Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
В апреле 2001 года этот вопрос задали респондентам фонда «Общественное мнение». 29% опрошенных решительно или с оговорками ответили, что да, должно стать. 53% высказались за отделение Церкви от государства. Любопытно посмотреть, как отвечают на этот вопрос сами православные.
Среди этой части населения оказалось 37% сторонников превращения православия в государственную религию, но все-таки сторонников отделения Церкви от государства больше (46%). А из тех, кто поддержал идею о православии как государственной религии, решительно высказались за это только 15%, прочие — с некоторым колебанием («скорее должно стать…»).
Любопытны причины подобной сдержанности. Казалось бы, православные люди должны положительно относиться к идее придания православию статуса государственной религии. Православная церковь всегда считала (и теперь считает) «симфонию Церкви и государства» наиболее желательным строем. На это указывает и государственный герб Византии, воспринятый от нее Россией, — двуглавый орел, обе головы — в коронах (а над ними вверху — третья корона, что означает подчинение обеих «ветвей власти» непосредственно Богу). Но, как указывается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Соборе 13–16 августа 2000 года, «поскольку церковно-государственные отношения — явление двустороннее, то вышеуказанная идеальная форма исторически могла быть выработана лишь в государстве, признающем Православную Церковь величайшей народной святыней, — иными словами, в государстве православном». И далее весьма важное утверждение: «Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей».
Так что, вполне вероятно, те 22% православных, которые высказались за превращение православия в государственную религию более осторожно, — или, по крайней мере, часть из них, — имели в виду возможную в отдаленном будущем или же вообще, безотносительно ко времени, идеальную, с их точки зрения, форму правления, а вовсе не сегодняшний день.
Для обоснования последнего предположения можно сослаться на результат опроса, проведенного в январе 1999 года. На вопрос, возрастет или уменьшится в будущем значение религии в жизни людей, 69% опрошенных ответили, что возрастет, и только 14% посчитали, что это значение уменьшится.
Даже если предположить, что прогноз верен и усиление религиозности в обществе будет выдвигать на передний план проблему установления гармоничного сотрудничества между церковью и государством, все равно останется крупная проблема налаживания такой симфонии. Православная церковь за много веков своего сосуществования с государством накопила большой опыт сотрудничества с ним, но только с государством одного, определенного типа, а именно с монархией. Государство же современного типа, на данный момент существующее в России, вообще не имеет опыта сотрудничества с церковью.