У нашего журнала славное название. Сказать по правде, оно досталось нам в определенной мере случайно. В том смысле, что мы не имели в виду продолжать традиции ни «Отечественных записок» Свиньина (1820–1830 гг.), ни «Отечественных записок» Белинского, Некрасова и Салтыкова-Щедрина (1839–1884 гг.), ни тем более тех «Отечественных записок», которые издавала группа российских диссидентов еще несколько лет назад. Просто зарегистрировать новый журнал в начале XXI века в России оказалось делом более сложным, чем можно было бы ожидать. Тот, кто никогда этим не занимался, не может себе представить, как много у нас в стране журналов и газет – современные словари едва ли обеспечивают растущие потребности нарождающихся СМИ в новых названиях.

«Отечественные записки» чудесным образом оказались свободны. Название сначала пленило своей простотой, а затем, когда мы стали уже всерьез примерять его на себя, — и точностью.

Мы — это группа частных лиц, которых объединяет, помимо взаимной симпатии, уверенность в том, что думать в принципе нужно и полезно. Что, как будто бы, и не новость. Однако стало уже общим местом и мнение, согласно которому за последнее десятилетие в России почти полностью разрушилось пространство интеллектуального общения. Считается, что «толстые журналы» утратили свое влияние. Что современные научные и интеллектуальные издания зачастую маргинальны. Что сегодня нет коммуникативной среды для обсуждения вопросов, более фундаментальных, чем ежедневные политические новости. Что отсутствует тот интеллектуальный «питательный бульон», который необходим для возникновения новых идей нового времени.

Мы верим в пользу рефлексии и в то, что «знание — сила». Мы также убеждены, что деятельность, предваряемая размышлением, обычно менее вредоносна, чем деятельность необдуманная. Мы считаем, что мысль не должна оправдывать уже совершённое действие. Мы были настолько удачливы, что встретили людей, которые разделяют эту убежденность и поэтому финансируют наш проект.

Наши «Отечественные записки» задуманы как журнал, посвященный проблемам, которые мы признаем общественно значимыми и недостаточно проясненными. Значимым же является, с нашей точки зрения, очень многое. В планах редакции стоит уже столько тем, что хватит на годы. Устройство и судьба государственных границ, ценности современного воспитания, будущее российских банков, природа коррупции, ксенофобия в многонациональном государстве, способы выживания в провинции, особенности русского капитализма, картина мира глазами россиянина, перспективы филантропии в России, польза и вред безработицы, здравоохранение и отсутствие здоровья, загадка цены труда, — все это и многое другое нам интересно, и мы готовимся об этом писать. Точнее, писать об этом будем не мы. Один из наших главных принципов — по возможности избегать публикации журналистских текстов: мы хотим, чтобы авторами были не журналисты, а эксперты и практики. Работая над той или иной темой, мы не ищем заранее заданного результата. Напротив, мы заинтересованы в том, чтобы он стал итогом добросовестного междисциплинарного диалога, столкновения аргументированных мнений, анализа тематической информации, которую мы при участии экспертов попытаемся систематизировать.

Структура журнала будет близка той, что вы видите в этом номере. Примерно две трети его посвящены главной теме. В первом номере главная тема — отношения между российским государством и Русской православной церковью, которые, по нашему глубокому убеждению, влияют на всю государственную политику в целом, а значит, и на наши с вами жизни. Есть в номере и не имеющие отношения к главной теме статьи, посвященные разным, в той или иной степени актуальным проблемам.

Главные темы ближайших номеров — «Образование: фетиш или необходимость» и «Налоги: могут ли договориться государство и общество?».

В каждом номере мы будем публиковать как минимум одно документально-художественное произведение. Это наш специальный проект под условным названием «Возрождение „физиологического очерка“ в России», для которого придумана отдельная рубрика «Страна ОЗ».

Возможно, не все у нас будет получаться сразу. Так, в этом номере нет, например, статей иностранных специалистов (уже во втором номере вас ждет интереснейший переводной материал), пока еще недостаточно представителен блок книжных рецензий (уточняем жанры и круг авторов). Будем работать.

Не вполне понятно нам самим, считать ли толщину нашего журнала достоинством или недостатком. Наверное, достоинством – он больше похож на книжку, то есть на предмет медленного чтения. Чтобы успеть подумать.

Читайте. Вреда от этого точно не будет.