Разговоры о том, что мир стал безумным, как известно, ведутся в мире с тех пор, как люди начали вести какие бы то ни было разговоры. То, что было признано «нормальным» для одних эпох, сообществ и культур, довольно часто самым кардинальным образом меняется, так что можно было бы и не затевать еще раз рассуждений о принципиальной подвижности границ любых норм. Если бы не сгустившееся подозрение, что сегодня мы живем в пору не просто весьма длительного и качественно нового, но поистине беспрецедентного размывания этих границ, которое уже сейчас имеет и будет иметь в дальнейшем неопределенные и непредсказуемые последствия.

Собственно, сама попытка разобраться в том, что же такое норма, каковы ее происхождение и назначение, прошлое, настоящее и будущее, предпринятая ОЗ, довольно убедительно свидетельствует в пользу гипотезы, согласно которой нормы или как минимум наши представления о них сегодня претерпевают масштабные изменения, если не кризис. «Нормальное» понимание самого слова «кризис» в современном мире двоякое: кризис есть и угроза стабильности, по умолчанию желанной, и залог развития, декларируемого в качестве одновременно условия и цели. В то же время в обыденном языке рассуждения о «кризисе семьи», «кризисе образования», «кризисе международной финансовой системы», «цивилизационном кризисе» и всех прочих мыслимых кризисах, предположительно переживаемых сегодня человечеством, носят алармистский характер, зовут к преодолению или купированию этих кризисов, предупреждают об их опасности и апеллируют к необходимости восстановления старой либо изобретению новой «нормы». В этом смысле норма, безусловно, является основой для равновесия, тоска по которому в нас неизбывна, чтобы не сказать нормальна.

Происходящее сегодня в России и мире явно ставит под вопрос многое из того, что мы привыкли считать нормальным, то есть и общественно полезным, и приемлемым, и не подвергаемым сомнению. Сегодняшние процессы в отечестве выявили наличие совершенно противоположных и несовместимых представлений о норме политической этики, норме международного права, норме научной добросовестности, норме любви к своему дому и родине, норме сексуальной любви, наконец. Мало того что понятие нормы и ее границ оказывается исторически обоснованным, поскольку   уходит   в   глубину   веков   и соотносится с традиционной этикой, — современность искушает нас вопросом: не является ли сегодня всякая норма лишь способом оправдания изменчивой прагматики?

Если между онтологией и этикой нормы можно, с помощью историков и философов, навести какие-то мосты, то социология и экология нормы выявляют редкую неустойчивость всего понятийного поля. Действительно непонятно, например, что все же происходит с границами нормы. Отнюдь не всем кажется, что эти границы расширяются или размываются. Иные полагают, что нормами пренебрегают, третьи настаивают, что границы норм сегодня слишком узкие, некоторые и вовсе считают само проведение, фиксацию таких границ ненужным, излишним.

Мы попытались взглянуть на сегодняшнюю норму и ее границы в самых разных областях жизни и деятельности — от культуры и политики до брака и здоровья — глазами современных историков, философов, филологов и биологов. Строго говоря, именно этим — пристрастным разглядыванием быстротекучей и постоянно меняющейся нормы — мы и так занимаемся всегда. Просто сегодня, как нам показалось, пришло время попробовать договориться о терминах. Если, конечно, это в принципе возможно.