Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
В массовом сознании образ Патриарха преимущественно положителен. Судя по данным общероссийского опроса, 50% россиян относятся к предстоятелю положительно, 30% — безразлично, и 5% — отрицательно. Как и следовало ожидать, те, кто относит себя к православным, демонстрируют благожелательное отношение к Алексию II в большей мере, чем атеисты и представители других конфессий (61%, 30%, и 40% соответственно). Друзья и знакомые опрошенных тоже относятся к Патриарху чаще положительно, чем отрицательно или нейтрально (34%, 3% и 27% соответственно).
Отвечая на открытый вопрос о качествах Алексия II, большинство опрошенных дали ему позитивные характеристики. Россияне видят в Патриархе лидера, хорошего политика, организатора («большой политик»; «человек, который не раскачивает лодку»; «ведет политику уважения к Государству»), миссионера («активно занимается восстановлением церквей»; «активно возрождает христианство, исполняет миссию миротворца»; «возрождает православие»; «старается молодежь приобщить к вере»; «настоящий служитель Господа»); человека высокой духовности и мудрости («верует в Бога»; «несет людям светлое чувство — веру»; «великой душевной доброты, принципиален и неподкупен, порядочен», «внушает уважение к себе и к церкви»); патриота России («сплачивает нацию, всех православных, отражает нападки католической церкви», «хочет, чтобы России было хорошо»; «думает о простом народе, в его высказываниях и действиях чувствуется забота); умного, интеллектуального и образованного человек («будучи совсем молодым, он получает этот сан, значит, умен»; «грамотный и культурный»; «безусловно умный», «в карман за словом не лезет»). Их привлекает и манера поведения Патриарха («дипломатичность, сочетание осторожности и активности»; «очень приятно, что патриарх умеет говорить, держать стиль религиозного общения») и его внешность («солидный»; «просто доброе лицо»; «видный, степенный»). Те немногие, кто относится к патриарху плохо, вменяют ему в вину явную зависимость от правящей власти («он политик, он работает под вождя и власть, подстраивается»; «он не с народом, близок к верховной власти», «встречается, целуется с политиками, во всем согласен с разрушителями государства», «слишком светский человек для священника»); поощрение безнравственного поведения некоторых церковных деятелей («он нашему алкашу дал высокое звание — епископ»). В пышности церковного облачения этим респондентам видится демонстрация богатства в бедной стране («очень пышно живет, нескромно»), да и личность Патриарха не внушает доверия («взгляд хитрый, пройдоха»; «фарисей»; «вынужденный подчиняться заповедям православия»).
В ходе обсуждения на фокус-группах роли Православной церкви и Патриарха в современной России участники дискуссии имели возможность возражать друг другу. В частности, упреку в излишней вовлеченности Алексия II в политику был противопоставлен аргумент: церковнослужители не могут отстраняться от проблем своего народа и страны (при этом приводился исторический пример Сергия Радонежского). Сегодняшнему Патриарху ставили в заслугу то, что он не оставил без духовной поддержки солдат, воюющих в Чечне.
Упреки в безнравственности некоторых священнослужителей встретили более изощренные контраргументы, распространенные среди верующих: «священник — это проводник, посредник между Богом и человеком, поэтому неважно, нравственный он человек или нет», «осуждение — один из семи смертных грехов, и не нам судить, какой должен быть священник».
В целом можно сказать, что сегодня в России Православная церковь имеет потенциал влияния на настроения людей благодаря своему институциональному статусу и авторитету личности Алексия II, которого большинство опрошенных нами россиян считает «самым выдающимся религиозным политиком последних десятилетий».