории. Взрослеют все по-разному, при этом, кроме редких отсылок к таким девиациям, как пьянство, курение и вызывающее поведение, мы не увидели указаний на «некачественное» взросление, более распространенное 10 лет назад. В то же время создается впечатление, что формирующийся сегодня конструкт взрослости вполне устоялся и закрепился в представлениях подростков: опыт может быть разным, но если происходит осмысление и делаются выводы, значит, все в порядке, взросление происходит. Постоянно делается акцент на том, что эти выводы должны быть сделаны самим индивидом, что, с одной стороны, доводится до абсурда, с другой — кажется вполне приемлемым в условиях весомых отличий одного опыта от другого.

Индивидуализация выступает вкупе с информатизацией жизни современных подростков. Проще считать, что все подростки смотрят одни и те же сомнительные передачи, а кто-то ими уж слишком увлекается, но в своих сочинениях они могут цитировать Джона Толкиена или похваляться тем, что любят Кастанеду. Доступ к самым различным источникам в рамках интернета, одобряемым или не одобряемым, оценивается взрослыми, прежде всего родителями и учителями, как риск неконтролируемого познания. А для подростков это возможность в том числе и «потренироваться», научиться выбирать именно то, что нужно. Тема потребления тоже есть, причем потребления в широком смысле — расширение опыта как круга общения, общения с более взрослыми и т. д. Потребление вещей, игр в сочинениях вообще не упоминалось, а в групповой дискуссии представлено в негативном смысле. Мы в данном случае подчеркиваем реализацию потребности в получении опыта, в занятиях различными видами деятельности и т. п. Опять же излишние, на взгляд уже состоявшихся взрослых, потребности подростков создают еще одну основу для якобы растущей «бездуховности» современной молодежи, а для самих молодых людей активное и разнообразное потребление — основа взросления. Треугольник специфики современного общества образует поле «рисков», которые демонстрируют нам сложность и возможности данного периода (рис. 1).

Рисунок 1. Факторы, провоцирующие риски взросления

 

Данный треугольник подчеркивает взаимное усиление всех приведенных аспектов современного общества. Повышение объема информации приводит к увеличению потребностей, а возможности удовлетворять разнообразные потребности способствуют индивидуализации и усилению информационных потоков. При этом наиболее очевидны риски индивидуализации, современная жизненная история, по меткому замечанию Ульриха Бека, превращается в «биографию канатоходца» — неправильный выбор, например профессии, сферы образования, может обернуться значительной потерей жизненных ресурсов[12].

Полемика о значимости условий взросления ярко разгорелась во время групповой дискуссии. Сами студенты-второкурсники яростно обличали взросление своего поколения в рамках города, были упомянуты практически все клише, начиная с того, что раньше уже работали в 14 лет, а сегодня только в 20 начинают осознавать необходимость каких-то шагов по обретению самостоятельности. Не забыли и о тех, кто всю жизнь живет с родителями, потому что с родителями жить нельзя, за исключением крайних случаев. Были упомянуты и развлечения, которые мешают взрослеть современным детям.

10 лет назад мы выделяли, вслед за нашими информантами, внешнюю и внутреннюю стороны процесса взросления. Внутренняя сторона — это та работа, которая проходит «внутри» личности через осознание каких-то важных вещей, воспитание в себе определенных качеств (ответственности, самостоятельности, сдержанности и пр.). С этой точки зрения, чтобы стать взрослым, необходимо долго учиться, вырабатывать определенное мировоззрение, собственные взгляды, нарабатывать определенные связи.

Внешняя сторона взросления содержит прежде всего то, что мы называем атрибутами взросления: можно делать то, что раньше не полагалось, — свободно одеваться по собственному усмотрению, пить, курить, поздно возвращаться домой, посещать различные тусовки, заниматься сексом, благо есть противозачаточные средства, это делает жизнь разнообразной. Исследование культуры молодежи как субкультуры является очень распространенным концептуальным подходом[13], возникновение и распространение таких субкультур очень часто рассматривают как способ изменения стилей жизни общества в целом. То культурное поле, которое создается молодежью, впоследствии становится источником новизны для стилей и образов жизни взрослого мира, как будущий культурный код, который, конечно же, проходит процедуру «причесывания» при переходе молодых людей ко взрослости. Следует отметить, что сами молодые люди совершенно не рассматривают выделяемое «взрослой наукой» особое «молодежное» поведение, стиль жизни как внутренний компонент взросления, скорее относят его к внешним проявлениям.

Растяжение процесса взросления, на наш взгляд, связано именно с некоторой противоречивостью сочетания двух сторон. Сегодня от подростка требуется постоянная демонстрация его достижений и в школе, и дома — хорошие оценки, победы на конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность. Со следующего года планируется учитывать портфолио школьника при поступлении в вуз. Декларация собственной успешности давно уже сменила конструкцию беззаботного, опекаемого детства и отрочества. В то же время далеко не всегда у подростка есть время на те самые вдумчивость и мудрость, о которых идет речь. Взросление — процесс медленный и постепенный, связанный с решением задач по мере их поступления.

«Человек становится взрослым постепенно, сначала человек решает более легкие проблемы. Например: как исправить двойку по математике. Потом решает более сложные. Например: как построить отношения с любимым человеком. Сначала человек учится в семье выполнять небольшие обязанности, а потом берет ответственность на себя не только за себя, но и за близких, в итоге человек может пренебречь личными интересами ради долга или интереса близких людей. Так человек взрослеет» (С1, 10-й класс).

Таким образом, количество возможных проблем, которые нужно научиться решать, не только расширяет поле взросления, но и увеличивает время его освоения. Так, основное направление взросления родителей  (образование — получение работы — достижение финансовой независимости) в представлениях о собственном взрослении современных молодых людей распадается на три пересекающихся и взаимосвязанных направления. Это: (1) образование — развитие, (2) общение — развлечение, (3) выбор — деятельность.

Образование — развитие. В 2002 году одним из информантов была выдвинута версия разделения взросления на «интеллектуальное» и «социальное». За поступление в вуз в большей степени отвечает интеллектуальное взросление как изучение различных, прежде всего точных, наук. С другой стороны, социальное взросление в современном обществе не менее важно, молодые люди подчеркивают значимость понимания окружающей общественной реальности. Мир многообразен, научиться взаимодействовать с самыми разными людьми не так-то просто, а от этого умения часто зависит, как сложится жизнь. При повторении данных постулатов тем или иным образом, в 2014 году была предложена и другая версия — взросление делится на интеллектуальное (способность работать с информацией), физиологическое (внешние изменения) и фактическое (по возрасту). При этом информантка — участница студенческого обсуждения — настаивала на пересечении этих аспектов. На рисунке девушка изобразила эти аспекты в виде концентрических кругов, как бы вложенных один в другой (рис. 2).

Вряд ли стоит дискутировать по поводу полноты и аргументированности данных делений. Выделение различных аспектов взросления, демонстрация несоответствий подчеркивают понимание сложности данного процесса. Что, опять же, индивидуализирует и растягивает данный процесс.

Наряду с пересекающимися аспектами взросления и десять лет назад, и теперь характерным сюжетом, подчеркивающим процессуальность взросления, является образ выстроенных в линию стадий жизненного пути. Например, это последовательные «кадры» с семечком, маленькими всходами, распускающимся наконец радостно цветущим растением (рис. 3).

Рисунок 3. ГД-2014

 

Общение — развлечение. В процессе взросления родителей досуг занимал второстепенное, «аутсайдерское» место, социальное взросление в те времена происходило в ситуации более жесткой упорядоченности, в рамках системы детских и молодежных организаций с идеологической подоплекой. Досуг должен был быть предельно познавательным (походы в театры, на выставки и т. д.) и максимально контролируемым. В таких условиях понимание досуга, предполагающее общение и развлечение согласно собственным предпочтениям и желаниям молодых людей, имело некий «запретный» оттенок и было связано с нарушением негласных правил.

В современном обществе при отсутствии жесткого контроля и расширении возможностей данной сферы пути социального взросления более разнообразны и включают в себя такой досуг на равных основаниях с другими видами досуга и социального взросления в целом. Западные исследователи считают досуг и потребление теми сферами, в которых молодые люди имеют наибольшие возможности для самостоятельных действий, что дает им необходимый опыт независимости. Доля такого опыта именно в этих, а не других сферах, обусловлена растяжением периода зависимости от родителей. Групповая дискуссия продемонстрировала пренебрежительное отношение к досугу как альтернативе образования и профессиональной деятельности. Иными словами, процесс, когда «ты сам решаешь, никто тебя не заставляет» (ГД-2014) позиционируется в контексте образовательного, профессионального выбора, какой-то еще полезной деятельности, но не в сфере досуга. Развлечения, по мнению студентов, расхолаживают, отвлекают от сути взросления, в то же время и при таком подходе звучит призыв к индивидуализации: «каждый находит для себя зону комфортности» (ГД-2014).

Подчеркивается бремя «кажущегося разнообразия», общество манит спектром возможностей, который на поверку оказывается множеством закрытых дверей. Интеллектуальное развитие, обучение в течение четырех лет оборачивается работой в пиццерии. Подобный дисбаланс требований, предъявляемых к индивиду, свидетельствует как раз о процессах индивидуализации, но для наших информантов видится просто несправедливостью и основанием для отказа от взросления как такового, тяге к простым и доступным развлечениям. Раньше проблемы были общими, четко обозначенными, сегодня — каждый сам по себе.

Итак, растяжение процесса взросления, безусловно, присутствует, но нет прямой зависимости от продолжительности получения образования и начала профессиональной деятельности. Все привычные вехи присутствуют, но не являются определяющими. Все индивидуально — семилетний ребенок, способный отвечать за свои поступки, по мнению студентов 2-го курса, может быть более взрослым, чем кто-либо, более старший по возрасту.

Выбор — деятельность как третье направление занимает практически лидирующие позиции. «Молодые люди имеют сложные ценностные системы и вовлечены в серьезную эмоциональную и этическую работу по конструированию своей идентичности и проживанию своей жизни». Такой вывод был сделан по результатам английского исследования «Ценности молодежи и переход ко взрослости» (1996—1999)[14]. Наше исследование, проведенное несколькими годами позже, определяет взросление в начале 2000-х как постоянную работу над собой, которая совершенно не обязательно укладывается в привычные рамки понимания старшего поколения. Индивидуализация при этом делает сроки взросления крайне относительными. Сегодня, 10 лет спустя, мы можем наблюдать похожие результаты исследования в том, что касается основных направлений взросления. А определение примерного срока как 30 лет, то есть гораздо позже окончания не только среднего профессионального, но и высшего образования, свидетельствует о признании необходимости длительного периода обретения взрослости. Не стоит забывать, что «искать себя» можно в течение всей жизни, и результат при этом совершенно не гарантирован.



[1]  Веселкова Н., Прямикова Е. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005.

[2]  Материалы исследования 2014 года: учениками 10 и 11-го класса МОУ СОШ № 166 г. Екатеринбурга написано 39 сочинений. Проведена групповая дискуссия с участием студентов 2-го курса факультета социологии УрГПУ. Участие студентов — будущих социологов мы сочли вполне допустимым, поскольку дискуссия состоялась в самом начале учебного года 2-го курса, когда профессиональная подготовка еще минимальна. Цитаты из стенограммы групповой дискуссии в статье обозначаются как ГД-2014 — групповая дискуссия и год ее проведения.

[3]  Здесь и далее приводятся следующие обозначения цитат из сочинений школьников: С11, 10-й класс — мини-сочинение, написанное учеником или ученицей 10-го класса. 11 — это номер, присвоенный конкретному сочинению.

[4]  Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. С. 175—176.

[5]  Там же. С. 182.

[6]  Далее обозначается как ГД-2014 — групповая дискуссия и год ее проведения.

[7]  Furlong A., Cartmel F. Young people and social change. Individualization and risk in late modernity. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 2001.

[8]  Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

[9]  Шютц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. 2003. Том 3. № 2.

[10] Фромм Э. Человек для себя / Бегство от свободы. Человек для себя. Мн.: ООО «Попурри», 2000. С. 382.

[11] Miles S., Pohl A., Stauber B., Walter A., Banha R. M. B., Gomes M. do C. Communities of Youth. Cultural practice and informal learning. Aldershot: Ashgate, 2002.

[12] Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization and “Precarious Freedoms”: Perspectives and Controversies of a Subject-oriented Sociology // The Blackwell Reader in contemporary social theory / Ed. by Elliot A. Oxford: Blackwell, 1999. P. 156—167.

[13] Истоки развития социологии молодежи очень часто рассматривают как идущие от изучения вновь возникающих стилей потребления в обществе всеобщего благосостояния (60-е годы), и такие стили были связаны с молодежью. В настоящее время мы можем также отметить повышенное внимание создателей рекламы к молодому поколению, к целенаправленной акцентуации ими разнообразия досуговых форм. О молодежных субкультурах см. исследования Е. Омельченко и др.: Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры (Youth Cultures and Subcultures) / Е. Л. Омельченко; Ин-т социологии РАН; Ульяновский гос. ун-т; Науч.-исслед. центр «Регион». М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. 262 с.; Глядя на Запад. Культурная глобализация и российские молодежные культуры (Looking West) / Хилари Пилкингтон, Елена Омельченко, Мойа Флинн [и др.]; [пер. с англ. О. Оберемко, У. Блюдиной]. СПб.: Алетейя, 2004. 278 с.

[14] Thompson R., Holland J. Youth Values and Transition to Adulthood: An empirical investigation. London: South Bank University, Family & Social Capital ESRC Research Group, 2004. No. 4.